[Prev][Index][Thread]

В.В.Смирнов ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА -



      "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ
                          В РУКАХ РЕФОРМАТОРА"
      В.В.Смирнов,  Ассоциация социальных педагогов и социальных работ-
      ников России, член Международной Федерации социальных работников.

     Одной из основных причин пробуксовки так называемых экономических
реформ в России и других республиках бывшего Советского Союза по  мне-
нию  многих независимых аналитиков является недооценка правительствами
важности развития социальной сферы, в том числе социальной сферы села,
и одного из главных его инструментов - __профессиональной социальной ра-
__боты._. В этом мы, представители неправительственной организации России,
аккредитованной  на  Встрече  на высшем уровне в интересах социального
развития, которая проходила в Копенгагене в марте 1995 года, убедились
воочию. Кстати,  ход  этого важнейшего форума практически не освещался
российскими СМИ, а итоговые документы видимо покоятся в архивах прави-
тельства.
     К сожалению до настоящего времени в недрах общественного сознания
и, что более всего печально,  в сознании высокопоставленных  государс-
твенных чиновников,  социальная работа отождествляется с деятельностью
государственных институтов по выплате пенсий и пособий,  созданию сети
детских домов и интернатов,  приютов для инвалидов,  престарелых и бе-
женцев,  пунктов психологической помощи, организации благотворительных
обедов,  прочих одноразовых акций и т.п. При этом каждый из видов этой
деятельности выполняется разрозненно  соответствующим  ведомством  или
министерством:  социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения,
образования,  милицией и рядом других ведомств.  При всем  уважении  к
данному виду деятельности отождествлять ее с социальной работой просто
нельзя,  так как это только ее часть - __социальная  помощь_.,  социальная
поддержка  граждан,  попавших  в  тяжелое положение в силу объективных
причин или по вине самого государства, возвращение государством долгов
своим  гражданам.  При всей гуманности этого вида деятельности отсутс-
твие второго компонента социальной работы - __социальной защиты_.  граждан
еще не попавших в беду,  т.е.  нуждающихся в квалифицированном совете,
необходимой информации и знаниях,  психологической и юридической  под-
держке, она бесперспективна, ибо не ведет к снижению числа нуждающихся
в помощи людей, а скорее наоборот.
     __Профессиональная социальная работа_. предполагает оптимальное соче-
тание "профилактики заболевания" с "лечением" социальных недугов.  При
этом  очевидно,  что  успехи в профилактике рано или поздно приведут к
снижению числа нуждающихся в социальной помощи.
     Ознакомившись в ходе конференции с мнением профессионалов в  раз-
личных областях знаний, мы еще раз убедились в том, что избранный АСО-
ПиР РФ путь развития профессиональной социальной работы,  в том  числе
на селе,  на сегодня единственно правильный.  Действительно,  из боль-
шинства выступлений явствует,  что крестьянин,  в очередной  раз  став
жертвой "революционных преобразований", нуждается более всего в досто-
верной,  а не исходящей от чиновников,  информации,  новых для него  и
доступных для понимания знаниях в области экономики и права,  экологии
и валиологии (науке о сохранении здоровья),  нуждается  в  человеке  -
психологе и педагоге, обладающем достаточными знаниями не только в пе-
речисленных областях, но с способном выслушать, дать квалифицированный
совет, а в отдельных случаях и помочь реализовать предложенное. Безус-
ловно, главным помощником социального работника  должен  стать  компь-
ютер, использующий  региональный  банк  данных,  который АСОПиР в силу
своих возможностей в настоящее время создает.
     Все сказанное не плод кабинетных размышлений,  а результат  более
чем  5-ти летней работы во многих сельских регионах России.  Коротко о
ней информировала М.П.Гурьянова в своем сообщении "Совместный исследо-
вательский проект АСОПиР РФ и ЦСП РАО "Возрождение России начинается с
села".  В итоге достигнуты неплохие результаты.  Однако есть и большие
проблемы,  одна  из  которых - отсутствие достаточного количества про-
фессиональных социальных работников.  Поэтому в настоящее время основ-
ные  усилия АСОПиР РФ направлены на подготовку социальных работниковп-
рофессионалов.  В свою очередь это  сопряжено  с  большим  количеством
трудностей, связанных с подготовкой преподавателей, учебных программ и
планов,  изданием учебников и пособий,  изысканием новых форм обучения
без отрыва от основной работы в социальной сфере и т.п.
     Серьезной вехой на этом пути  была  международная  научно-практи-
ческая конференция, организованная АСОПиР РФ в сентябре 1995 г. в Бар-
науле. Часть материалов конференции приведена ниже.
     Приняв участие  в  настоящей конференции и внимательно ознакомив-
шись с представленными на ней докладами,  сообщениями,  репликами,  мы
подготовили к изданию материалы конференции,  которые по нашему мнению
могут служить в будущем в  качестве  учебных  пособий  при  подготовке
сельских социальных работников и, если авторы и организаторы конферен-
ции не возражают,  Издательство АСОПиР РФ опубликует их отдельной бро-
шюрой.
     Не скрою, что мы возлагаем большие надежды на настоящую конферен-
цию как начало перехода от слов к действиям - объединению усилий  уче-
ных  и  практиков  в  деле создания единой концепции аграрной реформы,
конкретного участия в подготовке  правовой  базы,  психолого-педагоги-
ческого обеспечения реформы и социальной защиты сельского населения.
     В настоящее время мы приступили  к  созданию  специализированного
учебного и науно-исследовательского учреждения для подготовки сельских
профессиональных социальных работников и научно-практического  обеспе-
чения их  профессионльной  деятельности в сельских регионах России.  К
этому проекту намерены подключиться социальные работники Белоруссии  и
Украины.
     __ Заявление участников Международной конференции "Социальная работа
     __ в  сельских  регионах  и образование в области социальной работы"
     Нарастание опасности экологической катастрофы, депопуляционные
тенденции развития аграрных регионов России, резкое сокращение жителей
села, негативные социальные последствия радикально-волюнтаристски осу-
ществляемых  реформ  экономики  и  управления привели сельские регионы
страны к опасной грани, за которой начинаются необратимые процессы со-
циальной деградации,  деморализации населения,  хозяйственного упадка,
запустения огромных территорий.  Особенно тревожными  для  социального
развития села являются такие тенденции, как:
     - разрушение социальной инфраструктуры сельских поселений, закры-
тие здесь медицинских пунктов,  школ,  библиотек, домов культуры, клу-
бов, интернатных учреждений;
     - деморализация сельского населения, утрата им целого ряда тради-
ционных нравственных ценностей,  составляющих основу не только  образа
жизни, духовности сельских жителей, но и населения страны в целом;
     - катастрофическое падение уровня жизни сельского населения,  яв-
ное ослабление гарантий его социальной защищенности,  произвольное за-
нижение уровня заработной платы  работников  сельского  хозяйства,  ее
систематическая задержка, ведущая к дальнейшей утрате значимости труда
как ценности жизни для всех тех, кто живет на селе;
     - опасное  снижение  ценностей  образования в сельских поселениях
страны,  сопровождаемое очевидным ограничением  возможностей  получить
качественное  профессиональное  образование  детям из сельских семей в
силу растущей массовости платного обучения в вузах;
     - одним из оснований роста социальной напряженности, снижения со-
циальной защищенности стала дезориентация сельского населения России в
вопросах национально-культурного развития.  Здесь нередким стало соче-
тание откровенного национализма с полным разрушением основ  националь-
но-культурной  идентичности  (особенно  у славянских групп населения),
что явно усугубляет решение вопросов социальной защиты;
     - серьезный кризис сельской семьи, очевидное ослабление ее роли в
сохранении стабильности развития сельского социума,  падение  престижа
как хранительницы нравственных ценностей, определенного образа жизни,
основанного на  ценностях  труда  и значимости образования,  культуры,
знаний;
     - очевидный рост преступности, криминализация сельской среды, яв-
ное увеличение здесь доли тех,  кто уже отбыл наказание или ориентиро-
ван на криминальное поведение;
     - нарастающее безвластие и безответственность,  растущая неуправ-
ляемость социальными процессами как на районном,  областном,  так и на
поселенческом уровне,  что стимулирует массовую  безответственность  и
вседозволенность среди населения, рост насилия, эгоистически-центриро-
ванного поведения,  нарастание хаоса,  явлений типа "война всех против
всех", "каждого - с каждым", "каждого - со всеми";
     - налицо явное ослабление роли массовости,  эффективности  добро-
вольческой  социальной  и  психологической помощи сельского населения,
его стихийно-коллективной  самоподдержки,  рост  социальной  отчужден-
ности, напряженности, конфликтности;
     - очевидным стало снижение авторитета,  социальной роли,  влияния
на  селе сельского учителя.  Это заметно осложняет проблему социальной
защиты и самоподдержки тех, кто живет на селе, осуществление здесь со-
циально-педагогической деятельности;
     - новые проблемы для социальной работы на селе в  России  создает
растущая  социальная  дифференциация,  расслоение сельского населения,
появление здесь очень богатых людей и массовой бедности  работоспособ-
ного  населения,  прогрессирующей незащищенности "слабых" общественных
групп;
     - в  сельской зоне России особенно многочисленной становится доля
мигрантов из ближнего зарубежья,  требующих специальных мер социальной
защиты, обеспечения адаптации к новым условиям;
     - неразвитость специальных сельских учреждений социальной защиты,
отсутствие корпуса кадров,  способных оказывать профессионально эффек-
тивную социальную помощь,  вести квалифицированную социальную  работу,
полумеры,  некомплексность в ее осуществлении явно усугубляет ситуацию
в российском селе середины 1990-х годов.
     Противоречивость и ограниченность федеральных законов, регулирую-
щих социальное развитие, отношения между Центром и регионами, неразви-
тость регионального социального  законодательства  серьезно  осложняет
решение  проблем социальной защиты.  В особенности остро стоят вопросы
реформы налогово-бюджетной системы и управления, которые пока действу-
ют в  стране по преимуществу в ущерб сельским регионам,  оказавшимся в
ходе радикальных реформ наименее защищенными и способными к  самозащи-
те.  Это требует специальных мер по защите российского села,  развития
здесь эффективной социальной работы,  оптимально акцентированной соци-
альной политики.
     Участники Конференции считают, что практика прямой социальной по-
мощи  государства  населению  в  аграрных  и агропромышленных регионах
страны должна быть дополнена  комплексными  долгосрочными  программами
опосредованного характера, дающими льготы предпринимателям всех секто-
ров экономики,  общественным организациям,  которые  оказывают  помощь
"слабым" группам,  несущим расходы по поддержанию жизнестойкости соци-
альной сферы сельских регионов.  Социальная политика как  направленная
на дальнейшее разрушение коллективных хозяйств,  госхозов, сохраняющих
товарное производство,  так и не уделяющая должного внимания созданным
фермерским  хозяйствам сегодня не просто ошибочна,  но преступна.  Это
имеет прямое отношение к перспективам сохранения стабильности, возрож-
дения и укрепления социальной защищенности не только сельского населе-
ния,  но и в целом российского общества, каждого россиянина. Принципи-
ально  важно  понять,  что  экономическая  и социальная дееспособность
сельского населения страны не может возникнуть сама собой без  серьез-
ной  государственной поддержки,  согласованных действий предпринимате-
лей,  неправительственных организаций,  государственных учреждений уп-
равления и социальной сферы.
     Остальные материалы  международной  конференции  можно  получить,
связавшись по тел/факсам (095)283-8314,349-3019, smirnov@aspsw.msk.ru.