[Prev][Index][Thread]
В.В.Смирнов ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА -
"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ
В РУКАХ РЕФОРМАТОРА"
В.В.Смирнов, Ассоциация социальных педагогов и социальных работ-
ников России, член Международной Федерации социальных работников.
Одной из основных причин пробуксовки так называемых экономических
реформ в России и других республиках бывшего Советского Союза по мне-
нию многих независимых аналитиков является недооценка правительствами
важности развития социальной сферы, в том числе социальной сферы села,
и одного из главных его инструментов - __профессиональной социальной ра-
__боты._. В этом мы, представители неправительственной организации России,
аккредитованной на Встрече на высшем уровне в интересах социального
развития, которая проходила в Копенгагене в марте 1995 года, убедились
воочию. Кстати, ход этого важнейшего форума практически не освещался
российскими СМИ, а итоговые документы видимо покоятся в архивах прави-
тельства.
К сожалению до настоящего времени в недрах общественного сознания
и, что более всего печально, в сознании высокопоставленных государс-
твенных чиновников, социальная работа отождествляется с деятельностью
государственных институтов по выплате пенсий и пособий, созданию сети
детских домов и интернатов, приютов для инвалидов, престарелых и бе-
женцев, пунктов психологической помощи, организации благотворительных
обедов, прочих одноразовых акций и т.п. При этом каждый из видов этой
деятельности выполняется разрозненно соответствующим ведомством или
министерством: социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения,
образования, милицией и рядом других ведомств. При всем уважении к
данному виду деятельности отождествлять ее с социальной работой просто
нельзя, так как это только ее часть - __социальная помощь_., социальная
поддержка граждан, попавших в тяжелое положение в силу объективных
причин или по вине самого государства, возвращение государством долгов
своим гражданам. При всей гуманности этого вида деятельности отсутс-
твие второго компонента социальной работы - __социальной защиты_. граждан
еще не попавших в беду, т.е. нуждающихся в квалифицированном совете,
необходимой информации и знаниях, психологической и юридической под-
держке, она бесперспективна, ибо не ведет к снижению числа нуждающихся
в помощи людей, а скорее наоборот.
__Профессиональная социальная работа_. предполагает оптимальное соче-
тание "профилактики заболевания" с "лечением" социальных недугов. При
этом очевидно, что успехи в профилактике рано или поздно приведут к
снижению числа нуждающихся в социальной помощи.
Ознакомившись в ходе конференции с мнением профессионалов в раз-
личных областях знаний, мы еще раз убедились в том, что избранный АСО-
ПиР РФ путь развития профессиональной социальной работы, в том числе
на селе, на сегодня единственно правильный. Действительно, из боль-
шинства выступлений явствует, что крестьянин, в очередной раз став
жертвой "революционных преобразований", нуждается более всего в досто-
верной, а не исходящей от чиновников, информации, новых для него и
доступных для понимания знаниях в области экономики и права, экологии
и валиологии (науке о сохранении здоровья), нуждается в человеке -
психологе и педагоге, обладающем достаточными знаниями не только в пе-
речисленных областях, но с способном выслушать, дать квалифицированный
совет, а в отдельных случаях и помочь реализовать предложенное. Безус-
ловно, главным помощником социального работника должен стать компь-
ютер, использующий региональный банк данных, который АСОПиР в силу
своих возможностей в настоящее время создает.
Все сказанное не плод кабинетных размышлений, а результат более
чем 5-ти летней работы во многих сельских регионах России. Коротко о
ней информировала М.П.Гурьянова в своем сообщении "Совместный исследо-
вательский проект АСОПиР РФ и ЦСП РАО "Возрождение России начинается с
села". В итоге достигнуты неплохие результаты. Однако есть и большие
проблемы, одна из которых - отсутствие достаточного количества про-
фессиональных социальных работников. Поэтому в настоящее время основ-
ные усилия АСОПиР РФ направлены на подготовку социальных работниковп-
рофессионалов. В свою очередь это сопряжено с большим количеством
трудностей, связанных с подготовкой преподавателей, учебных программ и
планов, изданием учебников и пособий, изысканием новых форм обучения
без отрыва от основной работы в социальной сфере и т.п.
Серьезной вехой на этом пути была международная научно-практи-
ческая конференция, организованная АСОПиР РФ в сентябре 1995 г. в Бар-
науле. Часть материалов конференции приведена ниже.
Приняв участие в настоящей конференции и внимательно ознакомив-
шись с представленными на ней докладами, сообщениями, репликами, мы
подготовили к изданию материалы конференции, которые по нашему мнению
могут служить в будущем в качестве учебных пособий при подготовке
сельских социальных работников и, если авторы и организаторы конферен-
ции не возражают, Издательство АСОПиР РФ опубликует их отдельной бро-
шюрой.
Не скрою, что мы возлагаем большие надежды на настоящую конферен-
цию как начало перехода от слов к действиям - объединению усилий уче-
ных и практиков в деле создания единой концепции аграрной реформы,
конкретного участия в подготовке правовой базы, психолого-педагоги-
ческого обеспечения реформы и социальной защиты сельского населения.
В настоящее время мы приступили к созданию специализированного
учебного и науно-исследовательского учреждения для подготовки сельских
профессиональных социальных работников и научно-практического обеспе-
чения их профессионльной деятельности в сельских регионах России. К
этому проекту намерены подключиться социальные работники Белоруссии и
Украины.
__ Заявление участников Международной конференции "Социальная работа
__ в сельских регионах и образование в области социальной работы"
Нарастание опасности экологической катастрофы, депопуляционные
тенденции развития аграрных регионов России, резкое сокращение жителей
села, негативные социальные последствия радикально-волюнтаристски осу-
ществляемых реформ экономики и управления привели сельские регионы
страны к опасной грани, за которой начинаются необратимые процессы со-
циальной деградации, деморализации населения, хозяйственного упадка,
запустения огромных территорий. Особенно тревожными для социального
развития села являются такие тенденции, как:
- разрушение социальной инфраструктуры сельских поселений, закры-
тие здесь медицинских пунктов, школ, библиотек, домов культуры, клу-
бов, интернатных учреждений;
- деморализация сельского населения, утрата им целого ряда тради-
ционных нравственных ценностей, составляющих основу не только образа
жизни, духовности сельских жителей, но и населения страны в целом;
- катастрофическое падение уровня жизни сельского населения, яв-
ное ослабление гарантий его социальной защищенности, произвольное за-
нижение уровня заработной платы работников сельского хозяйства, ее
систематическая задержка, ведущая к дальнейшей утрате значимости труда
как ценности жизни для всех тех, кто живет на селе;
- опасное снижение ценностей образования в сельских поселениях
страны, сопровождаемое очевидным ограничением возможностей получить
качественное профессиональное образование детям из сельских семей в
силу растущей массовости платного обучения в вузах;
- одним из оснований роста социальной напряженности, снижения со-
циальной защищенности стала дезориентация сельского населения России в
вопросах национально-культурного развития. Здесь нередким стало соче-
тание откровенного национализма с полным разрушением основ националь-
но-культурной идентичности (особенно у славянских групп населения),
что явно усугубляет решение вопросов социальной защиты;
- серьезный кризис сельской семьи, очевидное ослабление ее роли в
сохранении стабильности развития сельского социума, падение престижа
как хранительницы нравственных ценностей, определенного образа жизни,
основанного на ценностях труда и значимости образования, культуры,
знаний;
- очевидный рост преступности, криминализация сельской среды, яв-
ное увеличение здесь доли тех, кто уже отбыл наказание или ориентиро-
ван на криминальное поведение;
- нарастающее безвластие и безответственность, растущая неуправ-
ляемость социальными процессами как на районном, областном, так и на
поселенческом уровне, что стимулирует массовую безответственность и
вседозволенность среди населения, рост насилия, эгоистически-центриро-
ванного поведения, нарастание хаоса, явлений типа "война всех против
всех", "каждого - с каждым", "каждого - со всеми";
- налицо явное ослабление роли массовости, эффективности добро-
вольческой социальной и психологической помощи сельского населения,
его стихийно-коллективной самоподдержки, рост социальной отчужден-
ности, напряженности, конфликтности;
- очевидным стало снижение авторитета, социальной роли, влияния
на селе сельского учителя. Это заметно осложняет проблему социальной
защиты и самоподдержки тех, кто живет на селе, осуществление здесь со-
циально-педагогической деятельности;
- новые проблемы для социальной работы на селе в России создает
растущая социальная дифференциация, расслоение сельского населения,
появление здесь очень богатых людей и массовой бедности работоспособ-
ного населения, прогрессирующей незащищенности "слабых" общественных
групп;
- в сельской зоне России особенно многочисленной становится доля
мигрантов из ближнего зарубежья, требующих специальных мер социальной
защиты, обеспечения адаптации к новым условиям;
- неразвитость специальных сельских учреждений социальной защиты,
отсутствие корпуса кадров, способных оказывать профессионально эффек-
тивную социальную помощь, вести квалифицированную социальную работу,
полумеры, некомплексность в ее осуществлении явно усугубляет ситуацию
в российском селе середины 1990-х годов.
Противоречивость и ограниченность федеральных законов, регулирую-
щих социальное развитие, отношения между Центром и регионами, неразви-
тость регионального социального законодательства серьезно осложняет
решение проблем социальной защиты. В особенности остро стоят вопросы
реформы налогово-бюджетной системы и управления, которые пока действу-
ют в стране по преимуществу в ущерб сельским регионам, оказавшимся в
ходе радикальных реформ наименее защищенными и способными к самозащи-
те. Это требует специальных мер по защите российского села, развития
здесь эффективной социальной работы, оптимально акцентированной соци-
альной политики.
Участники Конференции считают, что практика прямой социальной по-
мощи государства населению в аграрных и агропромышленных регионах
страны должна быть дополнена комплексными долгосрочными программами
опосредованного характера, дающими льготы предпринимателям всех секто-
ров экономики, общественным организациям, которые оказывают помощь
"слабым" группам, несущим расходы по поддержанию жизнестойкости соци-
альной сферы сельских регионов. Социальная политика как направленная
на дальнейшее разрушение коллективных хозяйств, госхозов, сохраняющих
товарное производство, так и не уделяющая должного внимания созданным
фермерским хозяйствам сегодня не просто ошибочна, но преступна. Это
имеет прямое отношение к перспективам сохранения стабильности, возрож-
дения и укрепления социальной защищенности не только сельского населе-
ния, но и в целом российского общества, каждого россиянина. Принципи-
ально важно понять, что экономическая и социальная дееспособность
сельского населения страны не может возникнуть сама собой без серьез-
ной государственной поддержки, согласованных действий предпринимате-
лей, неправительственных организаций, государственных учреждений уп-
равления и социальной сферы.
Остальные материалы международной конференции можно получить,
связавшись по тел/факсам (095)283-8314,349-3019, smirnov@aspsw.msk.ru.