ФОТОГРАФИЯ

Автору на лекциях всех степеней популярности неизменно приходилось сталкиваться с вопросами о технологии и возможностях подземной фотографии. Поэтому представляется целесообразным и в этой статье уделить некоторое внимание этому вопросу.

Аппаратура используется исключительно зеркальная. Возможности коробки не обязательно должны быть велики - выдержки, отличные от В если и используются, то чрезвычайно редко. Сам автор пользуется аппаратом Зенит-19, обладающим ввиду модульности конструкции совершенно удивительной прочностью, что важно при многочасовом волочении его за собой в узостях. Даже после падения в 1989 г. фотоаппарата в 50-метровый колодец его удалось за час оживить с помощью отвертки и пассатижей. Ввиду очень высокой коррозионной активности атмосферы аппарат полностью выходит из строя через 3-5 двухнедельных экспедиций.

Объективы, наоборот, следует применять только лучшие. Многослойное просветление обязательно - в любом случае на линзах присутствуют пыль и влага, сильно сажающие микроконтрастность и все методы ее сохранения нужны. Из-за той же пыли смена оптики должна происходить возможно реже. Автор в итоге остановился на использовании в качестве основного объектива Flectogon Auto MC 35/2.8, имеющего несколько достоинств. Фокусное расстояние 35 мм позволяет снимать без существенных искажение как общие, так и крупные планы, а минимальная дистанция наводки на резкость 21 сантиметр позволяет в большинстве случаев съемки мелочей обходиться без удлиннительных колец.

Вспышки. Какую бы мощность Вы не взяли, в большинстве случаев ее не хватит и снимать все равно придется многократными вспышками при открытом затворе. Определяет степень удобства скорость заряда вспышки. В трех последних экспедициях автор использовал исключительно маломощные вспышки (24 дж.), с питанием от сборок по 37 элементов "Корунд". С такой вспышки можно выдать по 100-150 импульсов в минуту. Число вспышек определяется числом ассистентов, но не менее 2, хотя число точек подачи света на кадре как правило никогда не меньше 4. Полезно для съемки мелких объектов иметь одну из вспышек с маленькой площадью рефлектора. В некоторых случаях весьма удобны светосинхронизаторы.

Штатив и спусковой тросик обязательны, хотя устойчивость штатива и не является определяющей. При 35 мм оптике пламя свечи практически не смазывается, а вспышки можно начинать давать с некоторой задержкой.

Для каждого снимка, даже в случае макросъемки, главную роль играет его постановка. Для начала с фонарем вместо вспышки проигрываются возможные точки подачи света, изучаются рефлексы на каплях, кристаллах и в собственно оптике аппарата. Далее строится маршрут движения ассистентов через точки подачи света, рассчитывается число вспышек с каждой точки, и только потом выполняется съемка, причем, как правило в 2-3 вариантах светового решения.

Для оживления кадров (построения натюрморта) и одновременно введения в кадр масштабного элемента можно использовать самые разнообразные предметы. Наиболее беспроигрышные варианты - свеча или девушка-модель (называющаяся на Кап-Кутанском жаргоне "Gypsum Crystal" уже начали несколько приедаться. Парадоксальные варианты типа принесенных с поверхности живых цветов пока любопытны.

Важен комплект по уходу за аппаратурой. Кроме кисточки, груши и ремнабора необходима сушилка - тканевой мешок, который можно надеть на штатив, и, подвесив внутри аппаратуру, зажечь свечку. Только этим способом можно бороться с запотеванием объектива между линзами. Тросиков следует иметь запас, равно как и импульсных ламп для вспышек - от влаги они легко выходят из строя. При использовании широкоформатной аппаратуры важно, что пленка после ее доставания из герметичной упаковки не более, чем через три часа должна быть помещена в упаковку с силикагелем, иначе бумажный раккорд расклеится от влаги и лохмотьями влипнет в противоскручивающий слой пленки, что ее погубит.

Важнейшую роль играет транспортировочная упаковка, которая должна обеспечивать одновременно защиту от ударов при волочении, защиту от вездесущей пыли и быстроту развертывания. Оптимальны небольшие дюралевые кофры с пенопластовой вкладкой и резиновым уплотнением крышки, имеюшие несколько ручек и петель с разных сторон.

В заключение отметим, что самым важным является наличие хороших ассистентов, без которых съемка просто невозможна. Впрочем, в спелеологической среде практически любой с удовольствием ассистирует хорошему фотографу, совершенно справедливо рассчитывая на небольшую подборку слайдов из удавшихся дубликатов.

БЛАГОДАРНОСТИ