Без права на аренду. Статья журнала "Эксперт"


Послал Российская сельская информационная сеть 16 октября 2000 11:31:27

Без права на аренду

Российское лизинговое законодательство душит одну из наиболее эффективных форм
инвестиций

Максим Рубченко

В мире общепризнано, что одной из наиболее эффективных форм инвестирования средств в основной капитал
предприятий является лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования. Основных причин этого две.
Во-первых, налоговые льготы, связанные с возможностью применения ускоренной амортизации. Во-вторых,
полная прозрачность лизинговых сделок, полностью исключающая риск нецелевого использования ресурсов.

Высокую эффективность лизинга как инструмента привлечения инвестиций подтвердил и российский
финансовый кризис 1998 года. На фоне практически полного отсутствия банковского кредитования в первые
посткризисные месяцы лизинг выступил как альтернативный вариант привлечения инвестиций в основные
фонды предприятий, что и привело к повышению спроса на лизинговые услуги. Причем после кризиса наиболее
активными участниками лизингового сектора стали компании, работающие с малыми и средними
предприятиями. "Наши лизинговые компании достаточно хорошо развиваются после кризиса", - с
удовлетворением отмечает президент Московской лизинговой компании Владимир Коломийцев.

По различным оценкам, в 1999 году оборот лизинга в России составил 700-800 млн долларов. Для сравнения
можно отметить, что ежегодный оборот мирового рынка услуг по лизингу составляет порядка 500 млрд
долларов. Таким образом, доля российского рынка составляет менее одной пятисотой. При этом, как
отмечают эксперты компании "Дельта-лизинг", порядка 60% - это "серый" лизинг, то есть фиктивные
лизинговые сделки с целью уменьшения налоговых платежей предприятий.

"Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в России в 1998 году, по моим расчетам, был 2,3-2,4
процента, годом раньше - полтора процента, а в прошлом году - порядка 5 процентов, - отмечает генеральный
директор компании 'Гарантинвест' Виктор Газман. - Однако этот скачок объясняется не улучшением
положения дел, а только сокращением общего объема инвестиций". Приходится признать, что по сравнению с
развитыми странами, где на лизинг приходится 20-30% инвестиций, лизинговый рынок в России развит слабо.

Работающие сегодня на российском рынке лизинговые компании представлены в основном двумя группами.
Первая, меньшая, группа - независимые компании, работающие в основном в секторе малого и среднего
бизнеса. Однако основной объем лизинговых операций приходится на несколько крупных компаний, созданных
при наиболее устойчивых банках. "Сложившаяся практика показывает, что наибольшая эффективность при
реализации инвестиционных проектов с использованием лизинга достигается, когда лизинговые компании
работают в рамках инвестиционно-банковских групп, - считает руководитель лизингового направления ИБГ
'Никойл' Евгений Манаенко. - В этом случае имеется возможность полностью контролировать движение
финансовых потоков, так как их прохождение осуществляется через банки группы. В этом случае основная
цель группы - формирование наиболее благоприятных условий для интеграции финансового и промышленного
капитала. Обычно структуры, входящие в группу, получают дополнительный источник финансирования на более
приемлемых условиях. При этом промышленное предприятие получает полный доступ к ресурсам группы:
осуществление сбыта, в том числе экспорта, через компании группы, доступ к ее инфраструктуре и
информационным базам, получение целевых иностранных кредитов под гарантии группы плюс
дополнительный набор инвестиционно-банковских услуг. В рамках лизинговых сделок можно задействовать
целый комплекс механизмов, призванных максимально использовать преимущества этого вида
инвестирования".

Вредительский закон

Одна из основных причин слабого развития лизинга - несовершенство действующего законодательства, в
первую очередь Закона о лизинге, который нечетко трактует ключевые понятия этого механизма.

Еще один серьезный недостаток этого закона - противоречия с валютным и таможенным законодательством.
Таможенники сегодня просто отказываются выполнять положения Закона о лизинге, указывая на их
противоречие другим нормативным актам. Банк России в последнее время занимает более благосклонную
позицию, соглашаясь признать, что лизинговые сделки не связаны с движением капитала и не требуют
специального лицензирования Центробанком. Однако никакого официального документа ЦБ на этот счет нет,
так что раз на раз не приходится. "Фактически возник разрешительный порядок, зависящий от желания
руководителя департамента", - резюмирует Виктор Газман.

Отдельный букет проблем составляют противоречия Закона о лизинге с Гражданским кодексом. Ряд из них мы
уже рассматривали . Сегодня отметим еще некоторые. Одна из "жемчужин" закона - положение, согласно
которому "договор квалифицируется как договор лизинга, если он содержит указание на наличие
инвестирования денежных средств в предмет лизинга". Вам понятно, что значат слова "наличие
инвестирования денежных средств в предмет лизинга"? В то же время ГК дает четкое определение, согласно
которому при лизинге арендодатель обязуется приобрести имущество в собственность и предоставить это
имущество арендатору за плату во временное владение и пользование. Согласитесь, что это гораздо
понятнее.

Еще один момент - закон дает лизинговой компании право просто забрать у арендатора предоставленное в
лизинг оборудование, если тот не заплатил вовремя. "Это противоречит Гражданскому кодексу, который
говорит, что любой договор может быть расторгнут только по согласию сторон либо через арбитраж, -
отмечает президент компании DeltaLeasing Николай Зиновьев. - Весь закон напичкан такими
противоречиями - с гражданским, валютным и таможенным законодательством".

Еще одна проблема действующего закона - пункт о том, что иностранным лизинговым компаниям необходимо
получать лицензию на работу с российскими фирмами. "Это существенное препятствие для привлечения
капитала на наш рынок, - считает Николай Зиновьев. - Подобными требованиями мы сами создаем условия,
при которых западные компании не захотят развивать бизнес в России. Если мы хотим привлечь капитал, мы
должны создавать такие условия, чтобы деньги пришли. Целый букет рисков вокруг России и ее экономики -
это не та ситуация, когда у нас есть возможность ставить инвесторам дополнительные условия".

Однако основной спорный вопрос, вокруг которого ломаются копья, - чем считать лизинг: одной из
разновидностей аренды или формой инвестиционной деятельности. Проблема эта отнюдь не теоретическая,
как может показаться на первый взгляд. Речь идет о принципах формирования налогооблагаемой базы.
Другими словами, если лизинг признать инвестиционной деятельностью, то на него должны распространяться
все соответствующие льготы, включая налоговые. Однако, с другой стороны, в Гражданском кодексе лизинг
используется как синоним понятия "финансовая аренда", что позволяет трактовать его как один из видов
аренды.

Понятно, что большинство представителей лизингового бизнеса склонны считать лизинг именно
инвестиционной деятельностью. Это действительно так, если за ворохом формальных предлогов не замечать
экономической сути лизинга.

Устрашающий кодекс

Однако правительственные эксперты считают иначе. И в проект Налогового кодекса, созданного под лозунгом
тотальной борьбы со льготами, были внесены положения, которые радикально изменяют ряд
основополагающих условий для лизинга. В первую очередь это вопросы, связанные с амортизацией активов.
Отметим, что амортизационная политика имеет для лизингового бизнеса принципиальное значение, поскольку
подавляющее большинство лизинговых договоров заключается на срок, равный сроку амортизации
арендуемых объектов. Проект Налогового кодекса отменяет ускоренную амортизацию, а вместо нее вводится
способ уменьшающегося остатка. Кроме того, все амортизируемые активы будут разделены на семь групп.
При этом, например, в группу транспортных средств входят и легковой автомобиль, и самолет, на которые
устанавливаются одинаковые нормы амортизации. По расчетам экспертов Международной финансовой
корпорации (IFC), при применении норм амортизации, заложенных в проекте Налогового кодекса, лизинговое
имущество, принадлежащее к группе "машины и оборудование" будет амортизироваться больше десяти лет, а
срок амортизации лизингового имущества, принадлежащего к группе транспортных средств, займет более семи
лет.

Некоторые представители лизингового бизнеса комментируют это новшество кратко. "Сегодня в лизинге видна
тенденция устойчивого роста, но его перспективы не ясны в связи с возможной отменой ускоренной
амортизации, - считает руководитель направления финансового сервиса автоцентра 'Атлант-М' Денис
Морозов. - Это практически поставит на лизинге крест". Другие предприниматели более красноречивы.
"Складывается впечатление, что в правительстве сидят враги народа, которые стараются нагадить своим
собственным предпринимателям, предприятиям и которые поддерживают экономику зарубежных стран, -
возмущается Николай Зиновьев. - Они мешают российским предприятиям обновлять свои мощности. Эта
норма Налогового кодекса противоречит здравому смыслу и национальной промышленной политике. Институт
ускоренной амортизации для лизинга - это то, что нужно нашей стране сейчас. Если льгота по применению
механизма ускоренной амортизации будет убрана, лизинг как таковой в России прекратит существование".

От себя заметим, что российское правительство уже который год неустанно твердит о необходимости
развития национальной перерабатывающей промышленности, привлечения новых технологий и инвестиций,
однако на практике предпринимает шаги, имеющие совершенно противоположный эффект. Причем этот
негативный эффект виден невооруженным глазом. И почему такие положения закладываются в законы -
по-человечески абсолютно непонятно.

"В Налоговом кодексе есть еще один важный момент, на который до сих пор никто не обращал внимания, -
отмечает Виктор Газман. - Там есть оговорка относительно применения нормативов по амортизации
объектов, которые приняты на баланс до введения в действие данной главы НК. Там предусмотрены
повышенные нормы амортизации по сравнению с действующими сегодня. А лизинговые договоры
заключались совсем на других условиях, но никаких оговорок относительно лизинга в документе нет.
Получается, что правительство намеревается задним числом принимать изменения по договорным
отношениям между коммерческими структурами".

Еще одна серьезная проблема, которую создает Налоговый кодекс для лизинга, и не только для него, -
возможность отнесения процентов по банковским кредитам на себестоимость. Кодекс вводит понятие
"обычных процентов", под которыми понимаются ставки кредитов, на которых компания может привлечь
ресурсы в условиях открытого рынка и которые предприятия могут относить на затраты. "Это попытка
внедрить в наше законодательство достаточно абстрактные понятия, взятые из международных стандартов
бухучета, - считает Николай Зиновьев. - На западе развиты рынки, есть индикаторы, агентства, показатели,
которые можно принять за основу при определении обычных процентов. В России ничего этого нет, и каким
образом эти проценты определять - не ясно. Введение этой нормы приведет к тому, что налоговые органы
будут по-своему трактовать это положение, наезжать на предприятия, что приведет к бесконечным
конфликтам".

Недавно в одном из интервью первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов объявил, что глава
Налогового кодекса о налоге на прибыль, содержащая все эти неприятные для лизинга новации, не будет
принята в этом году. Казалось бы, проблемы для лизинга откладываются. Однако на самом деле, по словам
представителей лизинговых компаний, сейчас практически остановлено заключение новых контрактов "до
выяснения обстоятельств". Дело в том, что лизинговые контракты заключаются чаще всего на срок от трех
лет и больше, и никто не хочет, чтобы в течение этого срока условия договоров пришлось кардинально
пересматривать из-за изменений налогового законодательства.

Грустные перспективы

Работа над созданием нормативной базы отечественного лизинга ведется уже восемь лет, однако, как это ни
печально, сделать еще предстоит едва ли не больше, чем сделано. Даже если в проект Налогового кодекса
будут внесены изменения, учитывающие интересы лизинга, необходимо будет решать еще одну сложную
проблему - совершенствовать таможенное законодательство в отношении оборудования, поставляемого по
лизингу. Уже сейчас понятно, что легко эта проблема не решится. "Сейчас идет работа над новым
Таможенным кодексом, - говорит Николай Зиновьев. - Там принципиально важно определить статус ввоза
оборудования по лизингу, ввести особый режим уплаты НДС и таможенных пошлин, который будет
способствовать ввозу оборудования. На сегодняшний день на границе застряло оборудования на миллиард
долларов, поскольку люди не могут заплатить пошлины и НДС. Было предложение рассрочить уплату
таможенных пошлин на срок договора лизинга и использовать это оборудование, которое сегодня лежит на
складах под арестом. Однако оно не прошло, поскольку большинство депутатов Госдумы защищает интересы
наших промышленных гигантов, а не малые и средние предприятия".

Необходимо еще вносить изменения и в Закон о лизинге, и в Гражданский кодекс. В частности, сейчас и в ГК, и
в законе говорится о возможности использования предмета лизинга только для предпринимательских целей.
Это исключает предоставление лизинговых услуг физическим лицам и препятствует развитию лизинга в
России. Кроме того, законом предусмотрено, что для осуществления лизинговой деятельности лизинговые
компании имеют право привлекать денежные средства только юридических лиц, - это означает, что
физические лица не могут кредитовать лизинговые сделки. Снятие данных ограничений позволило бы
ежегодно привлекать значительные средства населения, например, в лизинг автомобилей. Таким образом,
объем инвестиций в реальный сектор экономики мог бы увеличиться.

Сейчас в лизинговом сообществе существует две точки зрения на пути совершенствования лизингового
законодательства. Ассоциация "Рослизинг", которая разработала нынешний крайне неудачный Закон о
лизинге, добивается, чтобы в соответствие с этим законом были приведены Налоговый, Таможенный,
Гражданский кодексы и все другие законы, имеющие отношение к лизингу. Более здравомыслящие
представители лизингового бизнеса выступают за приведение закона в соответствие с другими нормативными
актами. Однако, на наш взгляд, наиболее разумным был бы третий путь, который предлагает Виктор Газман.
"И Закон о лизинге, и Гражданский кодекс нужно приводить в соответствие с международной Конвенцией о
лизинге, - считает он. - Она регламентирует все вопросы лизинговой деятельности. Тем более что Россия
присоединилась к этой конвенции, а у нас международные договоры имеют приоритет над национальным
законодательством". Есть и еще один аргумент в пользу того, чтобы взять за основу всего лизингового
законодательства конвенцию. Почти все крупные лизинговые компании работают на иностранном
оборудовании, и им чрезвычайно важно, чтобы отечественное законодательство соответствовало
международным стандартам и правилам.

Создание цивилизованной, непротиворечивой, стимулирующей развитие лизингового бизнеса нормативной
базы могло бы существенно оживить отечественный инвестиционный климат. Однако представители
лизинговых компаний не очень верят в реальность счастливых перемен. "Самый лучший для чиновников
способ 'не пущать' - это создать в сфере лизинга правовой и налоговый бардак, - считает Денис Морозов. -
Русский бизнес к этому привык и адаптировался. Но иностранный бизнес в таких условиях в страну не придет".