Статья журнала "Эксперт". Несъедобный бутерброд
Послал Российская сельская информационная сеть 16 апреля 2001 11:12:38 Несъедобный бутерброд
Намерено ли правительство формировать полноценный рынок недвижимости? С одной стороны, в программе Грефа, одобренной кабинетом 22 марта, декларируется приоритетность защиты прав собственности и создание единого объекта на основе земельного участка. С другой стороны, президент Путин на заседании Госсовета по земельному вопросу заявил, что правительство внесет в Думу проект Земельного кодекса, согласно которому право решать земельный вопрос будет передано в регионы. Если под земельным вопросом подразумеваются купля-продажа участков и возможность их приватизации, то эти два подхода просто несовместимы. Раз право введения частной собственности на землю передается в субъекты федерации, то полномочия предоставления или непредоставления гражданам полноценного права собственности на недвижимость будут в руках регионального начальства. Ведь ни для кого не секрет, что право собственности на строение, расположенное на арендуемом участке, не более чем фикция: эти права ограничены сроком аренды и другими ее условиями. Между тем Конституция РФ гарантирует полноценные права собственности, единство экономического пространства страны, установление правовых основ единого рынка.
97% объектов промышленности представляют собой "бутерброд", где здание находится в частной собственности, а участок - в государственной. Приватизация строений останется фикцией до тех пор, пока не будет проведено дооформление собственности на участок, на котором оно построено Всего этого пока нет в России. Для конкурентного рынка недвижимости жизненно необходимы ясные и строгие нормы по конкурсному предоставлению участков из государственной и муниципальной собственности, а при отсутствии нескольких покупателей - по открытым для публичного контроля процедурам договорной продажи участков и иной недвижимости. При разделении государственных земель необходимо передать в муниципальную собственность все земли в пределах границ муниципальных образований (естественно, за исключением ранее переданных в собственность иных лиц или занятых объектами государственной собственности). Передача земли местному самоуправлению, если одновременно с этим установить нормы, препятствующие злоупотреблениям при распоряжении недвижимостью, ликвидирует монополию государства на землю, обеспечит эффективное использование участков. Для муниципалитетов недвижимость станет активом, продажа и налогообложение которого будет обеспечивать основную часть местного бюджета и гарантировать реальную независимость местного самоуправления как базы гражданского общества.
На сегодняшний день важнейшая, по нашему мнению, задача - рассмотреть вопрос о введении муниципального налога на недвижимость. Этот налог позволит обеспечить формирование местного бюджета, справедливо перераспределить налоговое бремя, создать стимул и регулятор рынка недвижимости, перенести тяжесть налогообложения на созданный капитал и уменьшить налоги на труд и на прибыль - тем самым он будет способствовать экономическому росту.
В сфере регистрации прав на недвижимость российское законодательство продвинулось вперед, закрепив регистрацию прав на все части объекта недвижимости в одном учреждении юстиции. Однако если не будут признаны безусловные права добросовестного приобретателя на имущество, если не будет реальной государственной гарантии этих прав и ответственности регистрирующего органа за возможные ошибки, новая система регистрации превратится в бессмысленное учреждение, а участники рынка будут тратить деньги и время лишь на его содержание.
К сожалению, пока справедливое регулирование отношений по использованию недвижимости посредством правового зонирования лишь декларировано в Градостроительном кодексе. На практике же правовое зонирование введено только в нескольких городах страны (например, в Новгороде Великом, в Казани). По большей же части чиновник, определяющий реальное содержание прав на недвижимость, остается в значительной мере фактическим собственником всей недвижимости на просторах России.
Надо принять закон о правовом зонировании, на основе которого в городах и поселениях можно будет устанавливать современные правила по использованию и строительному изменению недвижимости. Закон о разделении государственных земель по уровням власти должен устанавливать приоритет муниципальной собственности в отношении земель в пределах границ поселения. Приватизация недвижимости должна включать строение вместе с участком и проходить по честным правилам. Серьезной переработки требует закон "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Закон о земельном кадастре должен быть принят в новой редакции. И наконец, в Налоговом кодексе должна появиться специальная глава о муниципальном налоге на недвижимость. В этой связи возникают серьезные сомнения: а нужно ли принимать Земельный кодекс в нынешней его редакции? Ведь документ этот претендует на то, что дает окончательные ответы на все вопросы, систематизируют невнятные и противоречивые нормы переходного периода. Прежде чем говорить о принятии такого кодекса, следует ясно определить его предмет, соотношение с Гражданским кодексом и другими законами, подумать о том, нужен ли вообще в рыночной экономике закон, отрывающий участок от строения. Но это тема для отдельного разговора.
|