|
Раздумья о крестьянском законе
Послал Валерий Федорович Щибров 11 июля 2001 14:33:18
Раздумья о крестьянском законе В общественную юридическую приемную при Областной АККОР обращаются сотни фермеров по различным правовым аспектам регулирования деятельности крестьянских, фермерских хозяйств. Большинство крестьян интересует вопрос о том, когда же будет принят новый закон о крестьянском фермерском хозяйстве, поскольку старый 1990 года уже давно устарел и уже нес только помогает, сколько мешает нормальному функционированию крестьянских фермерских хозяйств. Думая об этих проблемах, удивляешься, странности положения, когда столь нужный закон не только для крестьянских, фермерских хозяйств, но и в целом для развития и совершенствования аграрного комплекса в нашем государстве, не только не принят, но и в целом его концептуальные положения еще по настоящему не сформулированы. А ведь этот закон нужно было принимать одним из первых, поскольку фермерское движение и в стране и в нашем регионе растет и шириться. Уже сейчас понятно, что фермерский путь развития сельского хозяйства не ведет в тупик как об этом вещает некая часть наших политизированных сельскохозяйственных деятелей, а является перспективнейшим и долгосрочным направлением развития сельского хозяйства нашей страны. Но для развития нужна не только мощная материальная, а правовая база. Удивляет также и то, что в обсуждении данного закона практически не принимает участие сами главы крестьянских фермерских хозяйств, а так же их члены, что нет обсуждения данного закона. Это-то и приводило его к тому, что внесенный в Госдуму закон депутатами Госдумы второго созыва Савицким О.В. Поповым В.М. страдает довольно большими недостатками и, по сути, мало отражает современные потребности крестьянских, фермерских хозяйств в этом законе. Прочитав этот закон, создается впечатление, что его писали теоретики для теоретиков. А ведь этот закон нужен для сугубо практической деятельности. Значительно лучше написан проект данного закона Российским АККОР, представленный ко второму чтению данного нормативного документа в госдуме, однако и он обладает многими существенными недостатками. Очень принципиальным в обоих проектах является законоположение, раскрывающее понятие крестьянского, фермерского хозяйства. Лучше данное понятие прописано в проекте АККОР. Однако оба проекта закона раскрывающие понятие крестьянского, фермерского хозяйства закрепили положение уже устоявшееся в гражданском праве, о том, что крестьянское, фермерское хозяйство представляет собой форму предпринимательской деятельности граждан осуществляемой без образования юридического лица. Однако сложившаяся после принятия части первой гражданского кодекса практика показала, что для крестьянских, фермерских хозяйств данная правовая форма весьма неудобна и загонят их в искусственное «прокрустово ложе», что не соответствует общему процессу демократизации нашей жизни и законодательства, общему процессу разнообразия форм экономической деятельности. Данная форма искусственно сковывает, сдерживает процессы образования, развития, функционирования крестьянских, фермерских хозяйств. Думается, что целесообразнее было бы данный пункт, раскрывающий понятие крестьянского, фермерского хозяйства записать в следующей редакции: «крестьянское, фермерское хозяйство представляет собой форму предпринимательской деятельности граждан осуществляемой с образованием и без образования юридического лица». Думается, что такая формулировка вовсе не будет являться «шагом назад», скорее «шагом вперед» по выше высказанным соображениям, а также по соображениям практичности. Соображения практичности заключаеться в том, что сейчас процесс перерегистрации крестьянских, фермерских хозяйств на местах столь запутан и столь разно понимается чиновниками, что главам крестьянских фермерских хозяйств приходиться испытывать огромные волнения и трудности в связи с этим. Многие администрации, налоговые органы с целью приведение крестьянских фермерских хозяйств в единообразное состояние по отношениям и условиям закона требуют: · Данные хозяйства в начале ликвидировать, а уже потом создавать на их базе СПК, товарищества, ЗАО, ОАО и т.п., что данные хозяйства совсем не устраивает. · Главам хозяйств оформлять свидетельство о том, что они являются предпринимателями без образования юридического лица. Таким образом, намечается попытка отделить главу хозяйства от того крестьянского хозяйства, которое он возглавляет. По моему мнению, в настоящее время это является очень большой ошибкой, которая окончательно запутывает ситуацию с правовым статусом КФХ, создает законодательные трудности для них. · Перерегистрироваться в соответствии с требованиями закона. Казалось бы, это самый легкий путь приведения хозяйств к законному правовому статусу, но на практике он оказался самым трудным, поскольку детальный процесс перерегистрации в законе никак не определен. Исходя из этого желающих перерегистрироваться «пускают по большому кругу», то есть уже с новыми документами о перерегистрации они должны обойти чуть ли не все районные структуры, где каждый начальник должен поставить свою визу. Эти «утрясания» занимают огромное время, затягиваются на неопределенный период и становятся для руководителей КФХ немыслимой мукой. Учитывая вышесказанное, напрашивается мысль о том, что крестьянские, фермерские хозяйства нужно создавать как с образованием, так и без образования юридического лица, в том числе иметь их в форме обществ с ограниченной ответственностью, что бы данное хозяйство, как юридическое лицо, имело возможность существовать, имея одного учредителя. В проекте закона предложенного АККОР записано о том, что крестьянское хозяйство самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность, распоряжается произведенной продукцией, полученным доходом. От имени крестьянского хозяйства выступает его глава. Практика показывает, что данное положение надлежит более четкой и конкретной регламентации, поскольку именно в связи с ним возникает много судебных споров. Здесь необходимо четкое процессуальное определение на основе, каких действий и решений крестьянские фермерские хозяйства будут осуществлять предпринимательскую деятельность, распоряжаться продукцией и доходом, роль глав хозяйства в этих процессах. Исходя из этого, целесообразно было бы записать данный пункт в следующей редакции, что крестьянские фермерские хозяйства самостоятельно, на основе решений собраний своих членов, либо на основе доверенностей даваемых ими главе своего крестьянского хозяйства, осуществляет предпринимательскую деятельность, а так же распоряжение производимой продукцией и доходами. Полномочия главы крестьянского хозяйства по предоставлению интересов крестьянского фермерского хозяйства отражаются в соглашении между членами хозяйства либо в доверенностях, даваемых ему членами хозяйства. Большие раздумья вызывает статья закона в проекте депутатов госдумы, регламентирующая членство в крестьянском фермерском хозяйстве. В этой статье записано о том, что членами крестьянского хозяйства могут быть по их желанию достигшие шестнадцатилетнего возраста, граждане члены семьи главы крестьянского хозяйства, а так же их ближайшие родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (в том числе усыновленные дети), иные граждане, проживающие совместно с главой крестьянского хозяйства. Но сложившаяся практика исходит из того, что ст.1 закона «О крестьянском, фермерском хозяйстве», принятом в 1990 году, допускала вхождение в состав членов хозяйства группу лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества находящегося в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследном владении, в том числе собственности земельных участков. Статьей 3 данного закона закреплялось добровольное объединение крестьянских фермерских хозяйств. Если закон будет принят в предложенной редакции как быть членам крестьянских, фермерских хозяйств не являющихся родственниками главы хозяйства ни по восходящей, ни по нисходящей линии. Ведь у них совместно заработанное имущество, чаще всего которое практически ни разделить, ни выдать стоимость принадлежащей доли и имущества деньгами. Они отдали в хозяйство свои земельные участки, которые нельзя получить назад. Как быть тем крестьянских - фермерским хозяйствам, которые ранее на основании допускаемым законом, вошли в состав других крестьянских - фермерских хозяйств. Здесь вопросов больше, чем ответов. Очень плохо, что новые проекты законов обстрагировались от этих проблем, считая, что принятие новых законоположений само собой их урегулирует. Но ведь главная законодательная трудность в том то и заключаеться, что если законом это не будет урегулировано, то будет создано поле для огромного злоупотребления чиновников, которые данные вопросы будут решать по своему усмотрению, будут созданы предпосылки для возбуждения огромного числа гражданских дел в судах. Видимо целесообразно оставить в законе о крестьянском фермерском хозяйстве право вхождения в него других фермерских хозяйств, а так же на правах членов других лиц, не являющихся родственниками глав крестьянских фермерских хозяйств. Вызывает некоторые сомнения и пункт 1 статьи 4 данного закона, регламентирующий понятие и статус главы крестьянского фермерского хозяйства. В нем говориться о том, что главой крестьянского хозяйства может быть дееспособный гражданин достигший возраста 18-ти лет, имеющий документ о полученном образовании (квалификации) в области сельского хозяйства или опыт работы в организациях сельского хозяйства, подтвержденный записью в трудовой книжке. Читая эту главу, невольно задаешься вопросом о том, как хотя и дееспособный гражданин в 18-ть лет может иметь документ о полученном образовании (квалификации) в области сельского хозяйства, если к этому времени он физически не может закончить ни институт, ни сельхозколледж, а профучилищ, способных дать сельхозквалификацию уже давно нет. Где этим гражданам взять к этому времени опыт раб%E
|