Статья журнала "Эксперт". Слабое место.
Послал Российская сельская информационная сеть 05 ноября 2001 12:17:58 Слабое место
Негативное отношение к вступлению в ВТО во многом связано и со слабой информированностью о ВТО, его нормативно-правовой базе, возможностях российских предприятий, отраслей в целом или отраслевых ассоциаций вести адекватную политику, применять существующие в рамках ВТО меры. Глава Мясного союза России Мушег Мамиконян считает, в частности, что у российских компаний по отдельности недостаточно юридических знаний и практики применения защитных мер в западных судебных органах. Пока же общая переговорная позиция российских представителей АПК, поддержанная Минсельхозом, состоит в том, чтобы регулирование импорта осуществлялось в два этапа. Первый - переходный (он может занять от шести до десяти лет) - должен характеризоваться максимальным уровнем связанных пошлин. По мере роста объемов производства и увеличения конкурентоспособности российских продовольственных товаров импортные тарифы будут постепенно снижаться. Сейчас представители некоторых подотраслей пищевой промышленности, где влияние импорта еще довольно значимо, считают, что в Россию поступает продовольствие, цена на которое ниже цен в странах-экспортерах. В частности, представители Масложирового союза и директор Нижегородского масложирового комбината Николай Нестеров приводят такие примеры: фасованное рафинированное соевое масло ввозится в страну по цене 334 доллара за тонну, тогда как среднегодовая цена на нефасованное сырое соевое масло на бирже в Роттердаме (Soybean oil Dutch. FOB ex-mill) составляла 338 долларов США за тонну, при этом надо учитывать, что рафинация и фасовка добавляет к цене не менее 30-40%. Средняя цена ввозимого маргарина в 2000 году составляла 654 доллара за тонну, тогда как в среднем оптовая цена маргарина в европейских странах в тот же период превышала 750 долларов за тонну. Специалисты затрудняются дать точную оценку ущерба для бизнеса от подобного ввоза, но с большой долей уверенности утверждают, что он составляет десятки тысяч долларов в год. Производители животноводческого сырья, в частности говядины, тоже сталкиваются с демпингом со стороны ЕС при поставках в Россию субсидированного мяса. Масштабы этого демпинга оцениваются в объеме около 300 тыс. тонн ежегодно на сумму 400-500 млн долларов США. Используемое импортное мясное сырье дешевле, однако его удешевление за счет снижения пошлин не позволит перерабатывающим предприятиям формировать интегрированные аграрные хозяйства, что в целом ухудшает конкурентные возможности отечественных производителей. Аналитики мясного рынка полагают, что при снижении таможенного тарифа на рынке мясопродуктов произойдет резкое увеличение импорта. Это связано с большими масштабами государственной поддержки аграрного сектора, как в ЕС, так и в США. А российское правительство в ближайшее десятилетие не сможет выделить сопоставимые средства на стимулирование развития аграрного сектора. В условиях такой несправедливой конкуренции на долгосрочную перспективу даже появившиеся в последнее время стимулы развития бизнеса в области мясопереработки нужно будет переосмысливать заново. Что касается проблем экспорта отечественной сельхозпродукции, то здесь у представителей агробизнеса пока еще не сформировалось достаточно четких подходов, хотя бы потому, что объемы его невелики. Экспорт сельхозпродуктов в общем объеме экспорта составляет всего 2%. За последние пять лет этот показатель только снижался - с 1,7 млрд долларов до 762 млн в 1999 году. Поставка сельхозпродукции за рубеж осуществляется на основе долгосрочных контрактов с иностранными партнерами, и, как правило, никаких проблем у наших экспортеров не возникало. Аналитический центр "Агропродовольственная экономика" Института экономических проблем переходного периода провел опрос в агроассоциациях и крупных компаниях, чтобы выяснить, насколько важна проблема торговых барьеров для наших экспортеров. Производители молочной продукции и зерна указывали на то, что для них основным барьером для выхода на внешние рынки являются таможенные пошлины в странах-импортерах. Другая проблема - субсидирование экспорта западных стран и продовольственная помощь ЕС и США, что приводит к неравной конкуренции на рынках развивающихся стран (например в Северной Африке). Еще один негативный момент - отсутствие российских сертификационных органов в странах ОЭСР. Многие же иностранные центры сертификации аккредитованы в России. Такую асимметрию, несомненно, нужно устранить. Большая работа предстоит по гармонизации стандартов на продукцию и по приведению их в соответствие с мировыми. Частично изучением проблем барьеров для наших экспортеров и попытками лоббирования соответствующего законодательства сейчас занимается не так давно созданный Союз российских экспортеров сельскохозяйственных и пищевых продуктов. Пока же государство не находило оснований для поддержки российского агроэкспорта, хотя не раз заявляло (в лице Минсельхоза), что в хорошие зерновые годы мы потенциально можем продавать на внешнем рынке до 10 млн тонн зерна. Вероятно, это было связано с тем, что внутренний рынок по многим направлениям еще далек от насыщения, и, естественно, с нехваткой средств для поддержки экспорта.
|