Статья журнала "Эксперт". Провокация на кисельном берегу.


Послал Российская сельская информационная сеть 26 ноября 2001 12:55:27

Провокация на кисельном берегу
Угрожает ли Нижегородской области молочный кризис? Производители молочной продукции и органы власти региона расходятся во мнениях по этому вопросу
Галина Щербо


Нижегородское молочное производство постепенно становится сырьевым придатком Москвы: если год назад перекупщики вывозили за пределы области 10% производимого хозяйствами молока, то нынешней осенью они контролируют более 60% товарного рынка. Из 800 тонн молока, которые сегодня ежесуточно поставляют хозяйства, 500 тонн закупают посредники, действующие в интересах таких фирм, как Campina, Danone, Ehrmann, Останкинский молочный комбинат.

С этими сенсационными заявлениями выступил недавно Владимир Полторак, исполнительный директор ОАО "Молочный комбинат 'Нижегородский'" (этот крупнейший производитель молочной продукции в регионе принадлежит компании "Вимм-Билль-Данн"). Приводя пугающие цифры, Полторак ссылается на информацию "Вимм-Билль-Данна", ведущего мониторинг рынков сырья. Кроме того, комбинат "Нижегородский" сам занимается закупками сырого молока для Лианозовского завода в Москве, который также входит в структуру "Вимм-Билль-Данна" и поэтому хорошо знаком с действиями конкурентов. Платя за литр молока на рубль-полтора больше местных переработчиков, московские посредники вздули закупочные цены. Но если "Нижегородский" может вслед за москвичами платить в среднем по 6,5 рубля за литр, то мелкие молокозаводы, которых большинство, не выдерживают ценовой конкуренции.

По мнению г-на Полторака, а также руководителей еще четырех молочных комбинатов Нижнего Новгорода, дефицит молока, вызванный экспансией столичных перекупщиков, неизбежно обернется ростом розничных цен на готовую продукцию. За последние месяцы они выросли на 15-20% и будут расти дальше, если не принять меры по защите местных производителей. В связи с этим возмущенные переработчики обратились к руководству области с предложением ввести региональные квоты на вывоз молока. Кроме того, по их мнению, для решения проблемы необходимо предоставлять хозяйствам области льготные кредиты в обмен на гарантированные поставки молока по твердым ценам.


Не царское дело
Губернатор области Геннадий Ходырев и министр агропромышленного комплекса областного правительства Борис Сметов на обращение отреагировали жестко и недвусмысленно: никакого административного регулирования рынка молока не будет, переработчики должны сами находить общий язык с производителями.

Борис Сметов убежден, что нет вообще никаких оснований драматизировать ситуацию. По его словам, недозагрузка молочных комбинатов в осенние месяцы связана не с массовым вывозом молока, а с сезонным спадом производства: летом, когда ежесуточно производилось около 2 тыс. тонн молока, все заводы работали на полную мощность. И вообще, производство молока в области по сравнению с прошлым годом увеличилось и наблюдается тенденция к дальнейшему росту: племенной молочный скот составляет треть поголовья, а его продуктивность возросла на 10% к уровню прошлого года.

Объем вывозимого молока, по мнению г-на Сметова, тоже не дает повода утверждать, что область работает на Москву. Правда, с цифрами у министра вышла неувязочка. Так, по его первоначальной оценке, за восемь месяцев с начала этого года было вывезено всего 18,8 тыс. тонн сырого молока из 378 тыс. тонн, произведенных хозяйствами. Методика расчетов была такая: объем производства минус объем потребления равно объему вывоза. Однако, по данным департамента сельского хозяйства, в этом году молокозаводы купили 75 тыс. тонн молока в соседних Чувашии, Мордовии и Кировской области. То есть почти четверть местного рынка работает на ввозном сырье.

Так что перепроизводства молока в области пока нет и вывозится отнюдь не лишнее. Более того, департамент вынужден был признать, что конкуренция на сырьевом рынке области в последнее время резко обострилась. Посчитав более тщательно, пришли к выводу, что все из тех же ежесуточных 800 тонн молока, даже по оптимистичным расчетам, вывозится 346 тонн, то есть почти половина. Закупочные цены, которые за восемь месяцев с начала года увеличились на 4%, с сентября по настоящее время подскочили еще на 12%.

Впрочем, вопрос не в том, чьи цифры точнее. А в том, почему молоко уходит из области.


Невидимая рука
У московских перекупщиков, как к ним ни относись, есть несомненное преимущество перед местными молокозаводами. Они не только дают максимальную закупочную цену, но и вовремя рассчитываются и даже платят хозяйствам вперед за две недели. Региональные же переработчики, по сведениям департамента сельского хозяйства, задолжали производителям за уже поставленное сырое молоко 39 млн рублей. Это в основном текущая задолженность, но и просроченная не так уж мала - 11 млн рублей. В свою очередь 40 млн рублей задолжала молокозаводам торговля.

Борис Сметов признал неэффективность нынешней системы кредитования производителей молока через переработку: льготные кредиты, которые предоставлялись молокозаводам из бюджета для своевременных расчетов с хозяйствами, до производителей по большей части не доходили. Теперь крестьяне сами выбирают, с какими покупателями им выгоднее работать, - на то и рынок. А если областная власть начнет искусственно сдерживать цены, заявил Борис Сметов, многие сельхозпроизводители окажутся банкротами.

Наиболее перспективный выход в этой ситуации - развитие интеграционных связей переработчиков с поставщиками молока. В областной администрации подчеркнули, что готовы поддержать подобные проекты бюджетными средствами. Тем более что ряд небольших районных предприятий уж пошел по этому пути. Шахунское объединение "Молоко", комбинат "Княгининское сухое молоко", Городецкий молочный комбинат, контролирующие сырьевой рынок в своих зонах влияния, не испытывают особых проблем с закупками. Каждый из этих молокозаводов помогает нескольким постоянным поставщикам: авансирует поставки, предоставляет кредиты на закупку горюче-смазочных материалов и другие нужды.

Кстати, по мнению гендиректора шахунского "Молока" Анатолия Маликова, вся эта история с предполагаемым кризисом - не более чем плод фантазии руководства комбината "Нижегородский". Фантазии непонятной, поскольку "Нижегородский" тоже поддерживает партнерские связи с хозяйствами и не должен иметь проблем с поставками.

Впрочем, в действиях виммбилльданновской "дочки" можно обнаружить определенную логику. Дело в том, что первоначальные планы компании "Вимм-Билль-Данн", связанные с приходом в нижегородский регион, были шире: создать собственную сырьевую базу на основе интеграции с местными хозяйствами, за счет реконструкции ферм добиться стабильных поставок и качества молока. Однако сроки реализации этой программы несколько затянулись, по словам Владимира Полторака, из-за крупных вложений в реконструкцию самого комбината.

Не исключено, что нынешняя акция исполнительного директора "Нижегородского" продиктована интересом материнской компании: до той поры, пока она не имеет абсолютного лидерства на сырьевом молочном рынке Нижегородской области, приструнить своих московских конкурентов, которые из-за нехватки сырья стройными рядами двинулись в этот регион. Ведь если до сих пор "Нижегородский" поставлял Лианозовскому заводу молоко за те же шесть с полтиной, что покупал у хозяйств, то теперь из-за роста конкуренции "Вимм-Билль-Данн" может столкнуться с необходимостью докупать молоко у посреднических фирм. А это будет уже на полтора-два рубля дороже.


Упомянутые компании:

Княгининское сухое молоко
Ehrmann
Лианозовский завод
Шахунское объединение Молоко
Останкинский молочный комбинат
ОАО Молочный комбинат 'Нижегородский'
Городецкий молочный комбинат
Danone
Вимм-Билль-Данн
Campina


Упомянутые персоналии:

Геннадий Ходырев
Анатолий Маликов
Борис Сметов
Владимир Полторак