Общественная агрономия: вчера и сегодня.


Послал Овчинцева Л.А., РосАгроФонд (член Ассоциации АГРО) 19 января 1999 17:48:44

Общественная агрономия: вчера и сегодня.

То, что мы сегодня называем сельскохозяйственным консультированием, в начале века называлось «общественная агрономия». Масштабное агрономическое консультирование крестьянских хозяйств было развернуто в ходе столыпинских попыток реформировать сельское хозяйство, когда мощная правительственная агрономическая помощь соединилась с робкими ростками земской агрономии. В тот период консультирование сельских товаропроизводителей, большинство из которых составляли крестьяне, имело особенности: тесное переплетение с кооперацией, консультирование не только отдельных хозяев, но и целых общин, активное участие земства в развитии сети агрономов-консультантов. Научные основы общественной агрономии были разработаны организационно-производственной школой аграрно-экономической науки, особенно А.В.Чаяновым. Война и революция положили конец развитию общественной агрономии. Все же анализируя прошлое можно извлечь некоторые уроки, небесполезные и в сегодняшних условиях, когда проблема развития сети сельскохозяйственного консультирования не менее актуальна, чем в начале века.
1) К истории общественной агрономии.
Началом развития земской агрономии в России можно считать 1878 г, когда в Верхотурском уезде Пермской губернии пригласили на службу агронома. Земская агрономия представляла собой систему опытно-показательных, консультационно - пропагандистских и организационно-экономических мер содействия сельским хозяевам. Сам термин «общественная агрономия» ввел в научный оборот В.Г.Бажаев (первый московский губернский агроном, впоследствии профессор Киевского университета) в 1899 г. в статье, где он инициировал созыв первого Съезда деятелей агрономической помощи, состоявшийся два года спустя в феврале 1901 г.
Положением о земских учреждениях 1890 г. на земства была возложена забота о «воспособлении местному земледелию». В качестве способов «воспособления» предусматривалось открытие низших сельскохозяйственных школ, организация сельскохозяйственных складов, открытие земских товарных складов, которые были освобождены от торговых пошлин. Развивая агрономическое консультирование земство руководствовалось в определенной степени фискальными соображениями, так как большую часть земских доходов составляло обложение земель (54,7% в 1900 г), причем крестьянские земли облагались выше земель остальных владельцев. Проблему представляло получение недоимок по земским сборам, поэтому агрономическая помощь косвенно призвана была повысить платежеспособность крестьян.
Практика земской агрономии позволила сделать два важных вывода: 1) векового крестьянского опыта уже недостаточно, крестьянскому хозяйству «необходима прямая помощь человека, вооруженного знаниями», 2) агроном должен быть как можно ближе к населению, обслуживать не больше 2-3 волостей. Реализация последнего принципа столкнулась с трудностями: недостаток агрономических кадров, нехватка средств у земств, отсутствие у земства низшего (волостного) звена. Все же постепенно было найдено решение в виде сети участковых агрономов, опирающихся на сельскохозяйственные общества и кооперативы.
Параллельно с земством правительство занялось внесением агрикультуры в массы посредством расширения сельскохозяйственного образования. Однако охватить широкие массы крестьян школьным сельскохозяйственным образованием было невозможно. C начала века были введены должности правительственных уполномоченных и инструкторов по сельскохозяйственной части. Они находились при губернских земствах и их функции были скорее административно информационные.
П.А.Столыпин в качестве средства подъема агрикультуры отдавал предпочтение образцовым хуторам. Но в 1909 г., после того, как на должность Главноуправляющего Землеустройством и Земледелием вступил А.В.Кривошеин, в земства была разослана знаменитая телеграмма П.А.Столыпина, призывавшая развивать агрономическую помощь землеустроенным крестьянам. В деле агрономической помощи крестьянам земства и правительство объединились следующим образом: правительство выделяло на развитие агрономической помощи столько средств, сколько выделяло конкретное земство. Это вызвало бурный рост земских ассигнований. С 1910 по 1913 г. земские сметы на поднятие экономического благосостояния выросли почти наполовину.
В начале 1910-х годов общественно-агрономическая организация представляла собой следующую структуру: в самом низу были многочисленные участковые агрономы, тесно сотрудничавшие с кооперативами, с крестьянскими сельскохозяйственными обществами, с общинами. Помощь участковым агрономам оказывали агрономические старосты, помощники агрономов, заведующие сельскохозяйственными складами. На уровне уезда имелся уездный агроном, который координировал действия участковых агрономов, составлял сметы, отчеты, заведовал мероприятиями уездного масштаба (курсами, опытными полями, выставками и пр.), представлял уездную агрономическую организацию на губернском уровне. Губернская агрономическая организация (агрономическое совещание) состояла из представителей уездов. Она разрабатывала мероприятия губернского уровня, осуществляла посреднические функции в снабжении населения машинами, орудиями, семенами через сеть складов, распределяла местные и правительственные средства, выделявшиеся на агрономическую помощь. Численность правительственного и земского агрономического персонала выросла с 522 чел. в 1906 г. до 2296 человек в 1910 г. и до 7725 чел. в 1914 г. В 1913 г. в 93% уездов в земских губерниях имелись участковые агрономы, в неземских губерниях сходные функции выполняли правительственные агрономы.
2) Концепция общественной агрономии.
Развитие агрономической помощи вызвало широкую общественную дискуссию. На многочисленных сельскохозяйственных и агрономических съездах обсуждались вопросы о том, кому следует помогать - беднейшим крестьянским хозяйствам или крепким хозяевам, хуторянам или крестьянам-общинникам, а может быть просто всем земским плательщикам; каковы будут последствия воздействия агрономических консультаций: не усилят ли они социальную дифференциацию в деревне, или, наоборот, не будут ли служить препятствием развитию капиталистических отношений.
Низкий общий культурный уровень крестьян привел к тому, что с общественной агрономией стали связывать и культурно-просветительную задачу. «Проповеднический» наклон общественной агрономии говорит о том, что работа эта находилась на начальной стадии и предлагалась сверху, а не была вызвана осознанной потребностью снизу. Аналогичную задачу выполняли первые мобильные агрономы (Wanderlehrer) в Германии за 50 лет до этого.
С общественной агрономией представители либерально-буржуазного направления связывали решение аграрного вопроса в России. А.И.Чупров подчеркивал, что аграрная реформа должна проходить вместе с агрикультурной реформой.
В наиболее разработанном виде концепция общественной агрономии была представлена в работах ученых организационно-производственного направления А.Н.Челинцева и особенно А.В.Чаянова. По Чаянову общественная агрономия - это система общественных (т.е. предпринимаемых обществом в целом) мероприятий, стремящихся направить эволюцию сельского хозяйства страны в сторону наиболее рациональных форм. А.В.Чаянов различал понятие агроном-организатор и общественный агроном. Первый непосредственно организует вверенное ему хозяйство, второй сам хозяйства не ведет. Его метод работы сводится к тому, чтобы путем воздействия на ум и волю хозяйствующих людей оживить в их среде творческую самодеятельность и попытаться направить самодеятельность хозяев наиболее рационально. Таким образом, общественный агроном работник не столько технический, сколько социальный, «пахарь мозгов».
Чаяновская концепция общественной агрономии органично соединялась с его учением об организации крестьянского хозяйства и учением о сельскохозяйственной кооперации. Она являлась необходимым звеном, связывающим организационн-производственную теорию с практикой сельского хозяйства.
3) Общественная агрономия и крестьянская кооперация
С одной стороны, стараясь охватить агрономическими консультациями как можно более широкие круги крестьян, земства стремились опереться на коллективные объекты: общины, сельскохозяйственные общества, кооперативы. С другой стороны, напуганное событиями 1905 - 1906 годов правительство зажимало развитие кооперации. Разрешение на создание кооперативных союзов было дано только в 1915 г. Для восполнения кооперативной структуры сверху кооперативы прибегали к помощи земства. Первый общероссийский кооперативный съезд первоначально планировали провести как секцию съезда агрономической помощи. Тесное взаимопереплетение общественной агрономии и кооперации на начальном этапе развития вело к смешению понятий. Земские деятели начали относиться к кооперации как к институту, подсобному общественной агрономии. Но кооперацию нельзя было рассматривать как орудие агрономической помощи подобно демонстрационному полю. Кооператив - это хозяйственная организация, земство же должно было создавать благоприятные условия для хозяйственной деятельности. В реальности все было смешано. Земские сельскохозяйственные склады и кассы мелкого кредита были одновременно и хозяйственными и инфраструктурными организациями. А.В.Чаянов указывал, что земцы и агрономы не должны заниматься кооперативной работой, они должны обучать специалистов, а не подменять собой кооператив. В реальности до начала массового развития кооперативных союзов (1915) общественная агрономия и кооперация образовали, по выражению А.В.Тейтеля, единый агрокооперативный процесс.
4) Результативность общественно-агрономической работы
Оценка результативности общественной агрономии имеет ряд проблем. Во-первых, об агрономической помощи как широкомасштабном явлении в нормальных экономических условиях мы можем говорить только имея ввиду пятилетие перед первой мировой войной. Если сравнивать с западноевропейскими странами, то в большинстве из них агрономическую помощь развернули намного раньше и действие её продолжалось более длительный срок.
Во-вторых, специфика сельскохозяйственного производства придавала различные направления деятельности общественной агрономии. В одних регионах упор делался на введении травопольных севооборотов, в других - на введении рядового посева и т.д.
В-третьих, объекты агрономической помощи различались в зависимости от губернии. В некоторых земских губерниях агрономы работали с общинами (например, в Московской), в других (например, в Полтавской) с землеустроенными крестьянами. Это затрудняет сравнение.
В-четвертых, сложность оценки заключается также в том, что средства, грубо говоря, тратили земства и правительство, а результат получали крестьяне. Для иллюстрации мы приведем подсчеты агронома Е.Рауде по Вольскому уезду Саратовской губернии. В 1911-1912 гг. затраты земства на агрономические улучшения составили 11,5 тыс. руб. А крестьяне от введения вспашек на зябь и рядового посева по приблизительному подсчету должны были получить 175,6 тыс. руб. дополнительно. Но надо помнить, что результат это делился на все крестьянские хозяйства уезда.
Безусловно значительной была экономическая отдача от организованных агрономами кооперативов. Волоколамский уезд Московской губернии представлял собой один из районов, где земская агрономия работала более четверти века. С конца прошлого века земские агрономы (А.А.Зубрилин, а затем К.К.Дысский) пропагандировали введение травопольных севооборотов, развитие молочной и льняной кооперации. Благодаря деятельности молочных кооперативов в селениях значительно возросла численность молочного скота. Только в одном 1911 г. члены Хованского молочного товарищества получили около 7 тыс. руб. прибыли, Серединского - 2 тыс. В годы гражданской войны волоколамские крестьяне благодаря помощи агронома смогли перестроить свои хозяйства на производство картофеля и откорм свиней (Москва представляла собой прекрасный рынок сбыта) и относительно благополучно пережить бедствия военного коммунизма.
5) Общественная агрономия сегодня.
Тема общественной агрономии возникла в России в тот период, когда сельское хозяйство страны находилось в кризисной ситуации. Сейчас, сто лет спустя русский селянин не меньше нуждается в помощи.
Благоприятной предпосылкой для развития сети агрономического консультирования является то, что в районных управлениях сельского хозяйства и в сельскохозяйственных предприятиях уже имеются хорошо подготовленные опытные агрономические кадры. Деятельность районных управлений сельского хозяйства принципиально меняет свое направление. Если раньше управления преимущественно занимались распределением ресурсов, то сейчас от них все больше требуются консультационные и посреднические услуги.
В то же время управления сельского хозяйства в своей работе традиционно ориентируются на сельскохозяйственные предприятия. А на селе сегодня есть спрос на консультационные услуги со стороны других производителей товарной продукции - владельцев ЛПХ, фермеров, мелких предпринимателей. Достаточно напомнить, что около половины товарной продукции сейчас производится ЛПХ. В некоторых регионах, например, в Нижегородской области, проблема решается за счет создания сельских консультационных центров. Но их мало, и спрос на такие услуги совсем еще не удовлетворен.
Л.А.Овчинцева, к.э.н