ФЕРМЕРСТВО В СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. Статья газеты "Крестянские ведомости"


Послал Российская сельская информационная сеть 08 января 2002 15:27:55

ФЕРМЕРСТВО В СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. Этот сектор растет и без помощи государства. Но очень медленно.
Предлагаем познакомиться с исследованием о развитии фермерства в России.
В нем использованы данные сплошного статистического учета и выборочных экспресс-опросов, ежегодно проводимых Центром экономической конъюнктуры (ЦЭК) при правительстве РФ и ФАПСИ с 1999 г.
В нем также проанализированы материалы обследования, проведенного Госкомстатом России в 2000 г., информация Минсельхоза России и АККОР.
Работа выполнена специалистом ЦЭК при правительстве РФ, кандидатом экономических наук Михаилом КОЗЛОВЫМ.


Фермерская доля.

В начале 2001 года в России насчитывалось 261,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ), в них работали около 0,9 млн чел. Сельскохозяйственное производство они вели на 15,3 млн га собственных и арендованных земель, куда входило 14,3 млн га сельхозугодий — 7,2% угодий хозяйств всех категорий. Средний размер земельного участка фермера составлял в начале января 2001 г. — 58,4 га (для сравнения: в 1991 г. — 42,2 га), однако по регионам его размер колебался и колеблется в широком диапазоне. В 2000 г. отечественные фермеры произвели около 3% общего объема продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах: 8,4% зерна, 14,2% семян подсолнечника, 1,8% скота и птицы на убой в живом весе, 4,9% сахарной свеклы и 2,2% овощей при существенных различиях по регионам.
Следует заметить, что структура основных видов сельхозпродукции, производимых в хозяйствах населения и КФХ, существенно различается. Так, в хозяйствах населения в 2000 г. было произведено 92% общего объема картофеля, 78% овощей, почти 90% плодов и ягод, 57% скота и птицы на убой в живом весе и около 51% молока. Значительно меньше собрали семян подсолнечника — 1,4%, зерна — 0,9% и сахарной свеклы — 0,7%. А вот фермеры как раз больше внимания уделяют именно зерну, подсолнечнику и сахарной свекле.
В последние годы стало стабилизироваться положение крупных сельхозпредприятий, а потенциал развития хозяйств населения оказался в основном исчерпан. Потому удельный вес хозяйств населения в общем объеме сельхозпродукции стал сокращаться, а коллективных сельхозпредприятий — возрастать. Фермеры же традиционно занижают свои производственные показатели. И тому есть немало причин: сокрытие доходов от налогообложения, недостаточная правовая информированность, низкий уровень первичного учета и отчетности. Следовательно, есть основания считать, что доля фермеров в общем объеме произведенной продукции сельского хозяйства на самом деле выше. Кстати, подобные явления наблюдаются и в хозяйствах других категорий аграрного сектора. Так что цифры, отражающие деятельность фермеров, достаточно приблизительные. И все же, в 1995-1996 гг. они производили по 1,9% всей сельхозпродукции, в 1997 г. — 2,4 %, в 1998 г. — 2,2%, в 1999 г. — 2,5%, а в 2000 г. — 3%.

В ряде регионов страны доля фермерского производства значительно превышает общероссийский уровень. По данным АККОР, в 2000 г. фермеры Саратовской области произвели 21,6% общего объема зерна, 17% мяса, 9,3% молока. В Волгоградской области доля фермеров в урожае зерна составила 16%, семян подсолнечника — 21%, гречихи — 18%, овощей открытого грунта — 10%. В Калининградской области КФХ дали почти 30% валового объема сельхозпродукции, включая 25% зерна и 50% картофеля. В Ростовской области они произвели 13% общего объема зерна и 20% семян подсолнечника, в Башкортостане — 34% овощей закрытого грунта, Дагестане — около 10% шерсти. В Ставропольском крае фермеры вырастили 13% семян подсолнечника, 9% зерна и сахарной свеклы, 10% овощей.
один из первых фермеров России, Иван Петрович Гресев, объезжает свои поля: "Урожай-то вырос хороший!"


История.

Недлинную историю развития фермерского движения в России можно поделить на три этапа. Процесс бурного образования (1990-1994 гг.), а затем чуть менее интенсивный процесс распада крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким был первый этап. Дальнейшее сокращение числа хозяйств и одновременно концентрация земли и капитала (1995-1999 гг.). Вдобавок господдержка фермеров ослабла, финансовых средств в хозяйствах становилось все меньше и меньше — таким был второй этап. А следующий охватил 1996-1999 гг. За это время количество КФХ сократилось на 19 тыс., или на 6,8 %. Однако в регионах, где фермерство признано неотъемлемой частью аграрной экономики и ему оказывают реальную помощь, КФХ стабилизировали свое положение. Это относится к республикам Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Саха (Якутия), Алтай, Дагестан, Краснодарскому краю, Саратовской, Волгоградской, Ростовской, Орловской, Московской, Калининградской, Омской областям и другим регионам.
В течение 2000 г. численность крестьянских (фермерских) хозяйств вновь, как и в начале 90-х годов, стала постепенно возрастать, причем прежде всего за счет Южного и Центрального федеральных округов. Она превысила численность 1999 г. на 550 хозяйств. Общая численность фермерских земель в стране повсеместно увеличивалась, даже несмотря на сокращение числа КФХ. В 1997 г. ее стало больше в 46 регионах, в 1998 г. — в 49. Это свидетельствует о повышении концентрации производства в КФХ, а также о постепенной адаптации российских фермеров к условиям рыночной экономики. Однако значительная часть фермерских хозяйств, являющихся катализатором развития рыночных отношений и предпринимательства в российских деревнях, не имеет достаточной материально-технической базы и финансовых средств для осуществления расширенного воспроизводства.

Кооперация.

Серьезным тормозом в развитии фермерства является его слабое правовое обеспечение. Многие фермеры нуждаются в расширении земельных участков и привлечении дополнительных кредитов на приобретение техники и создание оборотных фондов. Однако нет пока ни узаконенного государством рынка земли сельхозназначения, ни земельных банков. Многие владельцы земельных и имущественных паев лишь формально считаются их собственниками. В настоящее время происходит процесс расслоения фермерских хозяйств, их глубокая дифференциация по размерам обрабатываемой земли и экономическим результатам работы. Материалы группировки КФХ по размеру предоставленных им земельных участков показали, что фермерский сектор составляют в основном довольно мелкие хозяйства, получившие в свое распоряжение лишь по 2-4 земельных пая после выхода фермера из коллективного сельхозпредприятия. Так, на 1 января 2001 г. 25,2 % всех КФХ имели до 5 га земли, 30,4% — от 6 до 20 га и т.д.
По объему производства и товарному уровню производимой продукции такие хозяйства по существу мало, чем отличаются от большинства ЛПХ населения и являются наиболее устойчивыми. Почти 2/3 фермерской земли принадлежит 12% фермерских хозяйств и только 1/3 — 88%. При этом 5% хозяйств имеют участки свыше 200 га земли, доля их в общей площади земельных участков составляет почти половину — 46,7%. В последние годы число крупных фермерских хозяйств постоянно возрастает. За 1996-2001 гг. удельный вес хозяйств, владеющих земельными участками от 101 до 200 га, увеличился в 1,2 раза, а свыше 200 га — в 2 раза.
Крупные фермерские хозяйства — весьма небольшая часть КФХ. Они создавались в основном в начале экономических реформ. Такие эффективно работающие хозяйства стали дополнительно брать в долгосрочную аренду, а иногда покупать или обменивать земельные паи у пенсионеров и работников КСП, которые не могли или не хотели самостоятельно обрабатывать землю. И теперь крупные КФХ производят основную долю товарной продукции фермеров. Несколько таких хозяйств, зарегистрированных как фермерские, обрабатывают сейчас от 500 до 1000 га и более земли. Они используют значительное количество постоянных и сезонных работников, доводят поголовье КРС, свиней или овец до 100 и более голов, занимаются предпринимательской деятельностью.
По данным экспресс-опроса 2001 г., в настоящее время интенсивно развивается процесс концентрации земельных и имущественных паев у руководителей коллективных, частных семейных хозяйств и отдельных собственников. Владельцы довольно больших участков земли становятся по существу подлинными хозяевами на селе. Следует отметить, что в 2000 г. продолжало увеличиваться количество так называемых "деревнеобразующих" крупных фермерских хозяйств, вбирающих в себя остатки распадающихся коллективных предприятий с помощью массовой аренды земельных долей и имущественных паев. Процессы интеграции и кооперации набирают силу в агропромышленном производстве. Эта тенденция, скорее всего, получит развитие и в будущем. Так, 19% опрошенных в 2001 г. фермеров отметили нарастающий процесс формирования межфермерских кооперативов по производству, переработке и сбыту сельхозпродукции; 12% — создание кредитных и страховых сельхозкооперативов; 10% — создание кооперативов по обслуживанию сельхозпроизводства; 11% — объединение слабых хозяйств с экономически сильными.
Особенность фермерского движения в том, что КФХ, как правило, в одиночку уже не хотят работать. Они стремятся объединиться в ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, которые создаются чаще всего по административным районам. Они совместно приобретают технику, обрабатывают крупные массивы земли, организуют переработку и сбыт производимой продукции. И получают сравнительно высокие и стабильные результаты. Показательными в этом отношении являются фермерские хозяйства республики Дагестан, Краснодарского края, Вологодской области и др.
По данным Минсельхоза России, в начале 2001 г. в 64 регионах страны действовала 381 ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2000 г. в ходе выборочного обследования КФХ Госкомстатом России при участии ЦЭК при правительстве РФ были получены новые материалы об экономической деятельности фермеров за 1998 и 1999 гг. Обследованием было охвачено 28,5 тыс. КФХ, т.е. 15,2% фактически действовавших в конце 1999 г. фермерских хозяйств. Данные выборочного обследования были распространены на генеральную совокупность КФХ, состоящую из 187,6 тыс. хозяйств. По сообщениям территориальных органов госстатистики, остальная часть зарегистрированных КФХ — почти четверть — или были банкротами, или использовали земли не по назначению, или предоставляли их другим землепользователям.
Число зарегистрированных членов КФХ в 1999 г. возросло на 3,5% по сравнению с 1998 г. и составило почти 443 тыс. чел. На 4,5% увеличилось число членов семей, которые принимали участие в работе хозяйств. Из общего количества человеко-дней, отработанных в КФХ за 1999 г., лишь 11% приходилось на долю наемных работников. При этом фермеры и члены их семей отработали в 1999 г. в среднем по 143 дня, а наемные работники — по 44 дня. По данным обследования, из общей площади земельных участков 41,8% находилось в собственности КФХ, 16,3% — во владении и пользовании и 41,9% — было арендовано фермерами, а 3,3% они сдали другим землепользователям. Площадь земли, сданной в аренду в 1999 г., возросла почти на 10% по сравнению с 1998 г.
Результаты деятельности КФХ, названных типичными, можно сравнить по отдельным регионам. В 75 обследованных КФХ Омской области, где площадь земли каждого хозяйства более 700 га (1,1% общего количества КФХ на 1 января 2000 г.), в среднем на одно хозяйство приходилось по 1558 га. Только 17,7% общей площади земли находилось в собственности, 0,7% — во владении и пользовании, а 81,6% — занимала арендованная земля. А вот в 1069 типичных хозяйствах, попавших в выборку по Омской области, в основе земельного фонда была земля, находящаяся в собственности, — 60,4%.
Крупные КФХ широко использовали труд наемных работников. В 1999 г. на их долю приходился 61% общего количества отработанного времени, а в типичных хозяйствах, попавших в выборку, — всего 6%. Важно отметить, что выделенные земельные участки не полностью использовались фермерами по их назначению. Сельхозугодья полностью использовали по назначению 55% обследованных в стране фермеров. Главной причиной, из-за которой фермеры не смогли проводить полевые работы, было отсутствие денег на приобретение техники, ГСМ и оплаты услуг. Однако следует отметить, что концентрация земли в крупных фермерских хозяйствах способствует более эффективному использованию сельскохозяйственной техники. КФХ плохо обеспечены производственными постройками. В конце 1999 г. в среднем на 100 хозяйств имелось 37 построек для содержания КРС, 16 — для свиней, 13 — для хранения продукции растениеводства, 12 — для хранения техники. Только 18% КФХ были полностью обеспечены производственными постройками, 60% хозяйств были обеспечены ими менее чем наполовину.

Эффективность.

В сельхозпроизводстве у фермеров преобладает продукция растениеводства, прежде всего зерновые культуры, семена подсолнечника и сахарная свекла, и в значительной меньшей степени — продукция животноводства. Удельный вес КФХ, специализирующихся на производстве зерновых, составил 64%, кормовых культур — 7%, масличных — 4%, занимающихся мясным и молочным скотоводством — 13%, свиноводством, овцеводством и птицеводством — от 1,4 до 0,1 %. Производство зерна фермерскими хозяйствами в 1995-2000 гг. не было стабильным в основном из-за погодных условий, однако в целом имелась тенденция к росту. Аналогичная ситуация складывалась и с производством семян подсолнечника. Как свидетельствуют полученные материалы, эффективность производства в целом по КФХ остается более низкой, чем в сельхозпредприятиях всех организационно-правовых форм хозяйствования. Так, в Омской области объем производства валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 1 га сельхозугодий в 1999 г. составлял в КФХ 867 руб., а в сельхозпредприятиях — 1078 руб., что на 24% больше.


В каждом таком чане мы заквашиваем по 9 тонн капусты", — хабаровский фермер Сергей Егоров показывает новый цех своего хозяйства
Особый интерес представляет уровень товарности производимой фермерами сельхозпродукции. Обобщенные материалы обследования Госкомстата России свидетельствуют о том, что в 1999 г. фермерами было реализовано 52% произведенного зерна, 67% — подсолнечника, 72% — сахарной свеклы, 58% — скота и птицы. Анализ полученных материалов показал, что доля КФХ, использующих практически всю произведенную ими продукцию на личное потребление, довольно велика. Почти треть фермерских хозяйств в 1999 г. совсем не продавали зерно, а половина фермеров — скот и птицу на убой. Удельный вес этих хозяйств в общем объеме производимых видов продукции составил 14,1% и 19,4% соответственно.

Группировка КФХ по товарности производства зерна, скота и птицы на убой (имеются в виду хозяйства, продающие соответствующие виды продукции) показала, что диапазон оценки достаточно широк. Кроме многочисленных нетоварных хозяйств, отмеченных выше, были выделены группы низкотоварных, среднетоварных и относительно высокотоварных фермерских хозяйств. В группе низкотоварных хозяйств уровень товарности анализируемых видов продукции составил 13%, объем реализуемой продукции в среднем на одно хозяйство был невелик и составил 11 тонн зерна и 0,3 тонны мяса скота и птицы в живом весе. Удельный вес таких хозяйств, реализующих зерно, равнялся 7%, а продающих скот и птицу на убой — 2%. В группе высокотоварных КФХ почти 52% хозяйств-продавцов зерна реализовали в среднем на одно хозяйство по 43 тонны зерна, а товарность его производства достигала 76%. Более 42% фермерских хозяйств, реализующих скот и птицу на убой, добилось 81%-ного уровня товарности. Правда, в абсолютном выражении объем реализации продукции в этой группе хозяйств был весьма невелик и составил всего 1,7 тонны в среднем на одно хозяйство в год.
Средняя цена реализации сельхозпродукции, полученной в фермерских хозяйствах, чаще всего заметно выше, чем продукции сельхозпредприятий. В 1999 г. цена на фермерское зерно была на 40% выше, чем на зерно предприятий, на семена подсолнечника — на 11%, на мясо скота и птицы в живом весе — 43%. А вот сахарную свеклу (фабричную) фермеры продавали на 10% дешевле, чем сельхозпредприятия. Есть немало КФХ, которым трудно сбывать свою продукцию, потому что рыночная инфраструктура недостаточно развита, транспортировка обходится дорого, а собственного транспорта не хватает.

Экспансия.

Многие фермеры осваивают различные виды предпринимательской деятельности, помогающие им адаптироваться к рыночным условиям. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. (по данным выборочного обследования в 2001 г.) в фермерских хозяйствах отмечается увеличение производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий — почти у половины опрошенных, колбас и мясных полуфабрикатов — более чем у одной трети, растительного масла — у 30%, молочных продуктов — у более чем одной четверти, овощных консервов, соков и т.п. — у 14% опрошенных. В то же время, более чем наполовину сократилось производство стройматериалов, возведение объектов хозспособом, ремонт сельхозтехники и автомобилей, а также производство комбикормов — 37% опрошенных. В 2000 г. фермеры существенно увеличили по сравнению с 1999 г. реализацию сельхозпродукции и продовольствия через собственные магазины, ларьки и палатки, а также на местных продовольственных рынках — по 46% опрошенных и через оптовых покупателей — 34%.
хабаровский фермер Михаил Заварухин производит семена овощей и цветов, саженцы плодовых, по Интернету он держит связь с селекционерами всего мира

Обзор основных видов деятельности отечественных КФХ и результатов их труда будет неполным, если оставить в стороне отношение фермеров к земельному вопросу. По мнению большинства опрошенных, рынок земли должен контролироваться государством. Земли сельхозназначения могут покупать только те граждане, которые владеют необходимыми знаниями и навыками, причем с условием — эти земли не должны изыматься из сельхозоборота. Целесообразно принять рамочный федеральный закон о рынке сельхозугодий, где четко должны быть определены границы разрешенного и запрещенного. Значительную роль станут играть сельские кредитные кооперативы, подтверждением тому уже действующие с начала 2001 г. около 100 сельских кредитных кооперативов в 29 регионах страны. И вообще, дальнейшее развитие фермерства предполагает создание развитой производственной и сбытовой инфраструктуры в регионах, чтобы фермеры могли быстрее адаптироваться к рыночным условиям. А реальная поддержка соответствующими законодательными документами решила бы массу проблем и упрочила положение этой части сельских тружеников.

На заглавном снимке: саратовские фермеры Александр Жариков и Владимир Одиноков — у каждого в обработке более чем по 2 тысячи гектаров пашни.
Фото Виктора Пинегина и Николая Убасева.


Материал подготовила Галина Тугаринова
Опубликовано в газете Крестьянские Ведомости № 51-52 (532-533) от 19 - 31 декабря 2001 года.