Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства


Послал Матигина Елена, РосАгроФонд (член Ассоциации АГРО) 21 января 1999 15:14:40

РосАгроФонд (член Ассоциации АГРО)
тел.: 207-76-76
факс: 925-19-92
e-mail: raf@raf.org.ru

Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

С 1-го марта 1998 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации О несостоятельности (банкротстве), далее Закон .
Впервые в законе одна из глав посвящена особенностям банкротства крестьянского фермерского хозяйства. Эти особенности распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства, не имеющие статуса юридического лица. Особенности банкротства КФХ имеются в порядке признания главы КФХ банкротом, в процедуре осуществления внешнего управления, при определении конкурсной массы крестьянского (фермерского) хозяйства и ряда заключительных процедур, применяемых при осуществлении процедуры банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.

Основанием признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 167 Закона).
Из этого следует, что банкротом признается само крестьянское (фермерское) хозяйство. И хотя в наименовании следующей статьи говорится об особенностях признания индивидуального предпринимателя - главы КФХ банкротом, по смыслу статьи речь идет о крестьянском хозяйстве, а не только о главе. Так, одной из особенностей является то, что заявление о признании главы КФХ банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии письменного согласия всех членов КФХ.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
· список кредиторов и должников с указанием их почтовых адресов и с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности;
· о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;
· о составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;
· о размере доходов , которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ;
· если в крестьянском (фермерском) хозяйстве, желающим объявить себя банкротом есть наемные работники, то на основании статьи 34 Закона к заявлению также должен быть приложен протокол собрания работников КФХ, на котором избран представитель работников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.
Если дело о банкротстве возбуждается по заявлению кредитора, заявлению налогового или иного уполномоченного органа или по заявлению прокурора, указанные документы должны быть приложены к отзыву на это заявление.

В отличии от процедур банкротства, применяемых при рассмотрении дел о банкротстве должника-гражданина, к крестьянскому (фермерскому) хозяйству применяется процедура внешнего управления.

Учитывая сезонный характер работ крестьянского (фермерского) хозяйства, статья 169 Закона отражает особенности внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством. Главе КФХ в двухмесячный срок с момента принятия арбитражным судом заявления о признании КФХ банкротом предоставлено право представить в арбитражный суд план восстановления платежеспособности хозяйства (по общему правилу эта возможность есть только у собрания кредиторов). Если эти мероприятия по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ позволяют крестьянскому хозяйству погасить требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, арбитражным судом вводится внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством.

Внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной ) продукции. Этот срок не может превышать общий срок, установленный п.4 ст. 68 Закона ( 12 месяцев и может быть продлен не более чем на шесть месяцев) более чем на три месяца. Если за время внешнего управления произошел спад и ухудшение финансового состояния КФХ в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен на один год.

Есть особенности и в требованиях, предъявляемых к кандидатуре внешнего управляющего КФХ. Внешним управляющим может быть назначено лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой КФХ с согласия внешнего управляющего.

При определении состава конкурсной массы имущества КФХ учитывается только имущество крестьянского хозяйства, т.е. то, которое находится в общей долевой собственности членов КФХ: недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и др. Сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для КФХ на общие средства его членов, а также право аренды земельного участка и иные имущественные права , принадлежащие КФХ и имеющие денежную оценку. Не включается в конкурсную массу имущество, принадлежащее главе и членам КФХ на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами хозяйства. Бремя доказательств лежит на собственнике имущества.
При продаже имущества, входящего в конкурсную массу КФХ обязательным условием является сохранение целевого сельскохозяйственного назначения продаваемых объектов. Продажа может производиться только по конкурсу. Что касается земли, то в случае банкротства КФХ принадлежащий хозяйству земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.
С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы КФХ в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.

Консультант по юридическим вопросам РосАгроФонда
Е. Матигина