Новое в законодательстве о несостоятельности


Послал А. Кошкин, РосАгроФонд (член Ассоциации АГРО) 17 февраля 1999 10:42:49

РосАгроФонд
тел.: 207-7676
факс. 925-1992
e-mail: raf@raf.org.ru

Новое в законодательстве о несостоятельности

С 1 марта 1998 г. вступил в действие Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который далее для краткости будем называть «Закон 1998 г.». Данный закон учел практику рассмотрения дел о несостоятельности, которая выработалась в процессе применения закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятого в 1992 г. (Закон 1992 г.) На основе выработанной практики в Закон 1998 г. были включены новые положения, регламентирующие особенности признания несостоятельными отдельных видов юридических лиц, изменены порядок и основания их признания несостоятельными, другие значительные изменения. В данной статье мы постараемся раскрыть наиболее важные нововведения Закона 1998 г. и дать им краткие пояснения.
1. В соответствии с положениями Закона 1998 г. изменены признаки несостоятельности юридического лица. Теперь в отличии от Закона 1992 г. несостоятельными могут быть признаны коммерческие организации, а также некоммерческие организации, созданные в форме фонда или потребительского кооператива, которые имеют задолженность в размере не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, которая не погашена в течении 3 месяцев с момента наступления срока платежа. При наличии данных признаков кредитор, может обратиться в арбитражный суд о признании данного должника банкротом. По закону же 1992 г. кроме формальных признаков банкротства, необходимы были дополнительные признаки, как неудовлетворительная структура баланса хозяйства или превышение обязательств над стоимостью имущества хозяйства. Данные дополнительные признаки несостоятельности часто сводили на нет возможность признания несостоятельными, например, крупных предприятий. Они имели большие неликвидные основные фонды, и сумма задолженности часто не превышала стоимости их имущества, а реально они не имели возможности расплатится со своими долгами и фактически являлись банкротами.

2. В арбитражный суд с заявлением о признании хозяйства-должника банкротом могут обратиться:
· сам должник;
· кредиторы по денежным обязательствам, вытекающими из гражданско- правовых договоров, а также из иных оснований, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (конкурсные кредиторы);
· налоговые органы, Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд занятости населения РФ - в связи с неисполнением обязательства по уплате обязательных платежей;
· прокурор;
· ликвидационная комиссия, в случае если в процессе ликвидации обнаружиться, что имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов.
Из вышесказанного вытекает, что в арбитражный суд с заявлением о признании сельскохозяйственной организации банкротом могут обратиться отдельные арендодатели или группа арендодателей, сдавших в аренду хозяйству свои земельные доли, которым была не выплачена в трехмесячный срок арендная плата, превышающая указанную выше сумму.
Законом 1998 г. отменена досудебная процедура уведомления должника кредитором. В данном уведомлении должно было содержаться требование о выполнения должником своих обязательств и о возможном обращении кредитора в суд с заявление о признании должника банкротом. Теперь этого не требуется, и кредитор вправе в любой момент обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании хозяйства-должника банкротом.
Законом 1998 г. предусмотрены случаи, когда руководитель хозяйства обязан обратиться в суд в месячный срок с момента наступления ниже названных обстоятельств с заявлением о признании хозяйства банкротом. Такие случаи предусмотрены, когда:
· удовлетворение требований одного кредитора приводит к невозможности исполнения обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;
· общим собранием членов (участников) сельскохозяйственной организации принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением и признании хозяйства банкротом;
· один из кредиторов представил письменное возражение против принятия органами управления хозяйства решения об объявлении о добровольном банкротстве хозяйства.

3. При определении суммы задолженности, для определения признаков несостоятельности, принимается во внимание размер только денежной задолженности, том числе денежная задолженность:
· за переданный товар;
· за выполненные работы и оказанные услуги;
· по суммам займа (кредита) с учетом процентов.
При определении данной суммы не учитываются задолженности по:
· обязательствам из причинения вреда жизни и здоровью;
· обязательствам по выплате авторского вознаграждения;
· обязательствам перед учредителями (участниками) юридического лица, вытекающими из такого участия, (например уплата дивидендов);
· выплате неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств;
· по выплате установленных законодательством РФ штрафов (пеней) иных финансовых (экономических) санкций за несвоевременную уплату обязательных платежей.
В связи с распространение на практике такой формы сделок как бартер, следует обратить внимание на то, что обязательства по передаче имущества по данной сделке не могут служит основанием для признания должника банкротом. Кредитор по данной сделке может требовать, например, принудительного исполнения сделки в судебном порядке или расторжения договора.

4. С момента как арбитражный суд принял поданное заявление о признании хозяйства-должника банкротом, в хозяйстве вводится процедура наблюдение, которая может длиться не более трех месяцев. Введение наблюдения заключается в том, что назначается временный управляющий, который осуществляет контроль за распоряжением имуществом хозяйства-должника, проводит финансовый анализ его состояния и созывает первое собрание кредиторов. Так, только с разрешения временного управляющего органы управления хозяйства-должника могут заключать сделки по распоряжению недвижимым имуществом, а также движимым имуществом, стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости активов хозяйства.
С этого момента ограничиваются права общего собрания (другого уполномоченного органа управления). Собрание не может принять решение о реорганизации хозяйства, создании филиалов, выплате дивидендов, выходе из состава участников хозяйства, приобретение у акционеров ранее выпущенных акций, других действий, предусмотренных ст.58 Закона 1998 г.
В период наблюдения руководитель предприятия не освобождается от должности. Однако по ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя от должности, если последний чинит препятствия временному управляющему в исполнении его обязанностей.
Хозяйство, в отношении которого возбуждено производство о признании несостоятельным, должно обязательно отслеживать предъявляемые к нему требования кредиторов. При наличии возражений хозяйства-должника в отношении предъявленных требований данные возражения должны быть в представлены кредитору, арбитражному суду и временному управляющему в течении семи дней с момента получения соответствующих требований. В противном случае данные требования признаются установленными и будут взысканы с хозяйства в размере предъявленных сумм.
5. По истечении срока наблюдения, при наличии оснований предполагать, что имеется реальная возможность восстановить платежеспособность хозяйства, по решения арбитражного суда в хозяйстве может вводиться процедура внешнего управления. С момента его введения руководитель хозяйства отстраняется от должности и все его полномочия переходят к внешнему управляющему.
Существенным новшеством Закона 1998 г. является изменения, касающиеся моратория на удовлетворение требований кредиторов. В соответствии со ст.70 Закона 1998 г. мораторий вводиться на весь срок внешнего управления и заключается в том, что приостанавливается исполнение исполнительных документов по взысканиям в бесспорном порядке, а также по имущественным взысканиям. И самое главное в период внешнего управления приостанавливается начисление пеней, штрафов иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
С введением этого положения отменяется не оправдавшая себя практика, предусмотренная Законом 1992 г., когда в период внешнего управления продолжалось начисление выше названных финансовых санкций. Как правило, к его концу задолженность хозяйства-должника значительно вырастала, что сводило на нет практический смысл введения внешнего управления.
Общий срок, на который вводится внешнее управление, может составлять 18 месяцев, но для сельскохозяйственных организаций предусмотрена особенность. Закон 1998 г. учел сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, поэтому разрешает продлить срок внешнего управления до 21 месяца, а в случае стихийного бедствия и других неблагоприятных условий, происшедших в период внешнего управления, срок внешнего управления может быть продлен арбитражным судом еще на один год.


6. Конкурсное производство открывается по решения арбитражного суда о признании хозяйства-должника банкротом, в случае если в период внешнего управления не удалось восстановить платежеспособность хозяйства. Только с этого момента хозяйство считается несостоятельным (банкротом). До вынесения арбитражным судом такого решения и его официального опубликования не допускается разглашение каким-либо образом сведений о банкротстве хозяйства-должника. В противном случае лицо, допустившее нарушение данного требования, может быть привлечено к ответственности.
Результатом конкурсного производства является ликвидация хозяйства и исключение его из единого государственного реестра юридических лиц.

7. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о признании хозяйства банкротом должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение. Мировое соглашение заключается в письменной форме. Суть данного соглашения заключается в том, что кредиторы и должник приходят к согласию в порядке погашения хозяйством-должником своих долгов и (или) их прекращение. Закон 1998 г. ввел положения, которые позволят более широко применять данную процедуру. Он отменил требование, содержащееся в Законе 1992 г., о погашении должником в двухнедельный срок с момента утверждения арбитражным судом соглашения не менее 35% свой задолженности перед кредиторами. Эта норма закона 1992 г. сводила на нет практическое применение данного института, т.к. хозяйства-должники не могли, за редким исключением, выполнить данное требование.
Однако анализ главы VII Закона 1998 г. показывает, что мировое соглашение нельзя заключить с налоговыми органами и внебюджетными фондами. Для сельскохозяйственных организаций это будет большим минусом, т.к., как правило, основная масса их задолженности приходится именное на налоги и обязательные платежи во внебюджетные фонды.

8. Необходимо обратить внимание руководителей и учредителей (участников) хозяйств на ответственность, которую возлагается на них Закон 1998 г.
За неисполнение руководителем хозяйства обязанности по подаче заявления о признании хозяйства банкротом, в случаях предусмотренных Законом 1998 г., он несет субсидиарную ответственность по долгам хозяйства, возникшими после истечения срока подачи заявления, дополнительно к этому он может быть лишен права занимать руководящие должности и (или) заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юридическими лицами.
В случае, если банкротство хозяйства наступило в по вине руководителя, а также по вине учредителей (участников) хозяйства (преднамеренное банкротство) на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам хозяйства.
При преднамеренном банкротстве, произошедшем в результате умышленного создания или увеличению руководителем неплатежеспособности хозяйства, которое причинило крупный ущерб, он может быть привлечены к уголовной ответственности по ст.196 УК РФ.
Здесь необходимо остановиться на ответственности участников, вышедших из хозяйства за шесть месяцев до подачи заявления о признании должника банкротом (ст.78 Закона 1998 г.). Сделка, связанная с выходом участника в данном случае, признается недействительной по заявлению внешнего управляющего или кредитора, а все полученное по такой сделке возвращается хозяйству. Вышедший участник, в отличие от остальных участников, признается кредитором пятой очереди.
Руководитель хозяйства несет уголовную ответственность по ст.197 УК РФ за заведомо ложное объявление о банкротстве хозяйства (фиктивное банкротство), если этим был причинен крупный ущерб.

9. Закон 1998 г. предусматривает, что гражданин, индивидуальный предприниматель, в том числе и крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, может быть признано банкротом, если в течении 3 месяцев не исполнены требования к нему со стороны кредиторов в сумме не менее 100 минимальных размеров оплаты труда,
Законом 1998 г. предусматриваются особенности процедуры признания несостоятельными крестьянских (фермерских) хозяйств. В соответствии с ст. 168 заявление о банкротстве Главы КФХ подается им только при наличии письменного согласия всех его членов. Глава хозяйства в течении 2 месяцев с момента принятия арбитражным судом данного заявления представляет план восстановления платежеспособности КФХ. Если реализация плана позволит восстановить платежеспособность КФХ, то арбитражный суд может ввести внешнее управление, срок которого определяется аналогично сроку для сельскохозяйственных организаций.
В отличие от юридических лиц, в КФХ внешним управляющим может быть лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего. А с согласия внешнего управляющего его полномочия может исполнять и Глава КФХ.
Если в течении внешнего управления КФХ не удалось восстановить его платежеспособность, то хозяйство признается банкротом. Все имущество КФХ включается в конкурсную массу, за счет которой погашаются его долги. При определении имущества, включаемого в конкурсную массу, необходимо исходить из следующих моментов:
1) имущество включаемое в конкурсную массу должно находиться в общей собственности членов КФХ;
2) имущество должно быть приобретено на общие средства членов КФХ;
3) имущество приобреталось для КФХ.
Только при наличии всех трех признаков это имущество может быть включено в конкурсную массу.
Имущество, принадлежащее Главе КФХ или его отдельным членам на праве собственности, в конкурсную массу не включается. Сюда также не включается имущество, приобретенное на доходы, не являющиеся общими средствами КФХ, если член КФХ докажет это арбитражному суду.

10. Следует обратить внимание хозяйств, являющихся кредиторами, в отношении должников которых возбуждено производство о несостоятельности. В соответствии с действующим законодательством, не подлежат рассмотрению и соответственно выплате незаявленные в период установленного срока предъявления требования кредиторов. Данный срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сведений об открытии конкурсного производства в отношении должника.

11. В заключение хотелось бы отметить следующее. Возбуждение процедуры признания хозяйства несостоятельным (банкротом) еще не означает его ликвидации. Самая главная цель, которую преследует законодательство в этой области, это дать возможность хозяйству восстановить свою платежеспособность путем применения процедур банкротства. Закон дает способы достижения этой цели. В качестве примера можно привести возможность введение моратория на взыскание задолженности и начисления финансовых санкций, продажи предприятия как имущественного комплекса без долгов, заключение мирового соглашения и т.д. Часто, возбуждение процедуры банкротства является единственным возможным способом заставить нерадивых руководителей погасить задолженность, когда на то имеется реальная возможность, а они ее умышлено не используют. И об этом свидетельствует практика.
Закон вступил в силу совсем недавно, и думается, что он сыграет свою положительную роль в становлении сельского хозяйства и поможет выйти из глубокого кризиса сельскохозяйственным организациям, имеющим большую кредиторскую задолженность.