Лоббисты экспорта зерна мостят золотой путь в тупик


Послал Газета Крестьянские Ведомости 23 сентября 2002 22:45:32

Комментарий. Лоббисты экспорта зерна мостят золотой путь в тупик
В отсутствие внятной аграрной политики государства мотивы поведения бизнеса объясняются либо рефлексами, либо политическим заказом. Иного разумного объяснения душевному волнению масс по поводу возвращения России статуса мирового экспортера зерна не находится. Идея внешне вполне патриотична, если бы не факты. А они таковы. Во-первых, в России сегодня нет лишнего зерна. Во-вторых, сегодня на мировом рынке наше зерно никто не ждет. В-третьих, доктрина развития экспорта зерна, как единственного пути выхода из кризиса, идеологически ущербна, не имеет долгосрочной перспективы и не может считаться стратегической задачей.


Два-три урожайных года подряд - не основание говорить об устойчивом возрождении зернового хозяйства. Снижение внутренних цен на зерно – не повод для выводов о перепроизводстве. И то, и другое свидетельствует лишь о двусмысленной ситуации: гигантский потенциал агробизнеса на фоне фрагментарной аграрной политики. Блистательное отсутствие стратегических прогнозов развития отечественного АПК приводит к тому, что федеральные организации заняты оперативной борьбой со следствиями мелких и крупных кризисов на селе, а не планированием и регулированием развития агробизнеса. В результате интересы агробизнеса начинают доминировать над интересами общества и государства. Оттого возникает ряд иллюзий, которые всерьез обсуждаются в самых серьезных кругах.

Иллюзия первая: «перепроизводство» зерна

Это не более чем массовая жажда пропагандистского мифа, ожидание чуда. Вопрос: о каком экспорте зерна ведется речь, если собственное производство говядины, свинины и птицы подавлено импортными поставками и страдает от недостатка концентрированных кормов? Стоит произвести по одному поросенку и по десятку бройлеров на душу населения страны, как выяснится, что никакого перепроизводства зерна попросту нет. Есть дефицит.

Тем не менее, некоторые политики иллюзию «перепроизводства» пытаются поддержать тем, что «покупательная способность населения снижается, мяса будут есть меньше» и есть все резоны продавать зерно за кордон, строить порты, углублять фарватеры. В любой иллюзии всегда есть экономический смысл – освоение средств, в том числе бюджетных. Это понятно. Не совсем понятно – почему из России надо вывозить сырье (зерно – это сырье), а не продукты высоких пищевых технологий? Но тогда нужно строить в портах не зерновые терминалы, а холодильники.

По информации Аналитической группы газеты «Крестьянские ведомости», в ближайшие 20 лет в мире ожидается резкий рост потребления мяса, что неминуемо вызовет спрос на корма. В этой связи уместно говорить и о росте спроса на зерновые, хотя их доля в питании населения планеты, особенно развитых стран, станет меньше. Более глубокие выводы сделали авторы доклада «Обзор продовольственного рынка мира 2020: тенденции, альтернативы, выбор», подготовленный одним из ведущих исследовательских центров в области экономики сельского хозяйства Международным институтом продовольственной политики – ИФПРИ.

ИФПРИ - один из 16 центров прогнозирования, финансируемых так называемой Консультативной исследовательской группой по проблемам сельского хозяйства, объединяющей 58 правительств, частных фондов и международных региональных организаций.

Специалисты ИФПРИ пришли к выводу, что до 2020 года спрос на мясо в мире увеличится на 55%. Наиболее быстрыми темпами спрос будет расти в развивающихся странах. 40% роста придется на Китай, а на Индию – только 4%. Спрос на мясо в странах Африки, Азии и других регионов удвоится, однако душевое потребление останется ниже уровня развитых и богатых стран. На 40% рост потребления придется на мясо птицы. Это означает, что во всем мире люди говядине и свинине все больше предпочитают мясо птицы. Причем не только по психологическим («коровье бешенство») или религиозным причинам, но и по чисто экономическим – больше половины населения планеты живет в нищете. Даже третий мир старается питаться не только лепешками, а разнообразит свой рацион недорогим мясом.

Такова тенденция. И не учитывать ее по меньшей мере неосторожно, если вести речь о возвращении России статуса мировой аграрной державы. В противном случае, делая акцент лишь на зерновом экспорте, мы сможем очень быстро стать дешевым сырьевым придатком крупнейших мировых производителей комбикормов. Судя по динамике появления в наших портовых городах компаний-импортеров премиксов, скупающих фураж для производства и последующего экспорта готовых комбикормов, этот бизнес уже развивается, и чаще не в сторону России.

То, что производство мяса увеличивает число рабочих мест на селе, рост доходов населения и налогооблагаемую базу – общеизвестный факт. Системы частных подворий, мелких ферм и крупных откормочных производств с едиными породами скота, единой селекцией и единой закупочной политикой у нас в стране уже есть (Адыгея, Мордовия). Но образовываются они благодаря местной инициативе, а не федеральным программам.

Так что – будем жить, вспоминая славу 1913 года, когда Россия была зерновой житницей Европы или начнем всерьез готовиться к 2020 году, который дает реальный шанс стране стать мясным цехом планеты? Согласно майскому докладу Минсельхоза США, в 2002 году будет расти американский экспорт мяса. Особенно это коснется экспорта свинины. Предполагается, что будет достигнут почти рекордный уровень – 635 тыс. тонн. То же самое будет и с экспортом птицы – 3 млн тонн. Во многом такие расчеты делаются с учетом перспектив освоения российского рынка.

Иллюзия вторая: «нас ждут на мировом рынке зерна»

Газеты мусолят очередную сенсацию: Канада собирается закупать российское зерно. Никто не задает вопрос – какое зерно? А раз никто не спрашивает, то никто и не отвечает, что покупать намереваются фураж едва ли не по цене соломы.

Иллюзия перепроизводства зерна в России передалась странам ЕС. Там ввели квоты на импорт для стран СНГ и фактически запретительные ввозные пошлины. А сколько же страны СНГ вместе с Россией могут экспортировать зерна? Чего
весь мир так перепугался? На эту тему Минсельхоз США опубликовал специальное исследование.

В Минсельхозе США учитывают, что Россия слабо интегрирована в мировой рынок. Этому мешают неразвитость инфраструктуры, слабая законодательная база, недостаточное информационное обеспечение, фрагментация внутреннего рынка и его оторванность от мирового. В СНГ ситуация не лучше.

Способствовать "оторванности" регионального рынка от мирового могут и различия в качестве продукции, а также предпочтения потребителей. В перспективе западный капитал может прийти в Россию и СНГ, а российские производители зерна научатся торговать на мировом рынке. Правда, происходить это будет медленно. Поэтому фрагментация рынка в условиях предполагаемого роста доходов населения вызовет некоторое увеличение производства мяса, что негативно скажется на экспортных возможностях зерновиков.

Недостаточность портовых сооружений. Российский Новороссийск и украинская Одесса являются основными портами, через которые ведется торговля зерном. Из-за нехватки элеваторов их мощность составляет только 8 млн тонн в год. Быстро эту ситуацию исправить невозможно.

Доходы населения и потребителей. В течение предстоящего 10-летия ВВП СНГ будет расти примерно на 4-5% в год. От роста доходов зависит потребление мяса, соответственно, спрос может возрасти не только на мясные продукты, но и на зерно. Потребности в кормовом зерне вызовут снижение запасов, которые можно было бы экспортировать. Если бы аграрные рынки СНГ функционировали нормально и были интегрированы в мировой рынок, спрос на мясо и зерно практически не отразился бы на экспортных возможностях. Интеграция предполагает, что внутренние цены определяются уровнем мировых цен. Поэтому любой всплеск спроса внутри страны ведет не столько к росту цен, сколько к увеличению импорта или снижению экспорта. Если же члены СНГ не интегрированы в мировой рынок, любой скачок спроса на мясо вызовет рост цен на зерно.

Можно ожидать, отмечают авторы исследования Минсельхоза США, что в перспективе в СНГ произойдет улучшение инфраструктуры сельского хозяйства и всего АПК. Кроме того, возможен рост производительности труда и изменение политики государства с точки зрения роста субсидий. В предстоящее 10-летие СНГ может превратиться в "умеренного" экспортера зерна — это 5-10 млн тонн в год. В последнем прогнозе Минсельхоза США указывается цифра в 7 млн тонн (это может быть обеспечено к 2012 году). При самом оптимистическом сценарии зерновой экспорт СНГ достигнет 18 млн тонн. Любой сценарий предполагает, что СНГ все же будет экспортировать зерно.

Но решающей роли на европейских рынках, похоже, уже не добиться. Ни России, ни СНГ. Поезд ушел. Но он не последний.

Создай план и действуй по плану

Сегодняшняя ситуация на внутреннем зерновом рынке критична, но не фатальна. В бюджете достаточно денег, чтобы произвести массовую закупку зерна по приемлемым ценам и создать государственный зерновой фонд. Авторитета Минсельхоза, видимо, уже не хватает, чтобы убедить Правительство принять это решение вовремя. Однако, два десятка грузовиков зерна, рассыпанного по Красной площади и перед Белым домом, могли бы вызвать достаточный общественный резонанс, чтобы решение было принято немедленно.

Для чего нужен государственный зерновой фонд?

Первое: для создания того же экспортного ресурса страны, с единой системой качества и ценовой стратегией. Российское зерно должно иметь одного государственного агента за рубежом – как «Росвооружение». Тогда торговые представители России начнут размещаться в тех странах, рынки которых не заняты продовольствием из США и ЕС.

Второе: для регулирования создания индустрии производства комбикормов – готовых и их компонентов. Предприниматели должны получить четкий сигнал к закупкам оборудования комбикормовых заводов и гарантии обеспечения сырьем.

Необходимо напомнить, что продовольствие – не менее, если не более эффективное стратегическое оружие ХХI века, способное влиять на политику целых стран и континентов. Президент Буш совсем недавно заявил, что объявляет развитие сельского хозяйства и экспорт продовольствия (прежде всего говядины, свинины и птицы) приоритетной задачей своего кабинета.

Подобного заявления очень не достает российскому руководству. Но только этого будет недостаточно. Необходимо разработать четкую и понятную стратегию аграрного развития с этапами и сроками. И начинать, на мой взгляд, нужно с информационной прозрачности рынка.

Известно, что Минсельхоз раздражают прогнозы и анализ деятельности АПК, исходящие не из его стен. Это было бы понятно и оправданно, если бы аграрная общественность периодически (раз в месяц, раз в квартал и раз в год) могла иметь возможность читать официальную точку зрения и оценку ситуации своего корпоративного ведомства. Но участники рынка либо не имеют открытого доступа к оперативным данным, либо сталкиваются с отсутствием таких данных. Многие начинают создавать собственные информационные системы. Это создает неразбериху, которая в значительной степени приводит к ситуациям, подобным нынешней, когда участники рынка не получают сигналов о тенденциях и не могут адекватно планировать свою деятельность. Единого информационного поля в АПК России практически нет. Необходимы программы его создания.

Одной из таких программ может стать Система Аграрного Мониторинга – СИАМ.

Целью СИАМ должно быть обеспечение участников рынка ежедневной оперативной информацией в свободном доступе через Интернет, специализированную газету и по радио. Консультации с Зерновым Союзом России, специалистами МСХ РФ, аналитиками банков, агентств и аграрных комитетов обеих палат Федерального Собрания показали высокую актуальность темы, низкую затратность проекта и высокую информационную эффективность. Вполне реально провести тендер на использование имеющейся инфраструктуры электронной связи и вычислительных центров Минсельхоза России и создать пилотные группы СИАМ в Южном и Центральном Федеральных округах за три-четыре месяца.

По значимости этот проект можно приравнять к переписи населения России, по данным которой будет планироваться работа всей экономики страны на много лет вперед.

Игорь Абакумов