Статья журнала "Эксперт"
Послал Российская сельская информационная сеть 26 сентября 2002 09:00:28 Кто пополнит закрома Оглавление статьи: Цены на высококачественную пшеницу бьют один рекорд за другим: зерно из Франции дешевле 129 долларов за тонну уже не купишь, а пшеница с отгрузкой в Мексиканском заливе может стоить и все 190 долларов. В прошлые годы 120-130 долларов за тонну считалось ценой попросту запредельной. Всему виной засуха в США и Канаде и проливные дожди в Центральной Европе - урожай высококачественных зерновых погубила, конечно же, погода. "Совокупный урожай зерновых - неплохой, в некоторых странах, например в Великобритании, он даже рекордный. Но уродилось в основном зерно фуражное или пшеница не самых высоких сортов, тогда как всем нужна именно твердая пшеница, которая в первую очередь идет на производство муки для хлеба", - рассказал "Эксперту" о ситуации на рынке руководитель отдела пшеницы британской торговой компании Rank Hovis Питер Джонс. Спрос на дефицитную твердую пшеницу постоянно растет, и такая ситуация сохранится как минимум еще полгода - пока на рынке не появятся озимые. Снижения цен не приходится ждать ранее августа следующего года, когда начнут продавать новый урожай.
Предварительный подсчет потерь пока провело только Министерство сельского хозяйства США (USDA). По его данным, валовой сбор (по всем видам зерновых) снизился в Канаде на 5 млн тонн, в Соединенных Штатах - на 7,3 млн тонн, в Австралии - на 9 млн тонн. "В Штатах такого низкого урожая не было тридцать лет, в Канаде - двадцать восемь, в Австралии - восемь лет", - комментирует подсчеты USDA эксперт аналитического подразделения агрокомпании ОГО Рудольф Булавин. США, Канада и Австралия - основные поставщики высококачественной пшеницы (содержание белка свыше 23%). По грубым оценкам, в структуре экспорта этих стран на высококачественные сорта пшеницы приходится примерно половина. Из этого следует, что мировой рынок зерна недополучит в этом году более 10 млн тонн пшеницы высшего качества. Дефицит высококачественной пшеницы скажется прежде всего на странах Юго-Восточной Азии - ежегодно они импортируют 18-19 млн тонн такой пшеницы из Австралии и США. Американскую пшеницу покупают в основном Япония и Китай (сам производитель зерна, но закупает именно высококачественную пшеницу). Австралийское зерно идет на Ближний Восток, в Малайзию, Индонезию и другие азиатские страны. Интересная ситуация сложилась в Индии: обычно она покупает высококачественное зерно в Австралии, но в этом году она выступает в непривычной роли продавца. В целом госрезервы Индии по итогам прошлого года составляют 20 млн тонн, и считается, что индийские компании своими поставками покроют недостаток австралийского зерна. В Латинской Америке есть свой экспортер - Аргентина, где с урожаем в этом году все вполне благополучно. По оценкам аналитиков, только два региона мира будут вынуждены искать новых поставщиков - Северная Африка и Европа (прежде всего речь идет о Западной и Центральной). Именно спрос этих двух регионов и толкает цены на пшеницу вверх. Заработать на создавшемся дефиците могут как страны бассейна Черного моря, прежде всего Россия и Украина, так и Казахстан. За рубежом нынешний кризис сравнивают с событиями 1970 года, тогда Европа тоже испытала серьезный дефицит твердой пшеницы. Тридцать лет назад мукомольные компании активно скупали дешевую пшеницу всех сортов, чтобы "разбавить" ей высококачественное зерно при производстве муки. Питер Джонс из Rank Hovis считает, что в этом году наверняка, а может быть, и в следующем, производители муки будут действовать ровно так же. Впрочем, в 2003 году ситуация может измениться: видя сильный спрос на высококачественную пшеницу, агрокомпании и фермеры увеличат ее посевы, и через год предложение пшеницы заметно вырастет. Но сегодня западные трейдеры готовы закупать в больших количествах и менее качественное зерно (например, нашу пшеницу четвертого класса), чтобы при производстве муки "разбавить" им слишком дорогую высококачественную пшеницу. За рубежом спрос на российские поставки весьма велик, потому что они крайне дешевы. "Сегодня российское зерно выгодно транспортировать даже в Канаду", - считает Рудольф Булавин. Для торгующих зерном компаний из России сегодняшняя ситуация на рынке зерна - это хороший шанс заработать на разнице внутренних и внешних цен: зерно в России минимум в два раза дешевле аналогичной продукции американских и европейских фермеров (правда, с учетом доставки разница в цене уменьшается до 20-30%). "Если мы возьмем пшеницу на элеваторе на Северном Кавказе, то цена за тонну будет около пятидесяти долларов. После доставки зерна в Новороссийск и ее перевалки цена вырастет до шестидесяти пяти-шестидесяти девяти долларов за тонну. В порту Греции или Испании тонна зерна будет стоить около девяноста долларов, что дешевле французской пшеницы на сорок долларов за тонну", - говорит Рудольф Булавин. И российские аграрии, в отличие, например, от металлургов, не сталкиваются с экспортными ограничениями в ЕС: Евросоюз рассчитывает пошлины исходя из цен на американскую пшеницу. Сейчас она очень дорогая, и пошлины ЕС на импорт зерна нулевые.
Второе препятствие - отечественная транспортная инфраструктура. Порты и железная дорога либо не рассчитаны под масштабный экспорт зерна, либо находятся на территории независимых государств - бывших советских республик (как, скажем, зерновой элеватор и терминал в эстонском порту Мууга с годовой мощностью перевалки 5 млн тонн). В самой России есть только один порт, который может принимать большие суда водоизмещением 150 тыс. тонн, - это Новороссийск. Он способен переваливать до 2 млн тонн зерна в год. Зерновой экспорт идет также через порты Азовского моря (например, Таганрог), однако зимой они замерзают, и с декабря по февраль зерно не отгружают. Другие порты, например Санкт-Петербургский, только начинают работу с зерновым экспортом. Кроме того, российские экспортеры пользуются портами государств Прибалтики, однако выгодность этого маршрута невелика. "Если вы отгружаете зерно через Новороссийск, то доставка по железной дороге идет по внутреннему тарифу. Доставка зерна в порты балтийских республик и Украины идет уже по экспортным расценкам, которые выше внутренних примерно в два раза", - поясняет Рудольф Булавин из ОГО. Иногда из-за расходов на перевозки по железной дороге невыгодно возить зерно даже внутри России. Так, экспорт зерна в Китай и Японию из Сибири теряет смысл из-за расценок МПС (сейчас, правда, железнодорожники снизили тарифы на перевозку зерна на 20%, но пока никто еще не просчитал, станет ли теперь рентабельно вести зерно из Сибири на Дальний Восток). В ближайшие годы ситуация с транспортной инфраструктурой, как надеются российские экспортеры, должна существенно улучшиться. В соответствии с государственной программой уже ведется реконструкция российских портов на Балтийском и Черном морях и на Дальнем Востоке. За три года мощности портов по экспорту должны вырасти в четыре раза, до 13 млн тонн. Единственное, чего опасаются экспортеры зерна, - к тому времени мировые цены пойдут вниз и российская пшеница не будет уже так привлекательна, как сегодня.
|