Возможности нормализации платежей и преодоления несостоятельности сельскохозяйственных организаций


Послал Софронов В.А., НижАгроФонд (член Ассоциации АГРО) 22 марта 1999 13:37:59

Нижегородский Фонд Аграрных Реформ, НижАгроФонд (член Ассоциации АГРО)
603082, Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, 5
Тел.: (8312) 36-37-55, 36-62-69, факс (8312) 39-10-87
E-mail: agro@naf.nnov.ru

Возможности нормализации платежей и преодоления несостоятельности сельскохозяйственных организаций

Проблема состояния сельского хозяйства является одной из самых острых в современной российской экономике и довольно оживленно обсуждается учеными-экономистами. Почти все оценивают настоящую ситуацию как кризисную. Наиболее существенным, ощутимым для экономики результатом кризиса отрасли является несостоятельность большинства сельскохозяйственных организаций и вызванные этим тотальные неплатежи.
Существует много версий относительно причин создавшегося положения. Первопричинами, наверное следует назвать диспаритет взаимоотношений сельского хозяйства с другими отраслями и низкую эффективность хозяйственной деятельности отечественных производителей. Почти все экономисты сходятся в том, что одной из основных причин кризиса является несовершенство фискальной политики: ставки налогов и других обязательных платежей не соответствуют результативности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, кроме того многообразие налогов заставляет содержать большую бухгалтерию, усложняет расчеты.
Чаще всего, как основные направления по выведению отрасли из кризиса, называются совершенствование земельных отношений и отношений собственности в сельском хозяйстве, формирование новых социально-экономических структур в АПК и создание многоукладной экономики, состоящей из мобильных, ориентированных на рынок частных и коллективных производителей сельскохозяйственной продукции с развитой сетью кооперации и агросервиса и совершенствование системы управления АПК. Однако, любые благие начинания вряд ли будут иметь успех до тех пор, пока сельскохозяйственные организации не освободятся от накопленных долгов и прогрессивно растущих сумм финансовых санкций. Решение этой проблемы не может быть полностью переложено на плечи сельскохозяйственных организаций, так как в значительной степени она возникла и продолжает усугубляться из-за не соответствующей экономическим реалиям фискальной политики государства и, поэтому, редко может быть решена сельскохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно, в чем мы убедились изучив положение нескольких несостоятельных сельскохозяйственных организаций Нижегородской области.
Учитывая, что несостоятельность, и порожденные ей неплатежи коснулись всех: сельскохозяйственные организации, государство, бюджетные организации, все население страны, можно с уверенностью говорить о том, что эта проблема носит общегосударственный характер, и кардинально решить ее можно только на федеральном уровне. Предпринятые федеральным руководством попытки преодоления неплатежей (например открытие несостоятельными предприятиями счетов неплательщика, реструктуризация задолженности) оказались недостаточно эффективными, так как носили исключительно фискальный характер, и не предоставляли реальных возможностей для погашения накопленной задолженности. По той же причине не были успешными действия отдельных крупных кредиторов (ПФР, государство - по задолженности в федеральный бюджет) по удовлетворению своих требований к неплательщикам.
Создалась ситуация, когда
1. Большая часть сельскохозяйственных организаций имеет на столько большую задолженность, основная часть которой приходится на бюджет и внебюджетные фонды, что в существующих условиях никогда не сможет по ней расплатиться, т.к. хозяйственная деятельность не приносит достаточных средств, а ее расширение невозможно - выручки хватает только на поддержание текущей деятельности и, в редких случаях, уплату текущих платежей.
Значительная часть этих должников - это достаточно эффективно хозяйствующие сельскохозяйственные организации, основной причиной несостоятельности которых является неадекватная фискальная политика государства. Они имеют возможность рассчитаться по накопленным долгам при условии существенного послабления бремени обязательных платежей. Задача государства в отношении этих организаций- уменьшить размер обязательных платежей до такой степени, чтобы они могли погасить накопившуюся задолженность.
Остальные сельскохозяйственные организации по разным причинам свернули свою хозяйственную деятельность либо ведут ее неэффективно и в любом случае не способны рассчитаться по своим долгам. Единственным вариантом прекратить растрату ресурсов этими должниками и в какой-то степени погасить накопленную задолженность является ликвидация в соответствии со ст.65 Гражданского Кодекса РФ. Задача государства в отношении этих организаций - выявить их и ликвидировать без негативных социальных последствий, создав условия для перемещения ресурсов ликвидированных юридических лиц к эффективным собственникам.
2. Некоторые сверхэффективно работающие сельскохозяйственные организации, умудряются своевременно рассчитываться по обязательным платежам и с другим кредиторам. Для государства было бы несомненным благом, что бы к ним, к эффективным собственникам и аккуратным плательщикам, перешло бесхозное имущество а также другие ресурсы несостоятельных должников, подлежащих ликвидации - это увеличит объемы производства и реализации, налогооблагаемую базу и, соответственно, поступления в бюджет и ВБФ. Однако, для приобретения имущества несостоятельных ликвидируемых юридических лиц необходимы средства, которых либо нет, либо для них находят лучшее применение. Задача государства в отношении этих организаций - предоставить этим сельскохозяйственным организациям средства, достаточные для приобретения имущества ликвидируемых юридических лиц и контролировать их целевое использование.
3. Государство (бюджет и внебюджетные фонды) является крупнейшим кредитором по безнадежной задолженности несостоятельных должников. Сумма задолженности настолько велика, что сопоставима с ежегодными обязательными платежами. Наличие этой задолженности существенно затрудняет деятельность сельскохозяйственных организаций, не дает возможности производить необходимые расчеты через расчетный счет и не позволяет исправить финансовое положение и расплатиться с кредиторами. Несмотря на безнадежность погашения данной задолженности, государство не может списать ее, так как это будет несправедливо по отношению к дисциплинированным плательщикам и ослабит мотивацию платить налоги и иные обязательные платежи. В то же время, для государства накопленная задолженность является своеобразным резервом, в том смысле, что эти суммы должны были быть получены и использованы в прошлом, но не были получены и использованы а следовательно являются экономией, поэтому государство может позволить себе временно отказаться от части текущих платежей с условием регулярного погашения части накопленной задолженности.

В этой ситуации имело бы смысл рассматривать не отдельную организацию, как несостоятельного должника, а отрасль, как сектор экономики, склонный в существующих условиях к тотальной несостоятельности. Учитывая, что задолженность по обязательным платежам является основной составляющей закредитованности таких организаций, разумно было бы ввести особый порядок уплаты этих платежей для хозяйствующих субъектов данной отрасли, способствующий их финансовому оздоровлению. Для чего обязать сельскохозяйственные организации перечислять нормативно определенную часть текущих обязательных платежей на специальный счет, в картотеку которого будут переданы с картотеки расчетного счета неоплаченные платежные документы. Фактически это означает освобождение сельскохозяйственных организаций от части обязательных платежей, т.к. перечислению в бюджет будет подлежать лишь разница между начисленной суммой налогов и суммой перечисленной на специальный счет.
Таким образом:
1. Сельскохозяйственные организации получат возможность свободно пользоваться расчетным счетом, своевременно перечисляя на специальный счет нормативно определенную часть обязательных платежей.
2. Сельскохозяйственные организации, имеющие неоплаченные платежные документы будут вынуждены вносить текущие платежи и частично покрывать накопленную задолженность со специального счета.
3. Выявятся безнадежно несостоятельные и нежизнеспособные сельскохозяйственные организации, подлежащие ликвидации - сельскохозяйственные организации, вновь накопившие неоплаченные платежные документы в картотеке расчетного счета.
4. Сельскохозяйственные организации, не имеющие неоплаченных платежных документов, т.е. эффективные собственники и аккуратные плательщики получат возможность приобретения имущества несостоятельных организаций за счет средств специального счета.

Для достижения этих целей необходимо законодательно установить следующий порядок уплаты текущих обязательных платежей:


1. Размер текущих обязательных платежей
Сельскохозяйственные организации при расчете обязательных платежей распределяют общую сумму на сумму, подлежащую перечислению в бюджет и федеральные внебюджетные фонды и сумму, подлежащую зачислению на специальный счет в соответствии с нормативом.
Норматив распределения определяется нормативным актом.

2. Порядок зачисления средств на специальный счет
Суммы, подлежащие зачислению на специальный зачисляются на специальный счет сельскохозяйственные организации в порядке и в сроки, установленные для внесения соответствующих обязательных платежей.

3. Специальный счет сельскохозяйственной организации
Специальный счет открывается в течении 10 дней с момента вступления в силу нормативного акта, относящего отрасль, к которой относится организация к отраслям, склонным к тотальной несостоятельности.
Все платежные документы (картотека расчетного счета), передаются в картотеку специального счета в момент его открытия. Пополнение картотеки специального счета платежными документами, связанными с последующей деятельностью сельскохозяйственной организации не допускается.
Средства на специальный счет перечисляются с расчетного счета по распоряжению владельца счета.

4. Порядок расходования средств специального счета
Расходование средств со специального счета производится в последовательности, определенной ст. 855 Гражданского Кодекса РФ за исключением сумм пеней, штрафов и финансовых санкций, списание денежных средств на погашение которых производится в пятую очередь.
Оставшиеся средства могут быть использованы сельскохозяйственной организацией в следующих целях:
n для приобретения имущества ликвидируемых юридических лиц; средства, списанные со специального счета организации-покупателя имущества зачисляются на счет ликвидационной комиссии.
n для приобретения имущества должников, которым открыты специальные счета; средства, списанные со специального счета организации-покупателя имущества зачисляются на специальный счет организации-продавца.
n для приобретения акций и долей участия сельскохозяйственных организаций, которым открыты специальные счета, принадлежащих этим организациям; средства, списанные со специального счета сельскохозяйственной организации, выкупающего акции или доли участия зачисляются на специальный счет организации - эмитента.
n для предоставления сельскохозяйственным организациям, которым открыты специальные счета долгосрочных целевых займов для реструктуризации задолженности; средства, списанные со специального счета организации-кредитора в качестве предоставленного долгосрочного целевого займа зачисляются на специальный счет организации - заемщика.
Расходование средств специального счета иным образом а также зачисление средств специального счета на расчетные счета не допускается.

5. Стимулирование должников к погашению задолженности
Для организаций, не имеющих к концу года в картотеке расчетного счета платежных документов, срок платежа по которым наступил 3 и более месяцев назад, норматив зачисления средств на специальный счет на предстоящий год увеличивается на величину, определенную подзаконным нормативным актом.
Организациям, полностью погасившим недоимку в бюджеты и внебюджетные фонды предоставляется по их заявлению долгосрочный целевой кредит. Кредит используется для погашения задолженности перед кредиторами санируемой организации являющимися должниками по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в сумме задолженности этих кредиторов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в пределах задолженности санируемой организации перед этими кредиторами. Средства, предоставленного кредита зачисляются в счет погашения задолженности кредиторов санируемой сельскохозяйственной организации перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. Условия кредитования определяются нормативным актом.

6. Использование расчетного счета
Сельскохозяйственные организации используют расчетный счет в порядке, изложенном в гл. 45 ГК РФ без каких-либо изъятий. На средства расчетного счета не может быть обращено взыскание по обязательствам, платежные документы по которым переданы в картотеку специального счета.
Сельскохозяйственная организация может оплачивать с расчетного счета платежные документы, находящиеся в картотеке специального счета в очередности, определяемой руководителем организации в случае своевременного перечисления текущих обязательных платежей.

7. Последствия неудовлетворения должником в течение
трех месяцев требований кредиторов по вновь возникшим
обязательствам, срок исполнения которых наступил
Неудовлетворение должником в течение трех месяцев требований кредиторов по вновь возникшим обязательствам, срок исполнения которых наступил, влечет возбуждение дела о несостоятельности должника. В отношении организаций, деятельность которых носит сезонный характер дело о несостоятельности возбуждается в случае, если в течение трех месяцев с даты окончания сезона должник не удовлетворил требования кредиторов по вновь возникшим обязательствам, срок исполнения которых наступил.

8. Порядок закрытия специального счета.
Специальный счет закрывается в случае ликвидации юридического лица либо в случае издания соответствующего нормативного акта. Все неоплаченные платежные документы при закрытии специального счета передаются на расчетный счет и оплачиваются на общих основаниях с уже имеющимися на расчетном счете платежными документами в порядке, установленном ст.855 ГК РФ. Порядок списания оставшихся на счете средств при его закрытии в связи с изданием нормативного акта определяется этим нормативным актом. Нормативный акт, регламентирующий порядок закрытия специального счета должен быть издан и опубликован не позднее, чем за 1 год до срока закрытия счета.


Важно отметить, что введение изложенного выше порядка погашения накопленной задолженности не отразится негативно на федеральном бюджете и бюджетах ВБФ по следующим причинам:
1. Данный порядок вводится в отрасли, вероятность погашения организациями - должниками которой существующей задолженности в бюджет и внебюджетные фонды в существующих условиях чрезвычайно мала. Очевидно, должник имеющий просроченную задолженность, обросшую массивными финансовыми санкциями, всяческими путями будет избегать попадания средств на расчетный счет (в чем можно было убедиться в течении последних 5 лет), в противном случае большинство поступивших на расчетный счет средств будет списано в счет погашения финансовых санкций и это не улучшит существенно финансового положения сельскохозяйственные организации, а лишь лишит его средств для продолжения деятельности. Поэтому, меньше, чем бюджет получает сейчас от несостоятельных должников, он будет получать только в случае их бесследного исчезновения. Единственной платой государства за введение данного порядка будет непоступление части обязательных платежей той небольшой доли сельскохозяйственных организаций, которые еще могли их платить - очевидно, учитывая порядок использования средств специального счета, эти средства будут направлены на восстановление отрасли.
2. Все средства, поступившие на специальный счет в конечном итоге будут использованы на погашение накопленной задолженности и в первую очередь, учитывая новую редакцию ст. 855 ГК РФ - на погашение задолженности в бюджет и внебюджетные фонды.
3. Непременным условием использования данного порядка является своевременная уплата текущих платежей, что позволяет рассчитывать на поступление в бюджет и ВБФ соответствующих сумм, которые при сохранении существующего порядка расчетов по обязательным платежам в бюджет не поступят.
4. Предполагаемое перемещение ресурсов к эффективным собственникам и активизация деятельности должников, связанная с освобождением расчетного счета от задолженности увеличит базу налогов и обязательных платежей.
5. Не предполагается какого либо реального оттока средств из бюджета.

Ситуация тотальных неплатежей и несостоятельности создалась по зависящим от должников (внутренним) и независящим от них (внешним) причинам. О соотношении этих совокупностей вряд ли можно говорить бесспорно, тем более, что для каждого должника это соотношение индивидуально. Достаточно отметить 2 факта:
· неплатежи и несостоятельность имеют широкое распространение - это говорит за центральное происхождение проблемы;
· существуют сельскохозяйственные организации, которые даже в созданных государством неблагоприятных условиях успешно ведут хозяйственную деятельность и остаются платежеспособными - это свидетельствует за то, что неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями не использованы все резервы для сохранения своей состоятельности.
Таким образом, проблема, безусловно имеет смешанное происхождение и ее решение невозможно без устранения причин возникновения как с той, так и с другой стороны. Важно, чтобы движение государства в сторону решения проблемы неплатежей и несостоятельности было последовательным. Очевидно, следующим шагом в этом направлении должны стать мероприятия по предотвращению повторного нарастания задолженности, в частности, приведение фискальной политики в соответствие со сложившимся уровнем эффективности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций.


Софронов Владислав Адольфович, аспирант ВИАПИ РАСХН, главный консультант-экономист Нижегородского Фонда Аграрных Реформ при Администрации Нижегородской области.