Оборот земель с.-х. назначения. Мнения, комментарии.


Послал Российская сельская информационная сеть 29 января 2003 13:12:44

После вступления в силу закона количество сделок по купле-продаже увеличиться не более чем в два раза
25 января 2003
Николай Калинин, заместитель руководителя аппарата Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ

Начнем с истории принятия этого закона. Государственная Дума первого, второго и третьего созыва пыталась принять Земельный кодекс, но Земельный кодекс зашел в тупик из-за главы «Земли сельскохозяйственного назначения», то есть, неоднозначное отношение в обществе, между ветвями власти и даже уровнями власти к вопросу о купле-продаже именно сельскохозяйственных земель. Идея вычленить из Земельного кодекса эту главу в отдельный, специальный федеральный закон появилась у нас при подготовке Земельного кодекса на круглом столе у президента. Это был единственный в истории России круглый стол у президента. И когда приняли такое политическое решение, Земельный кодекс, естественно, сразу был принят без главы «Земли сельскохозяйственного назначения». Все споры перенесли с Земельного кодекса на этот специальный федеральный закон. Было разработано семь альтернативных вариантов, в том числе и от правительства.

И в первом чтении большинство голосов набрал правительственный вариант, который был затем во втором чтении доработан, мы в него внесли 75 поправок, в том числе и концептуально поменяли версию, которую правительство представляло. Скажем, правительство разрешало для иностранцев собственность на землю, но в конце концов победила точка зрения, что иностранцам разрешается только аренда.

Закон получился рамочным. Он обязывает субъекты Российской Федерации принять в развитие этого федерального закона свои конкретные законы. Федеральный закон прописывает как минимум 5 моментов, чтобы субъект Российской Федерации отразил их в своем законе. Первый момент и наиболее важный: дали субъекту право (это пункт 4 статьи 1) определить дату, с которой начнется приватизация земель на его территории. То есть, у нас не вся Россия одновременно начнет применять этот закон. Скажем, Краснодарский может в своем законе, и они так и собираются сделать, приватизацию земель начать через 49 лет, а Саратовская область начинает приватизацию земель с 28 января этого года. Закон компромиссный, для того, чтобы его можно было принять, естественно, пошли на компромисс: для Дагестана условия одни (я, например, считаю, что в Дагестане, может быть, рано вводить частную собственность), а почему бы в Ивановской области не ввести. Никаких проблем нет, каждый регион с учетом своих национальных традиций может определиться, с какого числа вводить частную собственность на землю. Это был компромисс, большущая уступка федеральной власти для регионов.

Второй момент: каждый субъект должен сам определить минимальные размеры новых земельных участков, которые могут образоваться в результате купли-продажи земли либо в результате выделения земельной доли в натуре.

Хотя я считаю, что в данном случае мы разорвали конституционное пространство России. Получается, что если я житель Саратовской области, а вы житель Краснодарского края, у нас будут разные права на землю, хотя и вы, и я россияне.

Дальше, субъект Российской Федерации получил право сам определить, кто имеет преимущественное право на покупку земли: он сам или органы местного самоуправления. Мне как гражданину, собственнику земельного участка, естественно, это плохо, потому что порядок продажи моего земельного участка зависит от воли субъекта РФ. Допустим, я хочу продать земельный участок, а этот закон ввел ограничения: сначала сообщи об этом своем желании органу власти – либо субъекту, либо органам местного самоуправления. Если субъект либо орган местного самоуправления откажется покупать земельный участок, то только в этом случае я могу продать его третьему лицу. То есть, под контроль государства ставится любая сделка с землей.

Субъект имеет право установить минимальны размер земельных участков, вновь образованных. Скажем, я собственник, и мой земельный участок составляет 5 гектаров, а субъект, скажем, Краснодарский край устанавливает минимальный размер 300 гектаров. Выделить земельное поле в натуре в данном случае я не имею возможности, мне закон запрещает, потому что моя земельная доля меньше, чем минимальный размер земельного участка, установленный субъектом. Значит, я должен сначала у соседей скупить 60 земельных долей и только потом требовать выдела земельного участка в натуре площадью 60 земельных толей, то есть 300 гектаров. В данном случае получается, что я собственник земельной доли, имею право на ее выдел, но меня сильно ограничивают этим минимальным размером. Это сделано для того, я так понимаю, чтобы не разрушать крупных сельхозтоваропроизводителей.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право своим законом определить максимальный размер площади, который можно сосредоточить в руках одного гражданина и его близких родственников. Закон сказал, что субъект здесь волен, но немножко ограничен: он не может этот предел установить меньше, чем 10% от территории района. Районы у нас в среднем по России где-то 60 тысяч гектаров, стало быть, 6 тысяч гектаров в среднем по России получается норма, выше которой купить нельзя. И пятое, что субъект должен обязательно сделать – он должен определить в своем законе перечень СМИ, в которых разрешается делать публикации о продаваемых земельных участках либо о выделяемой земельной доле в натуре. Скажем, у нас в колхозе работало 1000 человек, мы все стали собственниками земельных долей. Если я хочу продать свою земельную долю, Гражданский кодекс говорит, что преимущественное право покупки имеют мои сособственники. А если они отказываются купить мою земельную долю, только тогда я могу продать ее на сторону. Мы механизм изменили и сказали: не нужно опрашивать тысячу человек, а пусть он опубликует свое сообщение в газете, но эта газета должна быть официально установлена субъектом России. Человек опубликовал, 30 дней подождал, если никто не пожелал купить, то он имеет право продать ее на сторону. Так же и о выделении своей земельной доли: если в течение 30 дней сособственники не возразили, считается, что выделение земельной доли согласовано в этом месте. А если возразили, то тогда начинается спорная процедура. Но закон не расписал эту спорную процедуру, он сказал, что это должно сделать правительство России своим постановлением, такого постановления пока нет.

Но в любом случае этот закон навел порядок в беспределе, который творится с куплей-продажей земель, на основании постановления правительства и указа президента. Во всяком случае, под контроль государства уже что-то ставится, и впервые законодатель принял закон, который разрешает куплю-продажу сельскохозяйственных земель.

Что касается стоимости земли. У нас три вида стоимости: первая – нормативная цена земли, которая применяется уже 10 лет, она в каждом регионе своя, в среднем это 200-кратная ставка земельного налога. Вторая – это кадастровая стоимость земель, рассчитанная с учетом различных показателей, плодородия, наличия влаги, тепла и прочего. В среднем по России она составляет 11040 рублей, максимальная в Краснодарском крае – около 46 тысяч. Есть еще так называемая рыночная стоимость. По рыночной стоимости у нас 4 года продаются на торгах (скажем, в Саратовской области) сельскохозяйственные земли именно под сельскохозяйственное производство. Цена небольшая – 350 рублей за гектар. Но желающих работать в сельском хозяйстве не так много, потому как сельское хозяйства – это вид бизнеса хлопотный, рискованный, и больших прибылей не получишь. Если у нас в России государство дотирует в размере 6 долларов на гектар, то в Америке 80 долларов на гектар, в Западной Европе 300 долларов на гектар, а в Финляндии 1300 долларов на гектар. Естественно, если будет помощь государства, то будут желающие работать на селе.

Может быть, в два раза количество сделок увеличится после вступления в силу закона, но не больше. Нет у нас спроса на землю. Есть спрос на землю под дачное строительство, а чтобы купленный участок в 100 гектаров пашни превратить в дачи или в гольф-клуб, по нашему закону требуется получить согласие как минимум губернатора области. Написано: покупать можно, только имея целевое назначение. Если бы я купил 100 гектаров пашни и продал бы участки по отдельности под дачное строительство, я бы неплохо на этом нажился.

Был, естественно, интерес у иностранцев, но им закон запретил. Я понимаю, если всю нашу землю продать, то это порядка 46 млрд. долларов по кадастровой стоимости. А для сравнения: Россия каждый год продает иностранцам газа и нефти на 44 млрд. долларов, то есть, иностранцы каждый год вкладывают фактически стоимость всей нашей пашни. Естественно, если бы разрешили продажу земли иностранцам, то скачок в ценах произошел бы. Потому что население у нас на планете растет быстрыми темпами. Темпы прироста населения увеличиваются, а количество земли не растет. Поэтому спрос на землю, естественно, будет расти, но это со временем.

Первые, кто были заинтересованы в принятии этого закона, это те, кто желает Россию присоединить к ВТО. А также агрохолдинги, их у нас на сегодня в России 27. Они уже некоторые по 350 тысяч гектаров имеют.

Закон направлен на поддержку крупных землевладельцев
25 января 2003
Александр Макеев, директор Фонда исследований аграрного развития, доктор биологических наук

Закон решает целый ряд вопросов по регулированию земельных отношений, и еще можно отметить, что он многие вопросы регулирования земельных отношений передает на уровень местного самоуправления, что, конечно, согласуется с очень положительной тенденцией общей реформы системы государственной власти.

Здесь есть еще и тревожный момент - не очень контролируемый и не очень предсказуемый. Это то, что он вступает в силу, когда целый ряд важных начинаний в стране еще не доведены до конца. Скажем, фактически у нас нет земельного кадастра, нет эффективной системы оценки земель на местном уровне. Безусловно, еще слаба и местная власть, которой, собственно, и придется это регулировать. Поэтому как конкретно пойдет действие закона, в этом смысле непонятно.

Мне приходилось участвовать в обсуждении этого закона группами зарубежных экспертов, в частности, немцами. Он, с точки зрения юридической, достаточно прост, понятен, однако там, скажем, в Германии, он ложится на сильные муниципалитеты, которые очень хорошо контролируют ситуацию. В то же время у нас он ложится в вакуум. Кроме того, многие вещи там прописаны недостаточно или вообще не прописаны. Скажем, вопросы, связанные с охраной земельных ресурсов. Не регламентирован вопрос об их эффективном использовании. Это опять же все придется решать местной власти, которая у нас в регионах очень слаба, а во многих коррумпирована. Кроме того, еще интересный факт: было почти обойдено вниманием, что закон направлен на поддержку крупных землевладельцев. Это момент, который почему-то мало обсуждался, а он, может быть, один из важнейших в этом законе. Там сказано, что можно приватизировать землю в количестве не менее 10% от площади хозяйственных угодий территориальной единицы. Но не написано, что такое территориальная единица. Либо это территория, округа, либо это территория района.

Один из положительных моментов этого закона состоит в том, что он вступает в силу тогда, когда процессы приватизации земли уже давно идут. Крупными землевладельцами стали все нефтяные и газовые компании, они иногда реально владеют площадями более миллиона гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Они к ним попали как оплата за товарные кредиты. У нас есть очень хорошие примеры новых вертикальных структур, за которыми, безусловно, большое будущее.

Но есть у нас просто крупные землевладельцы, которые владеют землей и теперь начинают думать, что с ней делать. Теоретически для такого рода собственников новый закон и открывает все возможности.

Одна из важнейших проблем, которая стоит перед Россией и через которую Запад прошел на протяжении последнего полувека, это постепенная концентрация и капитализация сельскохозяйственного производства под воздействием рыночных механизмов и под воздействием глобализации. В результате этого процесса произошло большое сокращение площадей сельскохозяйственных земель и их строгая специализация. Нужно проводить конверсию сельскохозяйственных земель, создавать новые места для работы людей и так далее.

Я не могу сказать, что земля начнет активно продаваться
25 января 2003
Алексей Пулин, директор автономной некоммерческой организации Центр поддержки земельной реформы Владимирской области

Скажу как юрист, который специализируется по сельскохозяйственным вопросам: он нас не очень удовлетворил, но, в общем-то, мы на это и не надеялись, потому что понимали, что вопрос о земле – это вопрос большой политики, то есть, компромиссы тут неизбежны. Просто хотелось бы, чтобы в этом законе было более четко, более детально прописаны те вопросы, которые затрагивают интересы рядовых сельских жителей, в частности, миллионов собственников земельных долей.

К сожалению, этого не произошло, многие моменты недостаточно ясно изложены, некоторые вопросы вообще упущены. В частности, в законе недостаточно четко прописаны вопросы, связанные с реализацией собственников земельных паев, их право по распоряжению земельными долями, в частности, по выделению земельных долей в натуре. В общем-то, порядок как таковой есть, но как практикующий юрист я понимаю, что когда на практике люди начнут применять эти нормы, будет возникать масса вопросов. В частности, если взять вопрос, связанные с выделением земли в натуре и обязанностью человека, который выделяет ее в натуре, выплатить компенсацию другим лицам в случае, если земельный участок имеет качественный показатель выше остающейся долевой собственности. В этом случае он должен выплатить компенсацию и там идет привязка к рыночной стоимости. В принципе, привязка правильная, но вопрос в том, кто и как будет определять эту рыночную стоимость. Тут могут возникать вопросы.

Кроме того, анализируя ситуацию в нашей области, я не могу сказать, что начнет бурно развиваться рынок купли-продажи сельскохозяйственных земель.

У нас во Владимирской области крупных агрохолдингов нет. Да, есть инвесторы, в основном это инвесторы из московского региона. Но говорить, что они пытаются захватить в свои руки рынок сельскохозяйственных земель, не приходится. Если мы сталкиваемся с такими вопросами, то это, как правило, тогда, когда к нам идет сельский житель, собственник земель и говорит: такие-то структуры предлагают продать им земельную долю. Мы выясняем, по каким ценам, какое количество. И, как правило, видно, что эти московские инвесторы берут землю для того, чтобы иметь какую-то гарантию и действительно для того, чтобы работать.

Сегодня олигархи могут скупить землю за бесценок, а завтра – продать ее иностранцам
25 января 2003
Виктор Семенов, экс-министр сельского хозяйства Российской Федерации, председатель Ассоциации отраслевых союзов агропромышленного комплекса, депутат Государственной Думы РФ

Этот закон начнет работать в условиях отсутствия какой-либо работы со стороны государства, и разъяснительной, и, я бы даже сказал, пропагандистской.

Закон дает хозяину под ногами реальную устойчивую почву. А в чем он не идеален – в нем остались лузы, способные создать искусственную спекуляцию землей, и в отсутствие грамотных людей на местах и активных действий со стороны государства в лице федеральной власти и власти субъектов федерации, я думаю, что мы не избежим перекосов и уродливых явлений со вступлением этого закона в силу. Не исключены попытки скупать землю за бесценок, особенно на Кубани.

Олигархи и агрохолдинги также попытаются участвовать в этом процессе. И самое страшное, что они понимают, что в России они никому с каким-то прибытком землю продать не смогут – только иностранцам. Поэтому сегодня они могут скупить землю за бесценок, как промпредприятия в начале 90-х, а завтра – продать ее иностранцам. И закон им в этом не помеха. Там запрещается покупать землю иностранным гражданам, но ничего не говорится про предприятия, созданные с участием иностранцев.

Поэтому неумелое пользование этим законом может взорвать Россию. И то, что сегодня только один субъект федерации – Кубань – принял свой региональный закон и только несколько еще готовы принять, а все остальные просто спят, - это реальная взрывоопасная обстановка, особенно в преддверии выборов в Думу и выборов президента.

Закон своевременен, он крайне нужен. Но крайне несвоевременна дремота федеральных и региональных органов власти, которые отвечают за его реализацию. Уже давно пора проснуться. Иначе могут быть очень большие скандалы и перекосы в применении закона. Нужен народный контроль за прохождением и особенно за первым периодом реализацией закона, и государство должно возглавить эту работу.


Приложение: см. также