Команда Канады


Послал Журнал Эксперт 20 апреля 1999 10:29:46

Команда Канады

ООН объявила Канаду страной с самым высоким уровнем жизни в мире.
Немецкие эксперты - самой привлекательной для иностранных инвестиций.
А канадцев тянет к России

Андрей Галиев

Канада - это не США. Банальный тезис, но, как ни странно, нуждающийся в доказательствах. Во-первых, если
просто посмотреть на политическую карту мира, Канада - это территория между большей и меньшей, Аляской,
частями США. Во-вторых, на Штаты приходится 80% канадского экспорта, иначе говоря, четыре пятых внешних
заработков страны. Разумеется, отношения с США для Канады, по словам одного из чиновников канадского
МИДа, - самые главные: "Мы полвека сидим под их ядерным зонтиком. Торгуем на миллиард четыреста
миллионов долларов в день - это два миллиона восемьсот тысяч рабочих мест в обеих странах. Двадцать один
процент ВНП Канады обеспечивают пять американских по своему происхождению компаний - GM, Chrysler,
Ford, IBM..."

"Критически важным" считают канадцы сложившийся уровень доверия между странами - американский
президент и премьер Канады постоянно на связи, что помогает быстро разрешать большую часть неминуемо
возникающих при таком торговом обороте неурядиц. В Канаде со вздохом признают, что, если какая-то проблема
не может быть разрешена к обоюдному удовлетворению, приоритет отдается интересам США.

При этом Канада и США - конкуренты на внешнем рынке по достаточно обширной номенклатуре товаров,
прежде всего по зерну. Канадцы несут ощутимые потери из-за нередкого американского реэкспорта канадской
продукции. Зато сами понемногу, на несколько сотен миллионов долларов в год, торгуют с Кубой вопреки
давлению американцев.

Один канадский мидовец очень точно сформулировал основное различие между США и Канадой: "Лозунг США
'Жизнь, свобода, поиск счастья' реализуется в политическом контракте между народом и правительством, где
последнее полностью подчинено. Лозунг Канады 'Мир, порядок, хорошее правительство' - это социальный
контракт с акцентом на политические права". Существенно больший патернализм очень отличает Канаду от
США. Он же, судя по всему, сыграл значительную роль в достижении того уровня жизни, который был отмечен
ООН.

Патернализм по-канадски имеет активную основу. То есть опекаемые своим государством канадцы вовсе не
находятся в состоянии пассивного ожидания, что им сделают хорошо. Активность проявляется во всем, начиная с
формирования властных структур (исполнительная власть - часть представительной, электорат составляет
65-75% активного населения) и кончая уникальной технологией общения с внешним миром - "Командой
Канады", о которой речь ниже.

Догонять проще

Пусть не обидятся североамериканцы за сравнение, но мне Канада сильно напоминает троечника. Того, который,
с трудом поступив в институт, принялся грызть гранит науки и нагрыз-таки на "красный диплом".

Значительную часть своей истории Канада находилась в положении аутсайдера по отношению к США. Ее
территория долго оставалась предметом спора Англии и Франции. Только в 1867 году, когда вышедшие из
гражданской войны Соединенные Штаты уже вовсю демонстрировали мощный рост, в Лондоне решили
объединить свои владения в Канадский доминион.

Взаимоотношения двух американских государств отчасти упрощало то обстоятельство, что оба долгое время
находились в положении аутсайдеров по отношению к Европе. Но двумя войнами подряд Старый Свет сам
предоставил Новому шанс выйти в XX веке в люди. За участие в первой мировой войне, где канадцы потеряли
погибшими больше прочих стран в пересчете на душу населения, Канада получила право на отдельное от
Великобритании представительство в Сообществе Наций. Пострадав, как и прочие государства, от
экономического кризиса 1930-х годов, Канада выжила прежде всего потому, что обеспечивала материальное
снабжение союзнических войск во время второй мировой войны: по ее окончании страна заняла четвертую
строчку в рейтинге промышленных держав.

Подарка, сделанного Европой Канаде в первой половине XX века (в том числе и в виде людских ресурсов: пик
эмиграции приходится на 1913 год - 400 тысяч человек), на какое-то время хватило, чтобы обеспечить
экономический рост. Стремительно развивающийся рынок США обеспечивал сбыт канадских товаров, в первую
очередь - сырьевых... Возникла реальная опасность закрепления за канадской экономикой сырьевой ориентации.
Чтобы поставлять в США и на другие рынки сложную продукцию, было необходимо обеспечить хотя бы такой же
уровень производительности труда, как в Штатах при возможно меньшей стоимости этого труда.

Канадцы нашли изящное решение. Они модернизировали налоговую систему так, чтобы сделать максимально
удобным инвестирование, прежде всего - в развитие новых технологий. И сегодня, например, налоговая нагрузка
на компании в Канаде наименьшая среди стран "семерки", к тому же более половины средств, направляемых на
исследовательские цели и на развитие, не облагается налогом вовсе. Одновременно канадцы использовали
послевоенный экономический рост, чтобы запустить мощные социальные программы: жилищные, пенсионные и
страховые. В 1991 году на здравоохранение было использовано более 10% ВНП, 70% из которых обеспечило
правительство. К каким же результатам помимо упомянутого уровня жизни это уже привело?

За последние 25 лет доля сырьевых товаров в канадском экспорте снизилась вдвое - с 40% до 20%. С 1970-х годов
Канада лидирует среди стран "семерки" по темпам создания новых рабочих мест. Иностранные инвестиции в
канадскую экономику составляют 150 млрд долларов и обеспечивают 30% занятых и 50% всего экспорта. Один
новый миллиард долларов прямых иностранных инвестиций создает более 45 тысяч рабочих мест сроком на пять
лет...

Но Канада явно не может позволить себе почивать на лаврах: нужно поддерживать конкурентоспособность
экономики, иначе все перечисленные ресурсы просто уйдут из страны.

Представительные турне

Главный для Канады рынок, американский, как признают канадские предприниматели, не растет. Для
поддержания же конкурентоспособности канадцам, торговой нации (40% производства страны работает на
экспорт), необходимы растущие рынки. В поиске платежеспособного спроса канадским бизнесменам очень
помогает государство.

Олицетворение госпатернализма - Общество развития экспорта (ОРЭ). Эта государственная организация
функционирует как самоокупаемый финансовый институт и специализируется на страховании не только
коммерческих, но и, что особенно важно для работы на развивающихся рынках, политических рисков. Как
считает вице-президент этого вполне успешного с коммерческой точки зрения предприятия Майкл Маклин, у
государства обязательно должна оставаться функция гаранта экспортных контрактов.

Поскольку крупные канадские компании и представительства транснациональных корпораций в Канаде, как
правило, решают проблемы самостоятельно, ОРЭ помогает преимущественно мелким и средним предприятиям,
годовой оборот которых не превышает 25 млн долларов в год. За пять последних лет благодаря деятельности ОРЭ
создано 2,5 млн рабочих мест. Только в 1996 году были поддержаны контракты на 22 млрд канадских долларов
(16 млрд долларов США). Примечательна структура оказанной помощи: госкредитов на финансирование сделок
было предоставлено только на 3,7 млрд, а на остальные 18,3 млрд выданы государственные гарантии. Поддержка
поддержкой, но деньги ищи сам.

Несколько более опосредованной помощью канадским производителям бесспорно стоит признать и уникальную
в своем роде технологию продвижения их товаров на внешние рынки - "Команду Канады".

Премьер-министр Канады пару раз в год сажает на самолеты несколько сот разнообразных предпринимателей и
на недельку отправляется в уголок Земли, с которым вышеупомянутые предприниматели по какой-либо причине
связывают надежды. Там и государственные деятели, и бизнесмены очень интенсивно общаются с коллегами.
Один из участников последнего турне этого года (по Латинской Америке) так описал свои впечатления от
участия в "Команде": "Когда латиноамериканцы видят нас вместе со своими руководителями, это их впечатляет...
А нам экономит шесть-девять месяцев для достижения взаимного доверия".

Технология "Команды Канады" уже доказала свою эффективность. Только в 1998 году она позволила канадским
предпринимателям заключить более трех сотен договоров на общую сумму 1,78 млрд долларов. Причем 90%
договоров были заключены мелкими и средними предприятиями, на которые приходится 80% участников
"Команды" этого года (в 1994 году, во время первой поездки в Китай, их было всего 20%).

Россия - магнит

Объем торговли между Россией и Канадой в прошлом году составил 1 млрд долларов - столько же, сколько с
США Канада наторговывает за день. Строго говоря, этим описание наших отношений можно было бы и
завершить. Если бы не парадоксальный в такой ситуации интерес канадцев к России.

Начнем с того, что представленный читателю материал стал результатом поездки небольшой группы российских
журналистов по Канаде, впервые организованной ее посольством в Москве. Иначе говоря, канадский МИД счел
целесообразным серьезно потратиться на представление своей страны российской аудитории (и сделал это более
чем профессионально).

Серьезные предприниматели, члены Канадско-российского бизнес-форума, с которыми довелось пообщаться в
Торонто, в ответ на вопрос о причинах своего интереса именно к нашей стране пожимали плечами и говорили:
"Тянет".

Рационального объяснения - Россия до самого последнего времени представляла собой перспективный растущий
рынок - недостаточно, тот же Китай рос куда быстрее. К тому же не только экспорт в нашу страну привлекателен
для канадского бизнеса. По словам Эдварда Белобабы из компании Gowlings, "автомобили и прочие
потребительские товары идут в Россию из Европы, а канадцев интересует применение их действительно
уникального опыта в разработке и использовании природных ресурсов - леса, нефти, газа". Юрий Мищенко из
The Bank of Nova Scotia добавляет про строительство в условиях сложного климата: "Смешно везти в Якутию все
для строительства".

Может быть, к России и Канаде просто неприменима формула "слишком похожи, чтобы быть вместе"? Канадцам,
например, сложнее, чем их южным соседям, представить, что в наших общих широтах до сих пор по улицам
бродят медведи. У них схожие с нашими проблемы: огромная территория с неравномерно распределенным по
ней населением, суровые снежные зимы и не лучшего качества дороги.

Профсоюз Европы и Америки

Иностранца, начитавшегося про так называемый квебекский сепаратизм, в Канаде ждет сюрприз. У него
вполне может возникнуть, как это произошло со мной, неожиданное ощущение, что названный "сепаратизм"
(неловко использовать это слово на фоне происходящего, например, в бывшей Югославии) для Канады
является не только понятным в отношении любого государства злом, но и благом.

Франкофоны Канады (в Квебеке живет около четверти населения страны) всегда ощущали свою инаковость по
отношению к другим канадцам. Благодаря франкофонам Канада всегда ощущала свою инакость по отношению
к остальному Новому Свету. Помните, в "Смерти на Ниле" у Агаты Кристи Эркюль Пуаро гордо уточняет в
ответ на вскользь брошенное "французский засранец": "Бельгийский, мадам, бельгийский!.."

Шестьдесят пять тысяч франкоговорящих канадцев оказались во власти англичан в 1759 году, когда французы
сдали город Квебек и подписали Парижский договор. В 1774 году Квебекским актом Англия признала в
провинции французское гражданское право и гарантировала ее населению религиозную и языковую свободы.
Таковы исторические корни квебекского сепаратизма.

Дальнейшие взаимоотношения франко- и англоговорящих канадцев во многом предопределило сочетание двух
обстоятельств. Серьезный бизнес в Канаде изначально был преимущественно английским (например, первая
трансконтинентальная железная дорога), квебекцы же испытывали недостаток капитала и возможностей
доступа к нему. А вот рождаемость была существенно выше у франкоговорящих католиков, что сказывалось на
уровне их образования.

По словам директора Института канадских исследований Десмонда Мортона, в 60-е годы нашего столетия с
возрастанием роли федерального государства в Квебеке появились деньги - госкредиты. Но оставалась
проблема образования: растущим как на дрожжах канадским университетам тогда же понадобились педагоги,
которых, разумеется, завезли из США. Отсюда, считает г-н Мортон, американский опыт и "некоторое
пренебрежение к национальным проблемам". Преодолеть этот недостаток удалось лишь к 80-м годам, когда на
смену старым пришли новые поколения с действительно хорошим образованием. Так что, делает вывод
Десмонд Мортон, квебекский сепаратизм - "это конфликт прошлого, а не настоящего, но прошлое сильно".

Сильно. Пятьдесят процентов франкофонов в Квебеке не знают английского языка. Хотя в давнем
противостоянии и появилась новая оппозиция: противопоставляются уже не франко- и англоговорящие, а
квебекцы и остальные канадцы. В 1995 году сепаратисты даже вынесли на референдум вопрос об объявлении
независимости Квебека при установлении неких "новых отношений с Канадой". Не прошло. И, если судить по
социологическим опросам 1998 года, 67% квебекцев более не хотят проведения подобного референдума.
Причем очень большая часть населения провинции видит в будущем Квебек членом ООН.

"Это вопрос самоидентификации, он не функционален, - считают в федеральном правительстве. - Сейчас
отмечается рост канадской идентификации". Для Десмонда Мортона "очевидно, что сейчас большинство
квебекцев не хотят отделения, но хотят уважения, например, права вето на федеральные решения по
касающимся их вопросам". И то, и другое следует признать несомненным благом для всей страны. Ведь после
принятия решения о свободном обмене товарами и услугами на территории Северной Америки (договор
NAFTA) все больше решений принимается не в Оттаве, а в Вашингтоне. Отсюда объективное ослабление
федеральной власти и большой вопрос: осталась бы Канада без Квебека Канадой.

Пока решалась проблема квебекско-канадской самоидентификации, эта провинция потихоньку достигла
уровня 95% от средненационального ВВП. Установила серьезные внешние связи (кстати, именно там мы
услышали определение Квебека как "профсоюза Европы и Америки"). Кроме того, после основательной
санации внутреннего налогового законодательства провинции многие, как заявляют в правительстве Квебека,
мультинациональные корпорации (например алюминиевые) теперь зарегистрированы именно там.


Не лесорубы

Стереотипы - сильнейшая вещь. Поэтому канадцам до сих пор приходится часто доказывать своим
потенциальным партнерам, что они могут предложить не только и не столько деловую древесину и зерно,
сколько разнообразные высокие технологии во всех их проявлениях. Сюзан Харпер, торгпред Канады в
Аргентине, так прямо и посетовала в недавнем интервью: "Мы еще слишком часто воспринимаемся как
лесорубы и водоносы".

Что ж, как мы уже выяснили, ощущение собственной "недосупердержавности" Канады является отличным
стимулом для ее развития. Тем не менее совсем обойти стороной достижения канадцев, уже сделанные в
высокотехнологичных областях, было бы нечестным...

Рискну предположить, что самой популярной в мире канадкой этого года является исполнительница главной
музыкальной темы в кинофильме "Титаник" Селин Дион. Но мало кто знает, что практически вся
компьютерная поддержка съемок этого нашпигованного спецэффектами фильма (как и знаменитого "Парка
Юрского периода") обеспечена канадскими специалистами. Более того, Канада является признанным
мировым лидером в производстве обучающих компьютерных симуляторов, например авиационных.

Канадское космическое агентство уже давно единственный неевропейский член Европейского космического
агентства. Среди его достижений можно отметить спутниковую систему Radarsat, позволяющую вести
радиолокационную съемку Земли, возможную в условиях плохой видимости; разработки в области геоматики
(использования дистанционного зондирования для измерения не только топографических, но и геологических
параметров) и космической роботехники, в частности уникального манипулятора Canarm, который будет
установлен на международной станции "Альфа". Кстати, в отличие от американцев и россиян, для которых
космические программы зачастую дело преимущественно имиджевое, канадцы ухитряются очень неплохо
зарабатывать на космосе: при стоимости 300 млн долларов в год канадская программа приносит около
миллиарда за счет продажи полученной информации и лицензий.

А еще канадцы очень успешно работают в сфере мультимедийных технологий (всемирно известные Nortel и
Corel), выпускают экспортоспособные транспортные средства, от самолетов (Bombardier) до железнодорожных
вагонов, и всячески стараются защищать окружающую среду.