|
Всемирная телефонная паутина
Послал Журнал Эксперт 26 апреля 1999 11:51:07
Всемирная телефонная паутина Дни сотен независимых сервис-провайдеров Интернета сочтены. Они либо уйдут с рынка, либо вступят в альянсы с телекоммуникационными операторами Александр Голышко Услуги доступа в сеть Интернет один из самых динамичных сегментов российского телекоммуникационного рынка. Только в Москве уже действуют порядка ста сервис-провайдеров (сокращенно ISP) Интернета, обслуживающих около 200 тысяч пользователей. Обращает на себя внимание и быстрый рост внутрироссийского трафика. Если три года назад он составлял лишь 10% от общего объема, то сейчас - свыше 60% (причина в том, что российская часть сети стала активно наполняться своим собственным содержанием). Быстрый рост рынка привел к тому, что стало процветать так называемое стихийное Интернет-провайдерство, для занятия которым с использованием телефонной сети общего доступа (ТфОП) нужно не так уж и много: серийный телефонный номер, модемный пул и арендованный канал в Интернете. Конечно, для организации качественного доступа в Интернет можно использовать не только ТфОП, но и выделенные каналы, радиодоступ, спутниковые каналы или широкополосные сети КТВ. Например, ряд операторов подключают к Интернету по выделенным каналам жилые дома, но домов таких в Москве немного (быть может, даже меньше, чем количество ISP, которые заявляют о таких услугах). Однако подобные альтернативные варианты дороже, и сопряжены они с множеством организационных проблем, так что количество пользующихся такими услугами ничтожно по сравнению с теми, кто работает через ТфОП. За "дешевым сыром" Неприятность для операторов ТфОП заключается в том, что любая телефонная сеть рассчитана на нагрузки, которые создает средний телефонный абонент (длительность разговора 6 минут). Когда же в телефонной сети часами работают владельцы компьютеров, они так ее перегружают, что полностью блокировать, например, одну местную АТС может всего лишь 14% подключенных к ней абонентов, работающих одновременно. Самый же большой вред наносят ISP, которые предоставляют неограниченный по времени доступ за фиксированную месячную плату, - таким образом они не только привлекают клиентов, но и провоцируют их на еще более интенсивную работу в сети (ведь уплачено). А отдуваются за все это телефонисты. К ним, кстати, и поступают претензии в первую очередь. В зарубежной практике были факты серьезного нарушения работоспособности ТфОП из-за интенсивной работы пользователей Интернета. Но на Западе проблему решили сами телекоммуникационные операторы, которые либо постепенно присоединили к себе уже имеющихся ISP, либо попросту начали предоставлять соответствующие услуги самостоятельно (независимых ISP не осталось). Задумались об этом и наши телекоммуникационщики. Первая атака на московских стихийных провайдеров и пользователей Интернета, заключавшаяся в попытке введения повременной оплаты на МГТС, сопровождалась весьма истерическими пресс-конференциями и даже демонстрациями у мэрии, после чего стороны отступили на исходные позиции. Но когда страсти остыли, выяснилось, что серьезным ISP, заинтересованным в действительно качественном обслуживании, для регулирования нагрузки от своих клиентов как раз нужна повременная оплата. Сегодня многим уже понятно, что, находясь с телефонистами в одной лодке, лучше действовать с ними согласованно, ибо в противном случае не будет ни телефонной связи, ни соответствующего доступа в Интернет. Телефония плюс Интернет Кто же сегодня определяет ситуацию на российском провайдерском рынке? Во-первых, телекоммуникационные операторы, которые стали сами предоставлять провайдерские услуги. Правда, не все они уже развернулись в полную силу: у одних пока много других проблем, другие лишь начали вырабатывать свою стратегию на новом рынке. Основные признаки таких компаний - наличие собственной мощной сети и модемный пул большого объема. Важно, что, будучи хозяевами телекоммуникационной инфраструктуры, они могут прилагать усилия для повышения качества доступа, увеличения скорости передачи информации и т. п. В Москве среди операторов-провайдеров можно назвать "МТУ-Информ", "Комстар", "Комкор", ММТ, "Комбеллга", "ПТТ-Телепорт", "Совинтел", "Телмос", "Голден Лайн", "Макомнет" и ряд других. Лидером всероссийского масштаба по праву является "Ростелеком" в силу своего привилегированного положения на рынке дальней связи. Именно он главный поставщик необходимых ресурсов для множества других российских ISP. Правда, пока роль этого оператора в Интернете ограничена магистральными каналами. Не имея местной инфраструктуры, эта компания специализируется на сборе трафика от других провайдеров, которые напрямую работают с клиентской базой. Ко второму типу игроков относятся классические ISP, которые имеют собственные узлы доступа и даже проложили отдельные коммуникации, то есть обладают неким подобием магистральной сети для пропуска трафика Интернета. Они широко используют арендованные у телекоммуникационных операторов каналы (в том числе спутниковые) и сети доступа на базе ТфОП. В России к ним относится прежде всего "Роснет", работающий на базе телекоммуникационных ресурсов, арендованных у "Ростелекома". В Москве наиболее известны "Демос", "Релком", "Совам-Телепорт", "Директнет" и ряд других. Часть этих ISP уже входит в группу компаний, среди которых есть "чистые" телекоммуникационные операторы; другая часть, по-видимому, вступит в подобные альянсы в ближайшем будущем. Все оставшиеся ISP это хоть и самая многочисленная армия, но и самая неуправляемая с точки зрения качества услуг. Зачастую они располагают лишь узлом коммутируемого доступа и небольшим модемным пулом, подключенным к узлу другого ISP. Провайдеры третьего типа работают там, где пока еще не успели развернуться две первые группы. Практически они не могут как-либо влиять на качество доступа (что получилось, то и есть) и на большое количество клиентов не рассчитывают. Зато они могут позволить себе работать по низким тарифам, потому что каких-либо инвестиций в сетевую инфраструктуру им делать не надо. Стоит отметить, что этот слой ISP иногда имеет большие возможности по работе с индивидуальными клиентами, по технической поддержке пользователей, вплоть до выезда специалистов на дом для настройки программного обеспечения и компьютеров. Крупные провайдеры, обслуживающие тысячи и десятки тысяч клиентов, этого сделать попросту не могут. Но в дальнейшем российские операторы и вступившие с ними в альянсы серьезные провайдеры отберут у игроков третьего типа клиентов благодаря лучшему качеству обслуживания. И привлекать их будут в основном не столько доходы, сколько контроль над растущим рынком и возможность предлагать клиентам комплексные услуги (например, не просто телефония, а телефония плюс Интернет), что гораздо интереснее и перспективнее.
|