Всемирная телефонная паутина


Послал Журнал Эксперт 26 апреля 1999 11:51:07

Всемирная телефонная паутина

Дни сотен независимых сервис-провайдеров Интернета сочтены. Они либо уйдут с рынка,
либо вступят в альянсы с телекоммуникационными операторами

Александр Голышко

Услуги доступа в сеть Интернет один из самых динамичных сегментов российского
телекоммуникационного рынка. Только в Москве уже действуют порядка ста
сервис-провайдеров (сокращенно ISP) Интернета, обслуживающих около 200 тысяч
пользователей. Обращает на себя внимание и быстрый рост внутрироссийского трафика.
Если три года назад он составлял лишь 10% от общего объема, то сейчас - свыше 60%
(причина в том, что российская часть сети стала активно наполняться своим
собственным содержанием).

Быстрый рост рынка привел к тому, что стало процветать так называемое стихийное
Интернет-провайдерство, для занятия которым с использованием телефонной сети
общего доступа (ТфОП) нужно не так уж и много: серийный телефонный номер,
модемный пул и арендованный канал в Интернете. Конечно, для организации качественного доступа в Интернет
можно использовать не только ТфОП, но и выделенные каналы, радиодоступ, спутниковые каналы или
широкополосные сети КТВ. Например, ряд операторов подключают к Интернету по выделенным каналам жилые
дома, но домов таких в Москве немного (быть может, даже меньше, чем количество ISP, которые заявляют о
таких услугах). Однако подобные альтернативные варианты дороже, и сопряжены они с множеством
организационных проблем, так что количество пользующихся такими услугами ничтожно по сравнению с теми,
кто работает через ТфОП.

За "дешевым сыром"

Неприятность для операторов ТфОП заключается в том, что любая телефонная сеть рассчитана на нагрузки,
которые создает средний телефонный абонент (длительность разговора 6 минут). Когда же в телефонной сети
часами работают владельцы компьютеров, они так ее перегружают, что полностью блокировать, например, одну
местную АТС может всего лишь 14% подключенных к ней абонентов, работающих одновременно. Самый же
большой вред наносят ISP, которые предоставляют неограниченный по времени доступ за фиксированную
месячную плату, - таким образом они не только привлекают клиентов, но и провоцируют их на еще более
интенсивную работу в сети (ведь уплачено). А отдуваются за все это телефонисты. К ним, кстати, и поступают
претензии в первую очередь.

В зарубежной практике были факты серьезного нарушения работоспособности ТфОП из-за интенсивной работы
пользователей Интернета. Но на Западе проблему решили сами телекоммуникационные операторы, которые либо
постепенно присоединили к себе уже имеющихся ISP, либо попросту начали предоставлять соответствующие
услуги самостоятельно (независимых ISP не осталось). Задумались об этом и наши телекоммуникационщики.

Первая атака на московских стихийных провайдеров и пользователей Интернета, заключавшаяся в попытке
введения повременной оплаты на МГТС, сопровождалась весьма истерическими пресс-конференциями и даже
демонстрациями у мэрии, после чего стороны отступили на исходные позиции. Но когда страсти остыли,
выяснилось, что серьезным ISP, заинтересованным в действительно качественном обслуживании, для
регулирования нагрузки от своих клиентов как раз нужна повременная оплата. Сегодня многим уже понятно, что,
находясь с телефонистами в одной лодке, лучше действовать с ними согласованно, ибо в противном случае не
будет ни телефонной связи, ни соответствующего доступа в Интернет.

Телефония плюс Интернет

Кто же сегодня определяет ситуацию на российском провайдерском рынке? Во-первых, телекоммуникационные
операторы, которые стали сами предоставлять провайдерские услуги. Правда, не все они уже развернулись в
полную силу: у одних пока много других проблем, другие лишь начали вырабатывать свою стратегию на новом
рынке. Основные признаки таких компаний - наличие собственной мощной сети и модемный пул большого
объема. Важно, что, будучи хозяевами телекоммуникационной инфраструктуры, они могут прилагать усилия для
повышения качества доступа, увеличения скорости передачи информации и т. п. В Москве среди
операторов-провайдеров можно назвать "МТУ-Информ", "Комстар", "Комкор", ММТ, "Комбеллга",
"ПТТ-Телепорт", "Совинтел", "Телмос", "Голден Лайн", "Макомнет" и ряд других. Лидером всероссийского
масштаба по праву является "Ростелеком" в силу своего привилегированного положения на рынке дальней связи.
Именно он главный поставщик необходимых ресурсов для множества других российских ISP. Правда, пока роль
этого оператора в Интернете ограничена магистральными каналами. Не имея местной инфраструктуры, эта
компания специализируется на сборе трафика от других провайдеров, которые напрямую работают с клиентской
базой.

Ко второму типу игроков относятся классические ISP, которые имеют собственные узлы доступа и даже
проложили отдельные коммуникации, то есть обладают неким подобием магистральной сети для пропуска
трафика Интернета. Они широко используют арендованные у телекоммуникационных операторов каналы (в том
числе спутниковые) и сети доступа на базе ТфОП. В России к ним относится прежде всего "Роснет", работающий
на базе телекоммуникационных ресурсов, арендованных у "Ростелекома". В Москве наиболее известны "Демос",
"Релком", "Совам-Телепорт", "Директнет" и ряд других. Часть этих ISP уже входит в группу компаний, среди
которых есть "чистые" телекоммуникационные операторы; другая часть, по-видимому, вступит в подобные
альянсы в ближайшем будущем.

Все оставшиеся ISP это хоть и самая многочисленная армия, но и самая неуправляемая с точки зрения качества
услуг. Зачастую они располагают лишь узлом коммутируемого доступа и небольшим модемным пулом,
подключенным к узлу другого ISP. Провайдеры третьего типа работают там, где пока еще не успели развернуться
две первые группы. Практически они не могут как-либо влиять на качество доступа (что получилось, то и есть) и
на большое количество клиентов не рассчитывают. Зато они могут позволить себе работать по низким тарифам,
потому что каких-либо инвестиций в сетевую инфраструктуру им делать не надо.

Стоит отметить, что этот слой ISP иногда имеет большие возможности по работе с индивидуальными клиентами,
по технической поддержке пользователей, вплоть до выезда специалистов на дом для настройки программного
обеспечения и компьютеров. Крупные провайдеры, обслуживающие тысячи и десятки тысяч клиентов, этого
сделать попросту не могут. Но в дальнейшем российские операторы и вступившие с ними в альянсы серьезные
провайдеры отберут у игроков третьего типа клиентов благодаря лучшему качеству обслуживания. И привлекать
их будут в основном не столько доходы, сколько контроль над растущим рынком и возможность предлагать
клиентам комплексные услуги (например, не просто телефония, а телефония плюс Интернет), что гораздо
интереснее и перспективнее.