С 1990 года в России была введена частная
собственность на землю. Появилась возможность коренным образом
изменить экономические отношения в аграрном секторе. Были приняты
указы Президента и постановления Правительства, которые определили
порядок передачи земли и имущества колхозов и совхозов членам
хозяйств. В соответствии с требованиями нового законодательства
большинство колхозов и совхозов перерегистрировалось и формально
передало землю и имущество в собственность своим работникам и
пенсионерам. Но внутрихозяйственные отношения при этом не изменились.
Хотя собственность перешла от государства к коллективу, она не
перешла от коллектива к частным лицам. Задача приватизации не
была решена. Законодательство не было подкреплено конкретной методикой
реализации прав собственников.
В 1992 году была сформирована группа российских зарубежных экспертов,
которой поручили разработать и осуществить Программу приватизации
земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий. В группу
входили сотрудники Аграрного института Российской академии сельскохозяйственных
наук, российские юристы, работники областных департаментов сельского
хозяйства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству,
эксперты по юридическим и экономическим вопросам областных законодательных
органов, а также сотрудники Международной финансовой корпорации.
Смысл Программы - закрепление частной собственности
на землю и имущество за крестьянами.
Цель - создать эффективно работающие сельскохозяйственные
предприятия.
Механизм реорганизации предусматривает выдачу свидетельств на
право собственности на земельные доли и имущественные паи. Собственники
знакомятсяс различными сделками с землей и имуществом, а затем
принимают решение. Они могут сами обрабатывать землю или создать
предприятие, объединившись с другими собственниками (ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ).
Программа была успешно опробована в Нижегородской области, а затем
получила распространение и в других регионах (РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА).
На федеральном уровне приватизация земли и
реорганизация сельскохозяйственных предприятий регулируется следующим
законодательством:
Конституция РФ
Конституция Российской Федерации устанавливает формы собственности
на землю:
Конституция определяет также полномочия федеральных
органов и субъектов федерации в вопросах регулирования земельных
отношений.
Гражданский кодекс РФ
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет:
Указ Президента РФ "О неотложных
мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27 декабря
1991 года № 323
Указ №323 является первым нормтивным актом, определившим сроки
и порядок реорганизации колхозов и совхозов. Этот Указ :
Постановление Правительства РФ "О
порядке реорганизации колхозов и совхозов" от 29 декабря
1991 года № 86
Постановление №86 развивает положения Указа №323 и устанавливает:
Постановление Правительства РФ "О
порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций
агропромышленного комплекса" от 4 сентября 1992 года № 708
В Постановлении №708 определен механизм реализации нормативных
актов, которые были приняты ранее. Данное Постановление:
Указ Президента РФ "О регулировании
земельных отношений и равитии аграрной реформы" от 27 октября
1993 года № 1767
Указ №1767 вносит значительные
поправки в понятие права собственности на землю. Указ:
Постановление Правительства РФ "О
практике аграрных преобразований в Нижегородской области"
от 15 апреля 1994 года № 324
Постановление №324 одобряет нижегородскую модель приватизации
земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Постановление:
Постановление Правительства РФ "О
реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики
Нижегородской области" от 27 июля 1994 года № 874
Постановление №874 утверждает "Положение о реформировании
сельскохозяйственных предприятий" и "Правила проведения
внутрихозяйственных аукционов по распоряжению землей и имуществом
при реорганизации сельскохозяйственных предприятий", разработанные
с учетом практики Нижегородской области. Постановление:
Постановление Правительства РФ "О
порядкке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных
паев" от 1 февраля 1995 года № 96
Постановление №96 развивает положения Постановления №874. Постановление
№96 предлагает различные варианты осуществления имущественных
прав собственниками земельных долей и имущественных паев. В частности,
в данном Постановлении:
Указ Президента РФ "О реализации
конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 года
№ 337
Указ Президента закрепляет права собственников земельных долей,
расширяет возможности граждан по их использованию, в частности:
Процесс приватизации земли и реорганизации
сельскохозяйственных предприятий проходит последовательно в несколько
этапов:
На всех этапах проводится информационная кампания. Собственникам земельных долей и имущественных паев разъясняются их права и возможности по распоряжению земельными долями и имущественными паями, порядок создания и регистрации новых предприятий, правила приобретения земли и имущества на аукционе.
Нижегородская область | - 134 |
Ростовская область | - 6 |
Рязанская область | - 9 |
Орловская область | - 30 |
Кировская область | - 5 |
Волгоградская область | - 2 |
______________ Всего: | - 186 |
Нижегородская область | - 684 |
Ростовская область | - 24 |
Рязанская область | - 59 |
Орловская область | - 89 |
Кировская область | - 18 |
Волгоградская область | - 23 |
______________ Всего: | - 897 |
Нижегородская область | - 412 991 га |
Ростовская область | - 52 939 га |
Рязанская область | - 31 918 га |
Орловская область | - 96 098 га |
Кировская область | - 20 026 га |
Волгоградская область | - 15 711 га |
______________ Всего: | - 533 681 га |
Нижегородская область | - 56 926 |
Ростовская область | - 3 059 |
Рязанская область | - 3 604 |
Орловская область | - 11 046 |
Кировская область | - 2 189 |
Волгоградская область | - 774 |
______________ Всего: | - 77 598 человек |
Приведенные ниже данные были собраны в Нижегородской
области в 1995 году, спустя два года после реорганизации пяти
пилотных хозяйств. Были опрошены сотрудники всех предприятий,
созданных на базе реорганизованных хозяйств. Результаты опроса
сопоставляются со средними показателями по области.
1. Повышение экономической эффективности в реорганизованных
хозяйствах.
Анализ динамик экономических показателей в реорганизованных
и нереорганизованных хозяйствах позволяет сделать однозначный
вывод: после реорганизации хозяйства стали работать лучше. В реорганизованных
хозяйствах выше абсолютный уровень и темпы роста заработной платы,
производительности труда, валового дохода, прибыли и накоплений.
1993 | 1994 | в % к 1993 | 1993 | 1994 | в % к 1993 | |
Валовой доход | ||||||
Балансовая прибыль | ||||||
Направлено в фонд накопления | ||||||
Просроченная кредиторская
задолженность | ||||||
Доля общей прибыли,
использованной для накопления, % | ||||||
Среднемесячная зарплата | ||||||
Производительность труда
(продукция с/х в сопоставимых ценах 1983 г.) |
Примечание:
По реорганизованным хозяйствам данные за 1994 г. без крестьянских
хозяйств.
Из приведенной выше таблицы видно, что в реорганизованных хозяйствах
прослеживается тенденция к повышению динамики некоторых производственных
показателей, в то время как в нереорганизованных по всем без исключения
показателям идет спад производства.
Повышение зарплаты.
Средняя зарплата работников в реорганизованных хозяйствах
- почти на 30% выше и задержки выплат случаются реже. В нереорганизованных
задолженность по зарплате н одного работника составляет 175 тыс.
руб., т.е. на 22% больше, чем в реорганизованных.
Основные факторы повышения экономических результатов.
1) Руководители образованных при реорганизации хозяйств получили
больше самостоятельности, активно используют новые методы хозяйствования,
ищут новые рынки сбыта, виды деятельности, связи (по результатам
социологических опросов).
2) Возросла заинтересованность работников в результатах деятельности,
улучшилась дисциплина, уменьшились пьянство и воровство, а как
следствие - повысилась производительность труда.
3) В реорганизованных хозяйствах быстрее изменяется структура
производства, что свидетельствует об адаптации к рынку. В 1994
г. в реорганизованных хозяйствах валовой доход от несельскохозяйственных
видов деятельности увеличился на 25%.. в то время как в нереорганизованных
на 17% снизился.
4) Особое внимание уделяется переработке и реализации продукции:
открыто 15 собственных магазинов, введено семь цехов по переработке
сельхозпродукции, одно кафе. связи с этим цены реализации продукции
в реорганизованных хозяйствах несколько выше, чем в нереорганизованных.
Тенденция к накоплению повсеместно падает, что показывает отсутствие
перспектив на будущее. Несмотря на то, что в реорганизованных
хозяйствах более высокая зарплата, доля общей прибыли, используемой
для накопления составляет 32%, что в 2 раза выше, чем в нереорганизованных.
Не все работают одинаково. Не все вновь созданные предприятия
работают одинаково. одних дела идут лучше, у других - хуже. В
одном из пилотных хозяйств выручка от реализации за год возросла
в 6 раз и достигла почти 2 млрд. руб. , а в другом при таких же
размерах хозяйства выручка была в 10 раз меньше. Заработная плата
различается в 5-8 раз. Из неблагополучных хозяйств люди уходят,
благополучные, наоборот, привлекают новых работников или даже
целиком присоединяют к себе хозяйства, оказавшиеся в трудном материальном
положении.
ВЫВОДЫ
· быстрая адаптация к требованиям рынка,
· повышение заинтересованности в результатах труда,
· эффективное использование средств производства,
· повышение зарплаты и выплата ее в срок.
июль - август 1995г. Нижегородская область
Опрошено 482 работника пяти реорганизованных хозяйств и 204 работника
четырех нереорганизованных хозяйств.
Опрошен также 31 руководитель новых товариществ, фермерских хозяйств
и предпринимателей.
1. Работники реорганизованных хозяйств мобилизовали свои внутренние
ресурсы.
* Работники реорганизованных предприятий оценивают положение своих
предприятий чаще как хорошее и реже как плохое в отличии от оценок
работниками нереорганизованных предприятий. Уровень личного оптимизма
в реорганизованных хозяйствах также выше, чем в нереорганизованных.
* В нереорганизованных хозяйствах рядовые работники отмечают положительные
изменения в отношении к труду. Изменения становятся более очевидными
при сравнении с положением в нереорганизованных хозяйствах.
Реорганизованные (%) | Нереорганизованные(%) | |
Реорганизованные (%) | Нереорганизованные(%) | |
Реорганизованные (%) | Нереорганизованные(%) | |
Реорганизованные (%) | Нереорганизованные(%) | |
Работники реорганизованных предприятий хорошо
знают, есть ли у них земельная доля и имущественный пай, и как
они ими распорядились. Работники нереорганизованных предприятий
этого практически не знают. Работники реорганизованных предприятий
более грамотно отвечают на вопрос, как они распорядились своей
земельной долей и имущественным паем.
* Вместе с тем, как в реорганизованных хозяйствах так и в нереорганизованных
2/3 работников не принимают участия в управлении предприятием,
не выступают как активные собственники.
2. Руководители реорганизованных хозяйств считают себя более
ответственными и свободными. (опрошено 18 руководителей новых
товариществ (100%))
* 83% руководителей в ходе интервью заявили о своем нежелании
возвращаться к колхозно-совхозной системе ведения хозяйства.
* Руководители реорганизованных хозяйств отмечали как основной
положительный фактор реорганизации большую самостоятельность и
возможности управления, которые они получили.
* 78% руководителей отметили, что они активно используют новые
методы хозяйствования и, прежде всего, осуществляют самостоятельный
поиск новых рынков сбыта, новых видов производственной деятельности
и хозяйственных связей. 61% руководителей считают себя предпринимателями.
Однако небольшая часть руководителей (22%) утверждают, что в их
хозяйствах используются только старые методы и ничего нового не
делается.
* 67% руководителей хотят изменить структуру собственности своих
хозяйств, они собираются выкупать доли участия, прежде всего у
пенсионеров.
* Среди руководителей хозяйств есть хотя и небольшая группа, осуждаущая
и критикующая реорганизацию.
3. Сельские предприниматели не хотят возвращаться в колхоз.
(13 человек- 100%)
* Несмотря на трудности, испытываемые мелкими фермерскими хозяйствами
в настоящий период, никто из них не сказал, что хочет изменить
созданные реорганизацией новые отношения собственности. Все 13
человек заявили, что не хотят оставлять свое дело и отвергли мысль
о возможности возвращения в колхоз или совхоз.
* 58% сельских предпринимателей отметили, что в фермерском хозяйстве
резко повысилась интенсивность их труда, уровень ответственности,
заинтересованность в результатах труда. 5 человек указали на то,
что венужденно отказались от вина из-за жесткого трудового режима,
в котором они работают.
4. Состояние социальной сферы не ухудшается из-за реорганизации.
* В ходе реорганизации социальная сфера передается на баланс местных
административных структур.
Некоторые объекты социальной сферы и до реорганизации не принадлежали
хозяйствам, например, школы и медпункты. Это не оказывает отрицательного
воздействия на их качество. Кроме того, работники социальной сферы
получают стабильную зарплату, зачастую выше чем зарплата работников
хозяйства.
Реорганизованные (%) | Нереорганизованные(%) | |
* В реорганизованных хозяйствах проблемы в
социальной сфере возникают реже, чем в нереорганизованных. Это
говорит о том, что если такие проблемы и есть, то они не вытекают
из реорганизации. В основном люди испытывают трудности с ремонтом
бытовой техники, так как в сельской местности такие услуги отсутствуют
и приходится обращаться в райцентры.
* В реорганизованных хозяйствах чаще возникают проблемы со вспашкой
и обработкой усадов. Так как в ходе реорганизации обработка приусадебных
участков включалась в условия арендной платы по договорам, то
значит эти условия не всегда выполняются.
Выбор той или иной организационно-правовой
формы создаваемого предприятия зависит от того, какую меру ответственности
за предприятие принимают на себя его члены, а также от того, насколько
они лично заинтересованы в управлении предприятием.
Чаще всего при реорганизации создаются : общества с ограниченной
ответственностью (ООО), товарищества на вере (коммандитные товарищества
КТ), крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), а также выделяются
индивидуальные частные предприниматели.
ООО
ТНВ
КФХ
Наиболее часто создаются товарищества на вере.
На их долю приходится более 50% земли и имущества реорганизованных
хозяйств. Данная организационно-правовая форма хозяйства дает
возможность создавать достаточно крупные и эффективно управляемые
предприятия. Здесь гораздо выше ответственность руководителей
за результаты хозяйственной деятельности.
Широкое распространение получили также общества с ограниченной
ответственностью и крестьянские хозяйства, хотя на долю последних
приходится лишь 6% земель реорганизованных хозяйств. Несмотря
на настойчивые рекомендации создавать при реорганизации обслуживающие
кооперативы и ассоциации с передачей им объектов производственной
инфраструктуры (мастерские, склады, нефтехозяйства и т.д.), фактически
создано лишь 2 обслуживающих кооператива и одна ассоциация.
Имеется один случай, когда в результате реорганизации создано
акционерное общество с выпуском сертификатов земельных и имущественных
акций и передачей земли и имущества в собственность акционерного
общества (АОЗТ "Правда" Княгининского района Нижегородской
области).
До реорганизации правовые и экономические
условия использования земли и имущества не были определены.
При реорганизации основная часть (более 90,7%) земельных долей
передается в аренду сельхозпредприятиям и крестьянским хозяйствам.
Продажа земельных долей, достигавшая 1,5% в пилотном проекте,
встречается очень редко и составляет менее 1%. В Орловской области
Дума утвердила Программу без права продажи земельных долей. Внесение
земельных долей в уставный капитал составило 1,5%, а внесение
права использования - 0,9%. Невостребовано собственниками и передано
в доверительное управление около 5% земельных долей.
Имущественные паи передаются в уставные капиталы создаваемых предприятий.
Часть владельцев (в пилотном проекте - 10%, при распространении
- 1,6%) продают свои паи (получают компенсацию стоимости пая по
номиналу или с коэффициентом).
Договоры с собственниками земельных долей и имущественных паев
в основном выполняются. Имеется место лишь нескольких случаев
обращения в суд в связи с невыполнением договоров.