[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Возрождение села



               ©Стратегия сельского социального развития:
                       (15 конструктивных идей)
     Сегодняшняя жизнь селян - кровоточащая рана на теле России. Здесь
все кричит о вопиющей бедности простого сельского труженика.  Бедность
многолика.  Она - в тяжелых условиях  труда  и  быта.  В  ограниченном
доступе к социальным и культурным благам.  В высоком уровне безработи-
цы, неравных возможностях в получении образования, работы по специаль-
ности,  в бесправном положении рядовых граждан. Она - в плохом питании
детей,  в жалком существовании стариков,  в низком уровне медицинского
обслуживания, высокой смертности и малой рождаемости. Она - в неравном
доступе к кредитам и инвестициям.  Годы реформ отбросили  и  без  того
заброшенный  сельский  сектор  страны  на несколько десятилетий назад.
Усилиями нынешних реформаторов аграрный сектор превращается в  полуко-
лонию, в придаток промышленных регионов. Подобное пренебрежение к селу
оставляет сельскому населению мало надежды вырваться из  ловушки  бед-
ности, обрести достойную человека жизнь.
     Сегодня, на пороге третьего тысячелетия,  было бы  преступным  не
ставить эти проблемы. Не менее важно - озвучивать эти проблемы, видеть
пути их решения,  уметь их решать.  Во имя человека,  главной ценности
нашего общества. Во что очень хотелось бы верить.
     Как проводить  политику  социального  равенства   и   устойчивого
сельского  социального  развития?  Как обеспечить государственную под-
держку сельскому товаропроизводителю,  который решает жизненно  важные
для страны проблемы продовольственного обеспечения и продовольственной
безопасности? Как поддержать сельских детей, молодежь, сельскую семью,
чтобы сохранить коренную популяцию России,  трудовые резервы села, его
духовный потенциал? Как создать нормальные социальные условия жизни на
селе, чтобы возрождение России стало реальностью?
     В труднейших условиях современной деятельности продолжают самоот-
верженно трудиться, адаптируясь к новым условиям, российские новаторы.
В их числе - фермеры и сельские педагоги,  кооператоры и  председатели
АО,  совхозов;  медики и работники культуры, частные предприниматели и
молодежные лидеры, главным администраций и социальные педагоги, работ-
ники.  Словом,  золотой фонд нации. Их опыт, их идеи послужили основой
для создания конструктивной программы сельского социального  развития.
точнее одного из возможных вариантов. Итак, 15 конструктивных идей.
     1. Совершенно очевидно:  до тех пор,  пока доходы  от  сельскохо-
зяйственного производства будут оставаться столь же низкими,  сельское
хозяйство действительно не сможет конкурировать в привлечении  капита-
ловложений с промышленностью и сферой обслуживания в городах. Вместе с
тем, следует знать, что инвестирование в устойчивое развитие потенциа-
ла сельского хозяйства,  лесного хозяйства, рыболовства в долгосрочной
перспективе обойдется намного дешевле, чем решение социальных проблем,
возникающих из-за пренебрежения сельским развитием.
     Известно, что на социальные нужды сельских жителей тратится в 3 -
4 раза меньше средств, чем на социальное обслуживание жителей городов.
Однако сельский сектор играет большую экономическую и социальную  роль
в  жизни  страны.  И  в  длительной перспективе развитие сельского хо-
зяйства зависит от социальных условий жизни на селе. Если условия жиз-
ни не будут соответствовать требованиям населения, то лучшие, наиболее
способные его представители покинут эти  места,  оставив  позади  себя
умирающие  деревни.  Сегодня  крайне необходима политика справедливого
распределения ресурсов.
     2. В  центр  всей стратегии сельского социального развития должна
быть поставлена сельская община - сельский административный район.  Со
всей своей экономической,  социальной,  инженерной инфраструктурой. Со
своей системой самоуправления, самофинансирования, самообеспечения. Со
своей системой расселения. Своими историческими, культурными, общинны-
ми традициями,  региональной спецификой.  Именно сельский район должен
стать  базовым звеном реформирования сельского сектора,  основой прог-
рамм реконструкции  и  развития  села.  Поэтому  комплексное  развитие
сельского  района  как целостного социального института,  способного к
саморазвитию - вторая идея нашей программы.
     3. В современных условиях важно оценить значимость социальной ра-
боты - новой профессии и области практики.  Ее назначение - помочь че-
ловеку  найти  себя  в  этой  рыночной жизни.  Социальная работа - это
воспитательная, образовательная, бытовая, материальная, психологопеда-
гогическая, правовая помощь детям, семьям. Сельские социальные педагог
и социальные работники работают ради того, чтобы не было беспризорных,
бездомных   детей.   Чтобы   предотвратить  заболевания  алкоголизмом,
преступность,  другие асоциальные явления.  Чтобы постоянной заботой о
человеке, снять социальную напряженность на селе. Сегодня важно созда-
вать службы социальной помощи непосредственно в малых населенных пунк-
тах.  Важно обеспечить поддержку негосударственного сектора социальной
работы: женсоветов, советов ветеранов, инвалидов, многодетных матерей,
благотворительных обществ.  Важно развивать движение волонтеров - доб-
ровольных помощников работников социальных служб. Важно расширять сеть
социальных услуг на селе,  систему образования взрослых.  Поддерживать
различные формы семейного досуга, совместной работы молодежи и старше-
го поколения,  опыт семейного воспитания и народной педагогики.  Важно
объединить усилия образования, культуры, здравоохранения, центров тру-
да,  занятости в работе с детьми,  их семьями, социально незащищенными
гражданами на уровне сельской  и  поселковой  общины.  Важно  включить
сельских  жителей  в  процесс  принятия  решений по социальному обуст-
ройству села.  В этом  и  состоит  суть  новой  парадигмы  социального
обеспечения.
     4. Сельская школа - порой единственный культурный очаг  на  селе,
способный  объединить  все  нравственные  силы  села в заботе о людях.
Расширение функций сельской школы, усиление ее роли в социальной жизни
села - четвертая идея программа. На базе школы может быть создан центр
социальной помощи населению с соответствующими кадрами социальных  пе-
дагогов.  В  центре  могут  эффективно работать (о чем свидетельствует
опыт Неверовской школы Костромской области) с детьми и их семьями  со-
циальные педагоги, психолог, медсестра, педагоги дополнительного обра-
зования, организаторы физкультурно-оздоровительной деятельности. Тесно
сотрудничать - социальные работники, работники культуры, спорта. Такой
подход к организации социальной, культурной жизни на селе позволит ра-
зумно использовать скудные финансовые ресурсы села,  его кадры,  охва-
тить социокультурным обслуживанием детей, инвалидов, пожилых граждан.
     5. Известно,  что в сельской местности самый высокий уровень без-
работицы. Чтобы заполнить вновь создаваемые рабочие места нужны квали-
фицированные кадры. Готовить их в областном или республиканском центре
-  удовольствие  дорогое  и  малоэффективное.  Разумнее  -  финансовые
ресурсы  центров  занятости направить в районы.  Опыт Олонецкого ПТУ-2
Республики Карелия доказал эффективность этой идеи.  Его суть - в соз-
дании  на  базе ПТУ (педучилища) центра непрерывной подготовки и пере-
подготовки кадров.
     6. Чтобы  обеспечить социальную помощь сельской семье,  развивать
сферу социальных услуг,  организовать детское и  молодежной  движение,
семейный досуг, чтобы превратить сельскую среду из пространства отчуж-
денности в среду добрососедства,  взаимопомощи,  социального  комфорта
необходимо  ввести в число кадровых работников социальной сферы инсти-
тут социальных педагогов и социальных работников, проводников социаль-
ной  политики на местном уровне.  В этом убеждает опыт сельских регио-
нов: Омской, Калужской, Костромской, Псковской, Пензенской, Пермской и
др.  областей,  Ставропольского края,  Республики Саха, коми, Карелия,
Башкортостана и др.
     7. Новая социальная роль образовательных учреждений, многофукнци-
ональность их деятельности есть насущная потребность времени.  Об этом
убедительно  свидетельствует,  к примеру,  опыт Мордовского Дома твор-
чества, что в Тамбовской области, который сегодня выступает в роли ме-
неджера детских и молодежных социальных программ. Превращение учрежде-
ний дополнительного образования в центры развития детского и  молодеж-
ного аграрного движения - часть стратегии сельского социального разви-
тия.
     8. Практика показал многообразие вариантов сельских образователь-
ных учреждений.  В их числе "Школа - сельский  клуб  -  детский  сад",
"Школа  -  филиал  ПТУ",  "Школа - ПТУ - вуз":  "Школа - детский дом -
детский сад",  "Школа - библиотека", "Школа - хозяйство", "Школа - аг-
рофирма", "Школа с разновозрастными объединениями по месту жительства"
и другие. Развитие единых социокультурных или социальнообразовательных
центров в малых поселениях - важная часть программы сельского социаль-
ного развития.
     9. Сегодня чрезвычайно актуальна идея развития региональных учеб-
ных заведений в райцентрах, поселках городского типа, административных
центрах  района,  специализирующихся  на  подготовке кадров для произ-
водственной и непроизводственной сферы села.  Целесообразно  поддержи-
вать  практику развертывания в районных центрах филиалов специализиро-
ванных опорных пунктов высших,  средних профессиональных учебных заве-
дений.
    10. Самый эффективный и приемлемый вариант повышения образователь-
ного  уровня сельских жителей - развитие дистанционных форм обучения и
подготовки кадров.  Дороговизна транспортных расходов, привязанность к
домашнему  подворью делают недоступными получение образования для мно-
гих сельских жителей.  В перспективе идея  дистанционного  обучения  -
завтрашний день села.
    11. Сегодня каждому сельскому району необходим "Социальный клуб на
колесах".  С его помощью модно осуществлять комплексное социальнокуль-
турное обслуживание жителей отдаленных деревень.  Развитие передвижных
форм социального обслуживания населения - важное направление программы
сельского развития.
    12. По  мнению академика Д.Лихачева средневековые дворцы,  которые
возводят сегодняшние нувориши,  пугают безвкусицей,  эклектизмом.  Они
совершенно  не укоренены в традициях русской культуры.  Восстановление
исторических центров народной культуры,  воссоздание усадебной, дачной
культуры  с  учетом  народных  традиций в области архитектуры,  строи-
тельства - есть приоритетное направление сельского социального  разви-
тия.
    13. Чтобы молодежь не была поставлена перед  необходимостью  поки-
дать родные места, необходимо обеспечить ее трудовую занятость и хоро-
шие жилищные условия.  Причем осуществить эту задачу силами  самой  же
молодежи,  предоставив  ей  государственные  кредиты  на строительство
жилья и объектов соцкультбыта.  Развитие  сельских  молодежно-жилищных
комплексов  -  составная часть нашей программы.  Следующий пункт прог-
раммных мероприятий.
    14. Внедрение гибких форм трудовой занятости населения,  альтерна-
тивных форм хозяйствования на селе.  В их  числе  -  трудовые  артели,
мастерские  народных ремесел,  цеха по обработке природных материалов,
кооперативы всех видов, малые предприятия сферы обслуживания.
    15. Интеграция сельских районов с городом на основе взаимовыгодно-
го сотрудничества в области совместного производства, сбыта продукции,
культурного  обмена,  туризма  и отдыха,  строительства - важная часть
программы.
        Цель изложенной программы одна - инициировать развитие мощного
социального движения в России, направленного на возрождение российско-
го села - духовной и экономической основы российского государства.

                                        Марина Гурьянова,
                               к.п.н., вед.н.с.  Центра социальной
                            педагогики Российской Академии образования
----------------------------------------------------------------------