[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Реформирование АПК (мнение)




АГРАРНАЯ РЕФОРМА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Наша область всегда была инициатором аграрных преобразований. Мы были
первыми, где на деле работал арендный подряд, ставший мощным толчком к
повышению эффективности хозяйствования на земле. На его основе начали
складываться многообразные формы и уклады сельской экономики: арендные
бригады и звенья, внутрихозяйственные кооперативы, аренда на дому,
крестьянские фермерские хозяйства
Это был мягкий переход к разнообразным формам хозяйствования,
преобразованию форм собственности, становлению многоукладной экономике на
селе.
Сегодня аграрный сектор вступает в качественно новое состояние, когда
крестьяне впервые получили реальное право выбора форм хозяйствования, право
распоряжаться своей собственностью - земельными долями и имущественными
паями.
Накопленный опыт аграрной реформы подсказывает пути дальнейших
преобразований в каждом секторе многоукладной сельской экономики.
Для коллективных сельхозпредприятий характерно следующее:
1. 	Сохранение целостности экономически сильных хозяйств с укреплением
внутрихозяйственного расчета на основе долевой собственности.
2. 	Хозяйства со средним уровнем доходов, обеспечивающие расширенное
воспроизводство, должны активнее внедрять рыночные культуры и подходы,
широко использовать все формы внутрихозяйственного кооперирования,
организацию совместного производства с коммерческими структурами и
промышленными предприятиями. наиболее приемлемой формой хозяйствования для
них является кооператив, правовые основы которого заложены в принятом в
конце прошлого года Закона о сельскохозяйственной  кооперации.
3. 	Особо взвешенного подхода требует реформирование экономически слабых
хозяйств. Здесь доступны кооперативные формы могут оказаться недостаточно
действенными. Гораздо лучше чувство собственника начинает работать в таком
случае при организации товарищества на вере. Для тех же хозяйств, где нет
явных лидеров возможен и грамотный раздел их на крестьянские хозяйства с
последующим их объединением в ассоциации или кооперативы.
Имеются примеры эффективной интеграции слабых хозяйств с промышленными  и
коммерческими структурами. среди них можно назвать объединение совхоза
"Паюсовский" с АО"РесурсЦентр",  создания производственного кооператива в
Глазуновском районе на базе коллективного предприятия "Родина" и
дорожно-строительного участка.
Как уже отмечалось при значительной, а по отдельным видам продукции
преобладающей доле личных подсобных хозяйств в  производстве, закупки
излишков продукции у населения организованы очень плохо: из произведенного
количества мяса закуплено 20,5%; молока - 8,2%; картофеля- 7.1%; плодов -
3,7%, овощи вообще не закупались.
Мы видим выход в создании широкой сети кооперативов по закупкам излишков
продукции у населения, а так же оказания селянам ряда услуг.
Варианты и опыт такого кооперирования в области уже имеется. В качестве
нового типа производственного кооператива можно рассматривать кооперацию на
территории учхоза "Наугорское". Здесь группа физических лиц создала
кооператив со статусом юридического лица по закупкам и сбыту
сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг населению.
Вторым типом является реформируемое КСП "Каменское" Мценского района в
производственный кооператив.
Третий тип заключается в создании структурного подразделения
перерабатывающих предприятий и организации филиалов по закупке, переработке
и реализации того вида продукции, на котором  специализируется предприятие.
Четвертый вариант предусматривает создание производственных кооперативов
физических лиц по работе с населением на территориях коллективных хозяйств,
которые затем совместно с  предприятиями перерабатывающей промышленности  и
торговли объединяются в сельскохозяйственный потребительский кооператив с
наделением его статусом юридического лица.
Представляется весьма важным развитие взаимовыгодных связей сельских
товаропроизводителей с перерабатывающими и агросервисными предприятиями. В
процессе форсированной приватизации отлаженное ранее деловое сотрудничество
сменилось здесь амбициозным групповым эгоизмом. Сейчас многие руководители
перерабатывающих и обслуживающих предприятий поняли, какой ущерб это
наносит обеим сторонам. Начался процесс интеграции. В Свердловском районе
созданы две ассоциации: "Молоко" и "Мясо". Аналогичная работа идет в
Ливенском и Верховском районах.
Однако, кооперирование на районом уровне, без интеграции по вертикали - до
областного масштаба, полного эффекта не даст. Исходя из этого, в области, в
дополнение к оправдавшей свое назначение "Орловской Нивы", под эгидой
управления сельского хозяйства и продовольствия, формируются  еще два
аналогичные акционерные общества.
Первое из них - на базе госпредприятия "Орелплодоовощ" с дочерними
предприятиями "Наугорское", Орловский винзавод", 27 коллективных
специализированных хозяйств по производству овощей, плодов, картофеля  и
три АО по их переработке (консервные заводы).
Второе - АО "Орелмясо" возьмет на себя проблемы производства, переработки и
реализации мяса. В составе его учредителей откормочные хозяйства,
мясокомбинаты, птицефабрики, комбикормовые заводы.
Логическим завершением структуры агропромышленного комплекса является
формирование оптового продовольственного рынка. Для привлечения же
инвестиций создается финансово-промышленная группа. Предполагается участие
в этой группе пенсионного фонда, страховых компаний, "Агропромбанк",
"СОТЭФ", наиболее крупных перерабатывающих и сельскохозяйственных
предприятий.
Эффективность работы всех ранее перечисленных структур во многом зависит от
уровня подготовки работников АПК, их информированности о современных
технологиях, высокопродуктивных сортах растений и породах скота,
эффективных в эксплуатации машинах, ценах и рынках сбыта.
В целях решения этих вопросов области вошла в проект "АРИС". При областном
управлении сельского хозяйства и продовольствия уже функционирует областная
консультационная служба. Сейчас идет формирование ее подразделений в
районах, изыскание средств для их полного оснащения необходимым электронным
оборудованием, обеспечивающим программную и техническую совместимость
системы области с консультационной службой федерального уровня и других
регионов России. 

Начальник отдела экономики              		В.П. Чибисов