[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]
No Subject
Пресс-бюллетень "Аграрная реформа в России" №19
Кто читает наш пресс-бюллетень?
Мы провели небольшое исследование: проанализировали списки наших подписчиков, разослали анкеты с вопросами. Однако, пока ответов получили немного. И тем не менее, у нас уже есть результаты исследования по географии и категориям получателей нашего пресс-бюллетеня. Разумеется, это - данные на февраль 1997 года, поскольку бесплатная подписка на пресс-бюллетень "Аграрная реформа в России" идет постоянно и число подписчиков непрерывно растет.
На сегодняшний день у нас 550 подписчиков во всех регионах страны - от Калининградской области на Западе до Сахалина на Дальнем Востоке. Наибольшее число бюллетеней получают федеральные, республиканские, краевые, областные и районные средства массовой информации - 50,5 процента. Управления и департаменты сельского хозяйства, законодательная власть, региональные министерства - около 19 процентов. Сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства - 10 процентов. Научные учреждения - 6 процентов. Ассоциации фермеров и сельхозкооперативов - 4 процента. Министерства и ведомства - 4 процента. Прочие учреждения - 2 процента.
МНЕНИЯ
Борис Немцов: "Наша главная задача - поддерживать сельское хозяйство"
Могу вам сказать, что вашему примеру последовали очень многие люди в нашей стране. У нас в области вслед за вами приняли участие в Программе сорок пять тысяч человек. В стране Программа с успехом идет в Орловской, Рязанской, Волгоградской, Ростовской, Кировской и других областях. Я могу вам даже тайну рассказать: реорганизация сейчас должна пройти в селе Шушенском Красноярского края (известное очень село). Губернатор края Валерий Зубов сказал, что все уже для этого готово.
Конечно, трудно сейчас рассуждать, что было бы, если бы вы не приняли решение пойти на реорганизацию. Но мне кажется, что если бы этого не произошло, то сейчас было бы гораздо больше проблем и с заработной платой, и с уровнем производства (а многие хозяйства, созданные в процессе реорганизации, сейчас действительно являются одними из лучших в области). Так что дай вам Бог счастья и здоровья. Конечно, вы молодцы! И я счастлив, что у вас все так хорошо получилось!
Правда, не у всех такая хорошая ситуация, поэтому мы считаем, что здесь наша главная задача - поддержать сельское хозяйство, дать людям работать, а горожанам, в первую очередь, - потреблять наши, российские товары, а не покупать импортные.
Из выступление губернатора Бориса Немцова в ассоциации "Правдинская" Балахнинского района Нижегородской области
Егор Строев: "Мы оживили село"
... И пошло неожиданно первое, робкое, медленное движение к человеку, который умеет работать с землей. Сразу возникает взаимный интерес - иду навстречу к тому, кому верю. И появляется форма товарищества на вере. Собираются 10-20 человек, берут на себя всю ответственность за эту землю, заключают договоры, отвечают не просто обещаниями как в колхозе. Отвечают своей сберкнижкой, коровой, домом. Появляется и юридическая, и психологическая ответственность перед коллективом, в который ты пришел работать. Начинаешь думать - а зачем тебе секретарша лишняя, зачем шофер, если ты сам умеешь машину водить. А в трудную минуту сам на сеялку сядешь или за трактор. И пошел нормальный механизм экономического счета. Считать начинает человек - что ему можно, что нельзя. Кто-то лучше заработал, кто-то хуже: что в той, что в этой системе нужны умные люди, глупый тут ничего не сделает, ты ему хоть горшок с золотом подари, он его все равно или пропьет, или потеряет. Пошел быстрый процесс сокращения бюрократического аппарата, люди стали думать, как строить это производство. Мы оживили село, подтолкнули интерес к тому живому работающему ядру, что еще осталось, и заставили это ядро работать на себя.
Из выступления председателя Совета Федерации РФ, главы администрации Орловской области Егора СТРОЕВА перед журналистами-аграрниками Орловской области
Александр Мальченко: "Добиться изменения психологии"
Главное, чего необходимо добиться на первом этапе реформирования - это изменения психологии и устаревших стереотипов мышления селян. Прошедшие в сельхозпредприятиях собрания по реформированию еще раз показали, что в каждом трудовом коллективе имеются как добросовестные, честные работники, так и лодыри, пьяницы, крикуны. Получается, что одни "вкалывают" изо дня в день в поле, на ферме, а другие живут за их счет. Да еще по пьяной лавочке "философствуют" о трудностях и невзгодах, пытаются шуметь на собраниях. Таким, конечно, реформы не нужны, они их пугают...
Александр, МАЛЬЧЕНКО,
глава администрации Новосильковского района Орловской области
ХРОНИКА
Сделки по выкупу земли
Постановлением главы администрации Ростовской области В.Ф.Чуба утверждены порядок и условия выкупа земельных долей органами местного самоуправления.
Сделки по выкупу долей совершаются в соответствии с нормами, определенными Гражданским кодексом РФ. Цена по договоренности. Основой для торга может служить действующая нормативная цена на земли сельскохозяйственного назначения. Выкуп (продажа) земельной доли осуществляется после выделения ее на местности с проведением необходимых в каждом конкретном случае землеустроительных работ. Настоящий порядок применяется для пополнения фонда перераспределения земель и передачи юридическим лицам и гражданам РФ для производства сельхозпродукции.
г.Ростов-на-Дону
Молодежь взялась за реформу всерьез
В Госсельхозакадемии в Орле введен спецкурс по реорганизации сельхозпредприятий. Методика обучения разработана консультантами группы по земельной реформе областной администрации. Это первый в России опыт подобного обучения.
При подготовке программы консультанты ориентировались на активные методики: мини-лекции, решение практических задач, деловые игры, анализ проблемных ситуаций, круглые столы. По завершении курса среди учащихся проводится анкетирование. Уже сейчас подавляющее число студентов на вопросы о пользе таких занятий отвечают, что новый курс позволит им увереннее ориентироваться в рынке.
Интерес к орловскому опыту проявили сельхозвузы соседних областей. А с начала следующего учебного года такой же спецкурс вводится в программу Тимирязевской академии.
г. Орел
Дали права? Защитите!
Садоводы и огородники России нуждаются в государственной защите прав собственности, не так давно им предоставленных, и в поддержке властей. Поэтому участники состоявшегося в Москве первого всероссийского совещания садоводов и огородников, организованного Союзом землевладельцев, решили создать свою организацию - Союз садоводов России.
"Городские крестьяне" обсудили и в целом одобрили проект федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", рекомендовали Союзам (Советам) садоводческих товариществ представить поправки к законопроекту через законодательные органы субъектов РФ и через депутатов Госдумы.
Участники совещания заявили, что обратятся к Правительству России с просьбой внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающие снижение налогов и взносов во внебюджетные фонды садоводов, огородников, дачников и их объединений в соответствии с Указом Президента РФ "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств"
№ 819 от 7 июня 1996 года и одноименным Постановлением Правительства РФ № 758 от 27 июня 1996 года.
Кроме того, "городские крестьяне" выступили с инициативой опубликовать проект федерального закона о садоводах , огородниках и дачниках в печати для широкого всенародного обсуждения.
Александр МОИСЕЕВ
Пресс-конференция на тему реформы
Вопросами реорганизации сельхозпредприятий в Воронежской области занимаются не первый день. Однако проблем остается достаточно. Вот им-то и была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в областном Департаменте сельского хозяйства. Проводившаяся по эгидой исполнительной дирекции Ассоциации "Черноземье", она собрала не только журналистов ведущих газет, радио и телевидения. На ней присутствовали и многие главы районных администраций, руководители хозяйств.
Один из авторов Программы реорганизации, кандидат экономических наук Наталья Шагайда, подробно рассказала об основных схемах создания новых предприятий, основанных на частной собственности.
Особый интерес участников пресс-конференции вызвало выступление руководителя товарищества на вере "Новосильское" из Покровского района Орловской области Юрия Шматкова. Это хозяйство, закончившее процедуру реорганизации весной 1996 года, всего лишь за один сезон сумело значительно укрепить свой производственный и экономический потенциал, повысить управляемость и дисциплину. Для руководителей многих воронежских сельхозпредприятий, присутствовавших в зале, было откровением заявление Шматкова, что после реорганизации люди стали работать лучше. "Почему?" - упорно атаковали его одним и тем же вопросом. "Почему работники меньше стали пить и, следовательно, укрепилась производственная дисциплина? Почему даже в нынешних сложных условиях предприятие получает большую прибыль? Почему, а вернее за счет чего люди получают миллионные зарплаты?.."
И на каждый вопрос был свой ответ. Порой не стандартный и не совсем привычный . Поэтому вполне логичным был призыв одного из глав районных администраций: "Давайте начинать говорить на одном языке. Плакать уже некогда."
Ну а к практической работе в Воронежской области уже приступили. В двух хозяйствах Верхнемамонского района приняты решения о проведении реорганизации, еще в двух на днях должны состояться общие собрания. Большой интерес к программе проявлен в Каширском, Острогожском и, как показала пресс-конференция, в целом ряде других районов области.
Почему дома лучше, чем в колхозе?
Три вопроса сельскому предпринимателю
Хозяйство орловского сельского лидера Дмитрия Романова, генерального директора товарищества на вере "Родина", образовалось в ходе реорганизации два года назад, когда крестьяне поняли, что работать по-старому уже невозможно.
Теперь, оглядываясь назад, на минувшие два года и оценивая накопленный опыт, Дмитрий Иванович готов ответить на главные вопросы, которые сегодня неизбежно встают перед руководителями хозяйств, решившими реформироваться. Прежде всего, хочется спросить: для чего и кому нужна реорганизация вашего сельхозпредприятия?
- Я бы ответил так: делаю это для себя. Если кто-то реформируется только для того, чтобы попасть в пятерку первых, отметиться на газетной полосе, - мол, я реорганизуюсь, - то делать этого не следует. Потому что реформирование - очень трудное и серьезное дело. Оно требует и много вашего времени, и терпения, и здоровья.
- Второй вопрос. Как реорганизовать хозяйство по уму?
- Мы выбрали именно такую форму нового предприятия как товарищество на вере. Самую, пожалуй, радикальную. Эта форма позволяет создать предприятие с той группой людей, на которую опираешься в работе, с теми специалистами, которым доверяешь. Поэтому и говорят "на вере". Но нужно и понимать, что все обязанности предприятия ложатся на плечи этих 13, как в нашем случае, человек. Конкретный пример. Мы, когда брали в свои руки предприятие, были должны по картотеке в бюджетные, внебюджетные фонды около 700 миллионов рублей. Даже если продать с молотка все имущество бывшего колхоза, оно бы потянуло на 400 - 500 миллионов. Значит, в случае несостоятельности предприятия, остальные 200 надо было бы доплачивать тем, кто данное предприятие организовал и несет за него полную материальную ответственность, вплоть до личного имущества.
Так что, если ты сел в этот самолет, то должен знать, где посадку совершать будешь. Нам, например, в организации производства очень пригодился активно внедрявшийся в Орловской области в 80-е годы опыт хозрасчета, аренды, семейных ферм. Поправить положение, затормозить затратный механизм было бы, наверное, невозможно, не будь этого опыта.
Мы взялись за это дело, ведь если я, как полный товарищ, несу ответственность за долги предприятия, один нести ее не буду. Механизатор взял запасных частей на капитальный ремонт трактора на 15 миллионов, а сделал 100 эталонных гектаров пахоты - я за него затраты эти возмещать не стану. И так, - начиная с бухгалтера. Если неправильно сделан расчет по НДС, и через год, после ревизии, ошибка в тысячу обошлась пенью и штрафом в несколько миллионов рублей, то будь добра выплатить все деньги вместе с коллективом, который виноват в ошибке. В результате такой политики по итогам года, при росте цен на средства производства, мы сократили затраты в два с половиной раза.
- И последний вопрос. Зачем вы, как руководитель и предприниматель, все это делали?
- Приведу пример. В Нижегородской области один руководитель, герой труда, задержавший на три месяца зарплату, был снят с работы на отчетном собрании. Получилось, что все его прежние заслуги перед предприятием и коллективом не в счет. Обидно! Вот такой участи мне удалось избежать. С другой стороны, и собственник земли, заключив с предприятием договор аренды, имеет от этого большую выгоду. Интересуюсь у своих коллег-руководителей, которых еще приходится убеждать в необходимости реформирования села: "Твой колхозник может сегодня продать свою земельную долю?" Мне отвечают: "Да, может продать. Я ведь три года не плачу ему зарплату, и во вред мне он продаст землю. Даже за бутылку может отдать долю свою."
А в нашем хозяйстве вы не найдете ни одного человека, который продал бы свою долю земли. Потому что за два года люди у меня собственной кожей ощутили, какое богатство у них в руках.
Александр МОИСЕЕВ
А КАК У НИХ?
Миф об "американском колхозе"
Статистические данные Сельскохозяйственной переписи 1992 года в США охватывают приблизительно 2 миллиона хозяйств. Для переписи брали существовавшее десятилетиями, неизменное определение "фермерского хозяйства" как предприятия с ежегодным минимальным объемом продаж сельскохозяйственной продукции всего на уровне 1000 долларов.
При этом американское фермерское хозяйство, продающее сельскохозяйственной продукции всего на несколько тысяч долларов, не является единственным источником дохода американской семьи. Ибо в американском сельском хозяйстве имеется большая доля побочных, или "внештатных" сельскохозяйственных работ. Так, вышедший на пенсию фермер вполне в состоянии продолжать работать в животноводстве, пополняя свою пенсию за счет выращивания нескольких голов крупного рогатого скота. Он же имеет возможность сеять и возделывать сельскохозяйственные культуры на площади, составляющей малую долю от ранее возделываемых земель, а продав свой зерноуборочный комбайн, может в этом случае нанять для уборки урожая соседа или фирму со специализацией на уборке урожая.
Если ферма расположена недалеко от города, то ему есть прямой смысл предложить приезжим горожанам "самим собирать для себя" фрукты и ягоды. Молодая семья может заниматься сельским хозяйством лишь побочно, но зато жить в деревне и приучать детей к работе и дисциплине труда. Не занимая ведущего места в производстве основных товарных изделий и даже в семейном доходе, внештатные сельскохозяйственные работы имеют подчас для людей существенное значение с учетом их специфических и прочих семейных обстоятельств и чисто личных соображений.
Согласно другому определению, "товарное (или коммерческое) фермерское хозяйство" ежегодно продает сельскохозяйственной продукции на сумму 50 000 долларов США около 540 000, и в совокупности их продукция составляла до 90 процентов общей рыночной стоимости всей проданной в этом году сельхозпродукции. В России из-за недопонимания или дезинформированности бытует неверное представление об американских коммерческих хозяйствах. Почти четверть всех пахотных земель в США приходится на фермы размером свыше 800 гектаров. Несмотря на это американские фермерские хозяйства, благодаря высокой степени механизации, остаются и по сей день, за исключением каких-то редких и особых случаев, по преимуществу семейными фермами, где большую часть работников составляют члены одной семьи, как правило, лишь с одним наемным работником или несколькими работниками в периоды урожайной страды. Для трудоемких работ по сбору фруктов и овощей привлекается в значительных количествах наемная сезонная рабочая сила.
Америка на в состоянии предложить России примеров успешных совхозов и колхозов, имеющих по несколько тысяч гектаров угодий и по несколько сотен работающих. Не может Америка предложить также и единого примера успешного "регулирования" цен для достижения постоянного ценового паритета. Опыт США, как и всех других развитых стран подсказывает, что люди уходят из сельского хозяйства, уходят поневоле по мере совершенствования техники и роста обеспеченности недорогими продовольственными продуктами. С этим уходом связана человеческая боль и горе. Поэтому Америка может предложить России примеры перехода, который дает бывшим жителям села надежду и определенную меру контроля над собственной судьбой. Для этого требуется довольно длительная перестройка самих фермерских хозяйств, но уже в рыночных условиях и с помощью государства, которое гарантирует право частной собственности и облегчает функционирование рынков путем создания правовых институтов, информационного обеспечения, а также физического вложения средств, которые оно концентрирует, тем не менее, в объектах государственной инфраструктуры (дорогах, учебных заведениях, средствах
связи), а не непосредственно в капитале на производство сельскохозяйственной продукции как таковой. С предоставлением таких капиталов гораздо лучше справляется частный сектор в условиях частной собственности.
Кен Грэй,
Министерство сельского хозяйства США,
Служба экономических исследований
СТОИТ ПРОЦИТИРОВАТЬ
Собственником не покомандуешь
Я сам прошел почти все ступени в сельском хозяйстве. Знаю, каково было работать в колхозе или совхозе, особенно руководителю. Зачастую на нем все и держалось. Он и пьяниц, и разгильдяев уговаривал, и начальству угождал, и то доставал, и то выбивал - за все был ответчиком. И раньше-то едва успевали, а в новых условиях вообще стало все очень сложно. Хозяйства большие, трудно управляемые. Хоть я человек уже немолодой и сформировался при прежнем режиме, убежден, что за старое лучше не цепляться. Крестьянин должен стать собственником и научиться отвечать за свою землю перед детьми и обществом.
Нам, государственным служащим, надо думать, как крестьянам оказывать реальную помощь, а не командовать ими по-старому. Да собственником и не покомандуешь! А вот советы, консультации нужны всем, и независимо от форм собственности.
Прежде, чем начать реорганизацию нашего управления, мы советовались со специалистами и руководителями хозяйств. У нас в управлении пятнадцать специалистов, четверо из них составят группу консультантов. Это будет зоотехник, агроном, экономист и специалист по реформированию.
Мы изучили и международный опыт. Консультационные центры есть во многих странах. Они государственные, ведь именно государство заинтересовано в продуктивном сельском хозяйстве. Это напрямую связано с продовольственным запасом страны.
В последнее время появились мнения, что управления сельского хозяйства вообще не нужны. Но приведу такой аргумент: чтобы выработать верную тактику развития предприятия, каждому собственнику нужно знать о перспективах своего района. Разработкой стратегии развития нашего района мы сейчас и занимаемся.
Федор АГЕЕВ, начальник управления сельского хозяйства Шолоховского района Ростовской области
ОРЛОВСКИЙ ОПЫТ
Рынок земли будет развиваться
Специалистами Орловской областной группы по земельной реформе проведен анализ базового распределения земельной площади, переданной в коллективно-долевую собственность по сельскохозяйственным предприятиям на момент их реорганизации. В частности, по результатам этого анализа, в Орловской области не наблюдалось сильного дробления хозяйств в результате реформирования.
Основная доля земли в Орловской области находится в использовании предприятий с коллективно-долевой формой собственности, колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий (79,3 процента) и, примерно, по 4-3 процента соответственно у крестьянских (фермерских) хозяйств и населения.
В хозяйствах, входивших в пилотный проект и реорганизованных в начале 1995 года 19666 гектаров земли было передано в коллективно-долевую собственность граждан, что составило 1,2 процента от всех сельскохозяйственных угодий области. Из общего количества земли, полученной собственниками в этой группе сельхозпредприятий, 18282 гектара (или 93 процента) было передано в аренду.
В хозяйствах второй волны, или второго сезона углубленной реорганизации, в собственность перешло в качестве земельных долей 61548 гектаров земли, или 3,7 процента от общего количества сельскохозяйственных угодий области. Основная доля ее также была передана в аренду - 53904 гектара, или 88,7 процента.
Всего же в ходе реорганизации в собственность сельским жителям было передано 4.4 процента сельхозугодий области.
Десятая часть земли, не найдя пока своего собственника, была передана в доверительное управление. По сезонам реорганизации можно отметить, что меньшая их доля (6,5 процента) - в пилотных хозяйствах. Там, где либо уже были фермерские хозяйства, либо они образовались в ходе реорганизации сельхозпредприятий, выделяется такой вариант использования земли, как внесение ее в уставный капитал или оставление в собственности, но в общей структуре эта доля составляет не более 5 процентов (ООО "Победа" Сосковского района и ООО "Новая жизнь" Залегощенского района).
Группировки хозяйств по типам предприятий, созданным в ходе реформирования, и использованию ими земли, в том числе по сезонам реорганизации, существенных особенностей не выявили: и общества с ограниченной ответственностью, и товарищества на вере, и крестьянские (фермерские) хозяйства при ведении сельскохозяйственного производства пользуются в основном землей, переданной собственниками в аренду. Из общей тенденции выделяется ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств "Сергеевское" Залегощенского района (бывшее КСП "Новая жизнь"), где более трети земельного массива составляют земельные доли, переданные в доверительное управление.
В ходе реорганизации неизбежно на фоне основного формирования крупны коллективов (чаще одного или двух, редко - трех) выделение фермерских хозяйств. По пилотным хозяйствам их выделилось 17 (с общей земельной площадью 1136 гектаров), то есть средний размер фермерского хозяйства составил в первом случае 59, во втором - 71 гектар, а это несколько более среднего фермерского хозяйства по области в целом.
Таким образом, при углубленном реформировании сельскохозяйственных предприятий на момент создания новых предприятий в орловской области не наблюдалось сильного дробления хозяйств как по размерам землепользования, так и по общему количеству. Выделение из "материнских" новых формирований коллективов происходило исходя из разумной целесообразности, причем часто с учетом территориального (пространственного) фактора в рамках сложившихся сельских поселений и их землеустройства.
Некоторый накопленный опыт развития фермерства в области указывает с одной стороны , на возникшую тенденцию сокращения числа крестьянских хозяйств, а с другой - на некоторое одновременное увеличение их средних размеров. Исходя из этого возможно наблюдать в ближайшей перспективе аналогичные процессы и с фермерскими хозяйствами, возникшими при реформировании сельхозпредприятий. Это естественный процесс, драматизировать его не стоит. Но в сложившихся экономических условиях функционирования аграрного сектора в целом, с его ярко выраженной кризисной ситуацией, вряд ли можно ожидать дальнейшего значительного роста числа фермерских хозяйств при отсутствии возможностей развития их материальной базы.
Рынок земли в перспективе будет развиваться, но гораздо более медленными темпами, чем имущества и капиталов.
Валентина ПЕЧЕНКИНА, кандидат экономических наук, доцент Орловской государственной сельхозакадемии,
Лариса МАТУСЕВИЧ, экономист, областная группа по земельной реформе.
КТО ЕСТЬ КТО
По методике профессора Узуна
Главный научный сотрудник Аграрного института РАСХН, доктор экономических наук Василий Якимович Узун родился в 1942 году в молдавском селе Казаклия в семье крестьян. После окончания Кишиневского сельхозинститута работал главным агрономом колхоза. Затем - аспирантом ВНИИ экономики сельского хозяйства, работа в научных институтах Молдавии. Переезд в Москву. Продолжение научной деятельности.
В 1990 году профессора Узуна одним из первых пригласили в Аграрный институт, образованный для создания научной основы аграрной реформы. Василия Якимович участвовал в разработке законов "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", указа Президента о реорганизации сельхозпредприятий.
Василий Узун - один из главных авторов осуществляемой в восьми областях России и на Украине программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Она дала ответы на вопросы, вставшие перед крестьянами при смене аграрного строя, когда сельхозпредприятия стали частными, а у людей в собственности появилась земля. Методика господина Узуна подробно разъяснила, как делить бывшее имущество колхозов, совхозов, чья теперь земля, кто и как станет управлять новыми предприятиями, кто несет ответственность за итоги деятельности.
Программа реализуется с 1993 года. Василий Узун попытался заложить в нее весь позитивный опыт, полученный на практике крестьянами в 1991 года. Она не навязывает тип создаваемых хозяйств, их размер, а предлагает возможные варианты и оставляет выбор за людьми. Основная ставка делается на инициативу руководителя, на хозяина.
Василий Якимович полагает, что, если селяне продолжат растаскивать колхозы по подсобным хозяйствам, потребуются десятилетия для восстановления сельского хозяйства. Сегодня выгодны средние хозяйства с сильным лидером, хорошей материально-технической базой, основанные на договорах с собственниками земли и имущества. Они смогут привлечь инвестиции в сельское хозяйство. Именно такие хозяйства стали популярны в ходе реформирования по методике Узуна и его единомышленников.
Сейчас Василий Якимович работает над несколькими направлениями развития сельского предпринимательства: созданием обслуживающих кооперативов, проблемами банкротства сельхозпредприятий и другими.
ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ - ОТВЕТ ЮРИСТА
Можно ли передавать имущественный пай по наследству?
Можно. Согласно действующему гражданскому законодательству объекты гражданских прав (вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. и имущественные права) могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке наследования либо иным способом. Ограничение свободы распоряжения объектами гражданских прав возможно только в случаях, когда такие объекты изъяты из оборота либо ограничены в обороте (это оружие, боеприпасы, химические и отравляющие вещества и пр.). Маловероятно, что в составе имущества, подлежащего распределению по паям, будет находиться такое имущество. Следовательно, вы вправе передать имущество по наследству.
Если фермер разводится с женой, положена ей земля?
Любое нажитое супругами в период брака движимое и недвижимое имущество (включая денежные вклады, земельные участки и пр.) независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено (внесено), является их общей совместной собственностью (за исключением имущества, приобретенного хотя и во время брака, но на личные деньги одного из супругов; имущества, принадлежавшего супругу до вступления в брак, а также полученного в дар или в порядке наследования), подлежащей разделу в случае развода. Если, конечно, письменным договором между ними не установлено иное.
Во многих колхозах зарплата работникам не выплачивается долгое время. Кто выплатит долг по зарплате в случае реорганизации предприятия?
При реорганизации все права и обязанности (в т.ч. и по оплате труда работников) реорганизуемого предприятия переходят к вновь возникшему (возникшим) в соответствии с передаточным актом либо разделительным балансом. Если в процессе реорганизации расчет по оплате труда по каким-либо причинам с вами не был произведен, погашение этой задолженности будет осуществляться вновь созданными предприятиями.
Владимир ЛАТЫШЕВ, юрист
Пресс-бюллетень "Аграрная реформа в России" №20
ХРОНИКА
Ни шатко ни валко, но идет!
Наконец-то аграрная реформа, которая ни шатко ни валко идет в России, "доползла" и до Подмосковья.
Напомним, что по рекомендациям группы ученых Аграрного института Россельхозакадемии в России реформировано уже около 200
сельхозпредприятий. Первопроходцами же стали нижегородцы. Потом к ним подключились Орловская, Ростовская, Рязанская области, Киров, Волгоград, Краснодар, Самара, Тула, Воронеж...
В Подмосковье первыми на реорганизацию решились хозяйства, расположенные на самом краю Мещерской низменности, - АОЗТ "Полбинское" и "Клеменовское" Егорьевского района и АОЗТ "Коробово" Шатурского района. Они-то и стали пилотными хозяйствами. Сейчас работники этих сельхозпредприятий набираются знаний у консультантов-специалистов по земельной реформе и думают, какую форму хозяйствования избрать. А консультанты-юристы помогут затем грамотно оформить сделанный выбор.
Как и в некоторых других российских регионах, техническую и финансовую сторону проекта взяла на себя Международная финансовая корпорация (Россия уже несколько лет является членом МФК), которая все работы выполняет безвозмездно. Как отмечают специалисты, реорганизация дает реальный шанс выжить хозяйствам, дела которых в плачевном состоянии. Кстати, "Полбинское" на общем собрании приняло официальное решение о начале реформирования.
Бич фермера - малоземелье
К началу 1997 года в России насчитывалось 278,6 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств с площадью земли 12,2 миллиона гектаров. Об этом сообщается в докладе Госкомитета РФ по статистике, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 1996 году. По данным Госкомстата, год назад (на 1 января 1996 года) в России насчитывалось 280 тысяч фермеров.
В среднем на одно хозяйство к началу 1997 года пришлось 44 гектара земли. Сельхозугодья занимают 93 процента земель, отведенных фермерам (11,3 миллиона гектаров). При этом, на долю пашни приходится 8,3 миллиона гектаров (68 процентов). В целом фермерские хозяйства владеют 5,3 процента всех сельхозугодий России и 6,3 процента пашни. Доля сельхозпродукции, произведенной этими хозяйствами, остается в среднем по стране невысокой. В 1996 году фермеры произвели по сведениям Госкомстата 2 процента всей продукции сельского хозяйства России. Причины, по мнению специалистов, кроются в том, что большинство фермеров получили в пользование сравнительно небольшие участки земли. Более половины фермеров имели менее, чем по 20 гектаров, каждый пятый - от 21 до 50 гектаров. И только 9 процентов хозяйств - свыше 100 гектаров.
Почему тормозится реформа?
В Москве состоялась расширенная коллегия Госкомзема России. В заседании приняли участие представители ряда министерств и ведомств, председатели земельных комитетов субъектов Федерации, ученые.
Доклад о работе в минувшем году сделал председатель Госкомзема Николай Комов. По его словам, деятельность комитета в основном была направлена на приспособление земельных органов России к рыночным условиям, на повышение эффективности госконтроля за использованием и охраной земель, на защиту прав собственности на землю.
Выступивший на коллегии Госкомзема заместитель председателя Правительства РФ Александр Заверюха подверг резкой критике руководителей земельных органов России за упущение в проведении реформ на селе. По словам господина Заверюхи, реформа на селе пока еще не принесла ощутимых результатов потому, что "многие местные комитеты системы Госкомзема слабо влияют на становление нормальных земельных отношений в стране".
Ситуация ухудшается
Депутаты Госдумы РФ считают, что экономические и социальные условия, сложившиеся в АПК, продолжают ухудшаться. В связи с этим Госдума приняла постановление "Об экономических и социальных условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году".
В постановлении отмечается, что по имеющимся у депутатов данным, 75 процентов сельскохозяйственных предприятий страны в прошлом году стали убыточными. Зависимость России от Запада в продовольственном отношении теперь очевидна. Депутаты подчеркнули: если не принять неотложные и исключительные меры, снижение сельхозпроизводства и в 1997 году будет продолжаться.
Госдума рекомендовала Правительству России в сжатые сроки
принять постановление, регулирующее вопросы функционирования АПК в этом году, а также обеспечить в соответствии с принятым Госдумой бюджетом создание фонда льготного финансирования сезонным затрат в АПК. Только как отреагирует на это премьер Виктор Черномырдин, объявивший войну всевозможным льготам?!
ПОЛЕМИКА
Не хулите, а предлагайте свои варианты
В последнее время в печати появляются материалы, необоснованно и огульно критикующие принципы Программы ...приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий (Нижегородская модель). Мы попросили откликнуться на критику специалиста из Нижнего Новгорода.
Для начала поясню, что Нижегородская модель точнее называется Программа приватизации земли и реорганизации сельхозпредприятий. У нас же в Нижегородской области ее больше знают как Земельную реформу в Нижегородской области - ЗеРНО.
В основу Программы положены принципы добровольности выбора, открытости и гласности процесса реформирования. Реорганизация проводится только в том случае, если это технологически возможно, экономически выгодно и есть лидеры (предприниматели), готовые взять на себя ответственность за судьбу хозяйства или его части, а владельцы земельных долей и имущественных паев доверяют им свою собственность. Если же все доверяют доли и паи одному руководителю, - хозяйство останется единым.
Подчеркну, что реорганизация не ставит цели разукрупнения коллективных хозяйств до уровня фермерских, поскольку каждый коллектив выбирает свой вариант реформирования исходя из имеющейся производственной базы, экономических и социальных условий.
Как показывает практика, основные варианты реорганизации таковы: преобразование, то есть изменение организационно-правовой формы предприятия. При этом предприятие сохраняется единым, а вся земля и имущество остается в его распоряжении. Такой путь реорганизации избрали 20 хозяйств Нижегородской области - 16 процентов от общего числа; выделение - создание на базе бывшего сельхозпредприятия нескольких фермерских хозяйств и меньших по размеру предприятий с сохранением основной доли земли и имущества в одном их них. По такому варианту у нас реорганизовалось 51 хозяйство (40,2 процента), где крестьянские хозяйства и малые предприятия получили менее 10 процентов земли и имущества; разделение - когда в процессе реорганизации образовалось несколько предприятий и множество фермерских хозяйств, между которыми распределены земля и имущество бывшего предприятия. Такой вариант использовался 44 процентами реорганизованных хозяйств области. Но и здесь нельзя говорить о мелком дроблении, поскольку почти в половине случаев более 70 процентов земли осталось в наиболее крупных из вновь созданных предприятий.
В зависимости от выбранной организационно-правовой формы средняя площадь сельскохозяйственных угодий колеблется от 1445 гектаров по обществам с ограниченной ответственностью до 3190 гектаров по сельскохозяйственным кооперативам. Средний размер товариществ на вере составляет в области 1896 гектаров.
Знакомы ли с этими фактами наши оппоненты или просто лукавят, однако они упрекают нас в дроблении крупных хозяйств, приводя в пример интеграционные процессы в сельском хозяйстве стран Запада. Но ведь наши реорганизованные хозяйства и по земельной площади и по численности работников значительно превосходят средние размеры самых крупных фермерских хозяйств и корпораций США и Западной Европы. Кроме того, размеры создаваемых у нас в области в ходе реорганизации новых предприятий увеличиваются из года в год. Если в 1993-1994 годах средняя площадь сельхозугодий обществ с ограниченной ответственностью составляла 413 гектаров, то к 1995-1996 годам она возросла до 1772 гектаров.
Но кто может наверняка утверждать, что только крупные хозяйства могут быть образцом экономической эффективности!? Особенно в условиях мелкоконтурности земельных массивов Нечерноземья! Убежден, что предприятие любого размера, любой организационно-правовой формы имеет право на существование.
Оппоненты утверждают также, что программа ЗеРНО привела к резкому спаду в сельском хозяйстве Нижегородской области и даже всей России. Если же обратиться к статистике, увидим, что в 1994 году реорганизованных хозяйств в области было менее 1 процента от общего количества, а в 1995-ом их доля достигла всего 8 процентов. Можно ли, учитывая эти цифры, всерьез говорить о влиянии программы на экономические показатели аграрного сектора всей области. Противники Программы выдают еще одну бездоказательную версию: Нижегородская модель реальных положительных результатов не имела. Конечно, 131 реформированное сельхозпредприятие, из которых 110 были не просто убыточные, а практически несостоятельные - из более 700 крупных сельхозпредприятий в области, положительной революции не сделали.
Наши оппоненты, по всей видимости, привыкли к масштабному мышлению и к моментальному результату. Однако в жизни так не бывает, и каждое хозяйство идет на муки реорганизации не ради
общего светлого будущего, а исходя из своих жизненных потребностей видя безвыходность существования своего колхоза или иного предприятия.
Напомню, что из реорганизованных в 1994-1996 годах хозяйств 84 процента очень слабые, как экономически, так и по ресурсообеспечению. Однако большинство из них за малое время, год-два, что прошли после реорганизации, имеют реально положительную динамику, и рассматривать нужно результат каждого такого предприятия в отдельности.
А примеров, опровергающих утверждения уважаемого академика, множество. Возьмем, хотя бы, бывший колхоз имени Ленина Краснооктябрьского района реорганизацию прошел в начале апреля 1995 года. Его производственные показатели в минувшем году свидетельствуют о правильно избранном пути реформирования. Посевные площади под зерновыми - 2050 гектаров - стабильны. Увеличилась урожайность с 18 центнеров с гектара до 35 центнеров в 1996 году. Сохраняется поголовье и уровень продуктивности молочного скота. Среднемесячный заработок имеет тенденцию к росту - плюс 19,6 тысячи рублей, задолженности по оплате труда нет.
Анализируя ход земельной реформы в области, можно убедиться, что крестьянин, получивший землю в собственность, ее не пропьет и не продаст, как утверждают противники частной собственности. Продажа земельных долей встречается крайне редко и составляет чуть более 1 процента (причем в основном продают землю те, кто не в состоянии ее обрабатывать и люди не имеющие наследников). Основная же часть (более 97 процентов) передается в аренду сельхозпредприятиям и крестьянским хозяйствам.
Разумеется, я далек от мысли, что реформирование - универсальное средство для решения всех проблем села. Очевидно, что сегодня на федеральном уровне необходимо изменить экономическую и налоговую политику в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, решить проблемы диспаритета цен, взять под контроль государства энергетический комплекс.
За три года у нас побывало немало делегаций из разных регионов России. И если раньше люди приезжали к нам отдавая дань моде - мол, что-то прослышали и хотим своими глазами посмотреть на ваши реформы, - то теперь, встречаясь с гостями, мы невольно отмечаем, что интерес к Программе приватизации земли и реорганизации становится уже не праздным, а практическим. Не случайно, что география ее применения расширяется год от года.
Сергей БЕЗРУКОВ, начальник отдела департамента сельского хозяйства
и земельной реформы администрации Нижегородской области
ОПЫТ
Есть в Канаде "экстеншн". А что это такое?
Сельскохозяйственные фермы в Канаде ныне сравнительно велики. Размер средней превышает 230 гектаров. Это на 100 гектаров больше, чем в 1960 году. А само число ферм за последние 30 лет уменьшилось примерно на 40 процентов.
И тем не менее, производство продукции, к примеру, растениеводства за тот же период значительно выросло. Фермерские хозяйства стали больше применять удобрений. Неуклонно возрастало также поголовье свиней. А вот производство крупного рогатого скота по сравнению с 70-ми годами несколько снизилось.
Значительная часть всей произведенной канадцами сельхозпродукции (примерно 40 процентов) идет на экспорт. В целом же на долю продукции сельского хозяйства приходится 4 процента ВНП страны.
Фермеры и другие работники аграрной отрасли составляют соответственно 1,8 и 3,4 процента от всего трудоспособного населения Канады. Растет значимость образования для фермеров. В стране достаточно высок процент сельхозпроизводителей с неполным высшим образованием: свыше 30 процентов.
Отношения между федеральными департаментами и департаментами в провинциях сложные. Многие провинции-штаты обладают в Канаде высокой степенью автономии. И департаменты подотчетны непосредственно администрации провинции. Это приводит к тому, что организационная деятельность своя для каждой провинции, хотя все подчинены федеральным органам.
Федеральный департамент занимается установлением минимальных окладов, инспекцией мясных продуктов и гигиены производства. А также службами "экстеншн". Что это такое? Если коротко, - это система образования и консультирования для сельхозпредпринимателей в провинциях. Поясним подробнее.
Федеральная система Канады поддерживает одну консультационную службу. Эта федеральная структура отвечает, прежде всего, за исследования и развитие в области сельского хозяйства и продовольствия и выполняет регулирующие функции. Однако на уровне провинций наблюдаются серьезные отличия.
В 1867 году актом Британской Северной Америки образование было объявлено обязанностью провинций. Так возникли системы "экстеншн", которые уникальны в каждой из десяти провинций. И в каждой имеется своя консультационная служба, которую финансирует главным образом местный же департамент сельского хозяйства. Правда, отдельные провинции получают федеральные средства по добровольным и совместным программам с разделением затрат.
Сельскохозяйственная общественность Канады принимает активное участие в этих программах, которые заключаются в публикациях результатов исследований и распространению удачного опыта, а также по использованию персонала по связи с региональными и исследовательскими станциями. Канадские сельхозуниверситеты, как правило, не несут официальной ответственности за общественные сельхозслужбы "экстеншн". Однако они играют поддерживающую или дополняющую роль в системах "экстеншн" своих провинций.
В круг обязанностей консультационных служб провинции входит образование, передача технологий и другие консультационные услуги. Все службы подотчетны министерствам или департаментам сельского хозяйства. Технические задания и официально выполняемые функции несколько отличаются по каждой провинции, но, как правило, они все желают " вести образовательную работу среди фермеров и остального сельского населения, а также обеспечить передачу сельхозпроизводителям новых технологий".
ВЫ СПРАШИВАЛИ? ОТВЕЧАЕМ!
Голландия - страна арендаторов?
В последние месяцы в нескольких газетах читал утверждения о том, что фермеры в Голландии чуть ли не все поголовно арендуют землю. А вот у кого, никто не договаривает. Ведь это очень существенно, кто арендодатель - государство в лице чиновников или частный землевладелец, фермер. Может быть, "Крестьянские ведомости" мне разъяснят, как там на самом деле?
Иван Чистов, фермер,
Ивановская область
Королевство Нидерланды, или Голландия, по территории меньше
даже Московской области. Однако, занимает второе после США место в мире по экспорту продовольствия. И все это, главным образом, благодаря 117 тысячам своих фермеров. Практически все они объединены в кооперативы: по переработке, сбыту, по другим задачам. Основа каждой фермы - семья на собственной земле. И эта основа - частная собственность - свято охраняется государством как несокрушимый базис благосостояния нации.
Вот что сообщают голландские специалисты по сельскому хозяйству:
60 процентов территории Нидерландов - земли сельскохозяйственного назначения. Как они используются? 70 процентов голландских фермеров имеют землю в частной собственности. 30 процентов фермеров арендуют землю у частных лиц ( не фермеров), страховых компаний. Арендуют и у государств, но совсем мало, поскольку государство владеет не более, чем одним процентом земель.
Аренда может быть долгосрочной или на ограниченное время. Это регулируется законом.
Закон строго защищает права арендаторов, при продлении срока аренды преимущество имеет прежний арендатор.
Право на преимущество при продлении долгосрочной аренды наследуется детьми арендатора и может быть продано. При залоге этого права фермер может получить кредит в банке.
Однако в гораздо более благоприятном положении при кредитовании находятся фермеры, имеющие земли в частной собственности.
Законы в Королевстве Нидерланды надежно защищают права частных собственников земли и тех, кто на ней работает.
КТО ЕСТЬ КТО
Возрождает традицию ярмарок
Генеральный директор ЗАО "Всемирная ярмарка "Российский фермер" Михаил Дмитриевич Злыдников родился в 1951 году в Ленинграде, в семье врачей. Но по стопам родителей не пошел, а посвятил себя военноморской службе, окончив Ленинградское училище имени Ленинского комсомола. В 1989 году уволился в запас в звании капитана третьего ранга.
В 1991 году с группой отставных офицеров-моряков Злыдников учредил организацию, которая стала возрождать старинную традицию ежегодного проведения в городе на Неве крупной международной сельскохозяйственной ярмарки-выставки. Прежде она проходила под патронажем царской семьи, а ныне - при содействии АККОР, крупнейшей фермерской организации России. К новому делу удалось привлечь много других солидных ведомств и учреждений.
Первая ярмарка была проведена в начале сентября 1992 года и сразу стала одним из центров агробизнеса в России, а позднее - и популярным местом встреч крестьян всех видов собственности. Тогда в ее работе приняли участие 250 агрофирм и компаний.
С каждым годом ярмарка развивается, наращивает обороты. В 1993 году в ней участвовали 400 агрофирм, в 1994-м - 501, 1995-м - 530, в 1996-м - 620. Три года назад Михаил Злыдников и его команда распространили свою деятельность и на Москву, организовав в столице первую осеннюю фермерскую выставку. Затем последовали несколько других московских ярмарок-маслениц.
Участники пятой Петербургской ярмарки в 1996 году представляли 32 страны и 26 регионов России. Более 120 фермерских хозяйств и 80 АО показали на ней свою продукцию. Ее было продано на сумму почти 10 миллиардов рублей. В рамках ярмарки прошли десятки семинаров и совещаний, лекций и консультаций по обмену опытом, в которых приняли участие представители многих научных учреждений. Фактически ярмарка-выставка становится катализатором развития сельхозпроизводства.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Земельный кодекс - хождение по мукам
История с принятием Земельного кодекса затянулась. Его по праву можно отнести к числу "законодательных долгостроев". После нескольких лет работы над проектом Кодекса он был направлен Правительством РФ в июне 1994 года в Государственную Думу (почти одновременно были предоставлены еще два альтернативных проекта). Только через год проект Земельного кодекса был принят в первом чтении, а еще через год (22 мая 1996 года) - в третьем чтении.
Однако Совет Федерации (постановление от 26 июня 1996 года) не одобрил Кодекс и предложил создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, выделив своих представителей.
Государственная Дума на своем заседании 12 июля 1996 года предприняла попытку преодолеть вето Совета Федерации, но не смогла набрать требуемое количество голосов. В связи с этим она приняла постановление "О согласительной комиссии по Земельному кодексу РФ", в котором определен состав согласительной комиссии от Государственной думы (всего 14 человек, сопредседатель согласительной комиссии - Чернышев А.А., председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам).
Согласительная комиссия приступила к работе только 9 сентября 1996 года. Она решила ограничиться рассмотрением исключительно тех замечаний, которые представлены Советом Федерации. Среди этих замечаний, в частности, следующие:
в отличие от действующего законодательства в Кодексе существенно снижены гарантии и степень защищенности собственников и других владельцев земли;
ограничены пределы земельного оборота;
в Кодекс введены нормы, существенно ограничивающие права собственников земельных долей, возникших в ходе реорганизации сельскохозяйственных организаций;
Кодекс резко сужает возможности развития рынка земли и системы кредитования под залог земельных участков;
практически лишаются права распоряжения землей крестьянские (фермерские) хозяйства.
В результате работы согласительной комиссии было принято решение изменить п.9 ст.45 Кодекса, который не предусматривал возможность предоставления муниципальных земель в частную собственность. Сейчас такая возможность предусмотрена. Относительно легко была принята поправка к ст.66, позволяющая передавать земельные участки под приватизированными предприятиями не только в аренду, как записано в Земельном кодексе, но и в собственность.
Изменена ст.103 Кодекса, которая не допускала возможность предоставления земельных участков фермерским хозяйствам в собственность. Имеющиеся у них в собственности участки, согласно этой статье, сохранялись, но без права продажи. В предлагаемой комиссией новой редакции данной статьи допускается передача земли фермерским хозяйствам в собственность. Снято также положение, запрещающее продажу земельных участков.
Вместе с тем взамен запрета на продажу земельных участков введены жесткие ограничения на совершение данной сделки. В частности, объявляется десятилетний мораторий на продажу и устанавливается ряд условий, ограничивающих продажу земель. Убедить депутатов в бесполезности этих ограничений не удалось, хотя обращалось внимание, в частности, на следующие обстоятельства.
Во-первых, мораторий и ограничения на продажу легко обойти, ибо ст.91 Кодекса (по которой замечаний не было) допускает дарение участков и на практике под видом дарения будет осуществляться скрытая продажа.
Во-вторых, что касается десятилетнего моратория, то исходя из Конституции РФ и общего смысла Российского законодательства нельзя придавать закону обратную силу, если он ущемляет права граждан. А это означает, что ограничения будут распространяться только на новых собственников. Таким образом, будут созданы две категории собственников с различным правовым режимом собственности.
Жаркие дискуссии развернулись по вопросу залога сельскохозяйственных земель. После длительных споров было решено допустить залог земель, но с множеством ограничений.
Пока не принято решение по замечаниям Совета Федерации, связанным с распоряжением земельными долями , с разграничением компетенции Федерации и ее субъектов по регулированию земельных отношений и некоторым другим.
В конце 1996 года была предпринята попытка принять на заседании государственной Думы земельный кодекс РФ с учетом поправок, предложенных согласительной комиссии, к тому же не все замечания были рассмотрены, поэтому ей предложено продолжить свою работу.
Шансы на окончательное принятие Земельного кодекса по-прежнему невелики. Возможен вариант альтернативного проекта Кодекса, который будет безусловно прогрессивнее нынешнего.
Известно, что общественное мнение в России связывает судьбу земельной реформы в значительной мере с принятием нового Земельного кодекса. Однако его значение не следует преувеличивать. Земельная реформа, в том числе приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий, проводятся в отсутствие нового Кодекса, ибо необходимая правовая база для этого имеется, хотя наличие прогрессивного Земельного кодекса придало бы этому процессу более стабильный и законченный характер.
Николай Сыродоев, доктор юридических наук, профессор
СЛУШАНИЯ
О земельной реформе замолвили слово
В Москве прошли общественные слушания по проблемам земельных отношений в нашей стране. Организаторами встречи, которая собрала видных ученых, политиков, общественных деятелей, фермеров, журналистов, выступили АККОР, Союз землевладельцев России и Торгово-промышленная палата РФ. Цель слушаний - обратить внимание широкой общественности и властей на нерешенность многих проблем земельных отношений в российской деревне.
Нынешнее законодательство в отношении земли крайне непоследовательно, запутанно и противоречиво, отметил в своем выступлении доктор юридических наук, профессор Григорий Быстров. К тому же оно начисто лишено разумных и стабильных правил игры. Что же касается проекта нового Земельного кодекса, застрявшего в Госдуме, то, по убеждению профессора Быстрова, у него нет будущего.
Уже в 1995 году, при первом чтении в Госдуме законопроекта, стало ясно, что депутаты не поступятся запретами и неразумными ограничениями частной собственности. Поэтому в ноябре 1995 года группа наиболее здравомыслящих юристов начала писать альтернативный проект Земельного кодекса, который предполагает полные права собственника.
Многие выступавшие с тревогой говорили о встречающихся им на каждом шагу юридических несуразностях, которые мешают людям отстоять свои земельные права. А причина все та же: страшно устарели механизмы решения подобных проблем, а новые механизмы так и не были созданы. Но если неразбериха в земельном законодательстве продолжается, значит это кому-то выгодно? Задача общественных слушаний именно в том и заключается, чтобы заострить больные вопросы и обратить на них внимание властей.
За шесть лет реформ в России сделано намного меньше, чем нам хотелось, посетовал, в свою очередь, доктор экономических наук, профессор Василий Узун. Но все же что-то сделано. Более 20 миллионов гектаров земли переданы в частные руки фермеров, приусадебников, огородников и дачников. А 108 миллионов гектаров - теперь у селян в качестве земельных долей. С другой стороны, Указ Президента № 337 от 7 марта 1996 года выполняется скверно. В стране заключено лишь чуть больше 10 процентов договоров между собственниками земельных долей и теми, кто их использует. А в одиннадцати регионах России эта работа и вовсе не ведется, поскольку там местная власть приняла собственные, "особые" законодательные акты по землепользованию. А 65-70 миллионов гектаров земли (Госкомзем не располагает точными статистическими данными) вообще неизвестно кому принадлежат: они не государственные, но и не частные. При этом люди до сих пор не знают, где чья земля, как получить ее или хотя бы компенсацию за ее использование.
Выступившие на слушаниях фермеры жаловались на малоземелье. В среднем по 10 гектаров на хозяйство - это ничто. Чтобы окупить нагрузку на один трактор, нужно, учитывая севооборот, как минимум 200 гектаров. Вероятно, власти опасаются латифундизма не там, где он действительно наступает. Кстати, мнения среди участников слушаний разделились: одни высказывались за переход части "ничейных" земель (тех 65-70 миллионов гектаров, о которых говорил профессор Василий Узун) в руки богатых промышленников, другие называли такую возможность "национальной трагедией"...