СЛУЖБА РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСТВА
***********************************************
СЕРГИЕВ ПОСАД, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
********************************************
ЗНАНИЕ - ПРОИЗВОДСТВО - РЫНОК
********************************

йй Внедрение экологически щадящих технологий через Консультационную Службу

Н.П.Андреева

Экологические, энергетические и социально-экономические противоречия в современном сельском хозяйстве широко известны. Они давно уже выходят за рамки сугубо сельскохозяйственного производства и касаются проблем жизнеобеспечения человечества в целом, поскольку непосредственно влияют на поддержание экологического равновесия биосферы, сохранение природных ландшафтов и почвы, чистоты воздуха и воды, обеспечения населения безопасным питанием и сырьем. Сельское хозяйство играет важную роль не только в производстве питания, но и в формировании среды обитания, то есть "качества жизни" человека в широком понимании.

История развития сельского хозяйства является, по существу, историей повышения его адаптивности, поскольку функционирование основных средств сельскохозяйственного производства - растений и животных / их рост, развитие, воспроизводство / - подчинено общебиологическим законам, а в основе продуктивности агробиоценозов лежат свободно протекающие процессы утилизации неисчерпаемых и экологически безопасных ресурсов природной среды. Между тем даже растениеводство, базирующееся на использовании зелеными растениями ресурсов солнечной энергии / 95% сухих веществ растений - это аккумулированная в процессе фотосинтеза энергия Солнца /, оказалось в числе энергорасточительных и природоопасных / эрозия почв, разрушение естественных ландшафтов и нарушение водного режима рек, загрязнение окружающей среды пестицидами и нитрозаминами и т.д. / не только в локальном, но и в глобальном масштабе. Еще во второй половине XVIII- начале XIXвв. в трудах основоположников научной агрономии А.Т. Болотова и А.Тэра подчеркивалось, что главной целью сельского хозяйства является не только достижение высокой урожайности, но и получение возможно большей прибыли. Способность обеспечивать экономическую эффективность считалась для сельского хозяина столь же важной, как и искусство хорошо возделывать пашню. При этом авторы рациональной системы ведения сельского хозяйства исходили из того, что высокие экономические показатели могут быть достигнуты лишь в том случае, если сельскохозяйственное производство базируется на широком использовании достижений как агрономических, так и естественных наук.

Сегодня можно встретить утверждения, что ориентация на биологизацию и экологизацию сельскохозяйственного производства якобы означает возврат к экстенсивным методам ведения сельского хозяйства, но эти утверждения беспочвенны, поскольку наукоемкость, ресурсо-экономичность, экологическая безопасность и даже эффективность использования техногенных средств в биологизированнных технологиях и системах земледелия оказываются наивысшими. Более того, именно необоснованная дебиологизация сельскохозяйственного производства в России / неадаптивное размещение сельскохозяйственных культур, распашка сенокосов, пастбищ и эрозионно опасных земель, значительное сокращение площади посевов таких культур, как рожь, лен-долгунец, гречиха, конопля, горчица, многолетние и однолетние травы и других, хорошо приспособленных к местным почвенно-климатическим и погодным условиям/, и привели , в конечном счете, к высокозатратности отечественного сельского хозяйства, снижению качества продукции, низкой ее конкурентоспособности на мировом рынке, значительному увеличению масштабов разрушения и загрязнения природной среды.

Безусловно, огромную роль в решении вышеуказанных проблем призвана сыграть сельскохозяйственная наука. Очень многие разработки отечественных ученых-аграрников и в настоящее время стоят в одном ряду с научными достижениями самых развитых государств мира, приведенные ниже примеры, являются лучшими доказательствами этого.

Академик А.А. Жученко предложил концепцию , аналитические прогнозные и методологические аспекты стратегии адаптивной интенсификации сельского хозяйства. Стратегия адаптивной интенсификации базируется на более дифференцированном и комплексном использовании природных ресурсов, адаптивного потенциала культивируемых видов и сортов растений, такая ориентация позволяет обеспечить большую устойчивость, ресурсо-энергоэкономичность и природоохранность АПК. ВНИИ земледелия и защиты почв от эрозии разработал и предложил способ ресурсно-экологической оценки плодородия почв и систем земледелия, который обеспечивает снижение непроизводительного расхода органического вещества почвы на 20-30%, позволяет оптимально использовать энергетические и природные ресурсы. ВНИИ кормов им. В.Р.Вильямса разработал и внедрил в ряде хозяйств Московской, Владимирской и Ярославской областей энергоресурсосберегающую технологию перезалужения сенокосов и пастбищ, которая позволяет обеспечить повышение продуктивности гектара в 1,2-2 раза при значительном снижении затрат на залужении. Так, расходы горюче-смазочных материалов сокращаются в 2,5 раза. Краснодарский НИИСХ им. Лукьяненко создал среднеранний сорт озимой пшеницы "Соратница" с максимальной урожайностью 107,2 ц/га. Есть и много других не менее ценных разработок отечественных ученых, при широком внедрении которых можно в кратчайшие сроки резко повысить продуктивность земли и животных в России.

Мировой опыт стран развитой экономики свидетельствует, что сфера научного обеспечения АПК, и в особенности сельского хозяйства, относятся к тем областям, где государство несет главную ответственность, поэтому создало гигантскую, финансируемую за счет бюджета, службу пропаганды и внедрения научных результатов и рекомендаций.

Исследования показали, что большинство фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 50-х годов во всех развитых странах начала создаваться сеть консультационных фирм, действующих как на коммерческих условиях, так и за счет государственного финансирования. Создание консультационной службы, финансируемой за счет госбюджета,- одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей. Вот некоторые примеры.

Консультационная служба США/ Ехтеnsion service/ функционирует в составе Министерства сельского хозяйства, включает 15 тыс. человек. Региональная консультационная служба в США существует при университетах. Преподаватели университетов специализируются по двум направлениям работы: преподавательская и научно-исследовательская или научно-исследовательская и консультационная. Финансирование исследовательских и консультационных программ производится как из федерального бюджета, так и правительствами штатов. В региональных штатах в службе внедрения и пропаганды работают более 2 млн. человек.

В Англии консультационная служба сочетает государственную и частную. Государственная /правительственная/ служба сельскохозяйственных консультаций и научных исследований /ANDA/ объединяет Британский институт консультантов по сельскому хозяйству /BIAC/, Королевский институт привилегированных экспертов, другие научные учреждения. Частную консультационную службу составляют многообразные консультационные формы - от крупных многофункциональных фирм до мелких специализированных. В частных фирмах агробизнеса консультационной деятельностью занимаются около 70 тыс. человек.

Организация консультационного обслуживания в Канаде традиционно осуществлялась государственными организациями, однако в последние годы участие фермеров в организации и финансировании консультационных услуг расширяется. Фермеры обращаются к услугам консультантов для решения тактических и стратегических задач. Подавляющее большинство фермеров Канады обращается к консультантам службы Министерства сельского, рыбного хозяйства и продовольствия, фирм - поставщиков средств производства и бухгалтерских служб.

В Дании консультационная служба состоит из двух уровней - общенационального и местного. Общенациональный уровень представлен Консультационным Центром сеьского хозяйства, которы самостоятельно проводит опыты и научные исследования, сообщает местным центрам о новых научных разработках. Местный уровень - это сеть из 95 фермерских центров, работающих в контакте с крестьянскими ассоциациями и ассоциациями мелкоземельных крестьян. Управление консультационной службой осуществляется ассоциациями фермеров. Консультационная служба субсидируется государством, субсидии составляют 40-50% расходов ассоциаций, остальные расходы оплачивают фермеры. В ней трудится около 1000 консультантов, в том числе 60 специалистов на общенациональном уровне. Анализ консультационного обслуживания показал, что 77% фермеров крупных хозяйств с площадью пашни 100 га и выше прибегают к услугам консультантов, с площадью пашни до 10 га - лишь 22% фермеров.

В Германии, организаторами государственной консультационной службы являются Крестьянские земельные союзы. Среди южнонемецких Крестьянских союзов консультационная служба внедряется преимущественно благодаря компетентности Министерства сельского хозяйства и подчиненных ему сельскохозяйственных управлений, в северных землях внедрение консультационной службы возлагается на Сельскохозяйственную палату с подчиненными ей округами. Частная консультационная служба работает под покровительством государства, оно субсидирует до 50% услуг частных консультантов.

Идентичные службы функционируют в Австралии, Венгрии, Китае, Турции, Франции, Швеции и других странах.

При всем различии в построении, общим для всех служб является то, что с момента создания и до типового оформления все они находились на содержании государства и осуществляли услуги бесплатно. Сегодня в среднем по всем странам доля государственной поддержки составляет 40% /от 20 до 100%/. Абсолютное большинство исследований показало, что окупаемость инвестиций в консультационную службу - самая высокая из вложений в аграрный сектор и намного превышает уровень, привлекательный для коммерческих структур /10-15%/.

Сельское хозяйство нельзя безоглядно бросать в волны рыночной экономики: оно в них без государственной поддержки захлебнется. В 1995 году на сельское хозяйство было выделено: в России - 3 млрд. долларов, в США - 94 млрд. , Японии - 89 млрд., страны ЕС - 135 млрд., Финляндии - 3,9млрд и т. д. Приведенные цифры убедительно демонстрируют, на какие расходы идут страны с развитой рыночной экономикой для нормального функционирования сельского хозяйства.

Консультирование сельских хозяев имеет давнюю традицию на российской земле. В 10-е годы ХХ века в России был развит институт земской общественной агрономии, то есть, говоря современным языком, сеть агрономов - консультантов, служивших при органах местного самоуправления и обслуживавших хозяев - единоличников и сельские общины в целом. Крестьяне, заинтересованные в модернизации своих хозяйств, объединялись в малорайонные сельскохозяйственные общества. Деятельность этих обществ отличалась большим разнообразием- коллективная закупка удобрений, семян и техники, организация пунктов проката техники, опытное дело, организация библиотек, сельскохозяйственных выставок и экскурсий, в том числе и за границу.

Казалось бы чего проще, бери опыт и используй. Но, современные российские фермеры совершенно отличаются от российских крестьян начала века. Существующие крестьянские / фермерские/ хозяйства можно классифицировать следующим образом:

Количество крестьянских / фермерских / хозяйств в России

1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996г
Число зарегистрированных крестьянских/фермерских/хозяйств - всего, тыс. 49 183,7 269,9 279,2 280,1 280,1
Число крестьянских/фермерских/ хозяйств, прекративших свою деятельность, тыс. 5,1 14,1 26,8 45,9 65 нет данных

Надо отметить и качество населения, в большинстве своем оно не способно самостоятельно вести коммерческое хозяйство. Так, исследования Аграрного института показали, что в одном из северо- западных районов страны несколько менее половины сельских жителей не имеют навыков работы с животными, только 16% умеют работать на тракторах и другой сельскохозяйственной технике. По России, высшее и среднее сельскохозяйственное образование имеют только 17,4% членов крестьянских хозяйств.

Следовательно, подход к разным группам фермеров и работников сельского хозяйства должен быть дифференцированным. В условиях плановой экономики необходимая информация приходила к крестьянам вместе с директивными показателями: всем было ясно, что и сколько сеять, кому и почем продавать, сколько прибыли и на что можно израсходовать и так далее. Сегодня каждый из этих параметров становится вопросом. Для ответа на них сельхозпроизводителю нужна обширная информация - что сегодня пользуется спросом на рынке, какие технологии наиболее выгодны, где и какие цены установлены на сельхозпродукцию, как сэкономить горюче-смазочные материалы, улучшить плодородие почвы и многое, многое другое.

Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996г. утверждена "Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 гг". Программой предусмотрены применение эффективных ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства и формирование информационно - консультационных систем в агропромышленном комплексе при государственной поддержке АПК , что позволит стабилизировать агропромышленное производство и решить проблему обеспечения страны продовольствием в основном за счет собственных ресурсов.

За последние годы в России созданы, при поддержке зарубежных благотворительных фондов, разные формы информационно-консультативных служб для сельского хозяйства. Это "Сельские консультационные центры" Нижегородской области, "Санкт-Петербургская Служба Содействия Фермерам", "Районные информационно-консультационные пункты" Рязанской области, "Коломенский Информационно-Консультационный Проект" Московской области, аналогичные службы созданы в Калужской и Новосибирской области. Все службы помогают фермерам проанализировать и оценить собственное положение сегодня и на перспективу, осознать и четко сформулировать проблемы, расширить знания, относящиеся к решению проблем, оценить последствия решения, содействуют взаимодействию и обмену информации между фермерами, наукой и органами управления.

Во Всероссийском аграрном колледже создана при Научно-методическом Центре экологически безопасных технологий в АПК - информационная "Служба развития фермерства", которая не только консультирует фермеров по вопросам рыночной экономики и сельскохозяйственным технологиям , но и проводит целенаправленную пропаганду и внедрение экологически щадящих технологий. В разработанной по итогам второй конференции ООН по окружающей среде и развитию и представленной в 1995 г. Концепции перехода России на путь устойчивого развития повышенное внимание уделяется экологическому образованию. Относительно сельскохозяйственного производителя экологическое образование означает обучение технологиям и агроприемам, которые, являясь альтернативой минеральным удобрениям и химическим средствам защиты, способны и сохранить /и улучшить/ природные ресурсы и обеспечить необходимый уровень производства продуктов питания.

[Return to CCI Home Page] [Return to Ag Initiative main page] [Обратно на индекс публикаций]