Каждый, кто пытался взять фермерский кредит в банке или получить помощь у местных или иностранных инвесторов, знает, что для этого требуется представить бизнес-план. Слова эти звучат для нашего уха непривычно, хотя то, что они обозначают - не прихоть банкиров и не новая бюрократическая уловка. Это больше напоминает прежние планы и директивы, спускавшиеся сверху, с той разницей, что теперь директивы сельский хозяин дает себе сам.
“Бизнес-план составляется для того, чтобы понять, будет ли создаваемое вами предприятие рентабельным. По существу, это - дорожная карта: она дает вам знать, куда вы идете и как собираетесь справляться с экономическими условиями по мере развития вашего предприятия. Это жизненно важный документ, который необходимо регулярно корректировать. Его создают не для того, чтобы раз посмотреть, отложить и забыть”, - так считает Арчи Кемпбелл, советник британской бухгалтерской фирмы.
Это разумный совет, как разумны и комментарии Тома Ходжа, бывшего британского советника в Нижегородской области. Вот что он рассказал нам о реакции российских фермеров на идею бизнес-плана:
“В большинстве случаев они отнеслись к ней положительно. Фермеры пошли в том направлении, которое мы им посоветовали. Их бизнес-планы отражали плюсы и минусы, а также отрицательное движение денежных средств. Когда один из фермеров увидел, где он может потерять деньги, он сказал : “Я понесу свой план в банк и получу кредит для решения именно этой проблемы”.
Это неправильный подход, ведь бизнес-план составляетя не для этого. Он составляется для того, чтобы выявить слабые звенья, исправить их, и только потом идти в банк и говорить: вот в чем у нас трудности, вот что мы делаем для улучшения положения, но нам нужны деньги для продолжения деятельности, пока все не встанет на свои места”.
Ниже в качестве примера приводится бизнес-план, составленный для британской компании. В нем используется терминология, принятая на Западе, но он вполне сопоставим с российской действительностью.
Цели хозяйства (с этого начинаются почти все западные бизнес-планы). Назовите основную причину (в одном предложении), побудившую вас создать свое собственное предприятие. Например, став фермером, вы могли бы указать следующее:
“Создать рентабельное фермерское хозяйство, чтобы кормить семью и поддерживать плодородие земли”.
Основная стратегия (здесь имеется в виду общий план с указанием задач и предполагаемых сроков их решения). Например, план может содержать три задачи:
Осуществляение этих задач рассчитано на пять лет.
Все шаги по пути их решения распределяются по трем направлениям: финансы, ресурсы (рабочая сила, машины ) и производство.
Финансы. Здесь вам нужно дать отчет о прибылях и убытках вашего хозяйства, указав постоянные затраты и доходы. Следует также указать запланированные затраты и доходы в конкретный период времени и предполагаемые потребности в денежных средствах. Вам следует также дать свои оценки вариантов по двум критериям: “по максимуму” и “по минимуму”. ПОМНИТЕ: В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ НУЖНО ПРЕДСТАВИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ.
Ресурсы. Тут вы должны подробно охарактеризовать используемую рабочую силу, машины и оборудование, а затем указать, что вам требуется для расширения производства и увеличения объема выпускаемой продукции, для создания возможности переработки продукции и для ее продажи. Хорошо также дать предварительные расчеты максимального и минимального роста производства.
Производство. Укажите, как вы в настоящее время управляете производством и как предполагаете его обновлять. Возможно, вы думаете о создании товарищества с соседом-фермером, или о создании кооператива единомышленников.
Помните, что бизнес-план должен включать два основных элемента: отчет о прибылях и убытках и регистрацию движения денежных средств. Для отчета о прибыли и убытках нужно определить постоянные издержки. Для планирования движения денежных средств вы должны определить, сколько вам потребуется денег для нормальной работы хозяйства.
[Return to CCI Home Page]
[Return to Ag Initiative Main Page]