Правовое поле фермера
Крестьянские (фермерские) хозяйства:
Правовой статус и учет
Ф. И. Васин, заведующий кафедрой
бухгалтерского учета и аудита, профессор, член-корреспондент Академии аграрного
образования Российской Федерации
Е. И. Степаненко, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета
и аудита (Российский государственный аграрный заочный университет)
Становление многоукладной экономики и развитие рыночных отношений
в нашей стране вызвали появление большого многообразия форм собственности
и хозяйствования. В аграрном секторе появились такие специфические формы
хозяйствования как крестьянские (фермерские) хозяйства. Они получили значительное
развитие в сельскохозяйственном производстве за последние годы.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве
начал складываться с 1990 года. К началу 1996 года в стране начитывалось
более 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Они располагали 11 млн
га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 8,1 млн га, или 6,1%
ее общей площади. В 1996 году фермерами было произведено сельскохозяйственной
продукции на 5451 млрд руб. (в фактически действовавших в тот период ценах)
или 2% валовой продукции сельского хозяйства. В 1997 году число крестьянских
(фермерских) хозяйств несколько сократилось и сейчас составляет 274 тысячи.
При этом общая площадь используемых ими земель возросла и достигла 13 млн
га, а средний размер хозяйств увеличился до 48 га.
Крестьянские хозяйства, образовавшиеся
в первые годы реформы (1990-1992 годы) и получившие стартовую финансовую
поддержку, добились высокой экономической эффективности производства. Однако
в 1994-1995 годах рост количества фермерских хозяйств резко замедлился.
Это во многом было обусловлено как общими кризисными процессами, характерными
для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией,
диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективной
финансово-кредитной и налоговой политикой, снижением платежеспособного
спроса, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием), так и нерешенностью
многих организационно-правовых, земельных, материально-технических, социальных
и других вопросов деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Положение, сложившееся в фермерском секторе,
требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления
государственной поддержки этого сектора. Для обеспечения устойчивого развития
и повышения эффективности фермерского сектора, усиления социальной защиты
крестьянства в условиях рыночных отношений была разработана Федеральная
целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов
на 1996-2000 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 декабря 1996 года № 1499)1.
В указанной программе среди первоочередных
задач предусмотрено совершенствование правового обеспечения фермерского
сектора путем его существенного обновления, внесение дополнений и изменений
в законодательные акты, регулирующие деятельность крестьянских хозяйств,
уточнение положений Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического
статуса этих формирований, совершенствование налогового законодательства
в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств по сокращению количества
налогов, снижению налоговых ставок в целях повышения заинтересованности
фермеров в расширении товарного производства, принятие нового федерального
закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Законодательство, регулирующее образование
и деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, находится в стадии становления.
В связи с этим многие вопросы в нем еще недостаточно четко определены,
имеется много проблемных вопросов и противоречий. Так например, в юридической
науке вопрос о статусе крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее
время однозначно не решен, разноречива и практика.
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве", с последующими изменениями и дополнениями рассматривает
крестьянское хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта
с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей
или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию
сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных
участков, находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном
наследуемом владении или в собственности(пункт 1,статья 1). В деятельности
крестьянского хозяйства преобладают не только хозяйственные задачи, обусловленные
сельскохозяйственной и связанной с ней деятельностью, но и коммерческие
задачи, направленные на получение прибыли. Поэтому закон наделяет крестьянское
(фермерское) хозяйство всеми правами и обязанностями, необходимыми для
осуществления частной предпринимательской деятельности.
Формой предпринимательской деятельности
крестьянина выступает семейное, индивидуальное хозяйство. Правда, Закон
РСФСР от 25 декабря 1990 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности",
утративший силу с 1 января 1995 года в связи с принятием нового Гражданского
кодекса Российской федерации, не предусматривал такой формы предпринимательства,
как крестьянское хозяйство.
Не внес ясности в решение вопроса о правовом
статусе крестьянского хозяйства и новый Гражданский кодекс Российской Федерации,
который предусматривает применение лишь таких организационно-правовых форм
предпринимательства, как хозяйственные товарищества и общества, производственные
кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, и не признает
семейные и индивидуальные предприятия, если они не облечены в форму хозяйственного
товарищества и общества, производственного кооператива.
Согласно статье 23 пункта 2 Гражданского
кодекса Российской федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства,
осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается
предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского)
хозяйства. Однако крестьянских хозяйств нет в приведенном в главе 4 нового
Гражданского кодекса перечне организационно-правовых форм коммерческих
организаций, являющихся юридическими лицами. В статье 259 Гражданского
кодекса Российской Федерации также указано, что членами крестьянского (фермерского)
хозяйства на базе его имущества может быть создано хозяйственное товарищество
или производственный кооператив, которые будут обладать правами юридического
лица.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, можно
также считать субъектами малого предпринимательства (статья 3, пункт 1
Федерального закона от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской федерации"). В частности, указанный закон
направлен на реализацию права гражданина на свободное использование своих
способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности не запрещенной законом. Он устанавливает общие положения в
области государственной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства
во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в сельском хозяйстве.
На практике видно, что в настоящее время
в нашей стране функционируют крестьянские (фермерские) хозяйства с различным
правовым статусом. Часть хозяйств, образовавшихся до 1995 года, продолжает
работать как юридические лица, и их правовой статус находится в противоречии
с Гражданским кодексом Российской Федерации, главы других хозяйств перерегистрировались
в предпринимателей без образования юридического лица. Отсутствие единого
подхода к правовому статусу крестьянских (фермерских) хозяйств затрудняет
не только работу самих фермеров, но и государственных статистических и
налоговых органов, которым они представляют бухгалтерскую отчетность согласно
законодательству.
Необходимо унифицировать нормы Закона о
крестьянском (фермерском) хозяйстве. Эта работа должна быть направлена
на согласование норм о статусе, порядке образования и прекращения деятельности
указанных хозяйств, с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Итогом этой работы должна стать возможность субъектов, желающих образовать
фермерское хозяйство, выбрать соответствующую организационно-правовую форму
предприятия, которая позволит им наилучшим способом установить весь комплекс
отношений с учетом их специфики.
По нашему мнению, необходимо активизировать
процесс подготовки и принятия новой редакции Закона "О крестьянском (фермерском)
хозяйстве", где следует более четко закрепить их правовой статус как особой
формы семейной предпринимательской деятельности, определить права и обязанности
его членов. Это будет способствовать развитию указанной формы хозяйствования
и ее более полному участию в развитии сельскохозяйственного производства
в нашей стране.
Любой вид хозяйственной деятельности вызывает
необходимость осуществления учета, соответствующего организационно-правовой
форме организации. Однако неопределенность правового статуса крестьянских
(фермерских) хозяйств в настоящее время затрудняет выбор форм и методов
ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности для этих хозяйственных
формирований. Так, если фермерское хозяйство является юридическим лицом,
то согласно статье 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21
ноября 1996 года № 129-ФЗ2
оно обязано вести учет, руководствуясь положениями настоящего закона, относящимися
к деятельности всех коммерческих организаций. Если же оно является предпринимателем
без образования юридического лица, то глава крестьянского (фермерского)
хозяйства может вести учет по упрощенной системе, предусмотренной Федеральным
законом Российской федерации от 29 декабря 1995 года "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Актуальной является и проблема финансовой
отчетности. Некоторые налоговые органы требуют от крестьянских (фермерских)
хозяйств отчетность в объеме, предусмотренном для юридических лиц, что
вряд ли можно считать правомерным.
Наряду с формой хозяйствования на - организацию
учета влияют также размеры производства и вид деятельности. В зависимости
от указанных обстоятельств крестьянским (фермерским) хозяйствам можно рекомендовать
ведение учета по простой или упрощенной двойной системе, используя при
этом многие положения бухгалтерского учета, являющиеся общими для всех
сельскохозяйственных формирований, независимо от применяемой системы учета
(первичные документы, учетная политика и др.).
Основополагающие вопросы учета и отчетности
в крестьянских (фермерских) хозяйствах теоретически и особенно практически
слабо разработаны в экономической литературе. Единственным официально опубликованным
документом, помогающим фермерам вести бухгалтерский учет, являются Рекомендации
по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском)
хозяйстве (приняты Госкомстатом СССР 6 июня 1991 года).
Этот документ, как следует из его названия,
носит не нормативный, а скорее рекомендательный характер и поэтому, как
показывает практика, в большинстве фермерских хозяйств не применяется.
В указанных Рекомендациях (на них будут
ссылки и далее в тексте статьи) в качестве учетных регистров для крестьянских
(фермерских) хозяйств предлагается использовать:
- Книгу учета имущества крестьянского
(фермерского) хозяйства (форма №1-кх);
- Книгу учета продукции и материалов (форма
№ 2-кх);
- Книга учета труда (форма №3-кх);
- Журнал учета хозяйственных операций
(форма № 4-кх);
- Ведомость финансовых результатов (форма
№ 5-кх).
Организационно-экономические связи крестьянских
(фермерских) хозяйств
Крестьянские (фермерские) хозяйства имеют
в своем пользовании землю, а также собственные основные средства и производственные
запасы. Имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной
собственности, если законом или договором между ними не предусмотрено иное.
Крестьянское (фермерское) хозяйство самостоятельно.
Оно устанавливает направление и вид своей деятельности, однако непременным
условием должно быть сохранение ведущего вида деятельности производства,
переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. При этом хозяйство
само определяет порядок использования и реализации продукции на договорной
основе заготовительным организациям, на рынке, по бартеру и т. п.
Наряду с покупателями продукции крестьянское
(фермерское) хозяйство взаимодействует на договорной основе со снабженческими,
агросервисными, машинно-технологическими станциями и другими организациями
по вопросам обеспечения материальными ресурсами, ремонтно-техническому,
агрохимическому, энергетическому обслуживанию, строительству и другим видам
работ и услуг.
Кроме прямых связей с покупателями и поставщиками
крестьянские (фермерские) хозяйства могут также иметь договорные отношения
с посредническими фирмами и организациями, которые оказывают услуги по
реализации продукции, приобретению материально-технических ресурсов, лизинговым
операциям, по информационному, правовому и другим видам обслуживания, а
также по полученным (выданным) заемным средствам.
В процессе хозяйственной деятельности у
хозяйства постоянно имеются экономические отношения с членами хозяйства
и наемными работниками в виде денежной и натуральной оплаты труда, материального
поощрения и других видов выплат, а также по платежам в бюджет и другим
обязательствам работников.
Крестьянские (фермерские) хозяйства имеют
также экономические отношения с учреждениями финансовой системы: с государственным
бюджетом - уплата налогов в соответствии с действующими законами; с органами
социального страхования и обеспечения - отчисления в Пенсионный фонд и
другие внебюджетные социальные фонды; с органами по страхованию имущества
- отчисления страховых платежей в страховой фонд.
При необходимости крестьянские (фермерские)
хозяйства могут иметь экономические отношения с кредитной системой - учреждениями
банков в порядке получения или погашения денежных кредитов и уплаты процентов
за пользование кредитами.
Вмешательство в деятельность крестьянского
(фермерского) хозяйства со стороны государства или иных органов не допускается.
Взаимосвязь хозяйственных процессов требует
от главы крестьянских (фермерских) хозяйств знания информации о состоянии
хозяйственных средств, их источников и обязательств.
Потребность и обязательность ведения
учета
Для обеспечения эффективности работы крестьянского
(фермерского) хозяйства независимо от правового статуса, предупреждения
возможных диспропорций в его производственно-хозяйственной и финансовой
деятельности, анализа и контроля за состоянием и движением хозяйственных
средств, сохранностью собственности крестьянина (фермера) необходима учетная
информация. Поэтому крестьянские (фермерские) хозяйства нуждаются в ведении
бухгалтерского учета. Кроме того, крестьянские (фермерские) хозяйства как
хозяйствующие (экономические) субъекты предпринимательства являются плательщиками
отдельных налогов и обязаны вести налоговый учет, составлять и передавать
в органы Государственной налоговой инспекции отчетность в порядке и по
формам, установленным законодательством.
У крестьянских (фермерских) хозяйств очень
часто возникает необходимость в учете наличия и использования земельных
участков, зданий, машин, оборудования, животных и других основных средств,
сельскохозяйственной продукции, покупных товарно-материальных запасов,
денежных средств, расчетов с членами коллектива, другими крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами и кооперативами, ассоциациями, с разными предприятиями,
организациями и отдельными лицами, а также собственных доходов и расходов.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, как правило, ведут учет собственными
силами. Не исключено при этом, что руководствуясь целесообразностью, учетные
функции могут передаваться ассоциациям крестьянских (фермерских) хозяйств
или аудиторским и другим организациям на договорной основе.
В крестьянском (фермерском) хозяйстве учет
своей хозяйственной деятельности осуществляет глава хозяйства или один
из его членов, обладающий необходимыми навыками по этому виду трудовой
деятельности. Не исключено, что для выполнения учетных работ, особенно
при применении двойной системы учета, могут привлекаться специалисты со
стороны.
Учетная деятельность в крестьянском (фермерском)
хозяйстве затрагивает в том или ином объеме вопросы состояния и изменения
имущества, материалов и продукции, денежных средств и трудовых ресурсов.
Объем и степень точности учетной информации во многом определяется целями
хозяйствования, производственной необходимостью и экономической целесообразностью.
Значение и необходимость учета в крестьянском
(фермерском) хозяйстве обусловливается, с одной стороны, потребностью в
информации об имеющемся в хозяйстве имуществе, затратах, объемах производства
продукции и поступлениях выручки от реализации продукции, работ, услуг,
а с другой стороны, обязанностью представления в государственные учреждения
информации о результатах производственно-хозяйственной деятельности.
Глава хозяйства несет установленную законодательством ответственность за
искажение государственной отчетности. Следовательно, ведение учета для
главы фермерского хозяйства является делом не добровольным, а обязательным
[статья 23 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"].
Таким образом, учет - это неотъемлемая
и обязательная функциональная деятельность крестьянского (фермерского)
хозяйства, обеспечивающая в то же время и контроль за производством, наличием
и использованием материальных, трудовых и денежных средств. Поэтому главе
хозяйства или другому лицу, осуществляющему учет, необходимо:
обязательно определять экономическую целесообразность
и выгодность того или иного хозяйственного действия прежде, чем приступить
к его реализации; уметь правильно в момент совершения хозяйственной операции
(сделки) составлять первичные документы и ежедневно и аккуратно вести записи
в соответствующих книгах, журналах, на отдельных листах о свершенных за день
хозяйственных операциях (сделках) на основании оформленных документов.
Чтобы добиться объективной оценки состояния
хозяйства и строгого учета всех хозяйственных процессов, в крестьянском
(фермерском) хозяйстве необходимо должным образом наладить весь учетный
процесс.
Основные положения по учету в крестьянских
(фермерских) хозяйствах
Крестьянские (фермерские) хозяйства могут
вести учет по простой или упрощенной двойной системе. При двойной системе
каждая хозяйственная операция отражается по дебету и кредиту корреспондирующих
счетов. При простой системе корреспонденция счетов не применяется и записи
производят в книгах по принципу: приход -расход, затраты - доходы и т.
п. Выбор варианта ведения учета определяется главой хозяйства и зависимости
от размера хозяйства и экономической целесообразности. При этом двойную
систему учета целесообразно использовать в хозяйствах с земельной площадью
свыше 50 га или размерами годовых валовых денежных поступлений от реализации
продукции (работ, услуг) и прочих поступлений свыше 1000 минимальных месячных
оплат труда.
Для оформления хозяйственных операций в
крестьянском (фермерском) хозяйстве могут использоваться различные формы
учетных документов, состав которых несколько различен для хозяйств, осуществляющих
учет по простой и по двойной системе, но определенная их часть может применяться
во всех хозяйствах.
Так, едиными для всех хозяйств являются
формы денежных, расчетных и товарно-транспортных документов внешнего использования,
в частности: счет-фактура (ф. № 868) - по расчетам с поставщиками и другими
организациями;
платежное поручение (ф. № 041060) -для
перечисления средств с расчетного счета в банке на счет поставщика или
иной организации, перед которой хозяйство имеет задолженность (страховой
организации, в бюджет, во внебюджетные фонды и т. п.); платежное требование-поручение
(ф. № 0401040) - для взыскания средств с плательщика; заявление на аккредитив
(ф. №0401005) - в случае использования поставщиком для гарантированности
платежа аккредитивной формы расчетов; денежные чеки (сброшюрованные в чековые
книжки) -для получения наличных денег в банке со счета хозяйства; расчетные
чеки - для расчетов с поставщиками и другими организациями; объявление
на взнос наличными (ф.№ 04020010), на основании которого хозяйство вносит
наличные деньги, превышающие установленный лимит хранения денег в кассе,
в банк для зачисления на свой расчетный счет; товарно-транспортные накладные
на отправку-приемку продукции на хлебоприемные пункты, заготовительные
организации, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию.
Таким образом, расчетные и денежные операции
оформляются на типовых денежных и расчетных документах.
В отдельных случаях для оформления хозяйственных
операций могут использоваться накладные, акты, расписки и другие аналогичные
документы внутрихозяйственного назначения. В крестьянских (фермерских)
хозяйствах могут применяться также формы специализированных первичных документов,
применяемые сельскохозяйственными предприятиями, например: табель учета
использования рабочего времени (ф. № 140-АПК) - для учета выхода на работу
и отработанного времени; расчетно-платежная ведомость (ф. № 141-АПК) -
для производства расчетов по оплате труда и др.
Состав применяемых учетных документов внутрихозяйственного
использования, а также учетные регистры могут существенно отличаться в
силу того, что в хозяйствах при двойной системе учета записи в учетные
регистры производятся только на основании первичных документов, в то время
как при простой системе учета по многим хозяйственным
операциям записи в учетные регистры могут производиться и без составления
документов.
Документы должны составляться чернилами,
шариковой ручкой, на пишущей машинке или при помощи ЭВМ В учетные регистры
(книги, ведомости) записи могут производиться от руки чернилами или шариковой
ручкой. Ошибки, допущенные в документах или учетных регистрах, могут быть
исправлены путем зачеркивания неправильной записи так, чтобы ее можно было
прочитать, и написания над зачеркнутой правильной записи. В денежных документах
исправления не допускаются.
Документы следует хранить по назначению
в папках, подшитыми в календарной последовательности составления, для того,
чтобы при необходимости их можно было быстро отыскать. Срок хранения большей
части документов и учетных регистров - 5 лет, после чего они могут быть
уничтожены. Документы, связанные с начислением и выплатой дохода (оплаты
труда), должны храниться постоянно.
Чтобы учет был наиболее эффективным, необходимо
ежедневно осуществлять записи в учетные регистры на основании документов
или без них и ежемесячно подсчитывать итоговые данные, особенно по учету
денежных средств, расчетов, доходов и расходов. Данные сводного учета дают
возможность составлять отчетность о доходах и расходах
и представлять ее в налоговые органы.
1 Журнал "Экономика сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятий", 1997 год, № 5,с.40-45.
2 Журнал "Экономика сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятий", 1997 год, № 3, с. 24-28.
Учет имущества крестьянского (фермерского)
хозяйства
Основное имущество крестьянского (фермерского)
хозяйства составляют земельный участок и насаждения на нем, жилые и хозяйственные
постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот,
сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства,
инвентарь и другие основные средства, необходимые для осуществления хозяйственной
и иной деятельности.
На первоначальном этапе создания крестьянского
(фермерского) хозяйства его основные и оборотные средства формировались
в основном за счет имущественного пая, выделяемого сельскохозяйственным
предприятием, или за счет собственных средств. В дальнейшем строительство
и приобретение зданий, машин, взрослого продуктивного и рабочего скота
и других объектов основных средств осуществляется за счет собственных средств
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Прием-передачу объектов основных средств
от сельскохозяйственного предприятия крестьянскому (фермерскому) хозяйству
в виде имущественного пая оформляют актом или списком, в которых указывают
наименование, количество, полную и остаточную (балансовую за вычетом износа)
их стоимость. Документы подписывают передающая и принимающая стороны и
скрепляют печатью сельскохозяйственного предприятия.
Построенные собственными силами здания
и сооружения, выращенные в хозяйстве взрослые животные, заложенные многолетние
насаждения, возведенные надворные постройки, колодцы и другие объекты в
учете фиксируют по стоимости исходя из фактических расходов.
Приобретенные основные средства и нематериальные
активы отражают в учете по их фактической стоимости:
цена оплаты и расходы на доставку и установку.
При безвозмездном получении основных средств их стоимость устанавливают
по данным документов о передаче основных средств или по их рыночным ценам.
Приобретенные новые машины, оборудование и транспортные средства в состав
основных средств зачисляют по стоимости приобретения за вычетом стоимости
поступивших в комплекте с ними запасных частей, запасных шин, инструментов,
которые приходуют в состав производственных
запасов.
Продажа и ликвидация основных средств производится
по усмотрению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Основанием для учета основных средств и
нематериальных активов являются первичные документы: при их оприходовании
- счета-фактуры и другие сопроводительные документы поставщиков, акты (справки)
на оприходование основных средств и нематериальных активов, на перевод
животных в основное стадо и др., при их выбытии - акты (справки) на списание
основных средств и нематериальных активов, на выбраковку животных из основного
стада, счета-фактуры и др.
К основным фондам не относят средства труда,
служащие менее одного года, или стоимостью до 100 минимальных месячных
оплат труда за единицу на момент приобретения, а также животных на выращивании
и откорме, птицу, кроликов, пушных зверей, семей пчел, многолетние насаждения,
выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала и другие аналогичные
предметы, так как их учитывают в составе оборотного имущества.
Учет основных средств осуществляют в количественном
и стоимостном выражении с обязательным указанием даты завершений строительства
или приобретения, нормы (в процентах) и суммы амортизации в расчете на
год. При этом наряду с количественными и стоимостными показателями следует
отражать: по скоту - живую массу, по многолетним насаждениям - площадь
посадок в гектарах, по жилому дому - квадратные метры общей и жилой площади.
Стоимость основного имущества (фактическая
стоимость), зафиксированная в документах на момент приобретения (строительства),
может быть изменена только в случаях дооборудования, реконструкции, частичной
ликвидации или дополнительных ежегодных затрат по молодым многолетним насаждениям,
а также переоценки.
В течение срока службы основные средства,
включая затраты по улучшению земель, и нематериальные активы свою стоимость
переносят на производимую продукцию частями в виде ежегодных начислений
суммы износа (амортизации) по действующим Единым нормам амортизационных
отчислений на полное восстановление основных
фондов народного хозяйства СССР (утверждены постановлением Совета Министров
СССР от 22 октября 1990 года № 1072).1 Амортизация не
начисляется на продуктивный скот, буйволов, волов, оленей, молодые многолетние
насаждения, а также по полностью амортизированным основным средствам. Не
подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства
которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
Суммы амортизации (износа), как известно,
включаются в текущие затраты (расходы) хозяйства.
В состав объектов для начисления износа
входят также неоконченное строительство или неоформленные актами приемки
объекты строительства, но находящиеся уже в эксплуатации, которые при завершении
строительства будут зачислены в состав основных средств, капитальные затраты
по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений,оборудование и
транспортные средства, находящиеся в запасе (в резерве на складе).
Начисление износа (амортизация) основных
средств производят в течение нормативного цикла их службы или срока, за
который балансовая стоимость этих средств полностью переносится на издержки
производства. Начисление износа не производят во время проведения реконструкции
и технического перевооружения основных средств с полной их
остановкой, а также в случае их перевода на консервацию. На это время продлевается
нормативный срок их службы. Износ по полностью амортизированным основным
средствам не начисляется с первого числа месяца, следующего за последним
месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на
стоимость продукции (работ, услуг).
Амортизация по нематериальным активам (к
ним относят права на пользование землей, другими природными ресурсами,
права на использование изобретений, “ноу-хау”, производственной информации,
программных средств вычислительной техники и др.) исчисляют по нормам,
рассчитанным исходя из их первоначальной стоимости и срока их полезного
использования.
По нематериальным активам, по которым невозможно
определить срок полезного использования, норму амортизации устанавливают
из расчета десяти лет.
Пример: на товарной бирже приобретено на
5 лет место стоимостью 1000 руб. Произведены дополнительные расходы в сумме
500 руб. по доведению его до состояния, возможного к использованию. Сумма
ежемесячного начисления амортизации по месту на товарной бирже составляет:
1500 руб.
_______________________=25 руб
60 мес.
При определенных условиях по отдельным
видам основных средств может применяться ускоренный метод начисления износа
(амортизации) (порядок его использования установлен постановлением Правительства
Российской федерации "Об использовании механизма ускоренной амортизации
и переоценке основных фондов" от 19 августа 1994 года № 967)2.
При этом утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных
отчислений увеличивается не более чем в два раза. После полного погашения
первоначальной стоимости объекта начисление износа прекращается. Сумма
ускоренной амортизации основных средств включается также в расходы хозяйства,
Сумму износа (амортизации) начисляют, как
правило, ежеквартально или один раз в конце года. Для определения годовой
суммы износа стоимость объекта основных средств (с учетом проведенной переоценки
по решениям Правительства) умножают на соответствующую норму амортизации,
и полученный результат делят на 100. По поступившим или выбывшим в течение
года основным средствам износ определяют в зависимости от количества месяцев,
в течение которых объект использовали в хозяйстве.
Пример: 25 мая крестьянским хозяйством
был куплен трактор Т-40М стоимостью 46 775 руб. Норма амортизационных отчислений
на полное восстановление основных фондов -12,5%. Сумма амортизации до конца
года составит:
46 775х12,5: 12х7
________________= 3411 руб
100
В случае использования ускоренного метода
начисления износа сумма амортизационных отчислений по этому трактору составит
6822 руб.
Сумму износа (амортизации) основных средств
по каждому объекту присоединяют к сумме износа,начисленной с начала ввода
объекта в эксплуатацию.
Амортизацию объектов основных средств можно
производить и другими способами, перечисленными в Положении по бухгалтерскому
учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденном приказом Министерства
финансов Российской федерации от 13 января 1998 года № 14513,
например: способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по
сумме чисел лет срока полезного использования или способом списания стоимости
пропорционально объему продукции (работ).
К оборотному имуществу крестьянского (фермерского)
хозяйства относят сельскохозяйственную продукцию (семена, корма, готовая
продукция и др.), сырье, удобрение, топливо, медикаменты, запасные части,
строительные, ремонтные и другие материалы, выращиваемых и откармливаемых
животных, птицу, зверей, кроликов, семьи пчел, то есть все то, что
производят в хозяйстве для собственных нужд и для продажи на сторону, а
также приобретаемые на стороне товарно-материальные ценности (кроме основного
имущества), малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, к которым относят:
мелкий инвентарь (вилы, лопаты, грабли, косы и т. п.), сбрую (хомуты, шлеи,
седелки, уздечки), спецодежду, спецобувь, постельные принадлежности, улья
(новые и находящиеся в эксплуатации) и т. п. Фермерские хозяйства не начисляют
износ на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, а списывают их на
затраты производства непосредственно после передачи со склада в эксплуатацию
(спецодежда, спецобувь и др.), либо после нормативного срока их использования
в производстве (мелкий инвентарь, сбруя, ульи и др.).
Покупную продукцию и материалы в крестьянских
(фермерских) хозяйствах оценивают и учитывают по ценам приобретения с учетом
транспортно-заготовительных расходов, продукцию собственного производства
- по сумме затрат на ее производство или - в течение года по условной цене,
если фактическую себестоимость ее до конца года не определяют.
Учет животных и птицы производят в крестьянском
(фермерском) хозяйстве по группам (видам) животных: коровы, молодняк крупного
рогатого скота на выращивании и откорме, свиноматки, поросята, овцы (козы)
взрослые, молодняк овец (коз), лошади взрослые, молодняк лошадей, птица,
звери, кролики.
Учет основного имущества крестьянского
(фермерского) хозяйства ведут в Книге учета имущества крестьянского
(фермерского) хозяйства (ф. № 1-кх), в которой все имущество объединено
в разделы в зависимости от его назначения в хозяйственной деятельности:
- Земельная площадь;
- Основные средства;
- Скот и птица.
Записи в них производят последовательно
по мере оформления документов и поступления имущества.
Для учета поступления продукции растениеводства
и животноводства, произведенной в хозяйстве, покупной продукции и материалов,
а также для расходования продукции и материалов и контроля за их использованием
в крестьянских (фермерских) хозяйствах применяют Книгу учета продукции
и материалов (ф. № 2-кх). В указанной книге записи ведут в течение
года по мере совершения хозяйственных операций. Книга состоит из отдельных
разделов;
- Продукция растениеводства.
- Продукция животноводства.
- Покупные материалы.
Учет в книге осуществляют отдельно по каждому
виду продукции или материалов. Перечень материальных ценностей, учитываемых
в этой книге, определяет глава хозяйства в зависимости от их ценности или
размера оборота.
Учет трудового участия
В крестьянском (фермерском) хозяйстве принимают
трудовое участие члены коллектива и привлеченные по договору граждане.
Следовательно, главе хозяйства следует организовать списочный учет численности
трудоспособных членов семейного коллектива и привлеченных со стороны работников.
В указанном списке по каждому работнику необходимо отразить данные о возрасте,
трудовом стаже, количестве членов семьи, о льготах и обязательствах и т.
п., а также сделать отметку о времени зачисления в семейный коллектив или
приеме на работу по договору. Эти данные необходимы при заполнении трудовых
книжек. Записи в трудовых книжках о трудовом стаже (приеме на работу, увольнении)
осуществляет глава крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается
местной администрацией.
Размер дохода (оплаты) каждого трудоспособного
члена крестьянского хозяйства определяет коллектив по соглашению между
ними. В этих условиях выполняемая работа и отработанное время (в днях и
часах) каждого работника, может учитываться по усмотрению членов коллектива.
Однако более вероятно, что этого не потребуется в силу семейных трудовых
отношений. С наемными гражданами заключают договор (трудовое соглашение)
об использовании их труда. При этом в договоре следует конкретно определить
условия найма: срок найма, перечень и объем работ, календарные сроки их
выполнения, размер и условия оплаты труда и другие обязанности сторон.
Для указанной категории работников может быть организован учет отработанного
ими времени или выполненных работ (в зависимости от условий договора).
При этом оплата труда может производиться в денежной и натуральной (продуктами)
форме (продукты в этом случае оценивают по рыночным ценам).
Для учета расчетов по оплате труда
используют Книгу учета труда (ф. № 3-кх).
Записи в книге ведут в календарной последовательности. Книга состоит из
двух разделов:
- Учет рабочего времени.
- Учет оплаты труда.
Учет денежных средств и расчетных операций
Крестьянское (фермерское) хозяйство как
самостоятельный хозяйственный субъект вступает в расчетные отношения с
налоговыми органами, страховыми компаниями, учреждениями банков, государственными,
коллективными и другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами,
для чего оно имеет в учреждении банка расчетный счет, используемый и для
хранения свободных денежных средств.
Порядок открытия расчетного счета определяется
банком. Для его открытия крестьянское (фермерское) хозяйство представляет
учреждению банка:
заявление на открытие счета (ф. N 0401025);
карточку с образцами своей подписи, подлинность которой должна быть засвидетельствована
нотариально (ф. № 0401026); копию нотариально заверенного документа на
право пользования землей (государственного акта на право пользования землей
и т. п.). На подлинном документе главный бухгалтер банка делает отметку
об открытии расчетного счета. Копия документа на право пользования землей
остается в учреждении банка.
По остаткам средств на расчетных счетах
в банке начисляют проценты в установленном размере. Начисление процентов
производят ежеквартально и сумму их зачисляют на расчетный счет крестьянского
(фермерского) хозяйства и в его доходы.
Списание средств с расчетного счета крестьянского
(фермерского) хозяйства производят только по письменному указанию владельца
счета или решению суда.
Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет
расчеты: с гражданами - наличными деньгами, переводами через предприятия
связи; с предприятиями розничной торговли - наличными деньгами или в безналичной
порядке; с другими предприятиями, организациями, фермерами и кооперативами
- путем безналичных или иных расчетов, предусмотренных правилами безналичных
расчетов.
Наличные деньги в хозяйство поступают в
порядке получения с расчетного счета или в виде поступлений выручки от
реализации продукции, работ и услуг. В хозяйстве должно быть обеспечено
хранение наличных денег, исключающее их хищение (железный или окованный
ящик, сейф, прикрепленный к полу или несущим конструкциям стены).
Не рекомендуется хранить крупные суммы
наличных денег в кассе (сверх текущих потребностей). Банк устанавливает
для текущих нужд хозяйства лимит кассы. Всю денежную наличность сверх установленного
лимита необходимо сдавать в банк для зачисления на расчетный счет хозяйства
(превышение лимита кассы допускается лишь в дни выплаты заработной платы).
Для учета наличных денег глава хозяйства должен вести кассовую книгу.
Для учета денежных средств и расчетных
операций предназначен Журнал учета хозяйственных операций и денежных средств
(ф. № 4-кх).
Учет доходов и расходов
Завершающим этапом в учетной работе крестьянского
(фермерского) хозяйства является определение финансовых результатов.
Крестьянские (фермерские) хозяйства получают
доходы от реализации продукции растениеводства и животноводства, от прочих
отраслей (подсобных производств и т. п.), от выполнения работ, оказания
услуг, а также от внереализационных операций: доходы на вложенный пай,
на приобретенные акции и другие ценные бумаги, полученные проценты банков,
безвозмездные или благотворительные взносы, страховые возмещения, доходы
от реализации основных средств и др.
Состав расходов крестьянского (фермерского)
хозяйства определяется "Положением о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 августа 1992 года № 5524
с последующими изменениями).
В состав расходов, связанных с производством
и реализацией продукции (работ, услуг,) крестьянские (фермерские) хозяйства
включают: стоимость израсходованных покупных семян, кормов, запасных частей
и материалов, удобрений, нефтепродуктов, сырья, услуг других хозяйств,
агросервисных и других сторонних предприятий и организаций; амортизационные
отчисления на полное восстановление основных средств и расходы по всем
видам ремонта основного имущества; уплаченные в бюджет налоги (кроме налогов,
относимых на финансовые результаты деятельности); расходы на оплату труда
наемных граждан; отчисления на государственное социальное и обязательное
медицинское страхование, в Пенсионный фонд и другие платежи и расходы.
В расходы хозяйства по производству продукции
не включают стоимость приобретенных машин, взрослых продуктивных животных,
рабочего скота и затраты по строительству объектов основных средств, так
как они должны производиться за счет амортизационных отчислений, включаемых
в расходы, и чистого дохода, остающегося в распоряжении крестьянского (фермерского)
хозяйства.
Кроме товарно-материальных ценностей в
расходы хозяйства включают также работы и услуги, выполняемые сторонними
организациями и предприятиями по транспортировке грузов, химизации почв,
борьбе с вредителями растений и болезнями животных, водохозяйственному
обеспечению, сельскохозяйственным работам и т. п.
В расходы хозяйства относят и арендную
плату за земельный участок (если она не включена в сельскохозяйственный
налог), взрослых животных, основное имущество (в размере, превышающем амортизационные
отчисления, если по условиям договора она вносится арендатором), командировочные,
почтово-телеграфные, представительстве, благотворительные расходы, проценты
по кредитам банка, другие расходы.
Начиная хозяйственный год, целесообразно
предварительно рассчитать предстоящие доходы и расходы, что позволит реально
определить собственную платежеспособность и потребность в заемных средствах
по отдельным периодам года, более экономично вести хозяйство, своевременно
получать и погашать кредиты и другие заемные средства и производить расчеты
с различными предприятиями и организациями. Это следует оформлять в виде
расчета (сметы) доходов и расходов на год с разбивкой по кварталам.
Все расходы, связанные с производством,
переработкой и реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг),
доходы, полученные от этих операций, доходы и расходы по другим видам деятельности,
платежи в бюджет, страховым и другим организациям, а также расчетные
операции и движение денежных средств крестьянского хозяйства фермеры (крестьяне)
учитывают в Журнале учета хозяйственных операций и денежных средств (ф.
№ 4-кх).
Журнал состоит из приходной и расходной
частей, образующих его первый и второй разделы. Все записи в журнале ведут
в календарной последовательности совершения хозяйственных операций. В приходной
части журнала отражают как доходы (поступления) хозяйства, полученные им
от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг производственного
характера на сторону, так и прочие доходы (от операций с ценными бумагами,
реализации машин,оборудования,взрослого рабочего или продуктивного скота
и др.). В этом же разделе учитывают поступления денежных средств (как на
расчетный счет, так и наличных). В расходной части журнала отражают все
расходы фермера на производство и реализацию продукции, выполнение работ,
оказание услуг.
Осуществляя таким образом учет доходов
и расходов можно по данным указанного журнала определить их общую сумму
за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года.
По истечении календарного года фермеры
(крестьяне) определяют конечный финансовый результат хозяйственной деятельности,
для чего предусмотрено ведение Ведомости финансовых результатов (ф. № 5-кх).
Записи в эту ведомость производят ежемесячно (или ежеквартально) путем
переноса итоговых сумм по статьям из журнала учета хозяйственных операций.
Разница между доходной и расходной частями ведомости составляет финансовый
результат хозяйства.
Зная конечный финансовый результат за
год (доход), можно определить сумму платежей в бюджет (налог), выплаты
в виде дохода (оплаты труда) членам хозяйства. Однако не следует забывать,
что доход крестьянского (фермерского) хозяйства также является базой для
начисления страховых взносов в социальные внебюджетные фонды: Пенсионный
фонд Российской Федерации (20,6%), Фонд социального страхования Российской
Федерации (5,4%), Государственный фонд занятости населения Российской федерации
(1,5%), Фонды обязательного медицинского страхования (3,6%) (Постановление
Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года М” 1139 "О порядке
уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми и семейными
общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями
хозяйствования, страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования,
Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации).
Отчетность крестьянского (фермерского)
хозяйства
Состав, содержание, сроки и порядок составления
и представления бухгалтерской и другой отчетности крестьянских (фермерских)
хозяйств определяют органы государственного управления в соответствии с
действующим законодательством.
Крестьянские (фермерские) хозяйства составляют
отчетность на основании учетных данных, подтвержденных первичными документами.
Ее подписывают глава хозяйства и бухгалтер (при наличии), которые несут
ответственность за ее достоверность в соответствии с законодательством.
Перечень показателей (кроме внешней отчетности)
учета и внутренней отчетности, составляющих коммерческую тайну, определяет
глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
В настоящее время финансовая отчетность
крестьянских (фермерских) хозяйств представлена в Ведомости финансовых
результатов (ф. N 5-кх).
К сожалению, типовые Рекомендации по ведению
учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве
довольно усложнены и, как показывает опыт, их использование в большинстве
фермерских хозяйств, не имеющих специальных работников по учету, затруднено.
К тому же этот документ был разработан почти семь лет назад. За это время
произошли значительные изменения во всех сферах экономики, и особенно в
бухгалтерском учете.
По нашему мнению, крестьянские (фермерские)
хозяйства в настоящее время остро нуждаются в грамотных, научно обоснованных
Методических указаниях по организации бухгалтерского учета. Эти указания
должны отвечать современным требованиям управления, не противоречить
формирующейся системе национальных стандартов учета, и, вместе с тем, быть,
по возможности, простыми, ясными и доступными.
1 Журнал "Экономика сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятий", 1991 год, № 2, с. 27-34, № 3, с. 27-34
2 Журнал "Экономика сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятий", 1994 год, №
12, с.28.
3 Журнал "Экономика сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятий", 1998 год, № 3, с. 14-17.
4 Журнал "Экономика сельскохозяйственными
перерабатывающих предприятий", 1992 год. № 11, с. 24-31.
"Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятий", 1998, №9, с. 18-21; №10, c. 28-31. П1846
|