Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей
важный вопрос при решении проблем неплатежеспособности организаций и предприятий АПК.
Юридический отдел "НижАгроФонда" дает комментарии по Постановлениям Правительства РФ ? 1146 и
1147 от 2 октября 1998 г., предусматривающих возможность реструктуризации в Федеральный
бюджет и внебюджетные фонды.
По данным Госкомстата России на 01.01.98. из 26,9 тыс. сельскохозяйственных
предприятий и организаций 23,4 тыс (или 87%) имели просроченную кредиторскую
задолженность (без учета кредитов банков и займов). Общая сумма просроченной задолженности составила 63,8 трлн. неденоминированных руб. Только за 1997 г. сумма задолженности по
сельскохозяйственным предприятиям РФ в 2,3 раза превысило фактические платежи. А задолженность
скапливается с 1994 г. Очевидно, что погасить эту задолженность в обычном порядке не удастся и
это становится государственной проблемой.
Структура задолженности: поставщики и подрядчики 38%; оплата труда 9%; бюджеты 13%;
внебюджетные фонды 34%; прочие -6%.
Первая группа кредиторов - поставщики и подрядчики. Возможность
реструктуризации задолженностиздесь определяется желаниями каждого отдельного кредитора. Государство на
этот процесс можетвлиять слабо.
Следующая группа кредиторов- работники, перед которыми имеется
задолженность позаработной плате. Государство в данной ситуации может требовать только
выплаты МРОТ, большегооно потребовать не может.
Третья группа кредиторов- бюджеты разных уровней и внебюджетные
фонды. Здесь видно, чтогосударство является основным кредитором сельскохозяйственных организаций
47% от суммызадолженности, причем задолженность бюджетам всех уровней составила 13%,
государственнымвнебюджетным фондам 34%.
Причинами накопления задолженности, на наш взгляд, являются
существующая система сбораналогов и платежей во внебюджетные фонды,
высокие ставки пени, безакцептный порядок снятия со счета просроченного платежа и пени.Возможность реструктуризации определяется Федеральным Законом "О
федеральном бюджетена 1998 год.", благодаря этому можно провести реструктуризацию федеральному
бюджету ивнебюджетным фондам. В целях оздоровления финансового состояния предприятий
и организацийагропромышленного комплекса, расширения возможности их коммерческого
кредитования в ст. 71 ФЗ"О Федеральной Бюджете" сельскохозяйственным товаропроизводителям,
организациям по техническомуобслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей, организациям
перерабатывающейпромышленности, не менее 51 процента голосующих акций (паев, долей) которых
принадлежитсельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется отсрочка до 1
декабря 2005 года попереоформленным в государственный внутренний долг централизованным
кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам, с 1 января 1998 года плата за
обслуживаниегосударственного внутреннего долга Российской Федерации по указанным
централизованным кредитами начисленным по ним процентам установлена в размере 5 процентов годовых.
Погашение
задолженности по указанным централизованным кредитам и начисленным по нимпроцентам и выплата
процентов за обслуживание государственного внутреннего долга РоссийскойФедерации производятся
с 1 января 2000 года до 1 декабря 2005 года равными долями.Кроме того, Правительству РФ и Центральному банку РФ поручено переоформить
в 1998 году неимеющую источников возврата задолженность по состоянию на 1 января 1998
года поцентрализованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах предприятиям и
организациямагропромышленного и начисленным по ним процентам в сумме до 5,0 млрд.
рублей в государственныйвнутренний долг Российской Федерации.
В ст. 74 предусмотрена отсрочка задолженности сельскохозяйственных
товаропроизводителей,предприятий и организаций агропромышленного комплекса по платежам в
федеральный бюджет, включаяпени и штрафы, также предусмотрена реструктуризация задолженности по
платежам в Пенсионный фондРоссийской Федерации, включая пени и штрафы, Фонд социального страхования
Российской Федерации,Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный
фонд занятостинаселения Российской Федерации. с началом погашения указанных долгов
равными долями с 1 января2000 года с уплатой процентов по обслуживанию указанного долга в размере 5
процентов годовых.Во исполнение ФЗ "О Федеральном бюджете> 2 октября 1998 г. Правительством
РФ были принятыПостановления ? 1146 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации
задолженностисельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций
агропромышленногокомплекса государственным внебюджетным фондам РФ", ? 1147 "О предоставлении
сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленногокомплекса отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по платежам в
Федеральный бюджет.В Постановлении ? 1146 разрешается государственным внебюджетным фондам
Российской Федерациипредоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и
организациямагропромышленного комплекса на основе соглашений, заключаемых с
государственными внебюджетнымифондами Российской Федерации, рассрочку на пять лет погашения задолженности
по платежам.Уплата сельскохозяйственными товаропроизводителями страховых взносов в
государственныевнебюджетные фонды, за исключением Фонда социального страхования Российской
Федерации, с 1января по 1 октября текущего года производится исходя из фактических выплат
заработной платы,но не менее сумм, исчисленных с минимального размера оплаты труда, а в
период с 1 октябрятекущего года по 1 января следующего года осуществляются окончательные
расчеты.Перечень предприятий агропромышленного комплекса, для которых
предусматриваетсяреструктуризация задолженности, определяется органами государственной
власти субъектовРоссийской Федерации совместно с органами управления государственных
внебюджетных фондов.Порядок заключения соответствующих соглашений о предоставлении рассрочек
определяется органамиуправления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Постановление? 1147 предоставляет отсрочку (рассрочку) на 5 лет погашение
задолженностисельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям
агропромышленногокомплекса по платежам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, с даты
принятия решения опредоставлении отсрочки (рассрочки) и началом погашения указанного долга с
1 января 2000 г.равными долями с уплатой процентов по обслуживанию отсроченного
(рассроченного) долга в размере5 процентов годовых.
Размер задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет,
подлежащей отсрочке(рассрочке), по конкретным организациям определяется с учетом погашенной в
1998 году частизадолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 1998 г.
Сумма задолженности по начисленным пеням, подлежащая отсрочке (рассрочке),
определяется сучетом ее пересчета в соответствии с Порядком пересчета задолженности
юридических лиц по уплатепеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется
органамиГосударственной налоговой службы РФ, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 9 июня1998 г. N 576 "О начислении пеней и порядке пересчета задолженности
юридических лиц по уплатепеней".
Для получения отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по обязательным
платежам вфедеральный бюджет организации агропромышленного комплекса представляют в
налоговый орган поместу их регистрации заявление о предоставлении указанной отсрочки.
К заявлению прилагаются: сведения об имеющейся задолженности по
обязательным платежам вфедеральный бюджет по состоянию на 1 января 1998 г. и даты платежа в 1998
году; документыбухгалтерской отчетности (баланс предприятия, отчет о финансовых
результатах и использованиифинансовых ресурсов на последнюю отчетную дату); документы, подтверждающие
наличие и размерранее предоставленных отсрочек по обязательным платежам в федеральный
бюджет, срок действиякоторых не истек к моменту подачи заявления; обязательство
налогоплательщика по уплатеотсроченной задолженности и процентов по обслуживанию долга.
В случае более чем двукратного нарушения организацией агропромышленного
комплекса графикапогашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, а
также принесвоевременном и (или) неполном перечислении в федеральный бюджет текущих
обязательныхплатежей более чем по четырем срокам уплаты налоговый орган в месячный срок
принимает решение опрекращении действия предоставленной рассрочки уплаты указанной
задолженности.При этом организация обязана уплатить всю оставшуюся сумму задолженности по
обязательнымплатежам и проценты по обслуживанию отсроченного долга за период
фактического пользованияотсрочкой. На оставшуюся сумму задолженности начиная с 3 дня, следующего за
датой принятиярешения о прекращении отсрочки (рассрочки), начисляются пени в размере,
установленномдействующим законодательством.
Кроме того Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти
субъектов РФ и органамместного самоуправления осуществить отсрочку (рассрочку) погашения
задолженностисельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций
агропромышленногокомплекса по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и
местные бюджетыодновременно с предоставлением отсрочки погашения задолженности по
обязательным платежам вфедеральный бюджет.
За консультациями о порядке проведения реструктуризации задолженности можно
обращаться вНижАгроФонд.
С.В.Удоденко
Зам. директора "НижАгроФонда" по правовым вопросам