ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              

О зерне
(с изменениями на 2 декабря 1994 года)


____________________________________________________________________

        

Действие статей 2,3,4,8,9,14,17,18,19,20 настоящего закона приостановлены Указом Президена РФ от 21 декабря 1993 г. N 2232 до принятия решения по данному Закону Федеральным Собранием Российской Федерации

____________________________________________________________________



Настоящий Закон направлен на полное удовлетворение потребностей Россиской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства.

Глава I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.



Глава II

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДСТВА
И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА

Статья 2. Государство ежегодно финансирует государственные программы научных исследований и опытно-конструкторских работ по селекции, семеноводству, производству, подработке, хранению, переработке зерновых, зернобобовых и масличных культур, а также по разработке технологий, направленных на рациональное использование зерна.

Государство:

компенсирует производителям зерна не менее одной трети затрат, произведенных на тонну выращенного зерна, и не менее половины затрат, произведенных на тонну экологически чистого зерна и семян, проданных в федеральный или региональный фонды зерна. При определении размера компенсаций учитываются фактические затраты за предыдущий год и прогнозируемый уровень инфляции расчетного года;

возмещает производителям зерна 50 процентов затрат на покупку зерноуборочных комбайнов;

возмещает производителям зерна 50 процентов и хлебоприемным предприятиям 30 процентов собственных затрат на строительство и реконструкцию материально-технической базы сушки, обработки, хранения зерна и семян.

Порядок финансирования государственных программ компенсации и возмещения затрат с учетом региональных особенностей определяется Правительством Российской Федерации.

Расходы государства на поддержку производства и переработки зерна представляются в государственном бюджете Российской Федерации отдельной строкой (статья утратила силу в части, касающейся государственной поддержки производства и переработки зерна федеральный Закон от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ).

Статья 3. Производители зерна реализуют его по договорным ценам государственным и региональным заказчикам, а также на рынке зерна.

Ежегодно в январе - феврале Правительство Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, представителями общественных объединений, выражающих интересы производителей зерна и его потребителей, устанавливает на зерно нижний гарантированный уровень закупочных цен с учетом цены мирового рынка. Договорные цены подлежат индексации на момент закупки зерна с учетом инфляции.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей гарантируют производителям зерна авансовую оплату в размере не менее 40 процентов стоимости законтрактованного объема поставок зерна и семян по нижнему гарантированному уровню закупочных цен (часть третья утратила силу федеральный Закон от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ).

В целях предоставления дополнительных кредитов производителям зерна государство организует и поддерживает систему залога зерна. Залог зерна осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О залоге". Производители зерна участвуют в залоговых операциях на добровольной основе.

Статья 4. Государство гарантирует производителям зерна закупку всего предъявленного к реализации зерна и продуктов его переработки, при этом особо выделяется и сохраняется экологически чистое зерно для производства продуктов детского питания.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей могут устанавливать дополнительные меры по материально-ресурсному стимулированию производителей зерна к продаже его в соответствующие фонды зерна.


Глава III

ФОНДЫ ЗЕРНА, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 5. В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне создаются федеральный фонд зерна и региональные фонды республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

Статья 6. Объем федерального фонда зерна определяется Правительством Российской Федерации и формируется за счет закупок зерна на контрактной основе в зонах его товарного производства на территории Российской Федерации, а при необходимости - за счет закупок зерна и за ее пределами.

Статья 7. Объемы региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяются соответствующими органами исполнительной власти и формируются за счет закупок зерна на контрактной основе у его производителей как в своих административных границах, так и за их пределами.

Статья 8. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей на основе ежегодно составляемых балансов производства и использования зерна заключают между собой договоры о соотношении его закупок в федеральный и региональные фонды зерна на конкретной территории или об объемах дотаций их федерального фонда зерна.

В случае недостижения объема производства зерна, предусмотренного балансом производства и использования зерна на текущий год, отдельными республикой в составе Российской Федерации, автономной областью, автономным округом, краем, областью формирование федерального фонда зерна на этой территории и регионального фонда зерна производится в соотношении, определенном указанным договором.

Статья 9. В целях организации работы по закупке и поставке зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика, статус, функции и полномочия которого устанавливаются специальными положениями.

Государственный заказчик может на конкурсной основе передавать органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям выполнение части своих функций по формированию и размещению заказов на закупку и поставку зерна в федеральный фонд с выдачей им государственных лицензий.

Государственный заказчик несет ответственность за обеспечение объемов федерального фонда зерна.

Государственный заказчик ежегодно в январе представляет Верховному Совету Российской Федерации отчет об использовании кредитно-финансовых и материальных ресурсов и обеспечении потребностей Российской Федерации в хлебопродуктах за прошедший год.

Статья 10. Для расчетов с производителями зерна, иными его поставщиками за зерно, поставляемое в федеральный фонд зерна, а также для закупок зерна за рубежом государственному заказчику под государственную гарантию предоставляются кредиты, выделяются бюджетные ссуды и валютные средства.

Статья 11. В целях организации работ по закупке и поставке зерна в региональные фонды зерна органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяются региональные заказчики, наделенные правом передавать на конкурсной основе часть своих полномочий предприятиям, учреждениям и организациям с выдачей им лицензий.

Статья 12. Для расчетов с производителями зерна и иными его поставщиками за зерно, поставляемое в региональные фонды зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, соответствующим региональным заказчикам предоставляются кредиты под гарантийные обязательства органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

Статья 13. Производители зерна заключают контракты с государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.

В случае невыполнения контракта в установленный срок по объемам поставок зерна либо по оговоренным обязательствам (за исключением случаев стихийных бедствий) виновная сторона уплачивает пострадавшей неустойку в размере 50 процентов от стоимости недопоставленной продукции либо от стоимости оговоренных контрактом обязательств.

При невыполнении обязательств по контракту, кроме уплаты неустойки, пострадавшей стороне возмещаются убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Зерно и продукты его переработки, закупленные в федеральный фонд зерна, являются собственностью Российской Федерации. Федеральным фондом зерна распоряжается Правительство Российской Федерации.

Федеральный фонд зерна используется:

для полного удовлетворения потребностей в зерне и продуктах его переработки территорий, не производящих зерно, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Вооруженных Сил Российской Федерации, спецпотребителей, индустрии детского питания, спиртовой и крахмало-паточной промышленности;

для выделения недостающих по балансу на расчетный год объемов зерна территориям, имеющим ограниченные возможности его производства;

для предоставления зерна территориям в порядке натуральной ссуды с последующим возвратом из нового урожая;

для формирования государственного резерва зерна;

для экспорта.

Статья 15. Порядок использования региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяется их органами исполнительной власти, которые несут ответственность за обеспечение всех потребностей соответствующих территорий в зерне, за исключением потребностей, определенных в части второй статьи 14.


Глава IY

РЫНОК ЗЕРНА

Статья 16. Государство содействует становлению и развитию рынка зерна, осуществляет регулирование отношений в торговозакупочных операциях с зерном.

Статья 17. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей устанавливают порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки зерна и торговли зерном.

Статья 18. Лицензии на осуществление торгово-закупочных операций с зерном выдаются на основе заранее определенных, а также возможных дополнительных условий, способствующих развитию торговли и производства зерна.

Лицензия не может быть выдана до тех пор, пока обратившееся за ней лицо не докажет финансовую и производственную возможность обеспечить выполнение заранее определенных и дополнительно устанавливаемых условий.

Каждый лицензиат до начала сельскохозяйственного года согласовывает в установленном Правительством Российской Федерации порядке максимальные размеры оплаты за предоставляемые услуги, связанные с приемкой, хранением и переработкой зерна.


Глава Y

ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЗЕРНА

Статья 19. Экспорт зерна осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, согласованному с Верховным Советом Российской Федерации, по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке.

Статья 20. Решение по объему закупок зерна и продуктов его переработки по импорту в федеральный фонд зерна при необходимости принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации и осуществляется в централизованном порядке через государственного заказчика.

Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, внешнеторговые организации и другие организации, предприятия и учреждения вправе проводить самостоятелюьные закупки зерна за рубежом за счет собственных валютных ресурсов.


Глава YI

            

КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕРНА


Статья 21. При Правительстве Российской Федерации создается Государственная хлебная инспекция. Она осуществляет контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.


Президент

Российской Федерации                                        Б.Ельцин






Москва, Дом Советов России

14 мая 1993 года

N 4973-1 



ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации
"О зерне"


Повторно рассмотрев Закон Российской Федерации "О зерне", возвращенный Президентом Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

Принять Закон Российской Федерации "О зерне" в редакции от 2 апреля 1993 года.


Председатель Верховного Совета

Российской Федерации                                  Р.И.Хасбулатов




Москва, Дом Советов России

14 мая 1993 года

N 4974-1 




ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О порядке введения в действие Закона
Российской Федерации "О зерне"


Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Ввести в действие Закон Российской Федерации "О зерне" со дня его опубликования.

2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации:

до 1 июня 1993 года представить в Верховный Совет Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с указанным Законом;

до 1 июля 1993 года привести ранее принятые им нормативные акты в соответствие с указанным Законом, а также обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации нормативных актов, противоречащих этому Закону.

Председатель Верховного Совета

Российской Федерации                                  Р.И.Хасбулатов




Москва, Дом Советов России

14 мая 1993 года

N 4975-1





Текст документа сверен по:

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

Верховного Совета РФ, 3.06.93,

N 22, ст.799-801