ОВЦЕВОДСТВО БУРЯТИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
В.В.Бубнов,
Правительство и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия считают актуальными парламентские слушания “О положении в овцеводстве и комплексе мер по выводу отрасли из кризисного состояния”.
Овцеводство традиционно являлось стратегической отраслью народного хозяйства Республики Бурятия как важнейшая сырьевая база для ряда отраслей промышленности, обеспечивающая занятость населения.
Особое положение отрасли обусловлено тем, что значительная часть территории страны имеет экстремальные природно-климатические условия. В эту зону с резко континентальным холодным климатом входит и Республика Бурятия. Вместе с тем за последние 9 лет происходят весьма нежелательные процессы: сокращение поголовья овец, снижение объемов производства шерсти, особенно наиболее ценной тонкой, составляющей ранее более 3/4 общего объема заготовок.
Упадок отечественного овцеводства наблюдается по всей стране, это отмечалось уже в докладе. Достаточно привести такие примеры: численность поголовья в 1983 г. в России была 66,3 млн. голов, сейчас насчитывается всего 15 млн. голов. К сожалению, упадок овцеводства весьма отрицательно отразился и на экономике Республики Бурятия, на материальном и социальном положении ее населения.
Овцеводство в Республике Бурятия всегда было одной из ведущих отраслей сельскохозяйственного производства. Этому способствовали наличие огромных площадей, степных и горных пастбищ, климатические условия, позволяющие использовать пастбища зимой, богатый опыт местного населения, потребность в шерсти и баранине, необходимых для людей, живущих в экстремальных природно-климатических условиях.
Наличие на территории Бурятии ОАО “Улан-Удэнская мануфактура” является важнейшей предпосылкой развития овцеводства. Поголовье овец достигало 1,9 млн. голов. Реализация баранины составляла ранее более 20 тыс. т, а производство шерсти превышало 6,1 тыс. т. В республике была создана племенная база в виде бурятского типа овец забайкальской тонкорунной породы, что способствовало дальнейшему совершенствованию продуктивных качеств животных. Так, средний настриг шерсти с одной овцы достигал 3,4–3,5 кг, выход мяса составлял 12 кг на начальную голову. В зоне Восточной Сибири республика занимала первое место по количеству овец, производству шерсти в расчете на единицу площади земли. Это значит, что интенсивность овцеводства была выше, чем в других регионах. В то время успешно развивались вместе с овцеводством и другие отрасли животноводства.
В 1990 г. все отрасли животноводства, как и овцеводство, добились наиболее высоких показателей. Республика поставляла во всесоюзный фонд 5 тыс. т. шерсти. Число чабанских коллективов, получавших 100 ягнят и более на 100 маток, достигало 425, или каждый четвертый коллектив республики имел такой показатель.
Однако в последние годы овцеводство в нашей республике переживает глубокий кризис. Более того, отрасль находится буквально на грани полного распада. Этот факт беспокоит руководство республики, Минсельхозпрод и руководителей хозяйств. Происходило, особенно в последние 5 лет, обвальное сокращение поголовья овец. На 1 января текущего года в хозяйствах республики всех форм собственности осталось всего 233 тысячи голов, из них в коллективных хозяйствах, предприятиях — 156,3 тыс. голов, в крестьянско-фермерских хозяйствах — 10,7 тыс. голов в подсобных хозяйствах граждан — 66 тыс. голов.
Если сравнить эти показатели с данными поголовья 1973 г., то есть года создания бурятского типа овец, то оказывается, что за эти 26 лет поголовье сократилось более чем в 6 раз. Сокращение поголовья и снижение объемов производства, крайне низкие социально-бытовые условия привели к тому, что овцеводы стали покидать свои обжитые места. Часть из них безработные. По этой причине в республике перестало существовать около 2 тыс. чабанских стоянок, или более 4 тыс. семей. Это становится не только социальной, но и политической проблемой.
Общеизвестно, что начиная с 1990 г. цены на
промышленную продукцию выросли в 4 тысячи раз, а на электроэнергию и
горюче-смазочные материалы — почти в 6 тысяч раз. В то же время цены
на сельхозпродукцию выросли всего в 800 раз. Поэтому производить шерсть
стало невыгодно, так как ее себестоимость превышала цену реализации.
Производили
за 40–45 рублей, а продавали за 7–8 рублей.
В 1998 году себестоимость произведенной шерсти в среднем
по республике составляла 45–55 руб. за один килограмм, а закупочная цена
была всего 14 рублей в чистом волокне, цена овчины 10 рублей и за один
килограмм баранины высшей упитанности мясокомбинат выплачивал хозяйствам
2,5 рубля. Это явилось основной причиной сокращения поголовья. Конечно,
не обошлось и без, может быть, поспешных решительных действий отдельных
сельскохозяйственных руководителей, так как многие оказались в сложных
условиях, без опыта рыночных отношений. Многие из них растерялись и пошли
по линии наименьшего сопротивления, то есть ликвидации поголовья. В республике из 20 сельскохозяйственных районов 16,
более 150 хозяйство из 280, занимались ранее разведением овец в
общественном секторе. Не было овец только в двух северных районах, это
Баунтовский и Северо-Байкальский, а также в Кабанском и Прибайкальском
районах. В настоящее время овцеводство сохранилось только в 50 хозяйствах
республики. По состоянию на 1 августа 1999 г. в республике имеется
282 тыс. голов во всех категориях хозяйств. Больше всех овец осталось в
Джидинском — 80 тыс. голов, в Мухоршибирском — 35 тыс., Хоренском — 28,
Еравненском — 27 тыс. Селенгинском — 25, а в остальных районах — менее 15
тыс. голов. Сократилось поголовье овец у населения и в
крестьянско-фермерских хозяйствах. Так, если в крестьянско-фермерских
хозяйствах на 1 января 1993 г. было 45 тыс. голов, то на 1 января этого
года осталось всего лишь 10,7 тыс. голов. У населения за это время
поголовье сократилось на 30 тыс. голов. Наряду с сокращением поголовья идет снижение
продуктивности животных. В лучшие годы развития овцеводства из-за большой
численности овец, а следовательно огромной нагрузки на пастбища и кормовые
угодья, многие руководители стремились заготовить на одну овцу, чтобы
получить от нее качественную шерсть, а также мясо, как минимум 2–2,5
центнера корм. единиц. Но заготовляли от силы 1–1,5 центнера корм. единиц
на голову, остальная потребность компенсировалась за счет пастбищ. Сегодня
обстановка изменилась и нагрузка на пастбища стала ниже. Средний настриг
шерсти за последние годы снизился почти на 1 килограмм по республике. В
последние годы этот показатель колеблется в пределах 2,5–3 кг. Сокращение поголовья, снижение среднего настрига шерсти,
естественно, приводят к большому недобору производимой продукции. Общее
производство шерсти в этом году составило в республике всего 400 т., в то
время как в 1979 г. было произведено 6,1 тыс. т — уменьшилось в 11 раз
Из-за убыточности отрасли во многих хозяйствах полностью перестали существовать пункты искусственного осеменения маток. Все предприятия республики уничтожили баранов, от которых ранее получали сперму для осеменения маток. Почти во всех хозяйствах перешли на вольную случку. Для этого используются низкопродуктивные бараны. Все это приводит к снижению продуктивности потомства, способствует появлению слабых нежизнеспособных ягнят и большому их падежу. Не случайно в последние годы выход ягнят на 100 маток по республике составляет не более 55 голов. Получали ранее 78–80 голов.
Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость в дополнительном принятии экстренных мер по сохранению оставшегося поголовья овец. Следует отметить, какие меры принимались со стороны Правительства и Министерства сельского хозяйства, что изыскивалось для сохранения овцеводства Бурятии, и какие меры нужно нам с вами принимать.
Республика Бурятия уже в 1993 г., а затем и в 1994 г. была инициатором подготовки письма в адрес Правительства России, которое подписали Президент Республики Бурятия и главы администраций Читинской области, Агинского и Усть-Ордынского округов по сохранению в нашем регионе овцеводства. Одновременно был предложен проект постановления Правительства России о сохранении овцеводства, который в последнее время был взят за основу двух принятых постановлений Правительства России. Однако те дотации на овцеводство и шерсть в полном объеме не дошли до производителя, а инфляция усугубила кризисное положение отрасли.
Затем ежегодно с конкретными предложениями Правительство Бурятии, лично Президент Леонид Васильевич Потапов обращались не только в Министерство сельского хозяйства и продовольствия России, но и в Совет Федерации. Последнее постановление Правительства России по овцеводству предусматривало изначально выплату годовой дотации на одну матку в размере 90 руб,, затем эта дотация постановлением Правительства России № 24 от 28.02.97 г. снизилась до 70 руб, а в 1999 г. — до 15 рублей на одну матку.
Сегодня овцеводство Бурятии может получить поддержку всего в объеме 1,5 млн. рублей на имеющихся 100 тыс. маток. Такая поддержка не играет существенной роли в развитии овцеводства.
Министерство сельского хозяйства Бурятии, учитывая сложившуюся ситуацию, на отдельных республиканских совещаниях и научно-практических конференциях по овцеводству привлекло специалистов, руководящих работников, сотрудников научных учреждений, ученых, в том числе ведущих ученых-овцеводов страны, к разработке научно обоснованной системы ведения отрасли. Многое было сделано в эти годы для исправления ситуации, в частности, изменена технология ведения овцеводства. Однако крайне низкие цены на шерсть явились основным негативным фактором в этой работе.
5 февраля 1997 г. был принят Указ Президента Республики Бурятия № 33 “О мерах по стабилизации поголовья скота на основе преобразования убыточных хозяйств в сельскохозяйственные кооперативы и развитие личных подворий граждан”. Принятие данного указа было своевременным, так как происходило обвальное сокращение в это время поголовья скота во всех категориях хозяйств, особенно овцепоголовья, из-за убыточности производства животноводческой продукции. Действие указа позволило приостановить резкое сокращение поголовья скота, удешевить производство животноводческой продукции
за сет передачи скота в аренду, и в какой-то мере решить вопрос занятости сельского населения и загрузки мощностей перерабатывающих предприятий. За два года действия Указа было передано в аренду на срок от 3 до 5 лет 49,4 тыс. голов овец.Программа стабилизации и развития овцеводства на 1999–2005 гг. предусматривает увеличить поголовье овец в республике до 385 тыс. голов, производство шерсти довести до 631,5 т в мытом волокне и баранины до 5,7 тыс. тонн.
В программе особое внимание уделено совершенствованию технологии ведения отрасли и племенной работы в овцеводстве. Наряду с развитием и дальнейшим совершенствованием овец бурятского типа забайкальской породы программой предусматривается создание в республике породы полутонкорунных мясошерстных овец, полугрубошерстных овец с белой ковровой шерстью. Эта работа в республике ведется с 1992 г., наряду с этим ведется работа по восстановлению бурятской грубошерстной овцы. Поголовье животных указанных направлений должно составить 45–50 тыс. голов.
В программе также рассматриваются вопросы развития овцеводства в крестьянско-фермерских хозяйствах и личных подворьях. Выполнение программы обеспечит восстановление и дальнейшее развитие овцеводства как основной отрасли сельского хозяйства Республики Бурятия.
Программа вполне реальная и выполнима как по численности поголовья, так и по производству шерсти и мяса. На конец 1999 г. программой предусмотрено иметь в хозяйствах всех категорий 250 тыс. голов, сейчас (на 1.09) имеем 280 тыс. голов. Производство шерсти составило 400 тонн. Положительным моментом в ходе ее выполнения является и то, что повысились в настоящее время закупочные цены на шерсть, до 50 руб. за один килограмм мытого волокна, и до 30–35 руб. за один килограмм мяса баранины.
В разряд первоочередных мер по стабилизации поголовья скота и развития животноводства Правительство Республики Бурятия отнесло материальное и моральное стимулирование животноводов по результатам работы; обеспечение животноводства кормами и улучшение племенной работы; внедрение прогрессивных методов ведения животноводства; дополнительное привлечение денежных ресурсов для дотирования продукции, осуществление комплекса мер по интеграции на взаимно выгодных условиях сельхозпроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности, в том числе и
акционерных обществ; предусмотрение льготного налогообложения перерабатывающим предприятиям, в том числе зачисление в местный бюджет; улучшение ветеринарного обслуживания и другие меры. Все эти внутренние резервы, которые республика может мобилизовать, но, к сожалению, они ограничены из-за недостаточности финансовых ресурсов. Поэтому нам необходима поддержка на федеральном уровне, особенно в части выплаты дотаций на овцеводство.Для развития овцеводства потребуются материальные
затраты. При сокращении поголовья были разрушены и пришли в ветхое
состояние многие кошары, которые строились в основном из железобетона и
дерева, и вмещали по 600 голов. Сейчас же необходимо, на наш взгляд,
строить кошары разной вместимости и предельно использовать дешевый
строительный
материал в безлесных районах. В несколько раз дешевле обходится
строительство кошар из самана. Хозяйства Тяхтенского района уже более 10
лет строят из самана коровники на 400 мест, кошары, телятники и даже жилые
дома и столовые. При малой механизации бригада из 4 человек делает за смену
до 800 саманных блоков размером 20 ґ 20 ґ 40 м, которые весной быстро
высыхают на открытой площадке, их легко укладывать в стены на глиняный
раствор. Кровля выполняется тоже из саманной массы. Пиломатериал требуется
только на стропила, двери и окна. Такие строения в Тяхтенском районе
эксплуатируются с 1936 года. Теплые, сухие кошары и коровники построены в
Усть-Тяхте, в Большом Луге и в Усть-Кирени в 80-е годы. Я думаю, что
сегодня тот самый случай, когда этот опыт надо использовать по всей
республике. Это нам надо, видимо, показать по телевидению, описать в
газетах, может быть, провести семинар.
В приказе Министерства сельского хозяйства России № 485 от 22.06.99 г. о мерах по стабилизации овцепоголовья и козоводства Российской Федерации поручено институтам страны разработать федеральную целевую программу на 1999–2005 год по стабилизации и развитию овцеводства и козоводства.
Мы обращаемся к федеральным органам с предложением учесть, что зона Сибири и Дальнего Востока — северная и самая отдаленная, где практически до минимума сокращено овцепоголовье, поэтому следует производить дотации из федерального бюджета на маточное поголовье не менее 100 руб. на голову в год. Также надо предусмотреть выделение лимита кредитных ресурсов
для закупа шерсти у сельхозтоваропроизводителей и на закуп племенных животных из ведущих племенных хозяйств страны.Мы также обращаемся с предложением в Минсельхозпрод России включить в список на выплату дотаций два госплемзавода Бурятии, это “Боргойский” и им. Ленина, которые по не известной нам причине в 1998 г. исключены из этого списка.
На наш взгляд, в Федеральной программе стабилизации и подъема овцеводства России надо предусмотреть наращивание потенциала племенного тонкорунного овцеводства и прогрессивных технологий применительно к новым условиям хозяйствования; предложить эффективный механизм государственной поддержки отрасли, связанных с ней перерабатывающих отраслей, социальной сферы села и повышение уровня жизни селян.
Для реализации этих задач предусматривается три этапа.
Первый этап — 1999–2000 гг. — создать необходимые экономические нормативно-правовые акты, разработать и принять закон об овцеводстве, предусматривающий восстановление потенциала отрасли, создать систему государственного регулирования и поддержки овцеводства. На первом этапе определяются и потребности в инвестициях.
Второй этап — 2001–2002 гг. — на основе восстановления производственного потенциала наметить рост поголовья и производства продукции овцеводства, увеличивать число занятых в овцеводстве. На реализацию программы этого этапа запланировать необходимый объем финансовой поддержки.
Третий этап — 2003–2005 гг. — в этот период наряду с ростом производства продукции овцеводства активно формировать рыночную и социальную инфраструктуру на основе кооперации, интеграции сельхозтоваропроизводителей и шерстеперерабатывающих предприятий республики. На этот этап предусмотреть объем капиталовложений.
Только такое поэтапное и в то же время комплексное осуществление программы обеспечит сохранение и развитие отрасли.
|
|