О положении дел и комплексе мер по выводу овцеводства и козоводства РФ из кризисного состояния
С.И.Найчукова, депутат Государственной Думы,
заместитель руководителя Аграрной депутатской группы
Овцеводство — одна из старейших отраслей сельского хозяйства Российской Федерации, играющая важную роль в обеспечении потребности народного хозяйства страны в специфических видах сырья и продуктах питания.
Длительное время овцеводству и козоводству уделялось большое внимание, что позволило создать богатый генофонд, насчитывающий более 50-ти пород, породных групп и внутрипородных типов овец и коз. Впервые в мировой практике были разработаны и внедрены технологии разведения и содержания тонкорунных и полутонкорунных овец, как в суровых условиях Сибири, так и в районах интенсивного земледелия. Достаточно эффективно работала система кадрового и научного обеспечения отрасли.
Создание генофонда тонкорунных овец в природных зонах, считавшихся непригодными для разведения мериносов, представляет уникальное явление в мировой практике породообразования. Это было настоящим научным и трудовым подвигом ученых, специалистов-селекционеров, чабанов, и всех работников сельского хозяйства страны. Так, в Читинской области, в Республике Бурятия, где температура воздуха зимой достигает 45–50°С выведена и разводится забайкальская тонкорунная порода овец, пригодная к круглогодовому пастбищному содержанию в экстремальных условиях. В племзаводе “Комсомолец” Чернышевского района получают более трех килограммов чистой шерсти с каждой овцы этой породы. В племзаводе “Родинский” Алтайского края успешно разводят овец алтайской тонкорунной породы. Настриг шерсти в чистом волокне здесь превышает четыре килограмма с овцы и не уступает показателям племенных стад Австралии. Отличные показатели достигнуты в хозяйствах Ставропольского края — родине тонкорунного овцеводства России.
Проведена огромная работа по совершенствованию отечественных пород путем использования баранов-производителей лучших зарубежных пород для прилития крови. В результате улучшились основные физико-технические свойства шерсти, значительно возрос выход чистого волокна. Народной селекцией выведены уникальные, не имеющие аналогов в мире романовская и кучугуровская породы в центральной зоне России, тушинская и карачаевская на Северном Кавказе, кулундинская, бурятская, тувинская и другие аборигенные породы в Западной и Восточной Сибири. Выведены горно-алтайская, оренбургская, придонская, советская шерстная породы коз. Выведены такие породы овец, как куйбышевская, горьковская, опаринская, русская длинношерстная, северокавказская и советская мясошерстная. Многие тонкорунные породы не уступают аналогам за рубежом. Большинство пород созданы за последние 40–50 лет, то есть в советское время.
В 1990 г. в Российской Федерации численность овец составила 61,3 млн. голов, а годовое производство шерсти и пуха достигло 224 тыс. т., что в основном обеспечивало потребности народного хозяйства страны в этом виде сырья. От овцеводства меховая промышленность получала более 80 % перерабатываемого ею сырья. Производство баранины составило 884 тыс. т. На мясокомбинаты ежегодно поступало для убоя более десяти миллионов овец и коз. Рентабельность производства продукции овцеводства в сельхозпредприятиях достигала 50–60 %, в племенных хозяйствах сумма реализации продукции превышала полную ее себестоимость в два раза.
В таких регионах, как Ставропольский край, во всех категориях хозяйств в конце 80-х гг. имелось 7,5 млн. овец и коз, а в Ростовской области — более 4 млн. голов. В республиках Дагестан, Калмыкия, Алтайском крае, Волгоградской, Саратовской и Читинской областях более 3 млн. голов. В Республике Бурятия 1,9 млн. голов.
Однако в последние годы в условиях перехода к рыночной экономике произошла дестабилизация отрасли. Сложилась кризисная ситуация, выразившаяся в обвальном сокращении поголовья овец и коз, уменьшении производства всех видов продукции. Среди других отраслей животноводство, овцеводство, с более выраженной сезонностью производства продукции, оказалось менее защищенным, что обусловило высокие темпы сокращения поголовья, а в ряде регионов и полную ликвидацию овец и коз.
Численность овец и коз во всех категориях хозяйств к 1999 г. сократилась до небывалого в стране уровня — 12 млн., а производство шерсти и пуха уменьшилось на 50 тыс. т.
Особую тревогу вызывает сброс поголовья мериносовых овец, разводимых только в сельхозпредприятиях страны. Полностью ликвидированы овцы в Северном и Северо-Западном экономических районах, близки к этому хозяйства Центрального, Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов. На 30–40 % сокращено поголовье в республиках Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Красноярском и Краснодарском краях, в Челябинской, Новосибирской и Иркутской областях. В Республике Бурятия сократили поголовье овец на 68%.
Производство шерсти в сельхозпредприятиях сократилось за год с 25,6 тыс. т до 18,8 тыс. т или на 27%. Сократилось и производство баранины. Из-за нерентабельности производства исчезают смушковое и шубное направления овцеводства.
В сельхозпредприятиях осталось около 15 тыс. романовских овец против 815 тыс. в 1960 г. Только три хозяйства занимаются каракульским овцеводством.
До 1951 г. российские текстильщики — основные потребители шерсти и пуха — работали исключительно на отечественный рынок. Отмена школьной формы, перевод армии и других силовых структур на форму, изготавливаемую из хлопка и синтетики, мощная интервенция отечественного рынка низкокачественными зарубежными товарами привели к полному развалу шерстяной текстильной отрасли.
В настоящее время отечественные шерстяники производят пряжи и ткани из шерсти около 10 процентов к уровню 1990 г. Все это создало невостребованность шерсти и пуха.
За годы реформ произошли значительные изменения в перераспределении овец по форме собственности. Если в 1990 г. в сельхозпредприятиях находилось 75% овец от всего поголовья, то в текущем году — 39%, а 61% в крестьянских хозяйствах. Соответственно производство шерсти в сельхозпредприятиях уменьшилось с 76 до 32%. Наметилась устойчивая тенденция снижения продуктивности овец. В 1998 г. средний настриг шерсти с одной овцы по Российской Федерации составил 2,7 кг в физическом весе против 3,7 кг в 1990 г.
В условиях кризиса сельскохозяйственные предприятия перестали заниматься технологией ведения отрасли, племенной работой и воспроизводством стада. В текущем году от каждых 100 маток получено в среднем по Российской Федерации 66 ягнят. Менее пятидесяти ягнят получено в хозяйствах Тамбовской, Волгоградской. Ульяновской, Челябинской, Тюменской областях, в республиках Алтай и Хакасия, а в Нижегородской области — 35, в Ярославской — 33, в Республике Мордовия — 30, в Бурятии — 55. Высоким остается падеж овец и особенно ягнят.
Цены на баранину и шерсть не покрывают третью часть затрат на их производство, что вынуждает колхозы, совхозы, акционерные хозяйства, а также племенные заводы избавляться от нерентабельной отрасли. Поэтому необходимы срочные меры по выводу отрасли из критического состояния. Кроме государственной поддержки необходимо обратить внимание на увеличение производства конкурентоспособной продукции путем повышения продуктивности, улучшения качества и снижения себестоимости продукции отрасли.
Учитывая, что сокращаться поголовью уже некуда, требуется то, что осталось использовать боле рационально и эффективно. В тонкорунном овцеводстве прежняя установка на всеобщее огрубление шерсти в условиях рыночных отношений не является единственно правильной.Сегодня конкурентоспособной будет та шерсть, которая отвечает основным требованиям текстильной промышленности по тонине, прочности и извитости, уравненности в штапеле и по руну. Надо учитывать также то, что на мировом рынке более тонкая шерсть ценится выше.
Учитывая конъюнктуру рынка и спрос потребителей сырья необходима более тщательная подготовка партий шерсти к реализации. Наступило время, когда промышленная сортировка по выделению наиболее ценных сортов шерсти должна осуществляться непосредственно в хозяйствах при стрижке овец. Для этого потребуется подготовка и переподготовка шерстоведов, зоотехников, сельхозпроизводителей. Необходимо серьезно заняться селекционной работой и подготовкой техников-селекционеров в высшей школе бонитеров.
Хорошо зная обстановку на нашем шерстяном рынке, инофирмы пытаются восстановить поставки импортной шерсти в Россию, что ведет к подрыву сырьевой и экономической безопасности нашей страны.
Чтобы не допустить этого, необходимо в ближайшее время обеспечить повышение продуктивных, племенных и экономических показателей путем использования малозатратных технологий и других механизмов, обеспечивающих повышение производительности труда и снижение затрат при производстве продукции,
ее качественное улучшение. Для этого надо максимально использовать пастбищный корм, пересмотреть планы племенной работы с учетом как роста продуктивности, так и спроса рынка.Следует рассмотреть возможность расширения ареала мясошерстного овцеводства. В развивающихся рыночных отношениях отрасль должна поставлять на реализацию разнообразную продукцию, произведенную в экологически чистых условиях с наименьшими затратами и высокого качества.
Проблема выживания овцеводства, повышение его конкурентоспособности в большинстве районов Российской Федерации тесно связана с повышением продуктивности овец и увеличением производства баранины.
Правительством Российской Федерации, Минсельхозпродом России принимаются определенные меры по оказанию помощи овцеводческим хозяйствам, но ее явно недостаточно. В 1992–1996 гг. принимались постановления Правительства Российской Федерации о государственной поддержке овцеводства. Этими постановлениями были определены дотации на овцеводство из федерального бюджета, выделялись льготные кредиты переработчикам шерсти, средства на приобретение баранов в Австралии.
С трудом удалось сохранить базу государственной поддержки овцеводства в текущем году. Бюджетом на 1999 г. выделено 40 млн. руб. для частичной компенсации затрат на производство продукции отрасли. Это всего по 11 рублей в расчете на одну овцематку, что явно недостаточно. Эту цифру надо увеличить в 10 раз. Однако и на 2000 г. приказом по Минсельхозпроду России от 22 июня 1998 г. № 485 “О мерах по стабилизации овцеводства и козоводства в Российской Федерации”, определены незначительные меры поддержки.
В настоящее время разработана федеральная программа стабилизации и развития овцеводства и козоводства России на 1999–2005 гг., по которой основными источниками финансирования отрасли должны стать хозяйственная деятельность и местные бюджеты. Из федерального бюджета планируются средства на приобретение племенных овец и коз, лабораторного оборудования, частичную компенсацию затрат на производство продукции и научно-технического обеспечения отрасли. На эти цели из федерального бюджета затратная часть программы определена в сумме 593,3 млн. руб. в год или 4 миллиарда 153 млн. руб. на планируемый период.
Надеемся, что с помощью депутатов-аграриев и заинтересованных лиц программа будет профинансирована. В результате реализации программы предлагается обеспечить сначала стабилизацию, а затем динамичный рост численности овец и коз, производства шерсти и пуха, баранины, шубно-мехового сырья и других ценных продуктов, повышение качества продукции отрасли. Задача депутатов-аграриев Государственной Думы и присутствующих на парламентских слушаниях руководителей всех ведомств, заинтересованных в решении проблемы — оказать помощь в финансировании данной программы и выработать действенные предложения успешного осуществления, предусмотренных в ней мероприятий по стабилизации и последующему развитию овцеводства и козоводства.
Восстановление отрасли потребует уточнения планов породного районирования с учетом природных и экономических условий, требований промышленности, перестройки системы взаимоотношений между племенными и товарными хозяйствами. Руководители и специалисты большинства сельхозорганов и хозяйств, где еще остались овцы, принимают меры по их сохранению, но это держится пока только на энтузиазме.
Однако, как показала практика последних лет, проблема сохранения отрасли и дальнейшего ее развития не может быть решена на уровне отдельных хозяйств и даже регионов. Требуется непосредственная поддержка и участие государства. Надеюсь, что предложенные рекомендации парламентских слушаний помогут Комитету по аграрным вопросам Государственной Думы внести для рассмотрения в федеральный бюджет 2000 г. государственную поддержку программ и мероприятий по развитию овцеводства. Уверена, что только совместными усилиями мы
сможем сохранить отечественное овцеводство, вывести агропромышленный комплекс из кризисного состояния. У нас много возможностей и неиспользованных резервов. Это, прежде всего, вопросы совершенствования технологии ведения отрасли и племенного дела, понижение капиталоемкости помещений и удешевление производственных процессов, максимальное использование пастбищного периода, улучшение воспроизводства стада и повышение продуктивности животных, сохранение качества уже произведенной продукции, своевременная и качественная стрижка овец и подготовка шерсти к реализации, нагул, откорм овец и реализация сверхремонтного молодняка в год рождения.Не умаляя роли и значения индивидуального сектора основное внимание в ближайшие годы должно быть уделено восстановлению и дальнейшему развитию общественного овцеводства, сохранению ведущих племенных хозяйств.
|
|