МАРКЕТИНГ АГРОБИЗНЕСА
11
Системы товарного рынка.
Маркетинг агробизнеса
План занятия
11 ДатаМесто проведения
Продолжительность
Преподаватель
Введение в системы товарного рынка
Цель: Маркетинг
- один из наиболее важных и интересных предметов преподавания в России. Функции и деятельность маркетинга прямо противоречат понятиям, которыеЗадачи:
Результаты:
В конце этого занятия слушатели смогут:
|
Соответствующий слайд |
Продолжительность (мин.) |
||
1. Введение в концепции и подходы к маркетингу |
11-1, 2, 3, 4 |
10 |
||
2. Описать и обсудить "стоимость" в маркетинге |
11-5, 6, 7 |
15 |
||
3. Проиллюстрировать и объяснить тенденции |
11- 8, 9 |
5 |
||
4. Объяснить маркетинговую |
11-10, 11, 12, 13 |
20 |
||
5. Объяснить принципы продажи товаров |
11-14 |
20 |
||
6. Обсудить вертикальную интеграцию |
11-15,16,17,18 |
20 |
||
7. Обсудить преподаваемые темы |
11-19 |
10 |
Структура занятия |
||
Продолжительность (мин.) |
Описание |
|
10 |
Попросите слушателей дать определение и описание слайды 11-2, 3,4. Объясните, что один подход основан на экономических принципах и используется с целью анализа экономических систем. Второй подход основан на теории менеджмента и определяет рынок как основную цель или мишень. Первый подход помогает в характеристике и анализе. Второй предоставляет возможность организовать и стимулировать проактивный подход к маркетинговому менеджменту. |
|
15 |
Дать основное определение маркетинга и обсудить его элементы системой агробизнеса. Подчеркните последовательность принятия коммерческих решений, а также то, что "маркетинговая" деятельность должна обеспечивать стоимость таким же образом, как и само "производство", в противном случае производство остановится. Объясните взаимосвязь между затратами и стоимостью относительно каждого направления коммерческой деятельности в маркетинговой системе - используйте слайд 11-7. Подчеркните, что это основная проблема в принятии решений, с которой сталкиваются фермеры, предприятия переработки и прочие лица маркетинговых каналов. Укажите значение маркетингового исследования и анализа коммерческой деятельности в принятии хорошего маркетингового решения. Попросите слушателей высказать свои идеи относительно того, что дает стоимость в маркетинговой системе. Обсудите четыре типа (источника) экономической стоимости - используйте слайд 11-6. |
|
5 |
Покажите последние тенденции в маркетинговых затратах, 11-8. Проиллюстрируйте быстрый рост затрат на маркетинг в общей фермерской стоимости - используйте слайд 11-9. Спросите слушателей, почему это происходит. Дайте обратную |
|
Продолжительность (мин.) |
Описание |
|
связь этого процесса - используйте слайд 11-6. |
||
20 |
Дайте обзор девяти направлений деятельности, обычно 11-10. Объясните их логическую группировку по трем основным категориям (обменная функция, физическая функция, содействующая функция). Свяжите каждую категорию с полученной величиной стоимости. Эта классификация должна быть использована в основном для того, чтобы помочь слушателям организовать свою информацию относительно системы товарного маркетинга - используйте слайд 11-11. Преподаватель должен подкрепить свое выступление конкретными примерами из российской практики и сравнить их со схожими ситуациями, сложившимися в более развитых и индустриальных системах других стран. Перечисление различных типов коммерческих предприятий может быть полезным при обсуждение вопросов, кто и что делает в отдельно взятом канале товарного маркетинга - используйте слайды 11-12- 11-13. Свяжите выступление с видами стоимости, полученными фирмами агробизнеса, которые осуществляют различные функции. |
|
20 |
Обычно слушатели желают получить конкретные примеры слайд 11-14. Все это может быть проиллюстрировано преподавателем на основе своего опыта с конкретной продукцией животноводства или растениеводства. В зависимости от имеющегося времени преподаватель может запланировать показ слайда, описывающий поток конкретной продукции через упрощенный рыночный канал, подчеркнуть процессы различного обмена, которые имеют место, и обсудить силы, влияющие на процесс переговоров в каждой ситуации. |
|
20 |
Другим важным аспектом товарного маркетинга является слайды 11-15, 11-16. Проведите сравнение с примерами интеграции собственности в совместных акционерных |
|
Продолжительность (мин.) |
Описание |
|
обществах, которые появились в результате реформирования 11-18. |
||
10 |
Логическая последовательность тем по сельскохозяйственному маркетингу может быть обсуждена с теми слушателями, 11-19. Это поможет усилить акцент на товарах и подготовит слушателей к следующему разделу по маркетинговому менеджменту. |
Словарь:
Смотри словарь терминовВспомогательные средства: Графопроектор, указка
Материалы: Слайды в порядке, представленном в учебной
Цветные маркеры
Пустые бланки для проектора (прозрачки)
Раздаточный материал: Страницы из учебного пособия
Список, используемой литературы:
Ричард Л. Коле и Джозеф Н. Ул Маркетинг с/х продуктов
. MacMillan PublishingCompany. Seventh Edition. 1990.
Материалы Казанского семинара
1993 годаКомментарии
:Очень важно дать объяснение маркетинга, особенно подчеркивая продуктивный вклад маркетинговой деятельности и координационной роли, которую играют рынки и маркетинговые системы. Российское сельское хозяйство находится под огромным
давлением. Рынки находятся в болезненном состоянии. Нормально
функционирующую систему трудно найти. Тем не менее, те, кто преподает или
работает в настоящем времени в условиях быстрых перемен, должен знать как теоретические, так и практические примеры того, как система может работать и
работает, когда полностью налажена.
Если опыт преподавателя позволяет, а также есть заинтересованность у слушателей,
то основные положения данного занятия могут быть представлены на конкретном
примере товара или продукта. Важно предоставить общие теоретические основы для слушателей, которые, возможно, сами являются преподавателями. Тем не менее,
конкретные примеры, взятые из российской практики, помогут большинству слушателей понять практическое применение.
По необходимости можно внести существенные дополнения по конкретной продукции растениеводства или животноводства. Такие предложения могут потребовать на преподавание более четырех часов.
Преподаватель, возможно, пожелает дать комментарии относительно роли
правительства в регулировании и формировании эффективных (беспристрастных) рыночных отношений. Эта тема особенно интересна в российском контексте,
поскольку происходит переход от системы полного центрального руководства. Это обсуждение также может быть подкреплено материалом предыдущего раздела по сельскохозяйственной и продовольственной политике.
Обсуждение по методике преподавания с/х маркетинга может легко быть отменено,
что предоставит дополнительное время для обсуждения примеров товарного
маркетинга.
Системы товарного рынка
Маркетинг Агробизнеса
Два разных способа мышления и обучения маркетингу агробизнеса. Они отражают
то, как мы определяем концепцию рынка.
(1)
“Рынок - это арена организации и помощи работы предприятия и разрешения основных экономических вопросов общества.”Второй подход:
(2)
“Рынок - это совокупность людей, которые как индивиды или организации имеют:(а) потребности в товаре, (в) способность покупать, (с) желание покупать и
ВСЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЫНОЧНЫЕ СИСТЕМЫ СОБИРАЮТ НЕПЕРЕРАБОТАННЫЕ ПРОДУКТЫ^ТРАНСФОРМИРУЮТ ИХ И РАСПРЕДЕЛЯЮТ ИХ ПОТРЕБИТЕЛЯМ
Фермеры
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Маркетинг
- это осуществление всех действий, связанных с
(1)
Изменение формы (переработка)(2)
Изменение пространства и места (транспортировка)(3)
Изменение во времени ( хранение)(4)
Изменение во владении ( покупка и продажа)ЗАТРАТЫ И СТОИМОСТЬ
В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ
Фермеры
Другие
Ресурсы
(Затраты)
Добавленная
Стоимость
Потребитель
Рисунок
1.Маркетинговый счёт составлял свыше трёх четвертей расходов на питание в
1993 годуМиллиарды долларов
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ?
А. Обменные Функции
1.
Покупка2.
ПродажаВ. Физические Функции
3.
Хранение4.
Транспортировка5.
ПереработкаС. Содействующие Функции
6.
Стандартизация (сортировка )7.
Финансирование8.
Принятие на себя Риска9.
Сбор Рыночной Информации
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА МАРКЕТИНГА
ТИПЫ БИЗНЕСА (Предприятий)
А. Переработка и Изготовление
В. Торговцы
-
Торговцы товарами Розничные торговцы продовольствием Оптовые торговцы продовольствиемТИПЫ БИЗНЕСА...
С. Агенты
Д. Спекулянты (Игроки на бирже)
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ ПРОДАЖА ТОВАРА?
1.
Индивидуальные, децентрализованные переговоры2.
Организованная, централизованная рыночная торговля3.
Ценообразование4.
Административное ценообразованиеВертикальная интеграция и координация
1.
Рынки с уплатой наличными2.
Маркетинговые контракты3.
Производственные контракты4.
Полная интеграция собственностиВертикальная Интеграция на С/Х Рынках
Все Продукты
(1960-93/94)
Вид Интеграции |
||||
Год |
ПРОИЗВОД. КОНТРАКТЫ |
MAРKET. КОНТРАКТЫ |
ИНТЕГРАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ |
Итого |
процент |
||||
1960 1970 1980 1990 1993-94 |
8,3 9,3 11,5 10,6 10,7 |
17,3 18,9 20,7 19,9 21,8 |
4,4 5,3 6,2 7,6 7,6 |
30,0 33,5 38,4 38,1 40,1 |
Источник:
Минсельхоз США: Обзор МаркетингаВертикальная Интеграция на С/Х Рынках: С/Х Культуры
(1993/94)
Вид Интеграции |
||||
с/х ПРОДУКТЫ |
ПРОИЗВОЛ. КОНТРАКТЫ |
MA РKET. КОНТРАКТЫ |
ИНТЕГРАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ |
Итого |
процент |
||||
Сахарная свёкла Сахарный тростник Картофель Цитрусовые фрукты Овощи (переработка) Семенные культуры Овощи (свежие) Другие фрукты и орехи Зрелая фасоль и горох Хлопок Кормовое зерно Соя Табак Продовольств. зерно |
55,0
0,1
0,0 9,3
|
0,0
20,0
12,0 0,6
|
40,0
1,0
0,5 1,5
|
95,0
21,1
12,6 11,6
|
Вертикальная Интеграция на С/Х Рынках: Дом. скот
(1993/94)
Вид Интеграции |
||||
Продукты животноводства |
ПРОИЗВОД. КОНТРАКТЫ |
MA РKET. КОНТРАКТЫ |
ИНТЕГРАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ |
Итого |
процент |
||||
Бройлеры Инкубационные яйца Столовые яйца Жидкое молоко Индюшки Овцы и ягнята Молоко для переработки Свиньи Откормленный скот |
92,0
25,0 0,1 60,0 0,0
10,8
|
0,0
2,0 95,2 5,0 7,0
2,0
|
8,0
70,0 0,0 28,0 29,0
8,0
|
100,0
97,0 95,2 93,0 36,0
20,8
|
ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ОБЫЧНО ИЗУЧАЮТ ПО
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ МАРКЕТИНГУ
1.
Система с/х маркетинга и продовольствия2.
Функции маркетинга3.
Учреждения маркетинга4.
Расходы маркетинга5.
Цены и установление уровня цен6.
Маркетинговые стратегии фермеров ( Как продать)7.
Стратегии и методы фермеров по ценообразованию8.
Координация и интеграция на продовольственных и9.
Маркетинговые кооперативы10.
Власть маркетинга и рынка, позволяющая отстаивать11.
Рыночная информация, стандартизация и12.
Хранение, транспортировка и материально-13.
Государственное регулирование и помощь рынкам14.
Описание специальных систем сбыта товаров