МАРКЕТИНГ АГРОБИЗНЕСА
13
Маркетинговое исследование.
Маркетинг агробизнеса
План занятия
13 ДатаМесто проведения
Продолжительность
Преподаватель
Маркетинговое исследование
Цель: Улучшение управленческих решений зависит от знания принципов и
выработанных навыков. Оно также зависит от постоянного потока информации относительно внешних и внутренних факторов, влияющих в той или иной степени на экономические условия и возможности роста фирмы. В сельскохозяйственном производстве более, чем где-нибудь еще в российской экономике, ощущается нестабильность информации по состоянию дел в продовольственном и сельскохозяйственном секторах. Управляющие сельскохозяйственными предприятиями
в России осознают необходимость улучшения понимания потребительского спроса,
цен, конкуренции и требований, предъявляемых маркетинговыми фирмами. Это
занятие составлено, с тем чтобы показать преподавателям основные принципы маркетингового исследования и сбора информации. Это можно связать с разработкой ситуационного анализа, как части маркетингового плана, описанного на предыдущем занятии. Активное обучение включает в себя проведение практического упражнения
со слушателями по подготовке маркетингового исследования.
Задачи:
Результаты:
В конце этого занятия слушатели смогут:
|
Соответствующий слайд |
Продолжительность (мин.) |
|
Введение |
13-1 |
5 |
|
Обзор источников информации |
13-2 |
10 |
|
Определение типа анализа рынка |
13-3 |
5 |
|
Обсуждение проекта исследования |
13-3, 13-4 |
15 |
|
Обсуждение процедуры исследования |
13-5, 13-6 |
15 |
|
Обсуждение практических методов |
13-7, 8, 9, 10 |
15 |
|
Обсуждение применения |
35 |
||
Структура занятия: |
|||
Продолжительность (мин.) |
Описание |
||
5 |
Охарактеризуйте роль сбора данных и проведения |
||
10 |
Вся информация берется из какого-то источника. |
||
5 |
Используя примеры, обсудите различные цели |
||
15 |
Разработайте схему или логическую последовательность используйте слайд 13-3 и 13-4. |
||
15 |
При сборе нужной информации, необходимой для |
||
15 |
Вторая часть занятия составлена таким образом, чтобы предоставить возможность слушателям практически |
исследования по важным вопросам появляющегося |
|
35 |
Можно представить и обсудить одну или две конкретные проблемы, предложенные слушателями. Разбив |
Словарь: Смотри словарь терминов учебного пособия
Вспомогательные средства: Графопроектор, указка, доска
Материалы: Глава
13 учебного пособия — Слайды
Раздаточный материал: Страницы учебного пособия
Список использованной литература:
Филипп Котлер. Упраление маркетингом
Prentice Hall, Englewood Cliffs, New JerseyСельскохозяйственный бизнес менеджмент для российских фермеров.
Учебное пособие ТАСИС, Октябрь 1995:
Это занятие является лишь введением в проведение анализа рынка и исследования.
Оно поддерживает процесс понимания маркетингового менеджмента и увязывает маркетинговый анализ и исследования с общим развитием навыков по менеджменту в агробизнесе.
Потребность в обучении этим понятиям быстро растет. Многие предприятия
агробизнеса, частные фермеры, совместные акционерные общества пытаются найти
новые рыночные наши В небольших городах и сельской местности такой опыт практически отсутствует. Слушатели демонстрируют большой энтузиазм при изучении этой темы. Маркетинговое исследование наполовину искусство, наполовину
Как было указано выше, если позволит время, небольшой проект по рыночному исследованию может быть подготовлен и проведен в течение нескольких дней однонедельного семинара. Может быть продемонстрирована техника проведения обзора и анкетирования. Наличие опыта у преподавателя в данной местности имеет огромное значение.
Маркетинговое исследование
Анализ рынка
Маркетинг должен постоянно приспосабливаться к изменению, т.к. он является
частью сложной сети, включающей экономические и общественные силы. Так как
люди составляют рынки, а их потребности и желания
1. Источники данных. Для того, чтобы использовать информацию при принятии решения в маркетинге обычно требуется подключать как внутренние, так и внешние источники данных.
a. Внутренние источники данных. Изучение внутренних данных обращает
главное внимание на источники и деятельность внутри фирмы.
Однако, человек, принимающий решение по маркетингу, должен рассматривать внутренние данные в свете информации, полученной из внешних источников.
b. Внешние источники данных. Изучение внешних данных
концентрируется на взаимоотношениях фирмы с её окружением и
особенно с её рынками. Информация, обнаруженная при внешнем исследовании, должна рассматриваться в связи с данными,
полученными из внутренних источников.
Поэтому внутренние и внешние исследования маркетинга являются
необходимыми компонентами друг друга. Оба вида источников - необходимые элементы для образования информационного фундамента при принятии
решения по маркетингу. В сущности искусство менеджмента принимает во внимание внутреннюю работу фирмы и одновременно её взаимосвязь с
внешними источниками.
метод опроса, экспериментальный метод и метод наблюдения.
ПРИМЕР: Рекламодатель может пробовать в городской газете два варианта предлагаемой рекламы: реклама “А ” и реклама “В”, в половине копий тиража будет реклама “А”, а в другой половине реклама “В” Этот эксперимент, называющийся тест “разделённого пробега”, может иметь целью определение наиболее эффективной рекламы, которую после определения в одной области рынка, можно поместить в газеты на других рынках, или в национальных рекламных средствах массовой информации.
ПРИМЕР: При изучении впечатления, которое производит в магазине, выставленная на массовое обозрение бумага для покрытия полок, наблюдатели стоят в ненавязчивых местах, им дано задание записывать общее количество людей, прошедших мимо дисплея, число остановившихся у него, число тех, кто взял и осмотрел товар и число людей, сделавших покупку.
Главное преимущество метода наблюдения - это то, что результатом его являются количественные измерения опрашиваемых лиц, выраженные в действиях и образцах поведения. Его принципиальный недостаток - это ограниченная полезность при определении мотивов купли и других психологических факторов. В своем чистом виде метод наблюдения включает просто наблюдение или слушание, или то и другое, не пытаясь выявить причины, лежащие за действиями и образцами поведения.
Информация по маркетинговому исследованию
Одна из принципиальных задач предпринимаемого исследования
- свести к минимуму риск, особенно тогда, когда речь идет о новом бизнесе новых рынках и продукции. Очевидным является то, что риск, связанный с коммерческими предприятиями, не может быть полностью исключен ввиду непредвиденных и непредсказуемых факторов. Тщательно проведенное исследование может тем не менее уменьшить сферу действия таких факторов, предотвратить неудачное размещение капитала, определить элементы стратегий маркетинга получить информацию о наилучших дистрибуторских каналах и, наконец, обеспечить потребителей той продукцией, в которой они нуждаются.Роль исследования в сельскохозяйственной и пищевой промышленности широка: от определения потребностей фермеров, правильного маркетинга продукции сельскохозяйственного предприятия до максимального удовлетворения потребностей различных групп потребителей. Существуют различные типы исследовании: от технического исследования до получения информации о рынке и
потребителе, но в целом весь этот объем данных можно разбить на две обширные категории.
Исследование рынка и маркетинговое исследование
Исследование рынка включает в себя исследование и описание характеристик изучаемых рынков: их размера, местоположения, тенденций, возможностей роста покупательского поведения потребителей на данном рынке.
Маркетинговое исследование
- это любое исследование, направленное на получение информации о маркетинговых операциях, охватывающее традиционное исследование рынка (указанное выше), исследование мотиваций, оценку рекламирования, эффективность упаковки, исследование материально-технического обеспечения и средств массовой информации, а также анализ внутренних и внешних статистических данных.Разумеется, без традиционного исследования рынка для определения размеров и привлекательности самого рынка и всех его конкретных сегментов, исследование мотивации, упаковки, средств массовой информации и материально-технического обеспечения становится бессмысленным.
Методы и средства проведения исследований Непрерывное исследование
Сейчас большинство крупных и средних компаний оплачивают такого рода непрерывные исследования, чтобы получать информацию о рынке на уровне как потребителя, так и розничной торговли. Несмотря на то, что такого рода исследования стоят дорого, они составляют лишь небольшой процент от общих затрат предприятия, что позволяет предприятию контролировать и оценивать
результаты собственной деятельности, а также положение дел на рынке, определяя направления будущего планирования и возможностей роста.
Непрерывное последовательное исследование может охватывать, к примеру, следующее:
Все это является существенной информацией по маркетингу сельско-
хозяйственной продукции, позволяющей оптимизировать маркетинговые возможности.
Для более мелких сельскохозяйственных предприятий такое исследование, возможно, является непозволительной роскошью из-за его высокой стоимости, но такие хозяйства могут применять альтернативные методы исследования.
Альтернативное исследование
Вероятно, самым простым способом является аналитическое (кабинетное) исследование, состоящее из сбора и анализа соответствующей статистики и информации по данному рынку из известных публикаций и сбора фактов, необходимых для решения определенной проблемы маркетинга. Однако представляется проблематичным, если не существует печатных источников по изучаемому рынку или если источники не являются достаточно исчерпывающими для составления позитивного плана действий.
Если существующая информация недоступна или недостаточна, тогда
альтернатива состоит в том, чтобы начать новое исследование, которое ответило бы на возникшие вопросы. В данном случае возможными вариантами являются опросы по почте или по телефону, а также личное интервьюирование, что позволяет получить необходимую информацию по нужному рынку. Задачей является сбор информации, способствующей принятию решения.
Каждый из этих способов исследования имеет свои плюсы и минусы. Например, опросы по почте имеют, как правило, низкий процент ответов, в среднем,
8%, но затраты на получение одного ответа невысоки, при этом большому числу людей могут задаваться одинаковые вопросы. Телефонные опросы имеют тотДля проведения исследований при помощи любого из описанных выше методов необходимо продумать и составить анкеты. Выборка может быть как произвольной (каждый человек имеет равный шанс оказаться в числе респондентов), или по группам населения (для опроса предварительно отбираются группы людей, представляющих известные особенности всего населения в целом). Выборка может производиться по спискам адресатов, церковноприходским книгам, по телефонным справочникам, по справочникам о предприятиях торговли или по спискам избирателей.
Методы сбора информации
для исследования рынка
Выездное занятие на предприятии, не входящем в состав учебного заведения (внешнее предприятие)
Выездные занятия подобного рода проводятся на производственном предприятии или на предприятии розничной торговли, причем участие сотрудников
(менеджера) предприятия в процессе сбора информации является важным элементом процесса обучения. Это дает слушателям возможность не только собрать объективную информацию, но и понять стратегию маркетинга принимающего их предприятия.
Любая информация, собранная во время этого выездного занятия, должна оставаться строго конфиденциальной. На некоторых принимающих предприятиях неохотно делятся информацией, которой могли бы воспользоваться их конкуренты. Помимо этого вопросы, относящиеся к предприятию, могут вызвать подозрение, особенно в России, где сбор данных в целях обучения еще внове. Преподаватель должен установить с администрацией принимающего предприятия доверительные отношения. Получение обработанных данных может стать побудительной причиной для предприятия принимать новые учебные группы.
Выездное занятие, для проведения которого не требуется присутствие представителя предприятия
Сюда относятся посещения предприятий розничной торговли, в ходе которых студенты могут самостоятельно заниматься сбором информации по таким аспектам, как ассортимент товаров, цены на товары, работа по рекламированию товара, источники поставок, распределение/наличие товара. В этом случае также исключительно важна подготовка - как студентов, так и Ваша собственная. Такие посещения очень полезны как инструмент неформального изучения рынка и бесед с представителями розничной торговли и с покупателями.
Семинары
Используйте каждую возможность пригласить местных предпринимателей побеседовать со студентами и пояснить, как теория, которую Вы преподаете на занятиях, реализуется на практике; после такой беседы организуйте занятие по методу "вопрос-ответ". Вы можете приглашать в группу как отдельных лиц, так и нескольких человек.
Анализ конкретных примеров
Эти примеры составляются на основе собранной ранее информации, которая может быть использована в различных ситуациях и для подготовки различных упражнений. Чтобы конкретные примеры были достоверными, рекомендуется строить их на местном материале.
Анкеты (опросные листы)
Эта форма работы поможет студентам собрать необходимые данные, если имеющаяся информация неполна. Важна сама форма документа; следует избегать вопросов, на которые можно дать двоякий ответ, или ответ невозможен. Кроме того вопросы должны быть организованы в логической последовательности, чтобы на их основе можно было построить гладкую беседу.
Анкету может заполнять как опрашивающий в ходе интервью, так и сам опрашиваемый; при этом используется заранее подготовленный бланк. В первом случае проводящий исследование может убедиться, что вопросы поняты правильно, однако существует опасность воздействия на респондента.
Сбор и хранение информации
При сборе информации и статистических данных о рынке, которые могли бы пригодиться для подготовки учебных заданий и упражнений для слушателей, важно организовать систему хранения такой информации, чтобы было нетрудно быстро найти нужные данные. Хранение такой информации ведет к созданию баз данных.
Видеоматериалы
Видеоматериалы являются сравнительно недорогим средством обучения и могут содержать полезную информацию о рынке, особенно рекомендуются видеоматериалы по зарубежному опыту.
На выездных занятиях Вы сами можете снимать видеофильмы с разрешения принимающей стороны, а затем использовать их в своей работе.
Общие положения
Все это должно привести, по возможности, к большему количеству контактов с местными специалистами и предприятиями, которые послужат отличной иллюстрацией конкретных аспектов кооперирования или маркетинга. Слушатели должны иметь соответствующие материалы (статьи из газет, материалы рекламного характера и т.д.), которые можно использовать для иллюстрации (доказательства) каких-либо положений.
Посещение учебного заведения представителями внешних предприятий
Когда студенты закончат свои отчеты о посещении и проанализируют данный конкретный пример, Вы должны дать им возможность представить свои результаты. Если есть такая возможность, пригласите человека, принимавшего вас на предприятии, чтобы он имел возможность присутствовать на презентации результатов.
Воспользуйтесь этой возможностью и подготовьте упражнение по анализу конкретного примера для будущей работы.
Рекомендации по проведению выездного занятия по сбору информации на предприятии (в присутствии представителя предприятия)