УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ФИРМЫ

3

Общее бизнес-планирование фермерского
хозяйства

Управление финансами фирмы

План занятия 3 Дата

Место проведения

Продолжительность

Преподаватель

Общее бизнес-планирование фермерского хозяйства

Цель: Планирование является важнейшей частью коммерческого управления.
Подготовку планов сельскохозяйственного предприятия необходимо проводить по
трем организационным сферам: финансовой, производственной и маркетинговой. Несмотря на то, что акцент этого занятия сделан на финансовую часть, тем не менее следует помнить, что финансовые решения тесно связаны с производственными и маркетинговыми решениями.

При подготовке приемлемой финансовой программы сельскохозяйственного коммерческого предприятия в расчет должна браться взаимосвязь отчета о движении денежной наличности, обязательств по займам и финансового положения
предприятия. Затраты и движение денежной наличности, связанные с конкретной деятельностью и использованием ресурсов, требуют тщательной координации. Каждая программа финансирования основывается на конкретной схеме будущего движения денежной наличности. Все эти движения денежной наличности должны
рассматриваться в совокупности с производственной и маркетинговой деятельностью. Потребности движения денежной наличности семьи также должны браться в расчет. Слишком часто значительные долгосрочные программы подвергаются опасности из-за краткосрочных и прочих займов, заранее не запланированных, или же тех, которые требуют выплаты быстрее, чем могут быть получены деньги.

Управление посредством планирования должно обеспечить эффективную работу всей системы. Концепция управления включает в себя эффективную организацию и умелое использование всех хозяйственных ресурсов для достижения поставленных хозяйству целей и задач. Для чего нужно планировать? В конце концов может показаться, что изменчивость цен на товары, падение цен на землю, засуха и изменение сельскохозяйственных программ делают планирование пустой тратой времени. Трудно планировать на будущее, если все в сельском хозяйстве непостоянно. Но в
меняющихся условиях планирование принимает еще более важное значение. Цели и задачи являются руководством в процессе принятия решений и формулирования стратегии. Смысл постановки задач заключается в переложении общей стратегии в конкретную тактику. Управляющий должен четко определять реальность,
достижимость, ясность постановки задач и их количество. Часто задачи делятся на финансовые и стратегические и могут подразделяться на долгосрочные и
краткосрочные задачи. Концепция финансового управления распределяет задачи и
цели в достижимые формы и поэтому обеспечивает фундаментальную часть
планирования. Под функцией управления подразумевается использование человеческих ресурсов, аспект управления финансами, производство и маркетинг. Все восемь занятий этого раздела представлены кратким обзором зачем/как, каждый
раздел увязывается с общей концепцией фермерского финансового планирования.

Задачи:

Результаты:

В конце занятия слушатели смогут:

Вид деятельности

Соответствующий слайд

Продолжительность (мин.)

1. Познакомить с темой занятия, включая краткий обзор всех восьми занятий

3-1, 2, 3, 4

10

2. Описать функции и концепции управления

3-5, 6

10

3. Познакомить с изменениями финансовой среды в сельском хозяйстве

3-7, 8, 9, 10, 11, 12

20

4. Обсудить процесс принятия решений

3-13

10

5. Почему мы должны планировать

3-14

5

6. Познакомить с концепцией планирования

3-15, 16, 17, 18, 19, 20

15

7. Выделить методы разработки целей и задач

3-21, 3-22

10

8. Описать инвентаризацию ресурсов

3-23

10

9. Обсудить вопросы планирования фермерского хозяйства

3-24

10

10. Перечислить список источников информации для планирования

3-25

5

11. Проиллюстрировать инструменты принятия решений

3-26

5

12. Дать анализ финансовых ситуаций

3-27

5

13. Итоги

3-28

5

Структура занятия:

Продолжительность (мин.)

Описание

10

Введение: преподаватель представляет себя, дает краткий
обзор своей подготовки, для того чтобы обеспечить доверие своей презентации
- используйте слайды 3-1 - 3-4 в качестве введения в занятие. Поскольку это занятие является
введением в остальные восемь частей программы
финансового управления, то оно должно включать обзор
всех восьми занятий и связи между ними. Подчеркните, что это занятие фокусируется на финансовом планировании, как это указано в целях занятия.
В начале занятия после вступления слушателям предлагается проблема, для того чтобы стимулировать их внимание и заинтересованность. Ежемесячная инфляция составляет
10%, какова годовая инфляция? Если поступило предложение заплатить за единицу продукции 2 доллара в конце
двенадцати месяцев, а ее стоимость в настоящем
1 доллар, какой будет реальная стоимость продукции, если
ежемесячный уровень инфляции
10%? Замечание: Подчеркните, что слушатели смогут с легкостью решать
схожие проблемы и многие другие после прохождения этого курса восьми занятий.

10

Функции и использование концепции управления -
используй слайды
3-5 и 3-6.

20

Изменчивость финансовой среды в сельском хозяйстве -используйте слайды 3-7 - 3-12. Цель такой

последовательности заключается в акцентировании внимания на изменение и возросшую необходимость в сильном финансовом управлении для руководства сельскохозяйственным предприятием. Замечание:
российские преподаватели, возможно, захотят изменить последовательность предлагаемых слайдов, используя свои примеры, для того чтобы подчеркнуть значение финансового управления в общем коммерческом управлении хозяйством.

10

Процесс принятия решения - подведите к выводу о необходимости планирования - используйте слайд 3-13.

5

Для чего мы должны планировать - используйте слайд 3-14.

15

Концепция долгосрочного и краткосрочного планирования - используйте слайды 3-15- 3-20.

10

Разработка целей и задач - используйте слайды 3-21 и 3-22. Укажите, что цели движут план. Используйте примеры, показанные в этих двух слайдах, для сравнения и выделения фокуса полученного плана, который будет подготовлен по каждому приведенному примеру. То же самое относится к слайду 3-22 за исключением того, что он освещает
разработку конкретных, краткосрочных, средне- и долгосрочных задач, которые исходят из общих целей хозяйства.

10

Инвентаризация ресурсов - используйте слайд 3-23

10

Общее планирование хозяйства - используйте слайд 3-24

5

Источники информации при подготовке планов -
используйте слайд 3-25

5

Инструменты принятия решений - используйте слайд 3-26

5

Анализ инструментов, использующихся при финансовой ситуации - используйте слайд 3-27

5

Подведение итогов занятия - используйте слайд 3-28

 

Словарь:

 

Вспомогательные средства:

 

Материалы:

 

Раздаточный материал:

Смотри словарь терминов учебного пособия

 

Графопроектор, указка

 

Глава 3 учебного пособия

 

Страницы учебного пособия

Страницы с примерами

Список используемой литературы:

Инвестиции в сельском хозяйстве и финансовый анализ. Джон Б Пенсон, Дэнни А. Клайнфелтер и Дэвид А. Лине. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey 07632.1982.

Управление сельскохозяйственным производством. Майкл Д. Боехли и Вернон Р.
Эйдман.
John Wiley & Sons. 1984.

Управление финансами в сельском хозяйстве. Питер Дж. Барри, Пол Н. Эллинджер,
С. Б. Бэйкер и Джон. А. Хопкин.
Interstate Publishers, Inc., Danville, Illinois. 1995.

Управление современным сельским хозяйством. Дональд Д. Осборн и Кенет С.
Шнибергер.
Reston Publishing Co., Inc., Reston, Virginia. 1978

Как читать финансовые отчеты в сельском хозяйстве. Джон Б. Пенсон, Клэр Дж. Никсон. Agri-Information Corporation, College Station. Texas. 1983

Когда готов к займу. Дэнни А. Клайнфелтер. Texas Agricultural Extension Service
Bulletin L-5071.1993.

Комментарии:

Восемь занятий данной темы представлены примерно в том же виде, что и
американским слушателям, проходящим обучение по программе магистра бизнес администрирования (МБА). Аспиранты этих курсов также получают техническую подготовку более высокого уровня по вопросам финансового менеджмента. Анализ конкретной ситуации (Фрэнк и Фрида) весьма сходен с конкретными примерами, разбираемыми аспирантами. Слушатели
- аспиранты МБА овладевают и
трансформируют концепции финансового менеджмента, непосредственно применяя принципы, полученные на занятиях на практике и анализируя большое количество конкретных примеров.

Обучение должно проходить медленно. Это лишь введение в планирование и
финансовый менеджмент. Опыт будет получен с практикой. Последовательность и
время занятий основаны на том факте, что у слушателей есть подготовка по рыночной экономике, основанной на получении прибыли. Дополнительное время можно
выделить в том случае, если слушатели не знакомы с рыночной экономикой западной системы
.

 

ОБЩЕЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Процесс Подготовки
Рабочих и Стратегических Планов

ЦЕЛЬ

 

 

ОБЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Эффективная организация и квалифицированная работа для использования всех ресурсов фермерского хозяйства для того, чтобы выполнить все
цели и задачи фермы.

Ключом к успеху является:
МЕНЕДЖМЕНТ
(Управление)

Хорошего производства недостаточно

Требуется управление фермерским хозяйством

Интеграция производственной технологии
с соответствующим управлением предприятием

“БУХГАЛТЕРЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ С ЭТИМ ПОСТОЯННО -НЕВЕЖЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ВЛАДЕЛЕЦ ОСОЗНАЁТ, ЧТО ЕГО БИЗНЕС В ТРУДНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОГДА УЖЕ СЛИШКОМ ПОЗДНО. МНОГИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РАЗОРЯЮТСЯ, А ВЛАДЕЛЬЦЫ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ, КАКИЕ У НИХ ПРОБЛЕМЫ. ВСЁ, ЧТО ОНИ ЗНАЮТ-ЭТО ТО, ЧТО В КОНЦЕ КОНЦОВ ОНИ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ДЕНЕГ И НЕ МОГУТ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ.”

 

 

ФЕРМА - КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА

МЕНЕДЖМЕНТ

Распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей

ПЛАНИРОВАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Определение неограниченных потребностей

ЦЕЛИ

Четко определить причину/ потребность ведения хозяйства

БАРТЕРНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ БУШЕЛЯ Стоимость с/х автомашины 1951 года (пикап) 1 бушель = 25,4 кг.

1951 г.

КУКУРУЗА ЭКВИВАЛЕНТ КУКУРУЗЫ

($уш.) $1600

$1,43 $1,43 = 1 119 бушелей

(28 424 кг.)

Стоимость почти такой же автомашины в 1995 г.

1995г.

КУКУРУЗА ЭКВИВАЛЕЛЕНТ % Изменение

КУКУРУЗЫ

($/Буш.) $9993

$2,75 $2,75 = 3 635 бушелей 225%

(0,11/кг.) (92335 кг.)

Год назад (Осень '94)

КУКУРУЗА ЭКВИВАЛЕНТ % изменение

КУКУРУЗЫ

($/Áóø.) $9993

$1,96 $1,96 = 5 099 бушелей 356%

(0,077/кг.) (129523 кг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ (три основных вопроса)

 

ГДЕ Я?

ГДЕ Я ХОЧУ БЫТЬ ?

КАК МНЕ ДОБРАТЬСЯ ТУДА ?

ДЛЯ ЧЕГО ПЛАНИРОВАТЬ ?

 

ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИДАЁТ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

ВНЕШНИЕ СИЛЫ:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

2. ТОВАРНЫЕ РЫНКИ

3. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

4. ТЕХНОЛОГИЯ

5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ

6. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

Стратегическое планирование

  1. Одним из определений стратегического планирования является определение необходимых изменений в структуре бизнеса и его положение во внешнем деловом окружении для подготовки к будущим изменениям.
  2. Стратегическое планирование имеет своей целью предвидеть как хорошее так и плохое то, что может изменить природу или необходимое положение предприятия в будущем.
  3. Другими словами, стратегическое планирование- это работа по разработке планов для того, чтобы взять наибольшее от будущих возможностей и уметь предотвратить возможные побочные явления будущих изменений в деловой среде.
  4. Питер Дракер рисует чёткое различие между рабочим и стратегическим планированием. Он говорит: “Рабочее планирование старается подобрать оптимальные условия завтра для того, что было сегодня”, тогда как "Стратегическое планирование ставит своей целью разработку новых и различных возможностей завтрашнего дня".

 

Рабочее планирование

Стратегическое планирование

Принимает окружающую среду такой как она есть

Допускает, что можно изменить какую-то часть окружающей среды

Задаёт вопрос как преуспеть в рамках имеющихся ограничений

Пытается изменить имеющиеся ограничения

Работает в рамках действующей системы цен

Пытается изменить действующую систему цен, где это нужно

Ищет одобрение или согласие большинства

При необходимости пойдёт против мнения большинства

Стратегическое Планирование

  1. Определяет тип организации, которую нам нужно.
  2. Проводит анализ наших покупателей
  1. Проводит анализ нашей отрасли

 

Стратегическое Планирование (Продолжение)

  1. Спрашивает: Каковы наши возможности
    и опасности?
  2. Спрашивает: Каковы наши сильные и слабые стороны?
  3. Спрашивает: Какие стратегии принять?
  4. Оценивает альтернативные стратегии
  5. Разрабатывает цели
  6. Подготавливает детальные планы для применения стратегий
  7. Разрабатывает дополнительные планы для непредвиденных обстоятельств
  8. Переводит планы в бюджет
  9. Контролирует исполнение
  10. Проводит повторный анализ по всем пунктам

УПРАВЛЯЮЩИЙ ФЕРМОЙ МОЖЕТ ИМЕТЬ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЦЕЛИ

Установление задач

Перевод задачи в конкретные дела. Цели можно сосчитать и они представляют собой простые, ясные формулировки.

 

 

 

 

 

 

 

РЕСУРСЫ

ЗЕМЛЯ

ТРУД ТОВАРЫ


КАПИТАЛ НА

ПРОДАЖУ

МЕНЕДЖМЕНТ

Информационный поток в процессе сельскохозяйственного планирования

ЦЕЛИ

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


ПРИЧИНЫ ВЕДЕНИЯ УЧЁТА

ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

АНАЛИЗ ВАШЕГО ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

  1. БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЁТ
  2. ОТЧЁТ О ПРИБЫЛЯХ И
    УБЫТКАХ
  3. ОТЧЁТ О ДВИЖЕНИИ
    ДЕНЕЖНОЙ
    НАЛИЧНОСТИ
  4. ПОСЕЩЕНИЕ КРЕДИТОРА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    ЕГО ПОЗИЦИИ

РЕЗЮМЕ