Тема:

Нововведения Налогового кодекса

По материалам журнала "Аграрная Реформа. Экономика и Право" (март-апрель, 2000, № 2 (8), стр. 15-16)

С 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Это в значительной степени способствовало сбалансированию прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, упорядочило систему налогообложения, ограничило компетенцию органов исполнительной власти, подзаконные нормативные акты которых зачастую заменяли закон, пристрастно толковали его в пользу налоговых органов, придавали налоговому законодательству исключительно фискальную направленность. Кодекс четко регламентирует как ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства, так и ответственность налоговых органов за ущерб, причиненный налогоплательщику.

Так как вторая часть кодекса, регламентирующая конкретные налоги, еще не принята, сохраняют силу действующие законы по отдельным налогам в части, не противоречащей первой части НК РФ. При применении нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Ст. 8 ФЗ “О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации” гласит, что изданные до 1 января 1999 г. инструкции Государственной налоговой службы РФ по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются в части, не противоречащей НК. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Кардинальные изменения претерпел порядок исчисления реализации. В первой части НК РФ впервые дано четкое определение реализации. Ст. 39 реализацию товаров, работ, услуг организацией или предпринимателем определяет как передачу на возмездной основе (в том числе обмен) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, и на безвозмездной основе. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

— осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

— передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

— передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

— передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

— передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

— передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

Чрезвычайно важным новшеством является замена понятия реализации ниже себестоимости понятием принципов определения цен товаров, действующим для всех налогов. При определении налогооблагаемой базы применяется цена сделки, указанная сторонами — законодатель отошел от ориентации на себестоимость товаров (работ, услуг) при формировании цены сделки. Пока компетентными государственными органами не доказано обратное, предполагается, что указанная сторонами цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы вправе контролировать правильность применения рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми лицами (освещение взаимоотношений между взаимозависимыми лицами дается в ст. 20); по товарообменным операциям; при колебании уровня цен по однородным товарам более чем на 20% в пределах непродолжительного периода времени. Следовательно, в иных случаях налоговый орган не вправе даже оспаривать цену товара, указанную сторонами.

Первая часть Налогового кодекса содержит понятия рыночной цены товара и методов ее определения, рынка товаров, однородных товаров и несколько других важных понятий, которые необходимо использовать при определении рыночных цен.

С 1 января 1999 г. признаны утратившими силу соответствующие положения Законов РФ “О налоге на добавленную стоимость” и “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, определявшие порядок исчисления налогоплательщиком налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости.

Первая часть НК РФ ввела гораздо более четкие правила взаимоотношений налогоплательщика с налоговыми органами. Говоря о расширении прав налогоплательщиков, следует отметить:

— право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

— право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

— право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

— право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

— право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

— право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не — соответствующие настоящему кодексу или иным федеральным законам;

обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. При этом в случае излишнего взыскания или просрочки 2-не-дельного срока, отведенного налоговым органам на выполнение требования налогоплательщика о зачете или возврате сумм переплаты в бюджет, зачет или возврат производится с начислением процентов по действующей в соответствующие периоды ставке рефинансирования ЦБ РФ. Согласно ст. 103, убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

— получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

— представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

— представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

— получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

— требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков ;

— обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

— требовать соблюдения налоговой тайны.

Налоговый кодекс четко определил налоговые правонарушения, ответственность за их совершение и порядок наложения этой ответственности. При этом решение о взыскании налоговой санкции за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999 г., не может быть принято после вступления в силу НК, если ответственность за соответствующее правонарушение не установлена. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за такое правонарушение не может быть произведено после 31 декабря 1998 г.

НК расширил перечень правонарушений, за которые применяются налоговые санкции. В частности, добавлены статьи, предусматривающие ответственность:

— за нарушение срока постановки на учет (ст. 116), что влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.; на срок более 90 дней

— взыскание штрафа в размере 10000 руб.;

— за уклонение от постановки на учет (ст. 117) — это влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20000 руб. и в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней;

— за нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета в банке (ст. 118) взимается штраф в размере 5000 руб.

Неуплата или неполная уплата суммы налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленная налоговым органом при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Те же действия, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога. Непредставление налогоплательщиком или его представителем в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа. Размер его — 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Грубое нарушение хозяйствующим субъектом правил учета доходов и(или) расходов и(или) объектов налогообложения (деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения) влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. В том случае, если нарушения совершены в течение более одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 15000 руб. За те же деяния, если они занижают налогооблагаемую базу, взыскивается штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 руб. Это весьма значительное снижение размера штрафных санкций по сравнению с ранее действовавшими нормами.

Четко регламентирован порядок и сроки проведения проверок налоговых органов, в ходе которых как раз и выявляются нарушения налогового законодательства. Частота проведения выездных проверок — 1 раз в год, срок проведения проверки — не более 2 месяцев, период проверки — 3 предшествующих проверке календарных года. При этом в силу п. 4 ст. 100 НК РФ, если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, считается, что проверка состоялась и правонарушений не обнаружено.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, при этом до обращения в суд налоговый орган должен предложить добровольно уплатить соответствующую сумму санкций. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (ст. 114,115).

Первая часть НК РФ определила также иной срок давности привлечения к ответственности. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности) (ст. 113).

В силу ст. 106,108,109 НК вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение. Однако необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст. 72, 75). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме; сумма штрафа уплачивается после перечисления в полном объеме суммы задолженности по налогам и соответствующих пеней.

НК — основной нормативный акт, регламентирующий отношения по поводу взимания обязательных платежей, поэтому мы рекомендуем бухгалтерам сельскохозяйственных организаций подробно ознакомиться с этим документом.

Владислав Софронов,
начальник финансово-экономического отдела НижАгроФонда.
Ирина Сушина,
бухгалтер-консультант НижАгроФонда,
г. Нижний Новгород
.

на главную страницу "Вестника"
на главную страницу RIN