Тема:

Особенности бухгалтерского учета при банкротстве сельскохозяйственных организаций

По материалам журнала "Аграрная реформа. Экономика и право", № 4 (10), 2000, июль - август, с. 20-21

Сельскохозяйственные организации, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности, обращаются в Нижегородскую консультационную службу АПК с вопросами о порядке учета расходов, связанных с реализацией процедур, предусмотренных Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "0 несостоятельности (банкротстве)", об учете и уплате налогов и иных обязательных платежей после возбуждения дела о несостоятельности.

Привожу актуальные вопросы и ответы на них.

Какими документами регулируется учет и налогообложение хозяйственных операций, связанных с банкротством?

Действующее финансовое законодательство не содержит специальных указаний по бухгалтерскому учету и налогообложению операций, связанных с процедурами банкротства. Поэтому сельскохозяйственные организации, в отношении которых предпринимаются процедуры банкротства, самостоятельно выбирают приемлемые для них варианты учета затрат:

- на уплату государственной пошлины, хранение имущества и уведомление кредиторов о месте и времени судебного заседания;

- на публикации о признании должника банкротом, о торгах и др.;

- на вознаграждение управляющему, созыв и проведение собраний кредиторов;

- на проведение торгов;

- на оплату услуг оценщиков и иных специалистов, привлекаемых конкурсным управляющим в соответствии со ст. 102 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” для инвентаризации и оценки имущества должника.

Проведение бухгалтерского учета затрат, связанных с процедурами банкротства сельскохозяйственных организаций-должников, осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами, такими как:

- Федеральный закон “О бухгалтерском учете”;

- Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 “Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов СССР № 56 от 1 ноября 1991 г.;

- положения по бухгалтерскому учету;

- другие нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение хозяйственных операций.

Порядок удовлетворения требований кредиторов определяется ст. 106-111, 114 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”.

Как следует отражать на счетах бухгалтерского учета расходы на публикацию о признании должника банкротом?

Расходы на публикацию о признании должника банкротом связаны с исполнением судебного акта и включаются в состав судебных расходов в соответствии со ст. 89 АПК РФ. Поэтому расходы на публикацию о признании должника банкротом должны быть отражены в порядке, предусмотренном для судебных расходов (п.15 Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552), то есть по дебету счета 80 “Прибыли и убытки”.

Расходы на признание должника банкротом уменьшают налогооблагаемую прибыль организации-должника.

Как следует исчислять и уплачивать налоги при банкротстве?

Исчисление и начисление налогов и иных обязательных платежей в процессе процедур, предусмотренных законом “О несостоятельности (банкротстве)”, производится в соответствии с Налоговым кодексом РФ, федеральными законами об отдельных видах налогов и инструкциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Порядок уплаты обязательных платежей определяется ст. 106-111,114 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”. Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов в зависимости от времени возникновения долга, вида платежа и статуса должника в налоговых правоотношениях.

В порядке, предусмотренном для кредиторов четвертой очереди (в соответствии со ст. 110), удовлетворяются требования по уплате обязательных платежей (по которым должник является налогоплательщиком), возникшие до принятия судом решения о признании должника банкротом.

Требования по уплате обязательных платежей, возникшие после принятия решения о признании должника банкротом, удовлетворяются после требований кредиторов, заявленных в установленный срок (в соответствии с п. 4 ст. 114).

Одновременно с удовлетворением требований кредиторов той очереди, к которой относится кредитор, являющийся налогоплательщиком, удовлетворяются требования по уплате обязательных платежей (по которым должник является налоговым агентом). Так, расходы, связанные с выплатой в бюджет подоходного налога, удержанного с работников, и страховых взносов граждан в Пенсионный фонд, покрываются вне очереди, если обязательство об их уплате возникло в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в соответствии с п. 1 ст. 106). Если же такое обязательство возникло до принятия решения о признании должника банкротом, расходы покрываются в порядке, предусмотренном для удовлетворения требований по оплате труда (в соответствии со ст. 108).

Как учитывается вознаграждение конкурсному управляющему, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, следует ли удерживать с него подоходный налог и отчислять с начисленных сумм взносы во внебюджетные фонды?

При банкротстве ликвидируемого должника закон допускает возможность назначения конкурсным управляющим лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 175 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия у него лицензии арбитражного управляющего.

При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с назначившим его арбитражным судом. Поэтому отражать расходы на вознаграждение конкурсному управляющему по кредиту счета 70 “Расчеты по оплате труда” не совсем правильно. Однако с практической точки зрения это целесообразно, так как на суммы, выплачиваемые конкурсному управляющему, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, следует начислять страховые взносы во внебюджетные фонды и удерживать соответствующие обязательные платежи. По нашему мнению, данные расходы следует учитывать на счете 70, с открытием отдельного субсчета “Расходы на вознаграждение конкурсному управляющему”.

Расходы на вознаграждение конкурсному управляющему в соответствии с п. 1 ст. 106 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” не являются судебными. Конкурсный управляющий выполняет функции руководителя должника, поэтому вознаграждение конкурсному управляющему должно учитываться по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы” в составе расходов на управление.

Вести учет вознаграждения конкурсному управляющему, не являющемуся предпринимателем, учет начисленных на вознаграждение страховых взносов, удержанных сумм подоходного налога и взноса в Пенсионный фонд мы рекомендуем в том же порядке, что и учет соответствующих расходов по оплате труда, но на отдельных субсчетах.

Владислав Софронов,

к. э. н., главный экономист проекта “Финансовое оздоровление и реформирование неплатежеспособных, сельхозорганизаций” Фонда “НКС АПК”,
ст. преподаватель Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии,
Нижний Новгород

на главную страницу "Вестника"
на главную страницу RIN