[Prev][Next][Index][Thread]

Зыков И.Г. и др. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ



                 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
                     НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

               Зыков И.Г., Аверьянов О.А., ВНИАЛМИ, Россия

     Земельная реформа в России  -  широкомасштабное  мероприятие,  не
имеющее  аналогов  в мировой практике землеустройства.  Выделение мно-
жества мелких, по преимуществу фермерских хозяйств (в среднем площадью
50-150  га)  из  землепользования крупных коллективных и советских хо-
зяйств порождает множество разнородных проблем, в том числе и природо-
охранных.  При  этом  задача не ограничивается лишь перераспределением
земель;  стоит вопрос о возрождении и сохранении традиционного  образа
жизни  миллионов  сельских жителей России,  сохранении их исторической
среды обитания,  обеспечения, наконец, стабильности внутриполитической
обстановки  в стране и сохранения продовольственной безопасности,  что
является важной частью национального суверенитета.
     В РФ ситуация складывается таким образом, что, не имея до сих пор
целенаправленной  долговременной  государственной  политики  поддержки
фермерского  движения,  при  недостатке средств на проведение аграрной
реформы,  фермерское землепользование складывается стихийно, волею ру-
ководителей колхозов и совхозов и,  частично, районных земельных коми-
тетов.  Сейчас для фермерских хозяйств выделяются по преимуществу мар-
гинальные земли,  наименее ценные для крупных хозяйств: эрозионноопас-
ные крутосклоны,  развеваемые массивы легких  почв,  земли  с  большим
участием солонцов,  закустаренные и прочие,  требующие различных доро-
гостоящих мелиораций.  Без государственной поддержки, чего нельзя ожи-
дать при нынешней экономической ситуации, поднять сельскохозяйственное
производство в фермерских хозяйствах до уровня  нормальной  рентабель-
ности невозможно.
     В РФ в процессе перераспределения земель при аграрной реформе и в
условиях сложного экономического положения страны происходит стихийное
упорядочение землепользования.  Земли,  распаханные в 1954-1965 гг.  в
силу  директивных  указаний правительства для экстенсивного увеличения
производства зерна и не обладавшие с самого начала высоким плодородием
или потерявшие  его вследствие истощительного земледелия,  переводятся
в пастбища,  сенокосы, залежь из-за убыточности земледелия на них. Та-
ких  деградированных  земель только в Волгоградской области 226,1 тыс.
га или 2,8% от общей площади сельхозугодий.
     Очевидно, коль  скоро  государство решилось идти по пути коренных
преобразований в аграрном секторе,  оно должно быть  готовым  ко  всем
последствиям этого шага, в том числе:
     1. Сокращение в перспективе площади пашни за счет  значительного,
до уровня среднеевропейских величин,  роста урожайности сельскохозяйс-
твенных культур в оптимальных по природно-климатическим условиям реги-
онах;
     2. Соответствующее увеличение площади земель, предназначенных для
обеспечения нормального функционирования природных экосистем,  рекреа-
ции.  По мировым стандартам полощадь таких  земель  должна  составлять
около 10%  общей территории.  Согласно оценкам некоторых отечественных
исследователей, на юге РФ эта доля равняется 35%. По проработкам "Вол-
гоградгражданпроект" площадь земель,  составляющих т.н. "экологический
каркас" территории,  зеленые зоны городов,  курорты и пр.  должна быть
равна 19%  от общей территории,  в том числе 1,3%  - ядра концентрации
биоты с максимально жестким природным статусом.
     Задача науки на современном этапе, - когда лишь намечаются вышеу-
казанные тенденции, - выделение таких территорий, которые при переходе
от  экстенсивного  к  интенсивному  типу ведения сельскохозяйственного
производства в первую очередь должны быть выведены из активного оборо-
та и получить определенный природоохранный статус.
     Основой такого методологического подхода к природопользованию мо-
жет быть концепция т.н. "идеального образа территорий". В ней, во-пер-
вых,  отражаются интересы всех заинтересованных в эксплуатации природ-
ных  ресурсов данной территории ведомств,  а,  во-вторых,  реализуется
идея не негативного (что нельзя),  а позитивного (что можно) поведения
человека,  встроенного  в естественный ландшафт.  Для этого необходимо
провести физико-ландшафтное функциональное  районирование:  ресурсное,
средообразующее,  средозащитное,  по биогеотокам, ассимиляционной спо-
собности среды и пр.  Концепция реализуется на основе совместного ана-
лиза  систем:  природного  и  антропогенного каркасов территории.  Они
суть: экологический, урбо-промышленный, расселенческий, инфраструктур-
ный.  При  этом учитывается современная экологическая ситуация в агро-
ландшафтах, которая при первом приближении может быть оценена экологи-
ческим состоянием почвенного покрова.
     Зоны наложения планировочных осей расселения  (а  они  притерпели
определенное  изменение  в  связи с развитием фермерского движения) на
экологический каркас территории,  территории активно растущих  промыш-
ленных  центров - зоны существующих и перспективных конфликтных ситуа-
ций. Здесь необходимо особенно продуманное землепользовательное плани-
рование, учитывающее разносторонние и часто взаимоисключающие интересы
различных природопользователей. Подобная работа по выявлению конфликт-
ных территорий для Волгоградской области выполнена на основе сопостав-
ления серии тематических карт масштаба 1:600000 и 1:300000.
     Идеология землепользовательного  планирования  на  сельскохозяйс-
твенных землях Волгоградской области опирается на следующие положения:
     1. Первоочередное развитие наиболее выгодных экономических отрас-
лей АПК, расширение посевов ценных сельскохозяйственных культур с уче-
том специализации региона в системе общероссийского разделения труда.
     2. Максимально эффективное использование для земледелия  террито-
рий с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и иск-
лючение маргинальных земель из пашни.
     3. Обеспечение  нормального функционирования природных ландшафтов
и агроландшафтов,  создание оптимальных условий  для  жизни  населения
(достижение максимальной комфортности окружающей среды.
     Исходным положением землепользовательного планирования служит мо-
дель экологического каркаса территории - земель с "наибольшим напряже-
нием жизни", с минимальной энтропией, с наибольшей интенсивностью мас-
соэнергопереноса:  долины рек, балки, ветрокоридоры, крутосклоны, пути
миграции животных и птиц,  очаги видообразования, местообитания релик-
тов флоры и фауны, водораздельные и пойменные леса, водоразделы и т.п.
     Средством охраны таких территорий являются т.н. "особо охраняемые
территории",  имеющие различный охранный статус - от национальных пар-
ков до водоохранных зон водотоков и водоемов.  Одной из  задач  земле-
пользовательного планирования является определение режима (вида,  спо-
соба, интенсивности) природопользования на них.
     В самом  общем виде особо охраняемые территории можно классифици-
ровать следующим образом по их  положению  в  природно-территориальных
комплексах:
     1. Селитебные и пригородные территории с максимальной  промышлен-
ной  и  сельскохозяйственной  освоенностью  и максимальным обострением
противоречий между природопользователями;
     2. Расположенные  в зонах активного промышленного освоения,  уда-
ленные от городов, с развитой в основном добывающей промышленностью;
     3. Расположенные  в  зонах активного сельскохозяйственного освое-
ния,  приуроченные планировочным осям развития территории. Кроме конф-
ликтов с сельхозземлепользователями в будущем будут конфликты с земле-
пользователями развивающихся поселений;
     4. Расположенные в зонах слабого сельхозосвоения, где ужесточение
природоохранных мер практически не влияет на существующее природополь-
зование;
     5. Неоландшафты,  наложенные на экологический каркас - пруды, во-
дохранилища,  дорожные ландшафты и пр. Здесь требуется специальные ме-
лиоративные мероприятия для компенсации техногенного воздействия,  по-
вышения устойчивости и эстетической ценности вновь созданных техноэко-
систем.
     В ходе  земельной  реформы  целесообразно  внести соответствующие
коррективы в способы хозяйствования на особо охраняемых территориях  с
разным статусом.  Допускать, например, лишь "щадящее" природопользова-
ние: рыбоводство, лесоводство, выращивание трав и пр. Пригородные зем-
ли, как уже говорилось, являются ареной особо жесткой конкуренции меж-
ду разными землепользователями. Здесь необходимо пересмотреть структу-
ру земельных угодий с целью расширения площади территорий,  предназна-
ченных для средорегулирования,  средозащиты, рекреации. В этом отноше-
нии весьма ценен зарубежный опыт: практика выкупа муниципальными влас-
тями пригородных земель с целью создания парков,  заповедников, заказ-
ников  или  заключение договоров с землепользователями об определенных
видах и способах использования земель,  имеющих высокую  природоохран-
ную, эстетическую значимость.