[Prev][Next][Index][Thread]
Зыков И.Г. и др. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Зыков И.Г., Аверьянов О.А., ВНИАЛМИ, Россия
Земельная реформа в России - широкомасштабное мероприятие, не
имеющее аналогов в мировой практике землеустройства. Выделение мно-
жества мелких, по преимуществу фермерских хозяйств (в среднем площадью
50-150 га) из землепользования крупных коллективных и советских хо-
зяйств порождает множество разнородных проблем, в том числе и природо-
охранных. При этом задача не ограничивается лишь перераспределением
земель; стоит вопрос о возрождении и сохранении традиционного образа
жизни миллионов сельских жителей России, сохранении их исторической
среды обитания, обеспечения, наконец, стабильности внутриполитической
обстановки в стране и сохранения продовольственной безопасности, что
является важной частью национального суверенитета.
В РФ ситуация складывается таким образом, что, не имея до сих пор
целенаправленной долговременной государственной политики поддержки
фермерского движения, при недостатке средств на проведение аграрной
реформы, фермерское землепользование складывается стихийно, волею ру-
ководителей колхозов и совхозов и, частично, районных земельных коми-
тетов. Сейчас для фермерских хозяйств выделяются по преимуществу мар-
гинальные земли, наименее ценные для крупных хозяйств: эрозионноопас-
ные крутосклоны, развеваемые массивы легких почв, земли с большим
участием солонцов, закустаренные и прочие, требующие различных доро-
гостоящих мелиораций. Без государственной поддержки, чего нельзя ожи-
дать при нынешней экономической ситуации, поднять сельскохозяйственное
производство в фермерских хозяйствах до уровня нормальной рентабель-
ности невозможно.
В РФ в процессе перераспределения земель при аграрной реформе и в
условиях сложного экономического положения страны происходит стихийное
упорядочение землепользования. Земли, распаханные в 1954-1965 гг. в
силу директивных указаний правительства для экстенсивного увеличения
производства зерна и не обладавшие с самого начала высоким плодородием
или потерявшие его вследствие истощительного земледелия, переводятся
в пастбища, сенокосы, залежь из-за убыточности земледелия на них. Та-
ких деградированных земель только в Волгоградской области 226,1 тыс.
га или 2,8% от общей площади сельхозугодий.
Очевидно, коль скоро государство решилось идти по пути коренных
преобразований в аграрном секторе, оно должно быть готовым ко всем
последствиям этого шага, в том числе:
1. Сокращение в перспективе площади пашни за счет значительного,
до уровня среднеевропейских величин, роста урожайности сельскохозяйс-
твенных культур в оптимальных по природно-климатическим условиям реги-
онах;
2. Соответствующее увеличение площади земель, предназначенных для
обеспечения нормального функционирования природных экосистем, рекреа-
ции. По мировым стандартам полощадь таких земель должна составлять
около 10% общей территории. Согласно оценкам некоторых отечественных
исследователей, на юге РФ эта доля равняется 35%. По проработкам "Вол-
гоградгражданпроект" площадь земель, составляющих т.н. "экологический
каркас" территории, зеленые зоны городов, курорты и пр. должна быть
равна 19% от общей территории, в том числе 1,3% - ядра концентрации
биоты с максимально жестким природным статусом.
Задача науки на современном этапе, - когда лишь намечаются вышеу-
казанные тенденции, - выделение таких территорий, которые при переходе
от экстенсивного к интенсивному типу ведения сельскохозяйственного
производства в первую очередь должны быть выведены из активного оборо-
та и получить определенный природоохранный статус.
Основой такого методологического подхода к природопользованию мо-
жет быть концепция т.н. "идеального образа территорий". В ней, во-пер-
вых, отражаются интересы всех заинтересованных в эксплуатации природ-
ных ресурсов данной территории ведомств, а, во-вторых, реализуется
идея не негативного (что нельзя), а позитивного (что можно) поведения
человека, встроенного в естественный ландшафт. Для этого необходимо
провести физико-ландшафтное функциональное районирование: ресурсное,
средообразующее, средозащитное, по биогеотокам, ассимиляционной спо-
собности среды и пр. Концепция реализуется на основе совместного ана-
лиза систем: природного и антропогенного каркасов территории. Они
суть: экологический, урбо-промышленный, расселенческий, инфраструктур-
ный. При этом учитывается современная экологическая ситуация в агро-
ландшафтах, которая при первом приближении может быть оценена экологи-
ческим состоянием почвенного покрова.
Зоны наложения планировочных осей расселения (а они притерпели
определенное изменение в связи с развитием фермерского движения) на
экологический каркас территории, территории активно растущих промыш-
ленных центров - зоны существующих и перспективных конфликтных ситуа-
ций. Здесь необходимо особенно продуманное землепользовательное плани-
рование, учитывающее разносторонние и часто взаимоисключающие интересы
различных природопользователей. Подобная работа по выявлению конфликт-
ных территорий для Волгоградской области выполнена на основе сопостав-
ления серии тематических карт масштаба 1:600000 и 1:300000.
Идеология землепользовательного планирования на сельскохозяйс-
твенных землях Волгоградской области опирается на следующие положения:
1. Первоочередное развитие наиболее выгодных экономических отрас-
лей АПК, расширение посевов ценных сельскохозяйственных культур с уче-
том специализации региона в системе общероссийского разделения труда.
2. Максимально эффективное использование для земледелия террито-
рий с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и иск-
лючение маргинальных земель из пашни.
3. Обеспечение нормального функционирования природных ландшафтов
и агроландшафтов, создание оптимальных условий для жизни населения
(достижение максимальной комфортности окружающей среды.
Исходным положением землепользовательного планирования служит мо-
дель экологического каркаса территории - земель с "наибольшим напряже-
нием жизни", с минимальной энтропией, с наибольшей интенсивностью мас-
соэнергопереноса: долины рек, балки, ветрокоридоры, крутосклоны, пути
миграции животных и птиц, очаги видообразования, местообитания релик-
тов флоры и фауны, водораздельные и пойменные леса, водоразделы и т.п.
Средством охраны таких территорий являются т.н. "особо охраняемые
территории", имеющие различный охранный статус - от национальных пар-
ков до водоохранных зон водотоков и водоемов. Одной из задач земле-
пользовательного планирования является определение режима (вида, спо-
соба, интенсивности) природопользования на них.
В самом общем виде особо охраняемые территории можно классифици-
ровать следующим образом по их положению в природно-территориальных
комплексах:
1. Селитебные и пригородные территории с максимальной промышлен-
ной и сельскохозяйственной освоенностью и максимальным обострением
противоречий между природопользователями;
2. Расположенные в зонах активного промышленного освоения, уда-
ленные от городов, с развитой в основном добывающей промышленностью;
3. Расположенные в зонах активного сельскохозяйственного освое-
ния, приуроченные планировочным осям развития территории. Кроме конф-
ликтов с сельхозземлепользователями в будущем будут конфликты с земле-
пользователями развивающихся поселений;
4. Расположенные в зонах слабого сельхозосвоения, где ужесточение
природоохранных мер практически не влияет на существующее природополь-
зование;
5. Неоландшафты, наложенные на экологический каркас - пруды, во-
дохранилища, дорожные ландшафты и пр. Здесь требуется специальные ме-
лиоративные мероприятия для компенсации техногенного воздействия, по-
вышения устойчивости и эстетической ценности вновь созданных техноэко-
систем.
В ходе земельной реформы целесообразно внести соответствующие
коррективы в способы хозяйствования на особо охраняемых территориях с
разным статусом. Допускать, например, лишь "щадящее" природопользова-
ние: рыбоводство, лесоводство, выращивание трав и пр. Пригородные зем-
ли, как уже говорилось, являются ареной особо жесткой конкуренции меж-
ду разными землепользователями. Здесь необходимо пересмотреть структу-
ру земельных угодий с целью расширения площади территорий, предназна-
ченных для средорегулирования, средозащиты, рекреации. В этом отноше-
нии весьма ценен зарубежный опыт: практика выкупа муниципальными влас-
тями пригородных земель с целью создания парков, заповедников, заказ-
ников или заключение договоров с землепользователями об определенных
видах и способах использования земель, имеющих высокую природоохран-
ную, эстетическую значимость.