[Prev][Next][Index][Thread]

Т.В.Воронцова ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



ВОРОНЦОВА  ТАТЬЯНА  ВИКТОРОВНА,

       ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
       СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗО -
       ВАНИЯ.


     Исследование проблем социально-экономического и психолого-педаго-
гического  обоснования  подготовки  сельскохозяйственных  работников в
современных условиях является актуальным по ряду обстоятельств:
     -качество и уровень профессионализма сегодня требуют существенно-
го улучшения в соответствии с новыми рыночными отношениями;
     -разработка содержания  обучения и воспитания кадров специалистов
соответствующего профиля занимала и занимает ведущее место в направле-
нии  углубления на уровне общеобразовательной школы профильного обуче-
ния;
     -проблема теоретического  обобщения  интеграции содержания обуче-
ния,уровня науки и производства постоянно беспокоит организаторов под-
готовки кадров и непосредственно сельскохозяйственного производства;
     -обобщение новых форм общего и  профессионального  образования  в
современной России, ориентированного на подготовку кадров для сельско-
хозяйственного производства, имеет весьма важное практическое значение
для определения перспектив обновления содержания обучения и воспитания
молодежи.  Наше исследование, в соответствии с указанными целями,пред-
полагает остановить внимание прежде всего на учебных научно-производс-
твенных  центрах,которые зарекомендовали себя с положительной стороны.
     Новые формы  общего и профессионального образования в России под-
готовки сельхозработников предусматривают прежде  всего  согласованное
использование  потенциала общеобразовательных и высших учебных заведе-
ний , а также сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений
и  производственных  предприятий во взаимных интересах,и,в первую оче-
редь, для современного сельскохозяйственного производства. Прежде все-
го это внедрение научных разработок,повышение квалификации кадров спе-
циалистов, информационное обеспечение заинтересованных участников.
     Учебно-научные-производственные центры  в настоящее время пережи-
вают соответствующий этап развития и углубления  содержания  общего  и
профессионального образования.
     Пространство общего и профессионального образования  определяется
нами как система подготовки кадров специалистов для села, предоставля-
ющая будущим специалистам,независимо от национальной или государствен-
ной  принадлежности,возможности  и условия для профессиональной подго-
товки в соответствии с потребностями сельскозяйственного производства.
В условиях новых рыночных отношений, бурной политической и экономичес-
кой жизни пространство общего и профессионального образования  создает
определенные  социальные  гарантии  будущему специалисту в том,что при
территориальных перемещениях молодого человека он обладает необходимы-
ми знаниями по начальной и основной школам. Общее профессиональное об-
разование в условиях учебно-научного производственного центра  предус-
матривает  и органическое сочетание обуения с производственной практи-
кой соответствующего профиля; от такого соединения существенно зависит
и форма его реализации.
     Исследование свидетельствует о том,  что УНПЦ как форма образова-
ния  имеет  многочисленные варианты для подготовки кадров специалистов
для сельскохозяйственного производства.  Нами рассматривается интегра-
ция  общего и профессионального образования как новая форма подготовки
сельхозкадров:  через учебно-научные-производственные центры; интегра-
ция  систем  общего  и  профессионального  образования;связь с высшими
учебными заведениями; связь с непосредственным производством; совмест-
ные коллективы ученых,учителей, учащихся и специалистов сельскохозяйс-
твенного производства.  Каждое из этих звеньев,  в свою очередь, имеет
свои особенности в зависимости от профиля производства.  В то же время
каждое из этих звеньев имеет и общие черты , которые позволяют в итоге
осуществлять целенаправленную подготовку кадров.
     Под формой Учебного центра (УЦ) нами понимается такая система об-
щего и профессионального образования,  при которой органически сочета-
ется обучение с производительным трудом учащихся  на  производстве  по
избранной специальности. При этом производительный труд учащихся функ-
ционально направлен и на творческое поисковое  отношение  к  повышению
производительности труда.  В отличие от учебно-воспитательных комплек-
сов,на наш взгляд,  здесь учащиеся участвуют в производительном  труде
продолжительное время (шесть часов в неделю).  При этом нами понимает-
ся, что по содержанию производительный труд учащихся существенно отли-
чается от традиционной производственной практики его рациональностью и
эффективностью.
     Учебный центр  -  это более глубокая интеграция общего среднего и
профильного образования с сельскохозяйственным производством. Интегра-
ция охватывает, о чем свидетельствует наше исследование, многие сторо-
ны жизнедеятельности молодого человека: учебную, поисковую,хозяйствен-
ную, социально-экономическую и психолого-педагогическую.
     Учебный центр в содержании общего  и  профессионального  обучения
реализует различные внутренние связи, интегрирующие обучение, воспита-
ние и профессиональную подготовку.
     Идея интеграции  обучения с производительным трудом учащихся была
реализована в Сандерландском техническом колледже  (Великобретания)  в
1903 году.  В нашей стране интеграция обучения с производительным тру-
дом учащихся была реализована А.С.Макаренко.  В 60-е годы попытка  ре-
шить данный вопрос "сверху" не принесла желаемых результатов, в насто-
ящее время наше исследование ориентировано на обобщение  опыта  работы
УЦ по подготовке сельхозработников.
     Неудачный опыт  массовой  организации  производственной  практики
старшеклассников  в семидесятые годы автоматически переносился на уро-
вень и качество подготовки кадров для сельскохозяйственного производс-
тва. Настороженное отношение Минпроса СССР к трудовому обучению усили-
ло профанацию трудовой подготовки и профессиональной ориентации.
     Исследуя новые  формы  общего  и  профессионального образования в
России,  мы исходили из слабости организационной работы по созданию УЦ
в  территориях  Российской Федерации (отсутствие учебных планов ,прог-
рамм,  учебных пособий, соответствующего государственного финансирова-
ния,подготовленных  высококвалифицированных  кадров  преподавателей  и
др.).Таким образом, слабость организационной работы связанно предопре-
деляет слабость учебно-методической работы (экономической необоснован-
ностью и отсутствием заинтересованных специалистов). Кроме того, необ-
ходимо иметь в виду , что со стороны руководства ведомств и министерс-
тв новые формы общего и профессионального образования не нашли должной
поддержки.
     Наше исследование нацелено прежде всего на поиск эффективных форм
общего и профессионального образования ,  так как целевых исследований
по данной проблеме мы не обнаружили,что, естественно, налагает ответс-
твенность  на  обоснование необходимости развития учебно-научно-произ-
водственных центров, исходя из регионального опыта Нижнего Поволжья.
     Изучение опыта учебных заведений Нижнего Поволжья позволяет отме-
тить, что изменения в структуре общего среднего образования, вызванные
переменами,происходящими в обществе,  и закрепленные в Законе Российс-
кой Федерации "Об образовании",  согласно которому  установлено  право
каждого  гражданина  России  получить основное общее образование,может
осуществляться различными путями ,  в том числе в учебных центрах, где
учащиеся наряду с общим базовым образованием получают профессиональную
соответствующую подготовку. Дальнейшее образование и получение профес-
сии может осуществляться различными путями, выбранными самими учащими-
ся, с учетом личных интересов и склонностей.
     При этом   важно   подчеркнуть,о  чем  свидетельствует  имеющийся
опыт,необходимость повышения качества образования в  общеобразователь-
ном и профессиональном планах,  а также ориентацию обучения на индиви-
дуальные запросы учащихся в соответствии  с  выбранной  сельскохозяйс-
твенной профессией.
     Появление и рост числа учебных заведений нового типа (УЦ),которые
наряду  с общими целями базового образования ставят и профессиональную
подготовку своих выпускников, обязывают ученых,практиков,организаторов
системы  образования больше внимания уделять структуре,формам,методам,
новому содержанию обучения.
     Специфика УЦ связана с тем, что в данном учебном заведении больше
внимания уделяется интеграции общего и профессионального  образования,
когда  необходима постоянная опора изучаемых общеобразовательных пред-
метов на профили сельскохозяйственного производства, что требует,с од-
ной  стороны,  четкого  определения объема базовых знаний,  а с другой
стороны - обеспечения должной преемственности с профессиональной  под-
готовкой. При этом,естественно, должны учитываться и возможности пере-
мены профиля как в пределах УЦ,так и за его пределами,  вызванные  как
социальными , так и личными проблемами учащихся.
      Взаимосвязь общего и профессионального  образования  может  быть
обеспечена, о чем свидетельствует наше исследование, комплексом дидак-
тических мер, в число которых входят:
     -достижение всеми учащимися необходимого, четко очерченного уров-
ня общего и профессионального образования, определенного государствен-
ным стандартом образования;
     -обеспечение возможностей каждому учащемуся основной общей подго-
товки,  необходимой для поступления в другие учебные заведения по выб-
ранному профилю ( в том числе и через систему  внеклассных,внешкольных
и самостоятельных занятий);
     -психолого-педагогические исследования склонностей и способностей
каждого  ученика основной общей школы,  уровня его общего и профессио-
нального образования с учетом общего развития,с выдачей  соответствую-
щих рекомендаций каждому выпускнику базовой школы;
     -выделение "ядра" в курсах общеобразовательных предметов  и  про-
фессионально  ориентированных  курсах,широкое  использование  блочного
принципа построения учебного процесса (разделы,  обязательные для изу-
чения,по выбору,для индивидуальных занятий по соответствующему профилю
сельскохозяйственных профессий);
     -конкурсный прием  для профессионального обучения по оценкам сви-
детельства об окончании базовой (основной) школы с индивидуальными ре-
комендациями специалистов для получения соответствующей специальности;
     -функционирование УЦ,определяющего содержание и методы профессио-
нальной подготовки, оптимальные для данной формы обучения.
     В связи с изложенным,мы ставили перед собой задачи по  интеграции
общего и профессионального образования:
     -разработка принципов отбора содержания обучения (общего  и  про-
фессиоонального ) ,обеспечивающих достижение основных целей обучения;
     -уточнение и конкретизация общего и профессионального образования
в  условиях УЦ,  их детализация в плане наиболее полного использования
гуманитарного потенциала данного центра;
     -разработка единой  программы по горизонтали и по вертикали (1-11
классы) общего и профессионального образования;
     -разработка новых  видов учебно-методических пособий для общего и
профессионального образования, в том числе нового диагностического ап-
парата для определения уровня общей и профессиональной подготовки уча-
щихся;
     -разработка системы  управления непрерывным образованием на селе.
     Анализ работы УЦ свидетельствует о том,что авторами при  создании
центра был использован опыт отечественной и зарубежной педагогики,тре-
бования к общему и профессиональному образованию.  Вместе с тем,недос-
таточный опыт организации подобных учебных заведений в России в совре-
менных условиях,требует более детальных и глубоких  исследований  ука-
занной проблематики.
     История развития учебных центров,  их функционирование  позволяют
нам  дать более принципиальную оценку,  выявить факторы,  которые либо
способствовали,либо тормозили потенциальные возможности  данного  типа
учебных  заведений  в сопоставлении с другими типами учебных заведений
общего и профессионального образования в России по  подготовке  кадров
сельскохозяйственных работников.
    К объективным факторам можно отнести:
    - наличие  и совершенство нормативных документов,определяющих сис-
 темы (законы,  постановления правительства,пожелания  об  УЦ,принятые
 соответствующими министерствами и ведомствами);
    -отношения директивных органов к системе обучения и профессиональ-
ной подготовки кадров специалистов (положительное,нейтральное,негатив-
ное);
    - степень  разработанности психолого-педагогических основ интегри-
рованных систем обучения;
    -место расположения УЦ или среда обитания (академическая,город или
село ).
    Субъективные факторы:
    - степень понимания руководством учредителей важности и  необходи-
 мости  УЦ для успешного функционирования и развития из производства -
 это главный, на наш взгляд, фактор;
   - уровень руководства УЦ,  наличие энтузиастов новой формы общего и
профессионального образования;
    - вид сельскохозяйственного производства и его технический уровень
развития;
    - стартовое  состояние материально-технической и учебно-методичес-
кой базы центра.
     Объективные факторы были одинаковыми,  о чем свидетельствует наше
исследование, для большинства подобных центров, в то время как субъек-
тивные влияли на уровень и темпы их развития, а для двух из десяти, на
наш взгляд,  приводили к прекрашению функционирования подобных учебных
заведений.  Объективные  факторы 70-х- середины 80-х годов для системы
УЦ в целом были неблагоприятными. На развитие учебно-материальной базы
из  Госбюджета  Минпроса СССР выделялись незначительные суммы.Все было
отдано на откуп базовым хозяйствам. Базовые хозяйства, в свою очередь,
опутанные  ведомственными  инструкциями,  также не могли постоянно и в
системе выделять необходимые средства на развитие учебных заведений.
     Хотя субъективные  факторы были не благоприятны для регионов Рос-
сии в эти годы,  благодаря энтузиастам,  в педагогике рождались  новые
типы  учебных  заведений  различных направлений (УВК,УПЦ,  завод-вуз и
т.д.).
     Изменения политического климата в стране,  расширение гласности и
демократии создали более благоприятные условия  для  развития  системы
образования (многообразие  форм,типов  учебных заведений -лицеи,гимна-
зии,колледжи,центры и т.д.).Региональным и местным органам управления
образованием были  предоставлены  широкие права и возможности в поиске
новых форм,методов,  средств и содержания общего  и  профессионального
образования.

     Проблемы комплексного  развития  многоотраслевого  сельскохозяйс-
твенного производства в районах Нижнего Поволжья потребовали соответс-
твующего возрастающего обеспечения кадрами специалистов, в связи с чем
исследование проблемы общего и профессионального образования,подготов-
ки  сельскохозяйственных  кадров  приобретает  весьма  важное социаль-
но-экономическое значение.
    С этих  позиций,  предлагаемая  нами концепция Учебного сельскохо-
зяйственного центра (опыт работы с 1991 года подобного центра  имеется
в с.Соленое Займище Астраханской области) является современной и акту-
альной.
     Учебный центр  представляет  собой качественно новую форму подго-
товки высококвалифицированных работников и специалистов для  сельского
хозяйства.
     Его главными задачами являются:
     - формирование общей культуры обучающихся;
     - самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
     - соблюдение закона о правах детей, принятого ООН;
     - предоставление учащимся оптимальных возможностей для  получения
широкого общего образования;
     - подготовка специалистов по массовым  профессиям  сельскохозяйс-
твенного  производства,фермеров-арендаторов  и  менеджеров  в  области
сельского хозяйства;
     -овладение двумя  иностранными  (немецкий,английский) языками,  а
также навыками в области механизированной обработки информации;
     -получение прибыли  от  практической деятельности Учебного центра
для дальнейшего развития материально-технической и социальной базы.
     В структуру Учебного центра включаются следующие подразделения:
     - I СТУПЕНЬ:  школа сельскохозяйственного направления- дает  уча-
щимся  основное  общее и среднее (полное) общее образование и осущест-
вляет подготовку детей по  массовым  профессиям  сельскохозяйственного
производства.
     -II СТУПЕНЬ:  сельскохозяйственный колледж-готовит фермеров-арен-
даторов  со знанием сельскохозяйственного производства (агрономии,зоо-
технии,механизации) экономики  и  иностранных  (немецкий,английский  )
языков.
     - III СТУПЕНЬ:высшие сельскохозяйственные курсы- готовят менедже-
ров в области производства и экономики.
     - Школа подготовки абитуриентов в высшие  и  средние  специальные
учебные  заведения с последующим их обучением в ВУЗах и средних специ-
альных учебных заведениях Российской Федерации на контрактной и  дого-
ворной основе от Учебного центра.
     - Детские сады,детские комбинаты.  Готовят детей к обучению на  1
ступени сельскохозяйственной школы.
     -Научно-методический отдел.
     -Редакционный отдел.
     -Производственный комплекс.
     -Спортивно-оздоровительный комплекс.
     -Административно-хозяйственный отдел.
     Прием учащихся  в Учебный центр проводится на основе индивидуаль-
ного,объективного и всестороннего отбора с  учетом  желания  поступаю-
щих,а  также результатов психолого-педагогического тестирования и тео-
ретической подготовки.
     Конкурсный отбор и прием в классы сельскохозяйственной школы про-
водится после окончания  детьми  начальной  общеобразовательной  школы
(2-4  классы),  в колледж после окончания сельскохозяйственной школы,а
на высшие сельскохозяйственные курсы после окончания колледжа,  прием-
ной комиссией в составе:  руководителя учебного подразделения,препода-
вателей, представителей общественности и базового хозяйства.
     Результаты приема  в  сельскохозяйственную  школу (колледж,высшие
сельскохозяйственные курсы) объявляются приказом директора (ректора).
     Аттестация обучающихся  в  школе,колледже и высших сельскохозяйс-
твенных курсах проводится в форме зачетов,семестровых переводных и вы-
пускных экзаменов,  защиты курсовых и дипломных работ. Учащиеся ( слу-
шатели ),имеющие неудовлетворительные оценки по  результатам  аттеста-
ции,отчисляются из Учебного центра.
     Права и обязанности, поощрения и наказания учащихся ( слушателей)
определяются Уставами структурных подразделений.
     Содержание обучения в Учебном центре определяется учебными плана-
ми и программами,рекомендованными и утвержденными Министерствами обра-
зования и сельского хозяйства Российской Федерации,  АПК и департамен-
том образования области.  Исходными для определения содержания профес-
сионального обучения являются квалификационные характеристики, в кото-
рых  изложены  основные требования к знаниям и умениям соответствующих
специалистов.
     Организация учебного  процесса в структурных подразделениях Учеб-
ного центра регулируется Уставами и учебными планами этих  подразделе-
ний.
     В школе сельскохозяйственного направления дети обучаются в  тече-
ние семи лет с 5 по 11 классы и по окончании получают аттестат о сред-
нем образовании,а также документы,подтверждающие профессиональную под-
готовку  рабочих и служащих в соответствии с требованиями в сельскохо-
зяйственном производстве.
     В сельскохозяйственном  колледже  слушатели  обучаются  в течение
двух лет,  повышая свой уровень подготовки в агрономии,зоотехнии,меха-
низации сельского хозяйства, технологии переработки сельскохозяйствен-
ной продукции,  экономике сельского хозяйства и иностранных языках,  а
также использовании вычислительной техники в сельском хозяйстве.
    По окончании колледжа выпускникам выдается  свидетельство,согласно
государственным  образовательным стандартам,дающее право работы ферме-
ром и организации фермерских (крестьянских ) хозяйств,  а также предс-
тавляется возможность:
    -поступления на  высшие  сельскохозяйственные  курсы  при  Учебном
центре;
    - поступления в ВУЗы,имеющие  специальности  сельскохозяйственного
профиля.
    На высших сельскохозяйственных курсах слушатели проходят  обучение
в течение  двух лет и получают знания по основам Российского законода-
тельства,автоматизации сельского хозяйства, бухгалтерскому учету, ста-
тистике  и  экономике  сельского  хозяйства,маркетингу и менеджменту,а
также в области информационных технологий.
     По окончании высших сельскохозяйственных курсов выпускник получа-
ет  диплом  (сертификат),  дающий право работы в качестве менеджера на
сельскохозяйственных предприятиях,занятия научной деятельностью в  об-
ласти сельского хозяйства или организации самостоятельного бизнеса.
     Основой учебного процесса в Учебном центре являются  уроки,  лек-
ции,семинары,практические  и  лабораторные работы,консультации,экскур-
сии,коллоквиумы,практические  занятия  в  лабораториях  и  на  опытных
участках, в учебных и ремонтных мастерских. Учебная и производственная
практика проводится на рабочих местах базовых хозяйств и научных заве-
дений.
     Наполняемость класса (учебной группы) -15 человек. Практические и
языковые занятия проводятся по подгруппам численностью до 8 человек.
     Учебный год в учебном центре начинается 1 сентября и заканчивает-
ся не позднее 1 июля в учебных подразделениях I и II ступени и 1 авгус-
та в учебном подразделении III ступени.
     Общее руководство Учебным центром осуществляется Советом Учебного
центра,  избираемым на общем собрании  коллектива  Учебного  центра  и
включающем представителей структурных подразделений и учащихся (слуша-
телей).
     В компетенцию инженерно-педагогических кадров входит:
     -назначение директора Учебного центра;
     -участие;
     -в формировании и реорганизации структуры Учебного  центра,разра-
ботке,утверждении учебных планов и программ общеобразовательного,  об-
щетехнического и профессионального направлений;
     -прогнозирование развития Учебного центра;
     -формирование материально-технической и социальной базы  Учебного
центра;
     -выделение из бюджетов целевых субсидий на нужды развития Учебного
центра;
     -контроль исполнения Учебным центром его Устава и законодательст-
ва Российской Федерации в области образования.
     Штатное расписание Учебного центра составляется администрацией  и
утверждается  департаментом  образования  области,включая в себя руко-
водство,педагогические коллективы и обслуживающий персонал  всех  трех
звеньев Учебного центра: школы,колледжа,курсов,а также сотрудников на-
учно- методического,  редакционного  и  административно-хозяйственного
отделов,производственного и спортивно-оздоровительного комплексов.
     Руководство Учебным центром  осуществляется  директором,  который
несет  полную ответственность за результаты работы Учебного центра пе-
ред  департаментом  образования,родителями  и   учащимися,представляет
Учебный центр во всех органах,  учреждениях и предприятиях,  заключает
договора, является распорядителем кредитов,организует весь учебно-вос-
питательный  процесс и координирует работу школы сельскохозяйственного
направления,сельскохозяйственного колледжа,высших сельскохозяйственных
курсов,осуществляет  прием  на  работу  и  увольнение рабочих и служа-
щих,делает представление в вышестоящие  организации  о  назначении  на
должность директора(ректора) школы,  колледжа, высших курсов, устанав-
ливает круг обязанностей работников Учебного центра,отчитывается о ра-
боте Учебного центра перед вышестоящими организациями.
     Права и обязанности работников структурных  подразделений  центра
регламентируются Уставами этих подразделений.
     Учебный центр является хозрасчетной организацией, имеет расчетный
счет  в  банке.Финансирование  Учебного  центра осуществляется за счет
госбюджета,доходов от производственной деятельности слушателей, добро-
вольных  взносов,пожертвований отдельных организаций и частных лиц,  а
также от поступления оплаты за обучение.Учебный центр может заниматься
коммерческой  деятельностью,организуя  продажу  выращенной продукции и
поделок,выполненных слушателями,  а также образуя платные  клубы,круж-
ки,секции,спецкурсы  и малые предприятия услуг населению,  изыскатель-
ские, научно-исследовательские работы по различным направлениям.
     Учебный центр в рамках своей компетенции, своих прав и обязаннос-
тей,  определяемых  Уставом,самостоятелльно  планирует  свою  деятель-
ность,от  своего  имени  заключает договора,совершает в соответствии с
законодательством гражданско-правовые сделки с юридическими и физичес-
кими лицами, в том числе трудовые соглашения, контракты, договора под-
ряда совместной  деятельности,купли-продажи,аренды,  мены,перевозки  и
другое,не противоречащее Уставу.
     Реализует свои работы,услуги,продукцию по ценам и тарифам,  уста-
новленным  самостоятельно  и на договорной основе,осуществляет расчеты
по своим обязательствам (по любым видам договора) с юридическими лица-
ми  как в безналичном расчете через учреждения банка,  так и наличными
деньгами в установленном порядке.
     Финансово-хозяйственная деятельность   структурных  подразделений
Учебного центра регламентируется Уставами этих структурных подразделе-
ний.
     Учебный центр ведет бухгалтерский учет,представляет установленную
отчетность в вышестоящие организации и контролирует ведение документа-
ции по школе  сельскохозяйственного  направления,сельскохозяйственному
колледжу,высшим  сельскохозяйственным курсам и школе подготовки абиту-
риентов в ВУЗы и ССУЗы.
     Деятельность Учебного  центра регламентируется следующими локаль-
ными актами:
     -Положением об Учебном сельскохозяйственном центре;
     -Уставом и Уставами структурных подразделений:школы,колледжа,высших
курсов;
     -Правилами внутреннего распорядка;
     -Положением о должностных обязанностях работников;
     -Положением об охране труда и технике безопасности;
     -Положением о Совете Учебного центра и планом его работы;
     -Планами учебно-воспитательного  процесса,перспективными  планами
развития, а также планами внутреннего контроля Учебного центра.
     Реорганизация и ликвидация Учебного центра осуществляется на  ос-
новании статьи 34 Закона Российской Федерации об образовании.
     Таковы главные ориентиры Астраханского областного Учебного  цент-
ра,вытекающие из Закона Российской Федерации об образовании и учитыва-
ющие современную ситуацию в стране,которой успешно работает с 1991 го-
да.
     В результате проведенного нами исследования по указанной проблеме
решены,  на  наш взгляд,актуальные теоретические и практические задачи
подготовки кадров сельхозработников с учетом  социально-экономического
развития Нижнего Поволжья на основе интеграции общего и профессиональ-
ного образования во вновь созданных УЦ,определены некоторые  направле-
ния дальнейших исследований и практическая значимость новых форм обра-
зовательных учреждений.
      В соответствии с результатами  исследования  нам  представляется
целесообразным сформулировать некоторые предварительные выводы:
      1. Обоснование целесоoбразности функционирования и развития  УЦ,
с  научной  и практической точек зрения,  позволяет нам утверждать,что
новая форма перспективна и имеет ряд преимушеств перед традиционными.
      2. Данная форма общего и профессионального образования соответс-
твует требованиям Закона РФ "Об образовании", является одним из важных
направлений реформы по обновлению содержания обучения. Установлено,что
интеграция обучения в период новых рыночных отношений является  неотъ-
емлемой чертой современной системы образования,  более того-устойчивой
тенденцией развития новых форм общего и профессионального образования,
повышения профессионального уровня будущих сельскохозяйственных кадров
специалистов;
      3. Интеграция  общего  и  профессионального образования-это сов-
местное, согласованное использование потенциала общеообразовательных и
профессиональных  учреждений и производственных предприятий,  располо-
женных в сельской местности.  При этом данная  форма  образовательного
учреждения охватывает широкий спектр различных направлений по обновле-
нию содержания обучения и воспитания кадров специалистов.
      В качестве  направлений  интеграции  нашли  практическое внедре-
ние:непрерывное образование,кадровый заказ на  дополнительную  потреб-
ность  в  специалистах;  разработка комплекса учебных дисциплин,форм и
методов обучения.
      4. Новая форма образования строится не на пустом месте,а базиру-
ется на имеющихся государственных учебных заведениях,естественно, сов-
местно с учебноматериальной базой, кадрами преподавателей и учебно-ме-
тодической литературой, которая предполагает значительное обновление с
учетом конкретной специфики сельскохозяйственного производства и соци-
альных потребностей сел Нижнего Поволжья.  При  этом  мы  подчеркиваем
возможность ее распространения на другие регионы Российской Федерации.
      5. Наличие подобных учебных центров в сельской местности  обога-
щает  инфраструктуру  современного села,делает ее более жизнестойкой и
позволяет молодому человеку безболезненно адаптироваться к  новым  ры-
ночным отношениям в соответствии с проводимыми правительством реформа-
ми.