[Prev][Next][Index][Thread]
Т.В.Воронцова ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ВОРОНЦОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА,
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗО -
ВАНИЯ.
Исследование проблем социально-экономического и психолого-педаго-
гического обоснования подготовки сельскохозяйственных работников в
современных условиях является актуальным по ряду обстоятельств:
-качество и уровень профессионализма сегодня требуют существенно-
го улучшения в соответствии с новыми рыночными отношениями;
-разработка содержания обучения и воспитания кадров специалистов
соответствующего профиля занимала и занимает ведущее место в направле-
нии углубления на уровне общеобразовательной школы профильного обуче-
ния;
-проблема теоретического обобщения интеграции содержания обуче-
ния,уровня науки и производства постоянно беспокоит организаторов под-
готовки кадров и непосредственно сельскохозяйственного производства;
-обобщение новых форм общего и профессионального образования в
современной России, ориентированного на подготовку кадров для сельско-
хозяйственного производства, имеет весьма важное практическое значение
для определения перспектив обновления содержания обучения и воспитания
молодежи. Наше исследование, в соответствии с указанными целями,пред-
полагает остановить внимание прежде всего на учебных научно-производс-
твенных центрах,которые зарекомендовали себя с положительной стороны.
Новые формы общего и профессионального образования в России под-
готовки сельхозработников предусматривают прежде всего согласованное
использование потенциала общеобразовательных и высших учебных заведе-
ний , а также сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений
и производственных предприятий во взаимных интересах,и,в первую оче-
редь, для современного сельскохозяйственного производства. Прежде все-
го это внедрение научных разработок,повышение квалификации кадров спе-
циалистов, информационное обеспечение заинтересованных участников.
Учебно-научные-производственные центры в настоящее время пережи-
вают соответствующий этап развития и углубления содержания общего и
профессионального образования.
Пространство общего и профессионального образования определяется
нами как система подготовки кадров специалистов для села, предоставля-
ющая будущим специалистам,независимо от национальной или государствен-
ной принадлежности,возможности и условия для профессиональной подго-
товки в соответствии с потребностями сельскозяйственного производства.
В условиях новых рыночных отношений, бурной политической и экономичес-
кой жизни пространство общего и профессионального образования создает
определенные социальные гарантии будущему специалисту в том,что при
территориальных перемещениях молодого человека он обладает необходимы-
ми знаниями по начальной и основной школам. Общее профессиональное об-
разование в условиях учебно-научного производственного центра предус-
матривает и органическое сочетание обуения с производственной практи-
кой соответствующего профиля; от такого соединения существенно зависит
и форма его реализации.
Исследование свидетельствует о том, что УНПЦ как форма образова-
ния имеет многочисленные варианты для подготовки кадров специалистов
для сельскохозяйственного производства. Нами рассматривается интегра-
ция общего и профессионального образования как новая форма подготовки
сельхозкадров: через учебно-научные-производственные центры; интегра-
ция систем общего и профессионального образования;связь с высшими
учебными заведениями; связь с непосредственным производством; совмест-
ные коллективы ученых,учителей, учащихся и специалистов сельскохозяйс-
твенного производства. Каждое из этих звеньев, в свою очередь, имеет
свои особенности в зависимости от профиля производства. В то же время
каждое из этих звеньев имеет и общие черты , которые позволяют в итоге
осуществлять целенаправленную подготовку кадров.
Под формой Учебного центра (УЦ) нами понимается такая система об-
щего и профессионального образования, при которой органически сочета-
ется обучение с производительным трудом учащихся на производстве по
избранной специальности. При этом производительный труд учащихся функ-
ционально направлен и на творческое поисковое отношение к повышению
производительности труда. В отличие от учебно-воспитательных комплек-
сов,на наш взгляд, здесь учащиеся участвуют в производительном труде
продолжительное время (шесть часов в неделю). При этом нами понимает-
ся, что по содержанию производительный труд учащихся существенно отли-
чается от традиционной производственной практики его рациональностью и
эффективностью.
Учебный центр - это более глубокая интеграция общего среднего и
профильного образования с сельскохозяйственным производством. Интегра-
ция охватывает, о чем свидетельствует наше исследование, многие сторо-
ны жизнедеятельности молодого человека: учебную, поисковую,хозяйствен-
ную, социально-экономическую и психолого-педагогическую.
Учебный центр в содержании общего и профессионального обучения
реализует различные внутренние связи, интегрирующие обучение, воспита-
ние и профессиональную подготовку.
Идея интеграции обучения с производительным трудом учащихся была
реализована в Сандерландском техническом колледже (Великобретания) в
1903 году. В нашей стране интеграция обучения с производительным тру-
дом учащихся была реализована А.С.Макаренко. В 60-е годы попытка ре-
шить данный вопрос "сверху" не принесла желаемых результатов, в насто-
ящее время наше исследование ориентировано на обобщение опыта работы
УЦ по подготовке сельхозработников.
Неудачный опыт массовой организации производственной практики
старшеклассников в семидесятые годы автоматически переносился на уро-
вень и качество подготовки кадров для сельскохозяйственного производс-
тва. Настороженное отношение Минпроса СССР к трудовому обучению усили-
ло профанацию трудовой подготовки и профессиональной ориентации.
Исследуя новые формы общего и профессионального образования в
России, мы исходили из слабости организационной работы по созданию УЦ
в территориях Российской Федерации (отсутствие учебных планов ,прог-
рамм, учебных пособий, соответствующего государственного финансирова-
ния,подготовленных высококвалифицированных кадров преподавателей и
др.).Таким образом, слабость организационной работы связанно предопре-
деляет слабость учебно-методической работы (экономической необоснован-
ностью и отсутствием заинтересованных специалистов). Кроме того, необ-
ходимо иметь в виду , что со стороны руководства ведомств и министерс-
тв новые формы общего и профессионального образования не нашли должной
поддержки.
Наше исследование нацелено прежде всего на поиск эффективных форм
общего и профессионального образования , так как целевых исследований
по данной проблеме мы не обнаружили,что, естественно, налагает ответс-
твенность на обоснование необходимости развития учебно-научно-произ-
водственных центров, исходя из регионального опыта Нижнего Поволжья.
Изучение опыта учебных заведений Нижнего Поволжья позволяет отме-
тить, что изменения в структуре общего среднего образования, вызванные
переменами,происходящими в обществе, и закрепленные в Законе Российс-
кой Федерации "Об образовании", согласно которому установлено право
каждого гражданина России получить основное общее образование,может
осуществляться различными путями , в том числе в учебных центрах, где
учащиеся наряду с общим базовым образованием получают профессиональную
соответствующую подготовку. Дальнейшее образование и получение профес-
сии может осуществляться различными путями, выбранными самими учащими-
ся, с учетом личных интересов и склонностей.
При этом важно подчеркнуть,о чем свидетельствует имеющийся
опыт,необходимость повышения качества образования в общеобразователь-
ном и профессиональном планах, а также ориентацию обучения на индиви-
дуальные запросы учащихся в соответствии с выбранной сельскохозяйс-
твенной профессией.
Появление и рост числа учебных заведений нового типа (УЦ),которые
наряду с общими целями базового образования ставят и профессиональную
подготовку своих выпускников, обязывают ученых,практиков,организаторов
системы образования больше внимания уделять структуре,формам,методам,
новому содержанию обучения.
Специфика УЦ связана с тем, что в данном учебном заведении больше
внимания уделяется интеграции общего и профессионального образования,
когда необходима постоянная опора изучаемых общеобразовательных пред-
метов на профили сельскохозяйственного производства, что требует,с од-
ной стороны, четкого определения объема базовых знаний, а с другой
стороны - обеспечения должной преемственности с профессиональной под-
готовкой. При этом,естественно, должны учитываться и возможности пере-
мены профиля как в пределах УЦ,так и за его пределами, вызванные как
социальными , так и личными проблемами учащихся.
Взаимосвязь общего и профессионального образования может быть
обеспечена, о чем свидетельствует наше исследование, комплексом дидак-
тических мер, в число которых входят:
-достижение всеми учащимися необходимого, четко очерченного уров-
ня общего и профессионального образования, определенного государствен-
ным стандартом образования;
-обеспечение возможностей каждому учащемуся основной общей подго-
товки, необходимой для поступления в другие учебные заведения по выб-
ранному профилю ( в том числе и через систему внеклассных,внешкольных
и самостоятельных занятий);
-психолого-педагогические исследования склонностей и способностей
каждого ученика основной общей школы, уровня его общего и профессио-
нального образования с учетом общего развития,с выдачей соответствую-
щих рекомендаций каждому выпускнику базовой школы;
-выделение "ядра" в курсах общеобразовательных предметов и про-
фессионально ориентированных курсах,широкое использование блочного
принципа построения учебного процесса (разделы, обязательные для изу-
чения,по выбору,для индивидуальных занятий по соответствующему профилю
сельскохозяйственных профессий);
-конкурсный прием для профессионального обучения по оценкам сви-
детельства об окончании базовой (основной) школы с индивидуальными ре-
комендациями специалистов для получения соответствующей специальности;
-функционирование УЦ,определяющего содержание и методы профессио-
нальной подготовки, оптимальные для данной формы обучения.
В связи с изложенным,мы ставили перед собой задачи по интеграции
общего и профессионального образования:
-разработка принципов отбора содержания обучения (общего и про-
фессиоонального ) ,обеспечивающих достижение основных целей обучения;
-уточнение и конкретизация общего и профессионального образования
в условиях УЦ, их детализация в плане наиболее полного использования
гуманитарного потенциала данного центра;
-разработка единой программы по горизонтали и по вертикали (1-11
классы) общего и профессионального образования;
-разработка новых видов учебно-методических пособий для общего и
профессионального образования, в том числе нового диагностического ап-
парата для определения уровня общей и профессиональной подготовки уча-
щихся;
-разработка системы управления непрерывным образованием на селе.
Анализ работы УЦ свидетельствует о том,что авторами при создании
центра был использован опыт отечественной и зарубежной педагогики,тре-
бования к общему и профессиональному образованию. Вместе с тем,недос-
таточный опыт организации подобных учебных заведений в России в совре-
менных условиях,требует более детальных и глубоких исследований ука-
занной проблематики.
История развития учебных центров, их функционирование позволяют
нам дать более принципиальную оценку, выявить факторы, которые либо
способствовали,либо тормозили потенциальные возможности данного типа
учебных заведений в сопоставлении с другими типами учебных заведений
общего и профессионального образования в России по подготовке кадров
сельскохозяйственных работников.
К объективным факторам можно отнести:
- наличие и совершенство нормативных документов,определяющих сис-
темы (законы, постановления правительства,пожелания об УЦ,принятые
соответствующими министерствами и ведомствами);
-отношения директивных органов к системе обучения и профессиональ-
ной подготовки кадров специалистов (положительное,нейтральное,негатив-
ное);
- степень разработанности психолого-педагогических основ интегри-
рованных систем обучения;
-место расположения УЦ или среда обитания (академическая,город или
село ).
Субъективные факторы:
- степень понимания руководством учредителей важности и необходи-
мости УЦ для успешного функционирования и развития из производства -
это главный, на наш взгляд, фактор;
- уровень руководства УЦ, наличие энтузиастов новой формы общего и
профессионального образования;
- вид сельскохозяйственного производства и его технический уровень
развития;
- стартовое состояние материально-технической и учебно-методичес-
кой базы центра.
Объективные факторы были одинаковыми, о чем свидетельствует наше
исследование, для большинства подобных центров, в то время как субъек-
тивные влияли на уровень и темпы их развития, а для двух из десяти, на
наш взгляд, приводили к прекрашению функционирования подобных учебных
заведений. Объективные факторы 70-х- середины 80-х годов для системы
УЦ в целом были неблагоприятными. На развитие учебно-материальной базы
из Госбюджета Минпроса СССР выделялись незначительные суммы.Все было
отдано на откуп базовым хозяйствам. Базовые хозяйства, в свою очередь,
опутанные ведомственными инструкциями, также не могли постоянно и в
системе выделять необходимые средства на развитие учебных заведений.
Хотя субъективные факторы были не благоприятны для регионов Рос-
сии в эти годы, благодаря энтузиастам, в педагогике рождались новые
типы учебных заведений различных направлений (УВК,УПЦ, завод-вуз и
т.д.).
Изменения политического климата в стране, расширение гласности и
демократии создали более благоприятные условия для развития системы
образования (многообразие форм,типов учебных заведений -лицеи,гимна-
зии,колледжи,центры и т.д.).Региональным и местным органам управления
образованием были предоставлены широкие права и возможности в поиске
новых форм,методов, средств и содержания общего и профессионального
образования.
Проблемы комплексного развития многоотраслевого сельскохозяйс-
твенного производства в районах Нижнего Поволжья потребовали соответс-
твующего возрастающего обеспечения кадрами специалистов, в связи с чем
исследование проблемы общего и профессионального образования,подготов-
ки сельскохозяйственных кадров приобретает весьма важное социаль-
но-экономическое значение.
С этих позиций, предлагаемая нами концепция Учебного сельскохо-
зяйственного центра (опыт работы с 1991 года подобного центра имеется
в с.Соленое Займище Астраханской области) является современной и акту-
альной.
Учебный центр представляет собой качественно новую форму подго-
товки высококвалифицированных работников и специалистов для сельского
хозяйства.
Его главными задачами являются:
- формирование общей культуры обучающихся;
- самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
- соблюдение закона о правах детей, принятого ООН;
- предоставление учащимся оптимальных возможностей для получения
широкого общего образования;
- подготовка специалистов по массовым профессиям сельскохозяйс-
твенного производства,фермеров-арендаторов и менеджеров в области
сельского хозяйства;
-овладение двумя иностранными (немецкий,английский) языками, а
также навыками в области механизированной обработки информации;
-получение прибыли от практической деятельности Учебного центра
для дальнейшего развития материально-технической и социальной базы.
В структуру Учебного центра включаются следующие подразделения:
- I СТУПЕНЬ: школа сельскохозяйственного направления- дает уча-
щимся основное общее и среднее (полное) общее образование и осущест-
вляет подготовку детей по массовым профессиям сельскохозяйственного
производства.
-II СТУПЕНЬ: сельскохозяйственный колледж-готовит фермеров-арен-
даторов со знанием сельскохозяйственного производства (агрономии,зоо-
технии,механизации) экономики и иностранных (немецкий,английский )
языков.
- III СТУПЕНЬ:высшие сельскохозяйственные курсы- готовят менедже-
ров в области производства и экономики.
- Школа подготовки абитуриентов в высшие и средние специальные
учебные заведения с последующим их обучением в ВУЗах и средних специ-
альных учебных заведениях Российской Федерации на контрактной и дого-
ворной основе от Учебного центра.
- Детские сады,детские комбинаты. Готовят детей к обучению на 1
ступени сельскохозяйственной школы.
-Научно-методический отдел.
-Редакционный отдел.
-Производственный комплекс.
-Спортивно-оздоровительный комплекс.
-Административно-хозяйственный отдел.
Прием учащихся в Учебный центр проводится на основе индивидуаль-
ного,объективного и всестороннего отбора с учетом желания поступаю-
щих,а также результатов психолого-педагогического тестирования и тео-
ретической подготовки.
Конкурсный отбор и прием в классы сельскохозяйственной школы про-
водится после окончания детьми начальной общеобразовательной школы
(2-4 классы), в колледж после окончания сельскохозяйственной школы,а
на высшие сельскохозяйственные курсы после окончания колледжа, прием-
ной комиссией в составе: руководителя учебного подразделения,препода-
вателей, представителей общественности и базового хозяйства.
Результаты приема в сельскохозяйственную школу (колледж,высшие
сельскохозяйственные курсы) объявляются приказом директора (ректора).
Аттестация обучающихся в школе,колледже и высших сельскохозяйс-
твенных курсах проводится в форме зачетов,семестровых переводных и вы-
пускных экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ. Учащиеся ( слу-
шатели ),имеющие неудовлетворительные оценки по результатам аттеста-
ции,отчисляются из Учебного центра.
Права и обязанности, поощрения и наказания учащихся ( слушателей)
определяются Уставами структурных подразделений.
Содержание обучения в Учебном центре определяется учебными плана-
ми и программами,рекомендованными и утвержденными Министерствами обра-
зования и сельского хозяйства Российской Федерации, АПК и департамен-
том образования области. Исходными для определения содержания профес-
сионального обучения являются квалификационные характеристики, в кото-
рых изложены основные требования к знаниям и умениям соответствующих
специалистов.
Организация учебного процесса в структурных подразделениях Учеб-
ного центра регулируется Уставами и учебными планами этих подразделе-
ний.
В школе сельскохозяйственного направления дети обучаются в тече-
ние семи лет с 5 по 11 классы и по окончании получают аттестат о сред-
нем образовании,а также документы,подтверждающие профессиональную под-
готовку рабочих и служащих в соответствии с требованиями в сельскохо-
зяйственном производстве.
В сельскохозяйственном колледже слушатели обучаются в течение
двух лет, повышая свой уровень подготовки в агрономии,зоотехнии,меха-
низации сельского хозяйства, технологии переработки сельскохозяйствен-
ной продукции, экономике сельского хозяйства и иностранных языках, а
также использовании вычислительной техники в сельском хозяйстве.
По окончании колледжа выпускникам выдается свидетельство,согласно
государственным образовательным стандартам,дающее право работы ферме-
ром и организации фермерских (крестьянских ) хозяйств, а также предс-
тавляется возможность:
-поступления на высшие сельскохозяйственные курсы при Учебном
центре;
- поступления в ВУЗы,имеющие специальности сельскохозяйственного
профиля.
На высших сельскохозяйственных курсах слушатели проходят обучение
в течение двух лет и получают знания по основам Российского законода-
тельства,автоматизации сельского хозяйства, бухгалтерскому учету, ста-
тистике и экономике сельского хозяйства,маркетингу и менеджменту,а
также в области информационных технологий.
По окончании высших сельскохозяйственных курсов выпускник получа-
ет диплом (сертификат), дающий право работы в качестве менеджера на
сельскохозяйственных предприятиях,занятия научной деятельностью в об-
ласти сельского хозяйства или организации самостоятельного бизнеса.
Основой учебного процесса в Учебном центре являются уроки, лек-
ции,семинары,практические и лабораторные работы,консультации,экскур-
сии,коллоквиумы,практические занятия в лабораториях и на опытных
участках, в учебных и ремонтных мастерских. Учебная и производственная
практика проводится на рабочих местах базовых хозяйств и научных заве-
дений.
Наполняемость класса (учебной группы) -15 человек. Практические и
языковые занятия проводятся по подгруппам численностью до 8 человек.
Учебный год в учебном центре начинается 1 сентября и заканчивает-
ся не позднее 1 июля в учебных подразделениях I и II ступени и 1 авгус-
та в учебном подразделении III ступени.
Общее руководство Учебным центром осуществляется Советом Учебного
центра, избираемым на общем собрании коллектива Учебного центра и
включающем представителей структурных подразделений и учащихся (слуша-
телей).
В компетенцию инженерно-педагогических кадров входит:
-назначение директора Учебного центра;
-участие;
-в формировании и реорганизации структуры Учебного центра,разра-
ботке,утверждении учебных планов и программ общеобразовательного, об-
щетехнического и профессионального направлений;
-прогнозирование развития Учебного центра;
-формирование материально-технической и социальной базы Учебного
центра;
-выделение из бюджетов целевых субсидий на нужды развития Учебного
центра;
-контроль исполнения Учебным центром его Устава и законодательст-
ва Российской Федерации в области образования.
Штатное расписание Учебного центра составляется администрацией и
утверждается департаментом образования области,включая в себя руко-
водство,педагогические коллективы и обслуживающий персонал всех трех
звеньев Учебного центра: школы,колледжа,курсов,а также сотрудников на-
учно- методического, редакционного и административно-хозяйственного
отделов,производственного и спортивно-оздоровительного комплексов.
Руководство Учебным центром осуществляется директором, который
несет полную ответственность за результаты работы Учебного центра пе-
ред департаментом образования,родителями и учащимися,представляет
Учебный центр во всех органах, учреждениях и предприятиях, заключает
договора, является распорядителем кредитов,организует весь учебно-вос-
питательный процесс и координирует работу школы сельскохозяйственного
направления,сельскохозяйственного колледжа,высших сельскохозяйственных
курсов,осуществляет прием на работу и увольнение рабочих и служа-
щих,делает представление в вышестоящие организации о назначении на
должность директора(ректора) школы, колледжа, высших курсов, устанав-
ливает круг обязанностей работников Учебного центра,отчитывается о ра-
боте Учебного центра перед вышестоящими организациями.
Права и обязанности работников структурных подразделений центра
регламентируются Уставами этих подразделений.
Учебный центр является хозрасчетной организацией, имеет расчетный
счет в банке.Финансирование Учебного центра осуществляется за счет
госбюджета,доходов от производственной деятельности слушателей, добро-
вольных взносов,пожертвований отдельных организаций и частных лиц, а
также от поступления оплаты за обучение.Учебный центр может заниматься
коммерческой деятельностью,организуя продажу выращенной продукции и
поделок,выполненных слушателями, а также образуя платные клубы,круж-
ки,секции,спецкурсы и малые предприятия услуг населению, изыскатель-
ские, научно-исследовательские работы по различным направлениям.
Учебный центр в рамках своей компетенции, своих прав и обязаннос-
тей, определяемых Уставом,самостоятелльно планирует свою деятель-
ность,от своего имени заключает договора,совершает в соответствии с
законодательством гражданско-правовые сделки с юридическими и физичес-
кими лицами, в том числе трудовые соглашения, контракты, договора под-
ряда совместной деятельности,купли-продажи,аренды, мены,перевозки и
другое,не противоречащее Уставу.
Реализует свои работы,услуги,продукцию по ценам и тарифам, уста-
новленным самостоятельно и на договорной основе,осуществляет расчеты
по своим обязательствам (по любым видам договора) с юридическими лица-
ми как в безналичном расчете через учреждения банка, так и наличными
деньгами в установленном порядке.
Финансово-хозяйственная деятельность структурных подразделений
Учебного центра регламентируется Уставами этих структурных подразделе-
ний.
Учебный центр ведет бухгалтерский учет,представляет установленную
отчетность в вышестоящие организации и контролирует ведение документа-
ции по школе сельскохозяйственного направления,сельскохозяйственному
колледжу,высшим сельскохозяйственным курсам и школе подготовки абиту-
риентов в ВУЗы и ССУЗы.
Деятельность Учебного центра регламентируется следующими локаль-
ными актами:
-Положением об Учебном сельскохозяйственном центре;
-Уставом и Уставами структурных подразделений:школы,колледжа,высших
курсов;
-Правилами внутреннего распорядка;
-Положением о должностных обязанностях работников;
-Положением об охране труда и технике безопасности;
-Положением о Совете Учебного центра и планом его работы;
-Планами учебно-воспитательного процесса,перспективными планами
развития, а также планами внутреннего контроля Учебного центра.
Реорганизация и ликвидация Учебного центра осуществляется на ос-
новании статьи 34 Закона Российской Федерации об образовании.
Таковы главные ориентиры Астраханского областного Учебного цент-
ра,вытекающие из Закона Российской Федерации об образовании и учитыва-
ющие современную ситуацию в стране,которой успешно работает с 1991 го-
да.
В результате проведенного нами исследования по указанной проблеме
решены, на наш взгляд,актуальные теоретические и практические задачи
подготовки кадров сельхозработников с учетом социально-экономического
развития Нижнего Поволжья на основе интеграции общего и профессиональ-
ного образования во вновь созданных УЦ,определены некоторые направле-
ния дальнейших исследований и практическая значимость новых форм обра-
зовательных учреждений.
В соответствии с результатами исследования нам представляется
целесообразным сформулировать некоторые предварительные выводы:
1. Обоснование целесоoбразности функционирования и развития УЦ,
с научной и практической точек зрения, позволяет нам утверждать,что
новая форма перспективна и имеет ряд преимушеств перед традиционными.
2. Данная форма общего и профессионального образования соответс-
твует требованиям Закона РФ "Об образовании", является одним из важных
направлений реформы по обновлению содержания обучения. Установлено,что
интеграция обучения в период новых рыночных отношений является неотъ-
емлемой чертой современной системы образования, более того-устойчивой
тенденцией развития новых форм общего и профессионального образования,
повышения профессионального уровня будущих сельскохозяйственных кадров
специалистов;
3. Интеграция общего и профессионального образования-это сов-
местное, согласованное использование потенциала общеообразовательных и
профессиональных учреждений и производственных предприятий, располо-
женных в сельской местности. При этом данная форма образовательного
учреждения охватывает широкий спектр различных направлений по обновле-
нию содержания обучения и воспитания кадров специалистов.
В качестве направлений интеграции нашли практическое внедре-
ние:непрерывное образование,кадровый заказ на дополнительную потреб-
ность в специалистах; разработка комплекса учебных дисциплин,форм и
методов обучения.
4. Новая форма образования строится не на пустом месте,а базиру-
ется на имеющихся государственных учебных заведениях,естественно, сов-
местно с учебноматериальной базой, кадрами преподавателей и учебно-ме-
тодической литературой, которая предполагает значительное обновление с
учетом конкретной специфики сельскохозяйственного производства и соци-
альных потребностей сел Нижнего Поволжья. При этом мы подчеркиваем
возможность ее распространения на другие регионы Российской Федерации.
5. Наличие подобных учебных центров в сельской местности обога-
щает инфраструктуру современного села,делает ее более жизнестойкой и
позволяет молодому человеку безболезненно адаптироваться к новым ры-
ночным отношениям в соответствии с проводимыми правительством реформа-
ми.