[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]
Концепция Развития Зернового Рынка России.(Часть 2).
======================================================================================
ЗЕРНОВОЙ СОЮЗ
Концепция Развития Зернового Рынка России.
=====================================================================================
( Продолжение)
Мы специально начали с этих трех законодательных актов, т. к.
nmh напрямую связаны не с одной, а сразу с несколькими из
перечисленных выше мер. О других законодательных актах мы будем
говорить в рамках соответствующих пунктов.
2) Комплексная последовательная система льготного
налогообложения должна предусматривать достаточно быстрый переход от
практики государственных дотаций и льготных кредитов для
производителей и переработчиков зерна к практике их льготного
налогообложения. Учитывая тяжелое финансовое положение этих субъектов
зернового рынка, необходимо на начальном этапе сохранить
государственные дотации и льготные кредиты при одновременном введении
льготного налогообложения, но уже на следующем этапе существенно
сократить дотации и льготное кредитование. Все эти меры следует
провести путем принятия соответствующего постановления Правительства
и заблаговременно поставить в известность производителей и
переработчиков зерна. Льготное налогообложение должно предусматривать
полную отмену налогообложения средств, идущих на развитие
производства, увеличение производственных мощностей, внедрение новых
технологий и создание новых рабочих мест, в том числе и вкладываемых
сторонними инвесторами и кредиторами. Следует также отменить все
налоги на ввозимое в страну новое оборудование, не имеющее
отечественных аналогов.
Кроме этого постановлением Правительства дополнительные
временные налоговые льготы (на 2-3 года) должны быть установлены для
вновь создаваемых предприятий по производству и переработке зерна и
для уже работающих предприятий, но производящих капитальную
реконструкцию производственных мощностей.
В то же время налоговые льготы не должны распространяться на
доходы, получаемые от операций, связанных с залогом и продажей земли
и другого имущества предприятий.
3) Протекционистские меры должны с одной стороны обеспечить
доходность производителей и переработчиков зерна, а с другой
стимулировать повышение эффективности труда этих производителей.
Учитывая слабую материально-техничес-кую базу отечественного
производителя, в ближайшие 2-3 года необходимо постановлением
Правительства увязать размер таможенных пошлин с уровнем
рентабельности отечественного производителя зерна и продуктов его
переработки. В последующие годы уровень таможенных пошлин должен быть
напрямую связан с уровнем производства соответствующего вида
продукции внутри страны. Следует также полностью отменить таможенные
пошлины на ввозимое в страну новое оборудование, не имеющее
nreweqrbemm{u аналогов. Важным элементом проводимой политики должно
быть неучастие государства в закупках продукции за рубежом.
4) Государственная поддержка банкам и инвестиционным компаниям,
биржам и оптовым рынкам, страховым компаниям, специализирующимся на
предоставлении соответствующих услуг субъектам зернового рынка должна
заключаться в:
- специально оговоренном в действующем законодательстве
упрощенном порядке регистрации и получения лицензий на
соответствующий вид деятельности;
- предоставлении законодательно закрепленного права проведения
операций по залогу и продаже земли.
Кроме этого отдельно для банков следует предусмотреть:
- пониженный уровень ставок обязательного резервированная
денежных средств в ЦБ России;
- государственные гарантии возврата достаточно большой части
вложенных средств, как в денежном выражении, так и путем передачи в
собственность соответствующей части имущества должника (включая
землю);
- выделение государственных кредитов на создание современной
электронной системы быстрых взаимных платежей между ними.
Одновременно необходимо повысить меру ответственности этих банков за задержку в
прохождении платежей.
А для бирж необходимо разработать законодательные акты по
налогообложению биржевых операций, учитывающие специфику рынка
фьючерсов и опционов.
5) Как уже отмечалось выше необходим скорейший переход от
системы дотаций и льготных кредитов к системе льготного
налогообложения. При этом дотации должны быть полностью исключены, а
льготные кредиты должны быть четко разделены на временные и
постоянные. Временные льготные кредиты могут вводиться на период не
более 2-х лет и только для тех видов продукции, спад производства
которых вызван неблагоприятной конъюнктурой рынка. На ближайшие два
года временные льготные кредиты должны сохраниться для создания сети
мелких высокопроизводительных предприятий по переработке зерна,
работающих на отечественных разработках, и для внедрения новых
технологий. Постоянные льготные кредиты должны сохраниться для
хозяйств, работающих над созданием высокопродуктивных семян, и для
субъектов смежных рынков, разрабатывающих и производящих новую
высокопроизводительную технику и новые высокопродуктивные типы
удобрений для производителей зерна и его переработчиков.
6) Механизм поставок в формируемые за счет государственных
средств федеральные и региональные продовольственные фонды должен
состоять из трех этапов. На первом из них должен быть определен
размер выделяемых на эти цели денежных средств, определяемый как
сложившимся на рынке уровнем цен на соответствующие виды продукции,
так и прогнозируемым уровнем цен, и объемом необходимых поставок. На
втором государственный заказчик, ответственный за формирование
продовольственного фонда, должен провести открытые конкурсы между
фирмами, работающими на зерновом рынке, на предоставление права
поставок в данный фонд. И на третьем этапе фирмы, выигравшие конкурсы
на федеральном или региональном уровне, должны своевременно получить
финансовые средства и организовать закупки зерна в федеральные или
региональные фонды на условиях конкурса. Государственный заказчик со
своей стороны должен осуществлять строгий контроль за использованием
средств, поставками и расходованием зерна, поставленного в
продовольственный фонд.
В качестве государственных заказчиков должны выступать созданные
для этих целей структурные подразделения в соответствующих органах
исполнительной власти. Проведение государственным заказчиком
самостоятельных коммерческих операций по закупкам продовольствия
должно быть запрещено.
7) Создание благоприятного инвестиционного климата должно
включать в себя:
- освобождение от налогов средств, направляемых инвесторами на
реконструкцию материально-технической базы, создание новых мощностей
и технологий, а также на создание новых рабочих мест;
- принятие законодательных актов, ограждающих инвестора от
административного произвола центральных и местных властей;
- приоритетное право инвестора на покупку имущества нерадивого
заемщика;
- освобождение от налогов и таможенных пошлин ввозимого из-за
рубежа нового оборудования, не имеющего отечественных аналогов;
- государственные гарантии для крупных инвесторов.
8) Программа широкой продажи нерентабельных предприятий должна
включать в себя:
- упрощенную процедуру признания банкротом предприятий регулярно
невозвращающих кредитные средства;
- проведение аукционов по продаже банкротов, на которых
предметом торга является инвестиционная цена, т. е. размер денежных
средств, которые покупатель готов вложить в покупаемое предприятие;
- приоритетное право покупки хозяйства или предприятия
кредиторами и отечественными фирмами, работающими на зерновом рынке;
- законодательно закрепленный механизм свободной купли-продажи
акций предприятий, ограждающий потенциального покупателя от произвола
властей и администрации предприятий.
9) Комплекс мер, стимулирующих создание крупных частных и
акционерных компаний, охватывающих всю цепочку движения зерна и
продуктов его переработки от производителя к потребителю, должен
включать в себя:
- отмену всех законодательных препятствий слиянию предприятий,
работающих на зерновом рынке;
- введение законодательно закрепленных правил торговли зерном и
продуктами его переработки, учитывающих специфику зернового рынка;
- упрощенный механизм передачи разорившихся предприятий в
хозяйственное ведение или собственность компаний, эффективно
работающих на смежных секторах зернового рынка;
- отмену налогов на средства новых владельцев предприятий,
идущих на погашение долга приобретенного или полученного в
хозяйственное ведение предприятия.
10) Последовательные антимонопольные меры должны включать в
себя:
- поддержку создаваемой производителями и торгово-закупочными
фирмами сети мелких и средних предприятий по переработке зерна;
- ограничение, по крайней мере в ближайшие два года, цен на
продукцию и услуги естественных монополий (МПС, производители
электроэнергии);
- выделение кредитов на перепрофилирование части предприятий ВПК
на производство современной сельхозтехники и льготное налогообложение
инвесторов, выделяющих льготные кредиты под эти цели;
- поддержку созданию конкурентной среды на рынке энергоносителей
и продуктов их переработки;
- поощрение кооперации производителей и переработчиков зерна;
- введение гибких дифференцированных таможенных пошлин на
вывозимые из России ГСМ.
11) Меры по поддержанию спроса должны заключаться в
перераспределении освободившихся в результате отмены дотаций и
льготных кредитов средств в пользу потребителей сельхозпродукции. Эти
меры включают в себя:
- социальную поддержку малоимущих слоев населения;
- комплексную программу развития рынка животноводства и
orhvebndqrb`;
Кроме этого необходимо поощрять развитие технологий более глубокой
переработки сельхозпродукции с целью получения продуктов переработки,
использующихся не только на рынках продовольствия, животноводства и
птицеводства.
12) Для создания современной информационной базы зернового рынка
требуется очень большой комплекс мер, который должен являться
предметом отдельного обсуждения. Однако центральное звено этой
системы - сбор статистической информации - должно быть в руках
государства. Поэтому целесообразно создание в рамках Минсельхозпрода
государственной статистической службы, занимающейся сбором и
публикацией (возможно платной) статистической информации в
соответствии с перечнем, разработанным с участием всех
заинтересованных субъектов зернового рынка.
И в заключение отметим, что эффективность предлагаемых мер будет
зависеть от уверенности всех субъектов зернового рынка в решимости
Правительства в претворении данной концепции в жизнь. Поэтому в ходе
ее реализации важно избежать отхода от принципиальных положений
концепции. Немаловажно также в ходе реализации мер государственной
поддержки организовать надлежащий контроль за их выполнением со
стороны соответствующих органов.