Информационно-Консультационная
Служба развития фермерства
350027
г.Краснодар
Пашковский сельскохозяйственный колледж
ул.Бершанской 220 к 66
т. 37-48-37

ЗНАНИЕ – ПРОИЗВОДСТВО - РЫНОК
Информационный бюллетень № 1

Январь 1998г.


Перед вами первый бюллетень информационно-консультационной службы (ИКС) развития фермерства. Служба создана в октябре 1997 года Центром гражданских инициатив и Департаментом кадровой политики и образования Минсельхозпрода РФ.

Деятельность службы направлена на

Информационный бюллетень будет издаваться ежемесячно. Многие его страницы осветят вопросы экологизации сельскохозяйственного производства. Сейчас уже очевидно, что интенсивное ведение сельского хозяйства, оказывающее мощное техногенное воздействие на окружающую среду, игнорирование природных закономерностей привело нас к экологическому кризису.

Мировое сообщество ищет пути выхода из создавшегося положения. Вот почему во всех развитых странах ширится международное движение за органическое земледелие (JFOAM). В России в настоящее время возникли благоприятные условия для внедрения органического ведения сельского хозяйства, т.к. из-за высокой стоимости средств химизации резко снизилось их использование. К тому же, как отмечает Российская компания “Эконива” – лидер в создании экологического рынка сельскохозяйственной продукции в России, “ постепенно формируется слой людей готовых приобретать экологические продукты питания. Причем это, как правило, не самые богатые люди, но имеющие высокий образовательный ценз. Другим важным потребителем продукции экологического земледелия становится система здравоохранения, индустрия детского и диетического питания.”

Основными принципами органического производства ( как изложено в IFOAM ) являются

1. Работать как можно больше внутри замкнутой системы и привлекать местные ресурсы.

2. Поддерживать долговременное плодородие почвы.

3. Избегать всех форм загрязнения окружающей среды, вызванных сельскохозяйственной деятельностью.

4. Производить доброкачественные продукты питания с высоким содержанием питательных веществ.

5. Свести к минимуму использование энергии ископаемых видов топлива в сельскохозяйственной практике.

6. Обеспечить сельскохозяйственным животным условия жизни, соответствующие их физиологическим потребностям, а также экологическим и гуманитарным принципам.

7. Предоставить возможность производителям сельскохозяйственной продукции зарабатывать средства к существованию своим трудом и развивать потенциальные способности.

8. Применять и разрабатывать соответствующую технологию, основанную на понимании биологических систем.

9. Пользоваться децентрализованными системами в процессе переработки, распределения и маркетинга продукции.

10. Поддерживать и охранять дикую природу и ее обитателей.

Конечно, ведение хозяйства на экологической основе требует дополнительных знаний, решения проблем новыми методами. И в этом служба развития фермерства будет оказывать помощь и поддержку. Ведь безусловно, фермер, производящий экологическую продукцию, не только создает надежную основу сохранения жизни и хорошее жизнеобеспечение для себя и своих детей, но вносит немалый вклад в оздоровление экологической обстановки на нашей земле.

По просьбе глав крестьянско-фермерских хозяйств предлагаем материалы о статусе КФХ, которые предоставил Минсельхозпрод РФ.

Новый статус фермера

До 1995г. крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) регистрировались как юридические лица. Соответственно на них распространялась система налогообложения, существовавшая в сельхозпредприятиях, за исключением льгот, предоставленных крестьянским хозяйствам.

Гражданский кодекс не относит КФХ к юридическим лицам. В связи с этим возникает много вопросов. Ответы на некоторые из них приведены ниже.

Каков статус КФХ по новому Гражданскому кодексу?

КФХ является особой формой предпринимательской деятельности граждан. Это автоматически ведет к признанию главы крестьянского хозяйства предпринимателем c момента регистрации КФХ.

Как зарегистрировать новое КФХ?

Для этого необходимо подать заявление в администрацию района по месту расположения земельного участка, выделенного для ведения КФХ. На основе заявления администрация издает распоряжение, в котором поручает зарегистрировать КФХ, утверждает его главу и список членов.

Могут ли КФХ, которые были созданы до 1995г. и зарегистрированы как юридические лица, сохранить свой статус?

Закон не предусматривает сроки принудительного изменения статуса КФХ. Однако следует учитывать, что если правовой статус не изменен, то налоговые органы признают КФХ юридическим лицом и производят налогообложение этого КФХ как юридического лица, хотя и имеющего определенные льготы. Вновь создаваемые КФХ не могут наделяться правами юридического лица.

Что надо сделать, чтобы привести статус КФХ, созданного до 1995г., в соответствие с Гражданским кодексом?

Написать в администрацию района заявление: “Прошу привести статус КФХ ____________________(наименование хозяйства) в соответствие с нормами ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации”.

В соответствии с Вашим заявлением районная администрация должна издать распоряжение, которым утверждает новый статус КФХ, его главу признает предпринимателем без образования юридического лица, а также поручает выдать свидетельство о госрегистрации КФХ с новым статусом.

На основании указанного решения Вам должны выписать новое свидетельство о государственной регистрации КФХ.

Изменение статуса КФХ не является ни ликвидацией, ни реорганизацией. Все права и обязанности КФХ как юридического лица переходят к КФХ с новым статусом. При этом не требуется изменений в кредитных и иных договорах, не нужно переоформлять автомашины, трактора и др. имущество, не нужно платить какие-либо налоги, связанные с изменением статуса.

Можно ли переоформить КФХ, в коммерческую организацию?

Членами КФХ на базе имущества хозяйства могут быть созданы хозяйственное товарищество (полное товарищество и товарищество на вере) или производственный кооператив (ст.259 ГК РФ).Это сделать может быть целесообразно, если в КФХ входило много членов, не являющихся родственниками.

Какие отличия имеются в налогообложении КФХ как юридического лица и КФХ как формы предпринимательской деятельности граждан?

Такие отличия есть:

a) КФХ как юридическое лицо платило налог на добавленную стоимость, КФХ без образования юридического лица такой налог не платит;

б) КФХ как юридическое лицо платило в пенсионный фонд за наемных работников 20,6+1% фонда оплаты труда, т.е. пользовалось льготой, которая предоставлена сельхозпредприятиям. КФХ без образования юридического лица отчисляет в пенсионный фонд за наемных работников 28+1% от фонда оплаты труда, т.е. не имеют льгот, предоставленных сельхозпредприятиям.

Есть ли примеры регистрации КФХ или изменения их статуса в соответствии с изложенными выше положениями?

Да, такие примеры есть. По этой процедуре работают, например, в Нижегородской области.

Что делать, если районная администрация отказывается зарегистрировать изменение статуса КФХ?

Обратиться в суд.

Ю.И.Линин, Вице-президент АККОР;

В.Я.Узун, Аграрный институт РАСХН, д.э.н., профессор;

Е.В.Матигина, юрист;

Выступление Матигиной Е.В. - старшего юриста группы по проведению земельной реформы Департамента сельского хозяйства и земельной реформы Нижегородской области

“ О статусе крестьянского (фермерского) хозяйства ”

1.С введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации стало очевидно, что крестьянские (фермерские) хозяйства утрачивают статус юридического лица. Анализ статьи 23 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что КФХ относится к разновидности предпринимательской деятельности граждан. При этом регистрируется КФХ как таковое, и с момента его регистрации глава признается предпринимателем. На наш взгляд имеет значение то, что слово “индивидуальный” здесь отсутствует. Различие в определениях предпринимателя и индивидуального предпринимателя вполне оправдано. У индивидуального предпринимателя не предполагается какого-либо членства, в то время как крестьянское (фермерское) хозяйство - это не всегда только глава, но еще и члены. Не случайно в ст. 257 ГК, к которой отсылает ст.23 ГК, говорится: “Имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное”. В отличие от индивидуальных предпринимателей, которые обладают универсальной правоспособностью, КФХ - это специфическая форма предпринимательской деятельности граждан, связанная с работой на земле и производством сельскохозяйственной продукции.

По своим обязательствам КФХ отвечает всем своим имуществом. Однако, возникает вопрос: “Будут ли члены КФХ нести дополнительную ответственность при недостаточности этого имущества?” В законодательстве вопрос о субсидиарной ответственности главы и членов четко не освещен. В ст. 25 ГК сказано, что “требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание”.

Но поскольку глава КФХ не является индивидуальным предпринимателем, а признается предпринимателем , который может работать в КФХ как один, так и с членами, положения ст.25 ГК нельзя распространять на главу КФХ и его членов. И поскольку в законе прямо не определена субсидиарная ответственность главы и членов КФХ, то и распространять ее на них было бы неверно.

2. В связи с тем, что Гражданский Кодекс определил новый статус КФХ, возник вопрос о приведении в соответствии с этим статусом ранее созданных со статусом юридического лица крестьянских хозяйств. Прямо эта процедура законодательством не предусмотрена. Имеются лишь косвенные упоминания. Подобные пробелы в законодательстве привели к тому, что существуют несколько подходов к этой проблеме.

Первый подход - ликвидировать ранее созданное КФХ и создавать новое КФХ с новым статусом. Именно на этом варианте настаивают налоговые органы на местах. Но такой подход представляется не верным, так как не имеет законодательного обоснования. В статье 7 Федерального Закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” имеется косвенное указание на этот счет, а именно, говорится о том, что при регистрации изменений правового статуса КФХ в связи с приведением его в соответствие с нормами части первой Кодекса госпошлина не взимается. Как мы видим, есть прямое указание на приведение статуса в соответствие с законодательством и ничего не говорится о необходимости ликвидации хозяйства. Утверждение о необходимости ликвидации абсурдно еще и потому что ликвидация юридического лица без правопреемства в силу статьи 61 ГК РФ влечет его прекращение. В рассматриваемом же нами случае нет прекращения юридического лица, а происходит лишь изменение его статуса.

Второй подход - все действующие КФХ утрачивают статус юридического лица автоматически с момента введения в действие части первой ГК в силу того, что согласно ст. 4 Федерального Закона со дня введения в действие части первой ГК Законы и иные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса. Так как в части первой Кодекса не предусмотрено создание КФХ со статусом юридического лица, то норма закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, предусматривающая создание крестьянских хозяйств с таким статусом силу потеряла.

Однако, наряду с резонностью отдельных моментов такого подхода, в целом он представляется недостаточно обоснованным и практически невыполнимым. Налоговые органы продолжают считать созданные до 01.01.95г. КФХ юридическими лицами и подвергать их соответствующему юридическим лицам налогообложению. Статья 6 Федерального закона говорит о создании юридических лиц после опубликования части первой Кодекса, а что касается упорядочения механизма приведения в соответствие с Кодексом учредительных документов, то речь идет лишь о хозяйственных обществах и товариществах и ничего не говорится в этой связи о КФХ.

Лишь в статье 7 Федерального Закона упоминается о регистрации изменений их правового статуса. А поскольку для регистрации изменений необходимо обратиться с соответствующим заявлением в регистрирующий орган, обоснованным, на наш взгляд, является Третий подход, предусматривающий такой механизм: глава КФХ обращается с заявлением в регистрирующий орган о приведении статуса КФХ в соответствие с п.2 ст. 23 ГК. Регистрирующий орган, руководствуясь ст. 7 названного выше Федерального закона и ст. 23 ГК РФ, издает распоряжение об изменении статуса КФХ, признавая главу КФХ предпринимателем без образования юридического лица, перечисляя членов хозяйства, если они есть, и указывая о правопреемстве. Эти изменения должны быть зафиксированы в налоговых органах, пенсионном и других внебюджетных фондах. С момента регистрации изменений КФХ уже не является юридическим лицом и облагается налогами соответственно своему новому статусу.

В сложившейся практике уже есть прецеденты работы по такой процедуре, например, в Нижегородской области, тогда как примеров автоматического изменения статуса КФХ мы не знаем.

Мы готовы ответить на Ваши письма

350027 г. Краснодар ул. Бершанской 220

Пашковский сельскохозяйственный колледж

к. 66 ИКС

Гончаровой Алле Николаевне

Мы рады вашим звонкам

т. 37-48-37

Мы ждем вас каждую среду по указанному адресу.

Служба развития фермерства благодарит за оказанную поддержку и помощь Сергееева Виктора Васильевича, Щучкина Сергея Васильевича, Чижова Анатолия Ивановича, Крылова Вячеслава Анатольевича.

[Return to CCI Home Page]

[Return to Ag Initiative main page]

[Обратно на индекс публикаций]