№ 2-2, 1999 (апрель - июнь)

Тема

Коммерческое разведение страусов (Эму)

Содержание:

1. Общие сведения

  • Разведение эму складывается из следующих видов деятельности
  • Есть несколько направлений деятельности по разведению эму на коммерческой основе
  • Разведение эму дает следующие виды продукции
  • Законодательные основы

2. Рыночные основы

3. Производственные основы

  • Некоторые преимущества и недостатки различных стратегических подходов к разведению эму
  • Общие требования к коммерческому производству
  • Покупка племенных птиц
  • Разведение
  • Прединкубационный уход
  • Инкубационный период
  • Выводок
  • Выращивание цыплят
  • Профилактика болезней
  • Кормление
  • Вопросы, на которые следует дать ответ, прежде, чем начать производство эму

Коммерческое разведение страусов (Эму)

Общие сведения

Эму относится к семейству страусовых нелетающих птиц. Это - страусы, киви и некоторые другие птицы. У данных птиц отсутствуют общие предки.

 Эму происходит из Австралии. Взрослые особи достигают веса 75 килограммов и роста 170 - 190 сантиметров. В мире нет официальной статистики количества разводимых эму. Но примерные расчеты указывают на поголовье около 100000 птиц. Первоначально эму разводились для получения племенных птиц, и только в последнее время в мире наметилась тенденция к коммерческому разведению эму на мясо, кожу и масло.

Разведение эму складывается из следующих видов деятельности:

1. Племенное разведение, состоящее из откладки яиц матками и получения молодняка. В этом случае продаже подлежат как яйца, так и молодняк, подростковые птицы и взрослые особи на убой.

2. Откорм. В этом случае приобретается молодняк для последующего откорма и продажи взрослых птиц на бойню.

Есть несколько направлений деятельности по разведению эму на коммерческой основе:

 

Разведение эму дает следующие виды продукции:

В настоящее время проводятся исследования в направлении использования скорлупы эму для заживления ран, стимуляции роста и восстановления костной ткани.

Разведение эму больше направлено на получение жира, в то время как другие породы страусов - для получения мяса.

Эму имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными группами скота. Во-первых, эму легко адаптируются и могут содержаться на пустошах и прочих малопригодных угодьях. Во-вторых, эму не требуют особого ухода и тем самым становятся побочным, дополнительным производством. В-третьих, от производства эму можно получить несколько видов продукции.

Однако критическим фактором, влияющим на коммерческую целесообразность разведения эму, является традиционализм рынка в потреблении новых видов продукции: мяса, жира, пера и прочего. Для того чтобы разведение эму вышло на промышленную (коммерческую) основу отрасли необходимо:

Законодательные основы

В целом они сводятся к тому, чтобы мясо эму соответствовало государственным стандартам на мясную продукцию. В настоящее время нет отдельных законодательных актов, регулирующих отрасль производства эму.

Рыночные основы

Ключевыми основами рыночной стратегии для производителей эму являются:

 Начинающим п роизводителям эму следует учитывать характер непостоянности рынков сбыта. Из этого следует, что начинающим производителям следует провести детальное рыночное исследование относительно:

Большинство производителей эму продают живую птицу непосредственно на бойню. Цена в этом случае основывается на живом весе туши птицы.

По своим характеристикам мясо эму схоже с мясом других сельскохозяйственных. животных. Ниже приведена сравнительная таблица характеристик мяса различных видов животных, подготовленная НИИ питания в Порта ля Прайре, Манитоба, Канада.

Таблица №1

Сравнительные характеристики питательной ценности мяса различных видов животных.

На 100 грамм продукта

Энергетическая ценность, Ккал

Жирность, г

Холестерин, мг

Белок, г

Эму

106

2,4

54,7

20,4

Баранина

134

5,3

65

20,3

Говядина (вырезка)

130

4,4

61

21,2

Куриное мясо (розовое)

125

4,3

80

20,1

Свинина

147

6,8

65

20,2

 

Эму отправляются на бойню живым весом 45-50 килограммов. Масса туши, после удаления жира, составляет 19-20 килограммов.

Факторы, влияющие на качество мяса, следующие: порода птицы, программа кормления, технология содержания и ухода, технология переработки, упаковка, стратегия сбыта.

По мере развития рынков сбыта отдельные сегменты рынка начнут предъявлять особые требования к размеру туши.

Мясо эму охотно покупается:

Развитие внутренних (региональных) рынков сбыта потребуют особого внимания к создания общественного мнения, особенностей приготовления блюд из мяса эму, развития ассортимента и ценового разнообразия.

Начинающим производителям следует учитывать свои собственные возможности и возможности отрасли в целом в создании положительного имиджа продуктов эму.

Деятельность на рынке включает в себя следующее:

Отдельные производители уже достигли успеха в пропаганде суджука, сделанного из мяса эму.

Важным аспектом рыночной стратегии является акцент на диетических характеристиках мяса эму, а именно на низкое содержание жиров и холестерина. Рыночной стратегией может быть выбрано создание собственного круга потребителей и продажей мяса напрямую. Продажа целых туш в специальные магазины, рестораны, по заказу. Продажа птицы непосредственно дистрибьюторам и брокерам, работающим над развитием этого специфического рынка.

Производителям, которые занимаются сбытом своей продукции самостоятельно, необходимо учитывать:

Таким образом, начинающим производителям эму следует учитывать следующие рыночные факторы:

Производственные основы

Ключевыми факторами коммерческого разведения эму являются:

К сожалению, нет единых технологических рекомендаций по содержанию эму. Производителям рекомендуется самостоятельно решать наиболее целесообразные методы разведения эму для их конкретной ситуации.

В настоящее время нет специализированных комплексов по разведению эму. Производители самостоятельно решают вопросы с восстановлением рабочего поголовья, реализацией продукции, поисками рынков сбыта. Практика показала, что создание ассоциаций или кооперативов значительно облегчает решение многих производственных вопросов, но примеров создания ассоциаций производителей эму пока нет.

Коммерческое производство эму основано на получении птицы весом 45-50 килограммов. В идеале 40% живого веса приходится на товарное мясо, и 20% - товарный жир.

Некоторые преимущества и недостатки различных стратегических подходов к разведению эму

  1. Покупка яиц для последующей инкубации наиболее дешевая альтернатива, но значительно более рискованная, по причине высокой смертности цыплят. Более того, требуется больше времени для получения товарной птицы.
  2. Покупка цыплят более дорогое начало разведения эму, но значительно снижает потери в результате смертности и сроки выхода товарной птицы.
  3. Покупка подростков намного увеличивает затраты, но птицы остаются продуктивными в течение следующих двух лет.
  4. Покупка племенных птиц наиболее дорогостоящее начало, но дает возможность производителям начать товарное производство на следующий год.

Эму содержат парами в отдельных загонах с тем, чтобы обеспечить нормальное спаривание.

Общими требованиями к коммерческому производству являются:

Начинающим производителям рекомендуется внимательно следить за развитием науки в области разведения эму и адаптировать научные достижения в своих условиях.

Покупка племенных птиц

Племенные птицы должны быть протестированы на состояние здоровья и продуктивность. Дата рождения птицы имеет большое значение, поскольку дает возможность узнать начало откладки яиц и половую зрелость самцов. Начало яйценоскости у самок эму начинается на втором - третьем году жизни. Период скрещивания у эму проходит в период с декабря по апрель. Продуктивная яйценоскость продолжается в течение 20 лет.

Разведение.

Яйценоскость эму составляет 20-50 яиц за сезон. Фактически эму сносит 1 яйцо каждые три дня. Стандартным показателем является 85% вылупившихся цыплят. Организационные факторы, влияющие на показатели продуктивности, следующие: возраст самок (молодые самки несутся меньше, смертность цыплят выше, и цыплята значительно слабее); погодные условия, кормление и размер групп птиц.

Прединкубационный уход.

Производителям эму следует регулярно обследовать насест, собирать яйца, очищать их от грязи и помещать в инкубатор. Следует заранее определить использование собственного инкубатора или по договору. В случае использования инкубатора по договору яйца необходимо сохранить до размещения в инкубаторий. Производители, которые используют собственный инкубатор, должны знать весть процесс инкубирования и выведения цыплят.

Инкубационный период

Инкубатор обеспечивает нужный уровень температуры и влажности в процессе выведения цыплят. Он обеспечивает циркуляцию воздуха и равномерное переворачивание кладки. Все эти факторы влияют на показатели выводка. Инкубационный период длится 50-55 дней. Уход в это период включает в себя: наблюдение за развитием эмбриона, удаление мертвых яиц, обеспечение санитарных условий. Яйца эму трудно просвечивать. Рекомендуется отколупливать скорлупу или применять инфракрасную установку. При отсутствии достаточных навыков ухода за выводком целесообразно использовать инкубатор по договору.

Выводок

Инкубатории применяются для поддержания температуры и влажности воздуха на постоянном уровне. Уход заключается в ежедневном просвечивании яиц на предмет обнаружения проникновения цыпленка в воздушную оболочку. Процесс делится на две части. Первая часть заключается в проникновении цыпленка в воздушную оболочку, а вторая - в разбивании скорлупы яйца. При просвечивании яйца видно, проник цыпленок в воздушную оболочку или нет. Если цыпленок не может пробиться в воздушную оболочку, он задохнется. Просвечивание показывает, где находится цыпленок. При неправильном положении цыпленка он также может задохнуться. В этом случае необходимо вмешательство производителя. В случае, если цыпленок не может самостоятельно разбить скорлупу в течение 24-36 часов после проникновения в воздушную оболочку, ему следует помочь. После вылупливания цыплят оставляют в инкубатории на 24 часа для высыхания и последующего перемещения в брудер.

Выращивание цыплят

При выращивании цыплят уход заключается в обеспечении навеса (укрытия), кормления и прогулки. Цыплятам необходимо обеспечить теплое проветриваемое укрытие, соответствующее гигиеническим нормам. Выгул необходим для укрепления здоровья цыплят и предотвращения искривления конечностей.

Профилактика болезней

Критическим периодом разведения цыплят являются первые три месяца после появления на свет. В этот период необходимо обеспечить хорошие санитарные условия и адекватную профилактику заболеваний. Эму проявляют тенденцию к скрыванию заболеваний. Этот фактор важно учитывать при разработке профилактических мер и предотвращения смертности. Наиболее распространенные причины заболевания эму:

Профилактические меры включают в себя:

Кормление

Начинающим производителям не следует сбрасывать со счетов опыт комбикормовой промышленности, имеющей практику составления рационов для эму. Они могут помочь в составлении сбалансированного рациона для каждой группы птиц и обеспечить должное получение птицей микро и макро элементов. Кормление не должно быть избыточным и стимулировать слишком большую прибавку в весе. Чрезмерный рост может повлиять на искривление конечностей. Обычно рабочих птиц кормят в течение первых трех месяцев начальным рационом, а последующий период (до достижения птицей убойного веса) стандартным откормочным рационом. Продуктивных птиц кормят специально сбалансированным рационом перед началом периода скрещивания (шесть месяцев). В остальное время - стандартное кормление для поддержания физиологического состояния птицы.

На всех стадиях роста и развития эму необходимо достаточное количество чистой воды. Грубое зерно также необходимо включить в рацион по мере выпаса птицы на пастбищах.

Еще раз следует отметить, что, несмотря на отсутствие специальных рекомендаций по содержанию и разведению эму в России, стандартными требованиями являются:

Ключевыми факторами коммерческой эффективности производства являются:

К сожалению, какого-либо достоверного источника информации по себестоимости продукции эму в России нет. Однако Российской Сельской Информационной Сети удалось отыскать примерную смету расходов Канадских производителей. Тем не менее, эти затраты носят сильно условный характер и требуют пристального рассмотрения при планировании собственного дела. Мы лишь можем порекомендовать изучить зарубежный опыт и современные исследования в области разведения эму и провести собственный расчет себестоимости продукции. Мы будем признательны за информацию относительно себестоимости производства эму и практические рекомендации.

Предлагаемая смета расходов Канадских фермеров базируется на разведении эму с нуля. Предполагаемые основы затрат следующие:

Эта смета лишь ориентировочная, тем более предназначенная для Канады. Тем не менее, она дает примерное представление о структуре затрат и пропорциональных соотношениях.

Таблица №2

Смета затрат для производства эму Постоянные издержки

Статья

Цена покупки

Срок эксплуатации, годы

Амортиза-ция, канадские доллары

Процентная ставка, канадские доллары

Земля, 5 га

15000

 

 

1200

Загоны (укрытия)

2400

20

120

96

Ограждение

5000

20

250

200

Вода и электроэнергия

1500

20

75

60

Итого

8900

 

445

 

Трэйлер

1500

10

150

60

Итого

1500

 

150

60

5 племенных пар эму

7500

20

 

600

Итого

32900

 

595

2216

Процентная ставка и альтернативные издержки на уровне 8%.

Таблица №3 показывает расчет себестоимость продукции и точки безубыточности.

Таблица №3

Затраты на основную деятельность

Количество

Кг/гол/день

Затраты на голову, канадские доллары

Общая величина, канадские доллары

Корма для взрослой группы птиц

10

1

250

2500

Кормление цыплят до 3-х месяцев

125

0,5

30

3750

Кормление цыплят от 3-х до 12-ти месяцев

120

0,5

80

9600

Итого на кормление

 

 

 

15850

Стоимость инкубатора и инкубатория по договору

 

 

 

3000

Ветеринарные услуги и медикаменты

 

 

 

400

Эксплуатация оборудования

 

 

 

1000

Общехозяйственные расходы

 

 

 

950

Коммерческие расходы

 

 

 

350

Стоимость % по краткосрочным займам

 

 

 

85

Итого

 

 

 

5785

Стоимость % по племенным птицам

 

 

 

600

Стоимость % на землю

 

 

 

1200

Амортизация

 

 

 

445

Стоимость % на оборудование

 

 

 

356

Страховки

 

 

 

150

Амортизация оборудования

 

 

 

150

Стоимость % на оборудование

 

 

 

60

Страхование оборудования

 

 

 

175

Итого постоянных издержек

 

 

 

3136

Всего

 

 

 

24771

 

Количество проданной
птицы, гол 120

Средний живой вес, кг 50

Средний убойный вес, кг 30

Цена за птицу
(точка безубыточности)
канадских долларов 206

Цена за кг убойного веса,
(точка безубыточности)
канадских доллара 1.03

Цена за кг живого
веса(кан. дол.) 1,72

 

Смета подразумевает, что цена на рынке будет как минимум 3,56 канадских долларов за килограмм живого веса. Статьи затрат и их величина носят условный характер и являются лишь ориентиром для производителей. Многие производители имеют возможность снижения этой сметы за счет:

В смете не учтена выручка от продажи пера и масла (жира, сала) эму. Хотя эта продукция может стать основной продукцией в будущем.

Важным и наиболее критическим элементом является прогноз денежного потока. Производителям рекомендуется быть готовым к ситуации дефицита денежных средств в период роста цыплят.

Финансирование коммерческого разведения эму - предмет для отдельного разговора. Банки наверняка увидят в этом деле высокую степень риска и потребуют детального анализа состояния рынка, убедительный производственный и бизнес планы, высокий уровень собственных вложений в предприятие, гарантию капиталовложений из собственных источников (семьи, друзей).

Важное место занимает детальный (скрупулезный) анализ затрат каждого этапа производства. Следует учитывать и то, что затраты и производственный процесс будут меняться по мере изменений на рынке.

 

Вопросы, на которые следует дать ответ, прежде, чем начать производство эму:

  1. Готовы ли Вы изучить всю возможную литературу по производству и сбыту продукции эму? Готовы ли вы установить контакты с производителями эму, посещать выставки и принимать участие в семинарах по выращиванию эму?
  2. Есть ли у Вас готовое решение, кому и как Вы будете продавать свою продукцию?
  3. Есть ли у Вас четкое представление о технологических требованиях и производственном процессе, связанных с эму?
  4. Есть ли у Вас четкое представление о необходимых маркетинговых мероприятиях, направленных на различные сегменты рынка?
  5. Готовы ли Вы нести дополнительную нагрузку, связанную с маркетингом своей продукции?

Есть ли у Вас четкое представление о необходимых ресурсах и источниках их приобретения?

на главную страницу "Вестника"
на главную страницу RIN