[Prev][Next][Index][Thread]

Федеральная программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ,
ИХ АССОЦИАЦИЙ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГГ.,
ПРОГНОЗ И КОНЦЕПЦИЯ ИХ РАЗВИТИЯ НА 1996-2005 Г.

1.ВВЕДЕНИЕ

     "Федеральная  программа   развития   крестьянских   (фермерских)
хозяйств, их ассоциаций и кооперативов на 1996-2000 гг."  разработана
в соответствии  с   поручением правительства  Российской федерации  N
ВЧ-П-22-П-327пр  от  29  ноября  1995   г.   и  является  дополнением
"Федеральной программы   стабилизации  и развития   агропромышленного
производства в Российской Федерации на 1996-2000 гг."
     Фермерский  сектор  в  сельском хозяйстве  начал складываться  с
1990 года и быстро расширялся  до  1994 года. Количество крестьянских
хозяйств к  июлю  1994  года достигло 285,7  тыс.,  площадь сельскохо
зяйственных угодий у них - 12 млн.га, в том  числе 7,9 млн. га  пашни
или 6 %  ее общей площади. Укреплялась материально-техни- ческая база
хозяйств,      расширялось      производство      различных     видов
сельскохозяйственной продукции. В  1995 году  фермеры произвели  4,7%
зерна, 12,3% подсолнечника, 3,8% сахарной  свеклы, 0,9% картофеля,  1
3% овощей, 1,5% мяса (в убойном весе) и 1,6% молока. В ряде  регионов
России в фермерском секторе используется  8-12%  земель, производство
некоторых  видов  продукции   достигает   10-15%.   Многие   фермеры,
образовавшие свои  хозяйства в  первые  годы  реформы,  имеют прочную
материально-техническую  базу, наращивают производство  и  добиваются
высоких производственных и финансовых результатов.
     Однако  в  1994-1995 гг..   рост крестьянских   хозяйств   резко
замедлился.  Во многих регионах  число  хозяйств,  прекративших  свою
деятельность, стало превышать  число вновь  образующихся,  количество
фермерских  хозяйств начало  сокращаться.  В 1995 году  на 100  вновь
образовавшихся  пришлось  96 ликвидированных. Численность  хозяйств 1
января  1996  года  составила  280,1  тыс.  и  проявляет тенденцию  к
дальнейшему спаду.   При  этом часть  хозяйств   не  может юридически
прекратить свою деятельность из-за  невозможности  возврата долгов  н
логовым органам и коммерческим банкам.
     Ликвидация  значительной части крестьянских хозяйств  вызвана не
столько    естественным   ходом   их   развития,    сколько    общими
неблагоприятными   экономическими  и    организационными    условиями
переходного  периода: неплатежами   за продукцию, высокой  инфляцией,
диспаритетом цен,  негативной   финансово-кредитной политикой.  Имеет
место  неравноправное  по сравнению с другими  формами хозяйствования
положение  фермеров, связанное как  с предвзятым  отношением к ним, в
том числе   и со  стороны   сельскохозяйственных  органов,  так  и  с
нерешенностью многих   вопросов создания  и деятельности крестьянских
хозяйств:    организационно-правовых,     земельных,     материально-
технического    обеспечения.   переработки   и    сбыта    продукции,
налогообложения, социальных и др.
     Одной из  главных   причин спада в  фермерском движении является
резкое  сокращение государственной  поддержки   как   на  федеральном
уровне,  так  и на  уровне субъектов Федерации. Прежде всего по  этой
причине  не развиваются  крестьянские  хозяйства,  образовавшиеся   в
последние 2 года. Многие из них  из-за  отсутствия средств  не смогли
даже начать   производственную  деятельность.  В   целом   по  России
крестьянские хозяйства   не засевают  около  трети  площадей.   Резко
сократилось число желающих образовать крестьянское  хозяйство,  остаю
ся   невостребованными   земли   фонда  перераспределения.  В  случае
продолжения  современной аграрной  политики   количество крестьянских
хозяйств будет неуклонно сокращаться.
     Наряду с  этим  в   секторе личных подсобных  хозяйств населения
появились хозяйства, имеющие до 2 га земли и более и  ориентированные
на  производство   товарной    продукции.  В  основном  это  подворья
работников  сельскохозяйственных предприятий, эффективно использующих
их помощь. Уже  сейчас  они по объему продукции превосходят некоторые
фермерские хозяйства.   В  ряде   мест  происходит  стихийный  распад
крупных хозяйств с  произвольным и не всегда законным  распределением
материально-технических средств  по  подворьям. Фактически образуются
крестьянские  натуральные   хозяйства    с  неопределенным  статусом,
нарушенными   воспроизводственными   связями.    Формирование   таких
хозяйств   обусловлено  безальтернативностью    выбора    дальнейшего
существования  их   владельцев  при   распаде  крупных   коллективных
предприятий.
     Цель    программы    заключается    в   создании   благоприятных
экономических, организационных,  правовых   и социальных  условий для
развития крестьянских хозяйств.
     Основными задачами программы являются:
     -формирование системы   государственной  поддержки  фермеров   и
механизма,  гарантирующего   целевое   использование  государственных
средств, стимулирование внутренних возможностей хозяйств,  сохранение
и            рациональное            использование           имеющего
производственно-технологического потенциала;
     -  обеспечение земельных  прав  и   оптимизация землепользования
крестьянских хозяйств;
     -  улучшение    экономических   условий   производства  и  сбыта
продукции фермеров;
     -   развитие  производственной   базы   фермерского  сектора   и
обеспечение   условий  для  роста  производительности   крестьянского
труда;
     - упорядочение системы налогообложения крестьянских хозяйств;
     -  развитие фермерской   кооперации и  формирование  эффективной
рыночной инфраструктуры  обслуживания   и   обеспечения  крестьянских
хозяйств;
     - стимулирование инвестиций в фермерский сектор;
     -  развитие   информационно-консультационного   обслуживания   и
системы повышения квалификации фермеров;
     -улучшение социального обеспечения членов  крестьянских хозяйств
и занятых в них наемных работников;
- развитие и укрепление крестьянского самоуправления.

2. СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ,
ТЕНДЕНЦИЯ ИХ РАЗВИТИЯ И МЕСТО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

     Дальнейшее развитие фермерского сектора будет  складываться  под
воздействием ряда факторов. При  отсутствии государственной поддержки
и  продолжении  сложившегося  курса в аграрной реформе  продолжится и
даже  ускорится    ликвидация  существующих   крестьянских  хозяйств.
Прекратит  свою   деятельность   часть  хозяйств,   образовавшихся  в
последние  2-3  года, не   имеющие  материально-технической   базы  и
финансовых средств, а также  и ранее образовавшиеся мелкие хозяйства,
получившие  большие  кредиты  на крайне  обременительных  услови   х.
Сохранит свое значение и место группа экономически  крепких хозяйств,
созданных  в  первые  годы реформы.  Остальные  хозяйства  перейдут в
режим выживания со существенным сокращением товарного производства.
     В   случае   достаточной   государственной  поддержки    существующие
хозяйства сохранятся и постепенно увеличат производство.
     Продолжится образование новых крестьянских  хозяйств,  при  этом
изменится  их   социальная   база.   Почти   полностью    прекратится
образование крестьянских  хозяйств   жителями  городов.  Ограниченным
останется   число     новых    хозяйств,   образуемых     работниками
сельскохозяйственных предприятий путем их выхода с земельными  долями
и  имущественными паями.   Расширению   фермерского   сектора   будет
способствовать реформирование крупных  коллективных  предприятий. При
этом количество новых  хозяйств не  будет  значительным, но они будут
достато но жизнеспособными благодаря  получению  имущественных  паев.
Их число может быть более значительным в случае применения  процедуры
банкротства    к     безнадежно    убыточным     сельскохозяйственным
предприятиям.
     Будут также образовываться крестьянские хозяйства при  стихийном
распаде сельхозпредприятий.
     Ожидается,  что во   многих  крупных сельхозпредприятиях   будут
расширяться     личные     подсобные    хозяйства    работников,    а
производственная база  предприятий   активно использоваться   для  их
обеспечения  и обслуживания.  Земельные  угодья  будут распределяться
полностью  или  частично по  подворьям  с   постепенным  превращением
сельхозпредприятий в кооперативы крестьянских хозяйств.
     Предполагается,  что превращение   личных  подворий в   товарные
фермерские  хозяйства  будет сравнительно  медленным,  для  чего   не
потребуется    значительных     единовременных    вложений,    однако
государственная  организационная   и    финансовая   поддержка   этим
хозяйствам необходима.  При отсутствии такой поддержки  они  сохранят
сугубо потребительский характер.
     Ожидается, что в 1996-97 гг. общее  число крестьянских  хозяйств
может  сократиться или  сохраниться   на  нынешнем уровне,  и лишь  в
последующие годы   с   улучшением  экономической   обстановки  начнет
увеличиваться.  В зависимости от  объема государственной  поддержки в
рамках рассматриваемой перспективы общее число крестьянских  хозяйств
может составить к 2000 году от 330 до  380  тысяч, с  общей  площадью
пашни до 11-11,5  млн.га,  или до  8,5-9% общей  ее площади,  а число
высокотоварных хозяйств может достигнуть 180-220 тысяч. Средний
 размер хозяйств увеличится незначительно и  составит около
30 га пашни. К 2005 году  число крестьянских  хозяйств может возрасти
до 400-470 тысяч.
     Ожидается, что основная часть крестьянских хозяйств, в  основном
в южных  регионах,   будет заниматься  земледелием,   сохранится   их
ориентация на выращивание зерна, подсолнечника и сахарной свеклы.
     В  большинстве   хозяйств   животноводство   будет  вестись  для
удовлетворения  собственных потребностей.  Наряду   с  этим в   части
хозяйств,  особенно   в    северных  регионах,  более  быстро   будет
развиваться товарное молочное животноводство и свиноводство.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

     Правовое   обеспечение  развития    крестьянских    (фермерских)
хозяйств отстает от потребностей практики и  нуждается в существенном
обновлении. Необходимо принять в новой редакции Федеральный закон  "О
крестьянском  (фермерском) хозяйстве", а  также  Положение о  порядке
создания крестьянских (фермерских) хозяйств на  базе личных подсобных
хозяйств. При совершенствовании  нормативно-правовой  базы  важно  не
допустить ухудшения  условий  создания  и   деятельности крестьянских
хозяйств. На крестьянские  хозяйства  должны  распростра  няться меры
государственной поддержки. предусмотренные  для  сельскохозяйственных
товаропроизводителей, а также для малого предпринимательства.
     Провести  бесплатную регистрацию  изменений  правового   статуса
крестьянских хозяйств   в  соответствии с  первой частью Гражданского
кодекса. При этом необходимо иметь в виду, что:
     -   крестьянское   хозяйство  осуществляет   деятельность    без
образования  юридического лица,   а глава   крестьянского   хозяйства
признается  предпринимателем с   момента государственной  регистрации
крестьянского хозяйства;
     - имущество крестьянского хозяйства  принадлежит  его членам  на
праве совместной  собственности,  если   законом или договором  между
ними не предусмотрено иное;
     -  земельный участок находится в  совместной  собственности  его
членов,  если  он предоставлен  в собственность  этому  хозяйству или
приобретен на общие средства его членов.
     Привести земельное и налоговое  законодательство в  соответствии
с новым статусом крестьянских хозяйств.

     4.   ЗЕМЕЛЬНЫЕ     ОТНОШЕНИЯ,     СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ    МЕХАНИЗМА
ФОРМИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

     В целях совершенствования  земельных  отношений  в  крестьянских
хозяйствах целесообразно:
     -   переоформить  земельные   участки    крестьянских  хозяйств,
полученные  в    пожизненное  наследуемое   владение   и   бессрочное
пользование, частично (в размерах  установленных  предельных районных
норм бесплатного наделения землей в  общую  совместную  собственность
крестьянских хозяйств,  а   сверх указанной  нормы   - в долгосрочную
аренду с правом выкупа);
     -  отработать    механизм    залога   земель,   находящихся    в
собственности крестьянских хозяйств.  с целью  получения долгосрочных
ипотечных кредитов;
     -   разработать  механизм    купли-продажи  земельных  участков,
находящихся в  собственности крестьянских  хозяйств,  включая продажу
как  по инициативе   крестьянского хозяйства,   так  и по  инициативе
конкурсного управляющего в хозяйствах.  признанных арбитражным  судом
банкротами;
     -  предоставить всем   собственникам  земельных  долей право  по
своему     усмотрению     передавать    их     в     аренду     любым
сельхозпроизводителям, включая и крестьянские хозяйства;
     - предоставить личным подсобным хозяйствам  право на  увеличение
землепользования сверх   установленных  размеров  путем присоединения
земельных участков, полученных в счет земельных долей;
     - распространить   на личные  подсобные  хозяйства,   получившие
дополнительные   земельные   участки,  льготы  по  налогу  на  землю,
предусмотренные для крестьянских хозяйств;
     - разработать порядок компенсации расходов  по улучшению земель,
возвращаемых   крестьянскими   хозяйствами   государству   или  иному
собственнику;
     - установить   первоочередное право  соседей землевладельцев  на
покупку или   аренду  с правом  выкупа   высвобождающихся   земельных
участков;
     - усилить   контроль  за   использованием  земель  по   целевому
назначению крестьянскими хозяйствами и  в  случаях нарушений  изымать
их в фонд перераспределения.

5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ

     Система   финансового  обеспечения    создания   и  деятельности
крестьянских   хозяйств    должна    предусматривать   их    льготное
кредитование,    субсидирование,    налоговое     и    инвестиционное
стимулирование.
     В целях   улучшения финансового положения  крестьянских хозяйств
намечается:
     - введение системы гарантированных цен  с авансированием  до 50%
от их величины и квот закупок в  федеральные и региональные фонды  на
наиболее важные  виды продукции  (зерновые  и зернобобовые, масличные
культуры, сахарная   свекла). Должна  быть   обеспечена   приемка   и
хранение всей   предъявленной  фермерами  продукции,  соответствующей
стандартам;
     - регулирование  (ограничение)   цен на   продукцию   и   услуги
естественных и   хозяйственных  монополий (на   удобрения   и  другие
химикаты,  горюче-смазочные    материалы,   услуги   железнодорожного
транспорта, основные  виды  машиностроительной продукции  монопольных
заводов-поставщиков и др.);
     -  устанавливать цены на  продукцию, реализуемую в  региональные
фонды,  на уровне  ниже  цен на аналогичную продукцию, поставляемую в
федеральный продовольственный фонд;
     - устанавливать стартовые  цены  с последующей их индексацией  в
зависимости от фактического уровня инфляции;
     -  выплачивать дотации   на   отдельные  наиболее   важные  виды
продукции, реализованной  как в  государственные  ресурсы,  так  и на
свободном рынке;
     -  осуществлять    частичные    компенсации   на    приобретение
материально-технических  ресурсов  (минеральные  удобрения, отдельные
виды топлива и энергии, семян. комбикормов и др.);
     - выделять  субсидии на  приобретение основных  производственных
фондов и строительство. расширение и восстановление  животноводческих
помещений;
     -  установить   льготы  для   начинающих   фермеров  по  выплате
первоначальных   взносов    за    материально-технические   средства,
предоставляемые на основе лизинга;
     -  способствовать  включению   фермеров   в   число   акционеров
перерабатывающих предприятий. Для этого необходимо  произвести  выкуп
за  счет  средств  бюджета части   акций и  распределить   их   между
товаропроизводителями;
     -   выделять   субвенции   на    формирование    социальной    и
производственной инфраструктуры фермерских хозяйств;
     -  осуществлять льготное  кредитование крестьянских  хозяйств на
приобретение   материально-технических   средств    производственного
назначения, производственное строительство и строительство жилья;
     - осуществлять льготное кредитование  фермерских кооперативов  и
предприятий   по  производству,   переработке,    сбыту  продукции  и
совместному   использованию     техники,     материально-техническому
обеспечению на конкурсной основе;
     - выделять   долгосрочные ссуды  на формирование  паевых  фондов
кредитных кооперативов и страховых обществ;
     - выплачивать единовременные  пособия  семьям. переселяющимся  в
сельскую местность для образования крестьянских хозяйств;
     - установить дополнительные  льготы для многодетных крестьянских
семей и семей молодых фермеров и порядок их применения.
     Кроме  того,   крестьянским    хозяйствам  наравне    с  другими
сельскохозяйственными товаропроизводителями предоставляются  средства
и  льготы,  выделяемые на  выполнение целевых программ (по  повышению
плодородия земель, "Хлеб России" и др.).
     В  Федеральном бюджете  и бюджетах субъектов  Федерации  при  их
формировании по представлению соответствующих  органов  крестьянского
самоуправления,   согласованному  с   органами   управления  сельским
хозяйством,   предусматриваются  направления   и    размеры   средств
финансовой   поддержки,  разрабатывается    и  утверждается   порядок
доведения средств  до  получателей   и   их   использования.  Порядок
доведения   и   использования  средств   государственной    поддержки
разрабатывается  и   реализуется   с  участием  органов   фермерского
самоуправления.

6.  НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ

     Система  налогообложения  крестьянских   хозяйств  должна   быть
направлена  на  стимулирование их   производственной и инвестиционной
активности в сфере сельскохозяйственного производства.
     Намечается осуществить следующие меры:
     - продлить сроки действия льгот по  уплате земельного  налога  и
налога от дохода от несельскохозяйственной деятельности;
     -   отменить   взимание   с  членов   крестьянского    хозяйства
подоходного  налога  от сельскохозяйственной   деятельности (как  это
предусмотрено  в налогообложении сельхозпроизводителей -  юридических
лиц);
     - освободить   крестьянские  хозяйства от  выплаты   налога   на
добавленную стоимость при регистрации изменений их правового  статуса
или прекращении деятельности хозяйств;
     -   установить,  что    доходы    от    реализации   собственной
сельскохозяйственной  продукции, переработанной   вне  хозяйства,  не
включаются в доход от сельскохозяйственной деятельности;
     - не взимать подоходный налог со  средств,  полученных фермерами
в качестве финансовой поддержки со стороны;
     -  установить, что  крестьянские  хозяйства  отчитываются  перед
налоговыми  органами  один раз в год, и представляемые ими  налоговые
отчетные документы  являются  одновременно  и  документами   плановой
проверки правильности   их заполнения.  Запретить наложение  штрафных
санкций по выплате налогов за периоды,  предшествующие отчетному году
(ежегодной сдачи отчетных  материалов). Взыскание  штрафов и недоимок
проводить  только  после окончательного решения  по  акту разногласий
налоговой инспекции и фермера.




7. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФЕРМЕРСКОЙ КООПЕРАЦИИ

     Главными   направлениями   развития   фермерской   кооперации  в
современных условиях являются:
- совместное использование техники;
- первичная переработка, хранение и сбыт продукции;
- материально-техническое обеспечение;
- кредитная кооперация и страхование.
     Предполагается  осуществление    ряда  мер    по  стимулированию
фермерской кооперации:
     -   совершенствование  законодательной  базы,  предусматривающее
раздельное правовое регулирование производственных и  потребительских
(обслуживающих)  кооперативов    с   освобождением    потребительских
кооперативов от налога на прибыль.
     В силу   некоммерческого   характера   деятельности  кооперативы
должны  быть  также исключены   из  сферы  действия  антимонопольного
законодательства;
     - повышение  квалификации  в  вопросах   кооперации фермеров   и
работников органов управления сельским хозяйством.  Это  предполагает
организацию просветительской работы через органы  управления сельским
хозяйством  и   региональные    отделения   АККОР;   введение   курса
сельскохозяйственной  кооперации  в  программу   сельскохозяйственных
университетов  и академий;   издание и   распространение  специальных
материалов по кооперативной  тематике; развитие  сети  консалтинговых
фирм;
     - финансовая поддержка государством  кооперативного  движения  в
целом.   и  особенно   формирования  стартового  капитала   кредитных
кооперативов и обществ взаимного страхования (страховых компаний);
     - развитие сельского самоуправления и поддержка кооперативов  со
стороны муниципальных органов всех уровней.
     Развитие фермерской кооперации должно идти прежде всего  по пути
интеграции с  другими   сельскими  товаропроизводителями,   а   также
использования на кооперативной основе  уже созданных, но  в настоящее
время    не   полностью   загруженных    производственных   мощностей
специализированных агросервисных  предприятий.   В случае  отсутствия
средств  у крестьянских хозяйств для осуществления  такой  интеграции
государством будет  предоставляться  на возвратной основе  финансовая
помощь.
     В предстоящее   пятилетие предстоит  создание  системы кредитной
кооперации, ориентированной   на  мелких   сельхозпроизводителей.   В
течение  1996-1997  гг.  будут   созданы  организационно-правовые   и
экономические предпосылки  образования   и   деятельности   кредитных
кооперативов. Будет внесен в законодательные органы  проект закона  о
кредитной   кооперации,   разработаны   уставы  ссудно-сберегательных
кооперативов  и обществ  взаимного кредитования,  подготовлены другие
нормативные  документы,  обеспечивающие   деятельность  кооперативов,
существлены меры  поддержки,   в том   числе  по формированию  паевых
фондов и получению кредитных  ресурсов. Начнут  действовать  пилотные
проекты.
     В 1996-1997  гг.   предстоит создать  кооперативы  в большинстве
регионов.  В  начальный период   они будут  работать   как   общества
взаимного  кредитования    на   основе  объединения   средств  членов
кооперативов и частично средств государственной  поддержки.  По  мере
налаживания  их  деятельности они  перейдут   к  привлечению  средств
населения   и  других   инвесторов.  Будет  организована   подготовка
специалистов для работы  в  кредитных  кооперативах. Многие кредитные
кооперативы  будут действовать  во   взаимодействии  со сбытовыми   и
снабженчес ими кооперативами.  На базе местных  кооперативов начнется
их объединение   в кооперативные   банки.   Наряду  с   кредитованием
кооперативные банки   могут  оказывать  жителям  и  другие банковские
услуги.   Формирование  широко    разветвленной  системы    кредитных
кооперативов  и кооперативных банков в целом  выйдет за пределы  2000
года.
     В   ближайшие   годы   ожидается   завершение  создания  системы
коммерческих страховых компаний и их  укрепление,  ориентированных на
оказание  страховых услуг  сельским   товаропроизводителям,   включая
фермеров.   Страховым     компаниям    будет     оказана    стартовая
государственная   поддержка   на  особо   оговоренных    условиях   с
последующей трансформацией их в кооперативные структуры.
     Наряду  с этим получат развитие общества  взаимного страхования.
Для  этого   необходимо    разработать  нормативную    базу,  создать
организационно  правовые и   экономические условия  их  деятельности,
разработать  условия   целевой  государственной   поддержки   обществ
взаимного страхования на начальном этапе.