Большинство из Вас будет проходить стажировку в компаниях аналогичных Вашим. И хотя типы компаний могут оказаться схожими, и товары/услуги аналогичными, инфраструктура и деловая среда могут весьма отличаться. Постарайтесь впитывать всю информацию, хотя иногда Вам может быть не ясно как Вы ее сможете использовать в будущем.
Невозможно переоценить значение ведения записей. Они чрезвычайно полезны во время стажировки и неоценимы по возвращении домой. Пожалуйста, всегда имейте при себе бумагу и ручку.
Немногие американцы ищут возможности организовать совместное предприятие за рубежом. Они потерпели ущерб в результате недавнего спада производства в США и в мире. Многие из них понесли большие финансовые потери. Другие лишились высокооплачиваемых должностей. Желание идти на риск потеряло свою привлекательность. Это непонятно для россиян, для которых каждый день деловой активности связан с риском. Американцы с годами стали предпочитать "надежные деньги". Они создали образ жизни, который базируется на надежных капиталовложениях. И хотя внутренняя и международная экономическая ситуация отчасти стабилизировались, американцы, по-прежнему, проявляют осторожность.
Американцев обижало и иногда даже оскорбляло не в меру активное стремление со стороны стажера к образованию совместного предприятия или к поиску партнера. Если Вам интересно узнать заинтересован ли Ваш бизнес-координатор в деловом сотрудничестве, договоритесь об отдельной встрече и изложите Ваши предложения подробно. Имейте в виду, что американцы не примут его всерьез, если у Вас не будет бизнес-плана. Покажите свой бизнес-план и предоставьте информацию о Вашем товаре. Спросите есть ли у него/нее интерес в сотрудничестве с Вами или попросите дать совет. Если интерес не будет проявлен, спросите знают ли они кого-нибудь, кто может заинтересоваться Вашим предложением. При отрицательном ответе лучше всего не возвращаться к этой теме и сосредоточиться на достижении целей стажировки.
Наилучший способ произвести впечатление на Вашего американского партнера - серьезно относиться к каждому аспекту изучения предприятия. Американцы познают новое задавая вопросы, поэтому задавайте конкретные вопросы, тщательно все записывайте, собирайте все доступные материалы, помогающие понять систему управления. Если американский руководитель чувствует себя легко с Вами и считает что Вы схватываете знания на лету, он возможно будет заинтересован в продолжении с Вами деловых отношений.
Почему американцы с готовностью принимают российских бизнесменов на стажировку?
Деловое партнерство. Возможно, лишь один процент американских предпринимателей принимает у себя стажера потому, что хочет исследовать возможность будущего делового сотрудничества.
Самые важным орудием во время стажировки послужат Вам записная книжка и ручка. В виду "информационной перегрузки", которую Вы почувствуете, Ваш мозг может "отключиться" или перестать регистрировать все увиденное и услышанное. Самый лучший выход - это записывать информацию в момент ее поступления.
Искусству ведения записей можно быстро научиться, следуя лишь немногим советам. Немного организованности - и Вы сможете быстро извлекать информацию из Ваших ежедневных заметок. Например:
Весьма вероятно, что самым важным контактом для Вас будет Ваш наставник по бизнесу.
Если между Вами возникнут взаимоуважение и доверие, то он сможет открыть для Вас любые двери. С самого начала продумайте каким образом создать отношения благотворные для обеих сторон.
Ваш наставник по бизнесу еще до Вашего приезда потратил много времени и усилий для организации Вашей стажировки.
Помните, что этот человек добровольно согласился предоставить свою фирму в качестве образовательной площадки, свой персонал в качестве носителей деловой информации, и значительную часть своего рабочего времени. Он/она усердно работал/а над созданием учебной программы, которая соответствует Вашим интересам.
Если Вы и Ваш наставник по бизнесу не можете прийти к соглашению или, если американская компания не имеет возможности предоставить Вам то, что Вам нужно, то может быть Вам обоим необходимо обратиться за помощью к местному координатору, ответственному за Вашу стажировку.
Помните, что Ваш наставник по бизнесу никогда ранее не выполнял этой роли.
Возможно, у Вас будет чувство неловкости и скованности, но не забывайте, что и Ваш наставник, без сомнения, будет чувствовать то же самое. Наберитесь терпения и постарайтесь с первой же встречи начать строить прочные дружеские отношения.
Вам будет предоставлена возможность ознакомиться с общими целями, организационной структурой и управленческой инфраструктурой компании. Это позволит Вам разобраться в структуре компании и различных отделов, где Вы сможете получить необходимую информацию. Убедитесь, что Вы хорошо поняли основные цели и организационную структуру перед тем как перейти к рабочему плану.
Внизу приведена упрощенная схема организационной структуры. Данная схема дает представление о системе распределения ответственности и принятия решений. Из этой схемы ясно видно кто кому подчиняется и как распределены обязанности. Хотя зачастую взаимоотношения в компании носят неформальный характер, все же необходимо понимать кому принадлежит последнее слово в принятии решений по различным вопросам.
В некоторых случаях он иерархический, в других он тяготеет к системе управления группой ответственных лиц. Все больше и больше американских компаний переходит на групповой метод управления. Это особенно справедливо в тех случаях, когда фирма в состоянии нанять высококвалифицированных и опытных специалистов. В меньшей степени это присуще компаниям, которые либо в виду финансовых трудностей, либо из-за большого объема работ вынуждены нанимать менее квалифицированных работников. Однако, почти во всех случаях иерархическая пирамида становится все более плоской. Все сотрудники подготовлены таким образом, чтобы числиться в "активах" компании и играть важную роль в управлении компанией. Становится все более принятым выдвигать на руководящие посты работников компании, а не приглашенных со стороны. Наблюдайте, задавате вопросы и записывайте.
Первостепенное значение имеет то, как менеджеры компаний взаимодействуют с руководителями отделов. Руководители отделов отвечают за: финансы, маркетинг, продажу, рекламу, производство товара, контроль за качеством, обновление ассортимента, учет, кадры, обслуживание, и т.д. Наблюдайте за характерными особенностями в отношениях между главным менеджером и менеджерами отделов, между главным менеджером и сотрудниками, между менеджерами отделов и их подчиненными. Именно на этом основана большая доля успеха бизнеса. Если Вы заметили, что в компании сильно развит дух сотрудничества и доброго отношения друг к другу, если сотрудники компании искренне заинтересованы в конечных результатах своего труда и успехе компании, то это замечательное место для обучения. Наблюдайте, задававйте вопросы и записывайте.
Согласно Вашему рабочему плану Вы сможете посетить каждый из отделов американской фирмы.
В некоторых отделах Вы, возможно, проведете несколько часов, в других несколько дней, в зависимости от Ваших интересов и потребностей. Однако для того, чтобы составить полную картину Вам будет необходимо знать функции каждого отдела и как они взаимодействуют друг с другом для достижения общей цели. Слушайте внимательно и задавайте вопросы!
Менеджеры отделов введут Вас в сферу своей деятельности, дадут обзор того как они организуют работу в отделе и, что более важно, как они распределяют работу между своими подчиненными. Они познакомят Вас с помощниками менеджеров различных отделов, которые дадут Вам краткое описание своей работы. Они могут помочь Вам понять отношения между главной задачей компании, товарами или услугами компании и потребителями. Многие из этих людей следят за тем, чтобы потребности клиента были удовлетворены, так как от этого зависит процветание компании.
Какие отделы будут для Вас наиболее полезны? Вы можете приехать с одним представлением о том, на каких отделах Вы бы хотели сосредоточить свое внимание, и обнаружить по приезде, что другие отделы более удовлетворяют Вашим нуждам. Держите "ушки на макушке", чтобы не пропустить новые идеи, полезные для Вашего бизнеса. Как правило, для российских стажеров самыми познавательными отделами в американских фирмах являлись финансовые отделы, отделы маркетинга, учета и управления персоналом.
Контракты, счета, документы, юридические документы, проекты, фотографии, брошюры, описание должностных обязанностей, учетные документы, документы, регламентирующие порядок осуществления работ, и т.д. могут оказать Вам неоценимую службу в России. Попросите разрешения взять с собой копии нужных Вам документов. Принимающие Вас американцы обычно с удовольствием поделяться с Вами информацией, за исключением тех редких случаев, когда информация является конфиденциальной. Просьба в этих редких случаях уважать желание принимающей Вас фирмы не копировать и не выносить документы за пределы предприятия. Мы советуем Вам делать пометки на копиях или образцах документов для того, чтобы не забыть где Вы получили данный документ и с какой целью. Иначе, к концу Вашей стажировки Вы будете завалены кипой документов, которые не будут иметь никакого смысла, так как Вы не будете помнить что Вы имели в виду, когда делали с него копию. Короткая пометка освежит Вашу память.
Наблюдайте за каждым менеджером отдела. Обращайте внимание на то как они общаются со своими сотрудниками. Хороший менеджер отличается тем, что он/а анализирует какие общие задачи должны быть выполнены, знает как научить других выполнять эти задачи, распределяет обязанности и затем прослеживает за тем как весь отдел выполняет поставленные перед ними задачи. Отмечайте какие методы применяет менеджер отдела для поддержания производительности и для того, чтобы сотрудники не только выполняли работу, но также испытывали чувство удовлетворения от выполненной работы. Какие стимулы использует менеджер? Как бы Вы оценили взаимоотношения между людьми? Какие новые мысли пришли Вам в голову в результате посещения этого отдела? Что могло бы пригодиться в России, а что нет? Наблюдайте, задавайте вопросы и записывайте. Еще раз напоминаем: Задавайте вопросы! Задавайте вопросы! Задавайте вопросы! Американцы считают вопросы признаком ума и предприимчивости. Американцы будут лишь польщены, если увидят, что их отдел Вас интересует. Если Вы спросите их, то они дадут Вам гораздо больше информации. И, что очень важно, вопросы растапливают лед официальности.
Американцы обычно не нанимают в свою фирму членов семей или друзей и не вступают с ними в деловые отношения. Американские компании обычно имеют дело со множеством деловых людей. Это - клиенты, торговцы, банкиры и юристы, которые, прежде всего, заинтересованы в честных сделках, в том, что американцы называют взаимовыгодными отношениями. Доверие не основывается на дружбе или связях. Доверие строится на честной игре, трезвом деловом опыте и доброй воле. Не существует никаких особых сделок и коммерческих тайн.
Незаконные коммерческие операции зачастую приводят к судебным разбирательствам, огромным штрафам и иногда даже тюремному заключению.
Бизнесмены избегают тех, кто замешан в сомнительных связях и имеет "подмоченную" репутацию. Тактика "выкручивания рук" или нажима, как правило, не имеет места в американском бизнесе 90-х годов. Репутация бизнесмена строится на открытых сделках со всеми внешними клиентами, торговцами, банкирами, юристами и т.д.
Успех бизнеса зависит от ассортимента производимых товаров или услуг, от дружелюбия персонала и от того является ли система назначения цен на товары и система участия в торгах справедливыми. Менеджеры и служащие компании стремятся показать внешнему деловому миру, что их компания прочна и стабильна как в финансовом так и в профессиональном отношениях.
Разные компании по разному проявляют свою социальную ответственность. Однако, большинство компаний считает, что наиболее важными являются следующие аспекты:
Справедливая практика найма на работу. Сюда входит приверженность к культурному и расовому разнообразию.
Оплата медицинского страхования сотрудников, а также здоровая и экологически безопасная обстановка на рабочем месте.
Этические проблемы, куда входит широкий круг вопросов, таких как вопросы морального поведения в компании, этические стандарты за столом переговоров и множество социальных вопросов.
Гражданская ответственность владельцев компании все больше поощряется деловым сообществом. Компании берут на свое обеспечение малообеспеченных, участвуют в проектах по благоустройству города, лоббируют городское правительство с целью улучшения жизненных условий малообеспеченных слоев населения города.
Каждая компания подходит к этим сложным вопросам по-своему. Но большинство американцев согласится с тем, что в наши дни социальная ответственность в любой из ее форм является неотъемлемой частью ведения бизнеса.